Метки текста:

Карелия Карелы Карельское Поморье Кижский вестник Костюм Одежда Россия Русский Север Северо-Запад

Трифонова Л.В. (г.Петрозаводск)
Традиционная одежда северных карел (по материалам исследователей XIX – первой половины XX века) VkontakteFacebook

1. Девочка из северо–западной Карелии. Костомукша. Фотография И.Инха.1890.2. Мальчики из Ухты. Фотография И.Инха. 1890-е гг.3. Молодая женщина в сороке. Северо–западная Карелия. Фото И.Инха. 1890-е гг.4. Молодой человек в жилете и шейном платке. Северо–западная Карелия. Фото И.Инха. 1890-е гг.5. Женский головной убор «сорока». Северная Карелия. Середина XIX в. КГМ (из альбома А.Косменко «Карельское  народное искусство. Петрозаводск. 1977)6. Вышитое оплечье женской рубахи. Ухта. Середина XIX в. КГМ (из альбома А.Косменко «Карельское народное искусство. Петрозаводск. 1977)

Северная Карелия включает в себя территорию бывшего Кемского уезда Архангельской губернии и Повенецкого уезда Олонецкой губернии. В соответствии с современным административным делением это территория Калевальского, Лоухского, Муезерского, Медвежьегорского, а также частично Беломорского и Кемского районов Республики Карелия.

Благодаря развитию отходничества во второй половине XIX века северные карелы имели более тесные контакты с финнами и саамами, нежели с русскими и c более южными группами карельского населения. Поэтому севернорусские черты здесь сказывались слабее, чем в южнокарельской культурной зоне. В силу сложившихся исторических условий материальная культура северных карел в XIX веке сохранила целый ряд архаических элементов, нашедших свое отражение и в одежде. Задачей автора данной статьи является попытка выявить специфику и изменение облика традиционного мужского и женского костюма северной Карелии на протяжении XIX-го – первой половины XX века по материалам исследователей, посетивших северную Карелию в данный период. Для более полного освещения вопроса автор привлекает «Поденную записку» Г.Р.Державина (1785 г.), введенную в научный оборот В.Пименовым и Е.Эпштейном. [1] Державин совершил путешествие по маршруту Петрозаводск – Кемь в 1785 году, имея целью лично ознакомиться с состоянием сельского хозяйства, торговли и крестьянских промыслов во вверенной ему губернии. Результатом поездки стал его путевой дневник, содержащий помимо всего прочего ценные этнографические сведения по материальной культуре бедоморских карел, в частности по традиционной одежде. На специфику одежды калевальских и ругозерских карел обращает внимание в своих путевых заметках 1833 и 1835 гг. финский фольклорист Элиас Леннрот. [2] Об одежде беломорских карел в 1897 году пишет А.П.Эгельгардт в путевых записках «Русский север». [3] Следующими по хронологии изданиями, посвященными культуре беломорских карел, являются «Статистическо–экономический очерк Корелы» члена–корреспондента Императорского московского общества сельского хозяйства П.Чубинского (1866 г.) [4] и работа Н.Камкина «Архангельские карелы», напечатанная в журнале «Древняя и новая Россия» (1880 г.). [5] Об изменениях, произошедших в одежде кемских карел в начале XX века, пишет в бытовом очерке «Карелия и карелы» в «Вестнике Мурмана» (1923 г.) некто, скрывающийся под инициалами «Ф.Д.» [6] . Костюму кемских карел посвящен также очерк А.Линевского «Карелы» в журнале «Советская этнография» (1941 г.). [7]

Сведения по одежде ругозерских и ребольских карел, проживающих в северо–западной части Карелии, можно почерпнуть из очерка «Карел, его быт и занятия», посвященного ругозерским карелам. [8] О быте ругозерских и ребольских карел идет речь в очерке И.В.Оленева «Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги». [9] В 1929 году состоялась экспедиция Академии наук СССР в Ухтинский район, в которой принимали участие сотрудники этнографического отдела ГРМ. Результатом экспедиции стал «Карельский сборник», в котором были опубликованы статьи Д.А.Золотарева «В северо–западной Карелии» [10] и Л.А.Капицы «Материалы для этнографической характеристики Кондокского и Вокнаволоцкого районов северо–западной Карелии». [11] Об изменениях в одежде ребольских карел начала XX века, пишет Д. А.Зеленин в статье «О старом быте карел Медвежьегорского района Карело–Финской ССР» опубликованной в журнале «Советская этнография» (1941 г.). [12]

Культуре паданских карел, занимающей промежуточное положение между северной и южной Карелией, посвящен очерк А.И.Иванова. [13] В одном из разделов Иванов дает подробную характеристику праздничной и повседневной мужской одежды и упоминает о таком традиционном занятии паданских карел как плетение лаптей из бересты. О традиции носить лапти в Повенецком уезде Олонецкой губернии, не характерной для остальной северной Карелии, еще в 1863 году писал в своем «Опыте описания Олонецкой губернии» К.Бергштрессер [14] .

Помимо всех вышеперечисленных изданий, для уточнения и подтверждения некоторых сведений и терминологических понятий, были использованы труды этнографа А.П.Косменко, [15] ведущего исследователя карельской культуры Р.Ф.Тароевой (Никольской), [16] а также энциклопедия «Русский традиционный костюм», составленная научными сотрудниками РЭМ Н. Сосниной и И.Шангиной. [17] Кроме того, автор привлек отдельные сведения из трудов финских и шведских исследователей, публиковавшихся на немецком языке: И.Маннинена, Ю.Бломстедта и В.Суксдорфа в авторском переводе [18] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Традиционный мужской костюм северной Карелии

Основу традиционного мужского костюма северных карел на протяжении XIX века составляли рубаха и порты из плотного домашней выработки холста. Рубахи из холста были распространены у северных карел повсеместно: в Реболах, [19] в Ругозеро, [20] в Кемском уезде. [21] У паданских карел это были рубахи–косоворотки с цветными ластовицами, в Реболах, ближе к границе с Финляндией, рубахи без воротника с прямым разрезом на груди, который расценивался исследователями как влияние финской традиции. [22] Финским влиянием можно объяснить и наличие в северной и северо–западной Карелии (Реболы, Калевала) рабочей блузы, надевавшейся сверху на рубаху. [23] Ее упоминает Леннрот еще в 1835 году: «У мужчин поверх рубахи надето что‑то вроде блузы или короткой рубахи, сшитой из ткани синего цвета» [24] . О традиции финно–угорских народов носить во время работы две рубахи упоминает в своем труде об одежде Илмари Маннинен. [25] О наличии у северных карел второй верхней рубахи писал в 1941 году Д. Зеленин: «Верхней рабочей блузой служила большей частью вторая рубаха – широкая из толстого полусукна. Ее опоясывали кожаным ремнем шириною «в три пальца» с медною или железною бляшкой, на этом ремне висели ножны с ножом. На нижней рубахе поясом служил узенький ремешок, реже красный шерстяной плетень, на поясе висел кожаный кошелек с огнивом, кремнем, трутом и серой в маленьком деревянном корытце». [26] Эта верхняя грубая рабочая рубаха носила название «паловая» или «ригачная», т.е. служащая для работы на подсеке или для молотьбы. [27] «Рабочую блузу финского образца» упоминает в качестве одежды северо–западных карел в 1929 году Д.Золотарев. [28] Исчезновение холщевых рубах из быта северо–западных карел было зафиксировано Л.Капицей в 1929 году. [29]

Мужские штаны в северной Карелии шились из серого домашнего плотного сукна. Такие «суконные панталоны», которые носили в Реболах, упоминает в 1863 году А.Иванов, расценивая их как результат финского влияния. [30] Манера ношения штанов на протяжении XIX столетия постепенно менялась. Если Леннрот в 1833 году писал о брюках, заправленных в голенища сапог и о рубашках навыпуск, [31] то в начале XX века уже сообщалось о распространившейся среди северных карел финской моде заправлять рубаху в брюки, брюки же носить выпущенными поверх сапог. [32] Поверх брюк на талии в этот период принято было носить узкий ремень с чехлом для ножа. [33] Исчезновение из обихода северных карел штанов из домашней тканины зафиксировано Капицей в 1929 году. [34]

Летом в Ругозерской волости в жаркую погоду во время сенокоса мужчины носили светлые холщовые порты и рубахи, в прохладную погоду облачались в понитки и полукафтаны домашнего холста. Полукафтан – короткая длиной до колена распашная двубортная одежда с прямыми полами и подрезной собранной по талии спинкой. [35] Пониток отличался от полукафтана большей длиной и наличием стоячего воротника.

Верхней одеждой северного карела в осеннее–весенний сезон был кафтан, сшитый из домашнего сукна, вытканного из шерстяной нити на конопляной основе. Кафтан представлял собой разновидность распашной одежды свободного покроя, иногда приталенной. Он шился двубортным с застежкой справа налево, без воротника или со стоячим воротником. [36] Кафтаны, которые носили в Реболах, отличались деталями отделки: они не имели воротника и по краям бортов были обшиты кожей. [37] В Кемском уезде весенне–осенней одеждой у карел считался бострюк. [38] Как и кафтан, он шился из серого сукна и представлял собой распашную двубортную одежду с воротником–стойкой длиной до колена с прямыми полами, длинными рукавами и отрезной по талии спинкой, к которой пришивался собранный в сборку подол. [39] Застегивался справа налево на крючки или пуговицы. Появление бострюка у кемских карел, по–видимому, объясняется влиянием русского архангельского Поморья. [40] Внешне бострюк имел сходство с малороссийской свитой, что и было подмечено П.Чубинским при описании одежды кемских карел в 1866 году: «Обыкновенная одежда мужчин следующая: белье из толстого холста, бострюк из серого сукна, по покрою близко подходит к малороссийской свите». [41] В 1917 году Оленев рассматривает такую разновидность кафтана уже как устаревшую архаическую: «У стариков иногда можно встретить род кафтана, похожего на малороссийскую свитку». [42] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Самой распространенной зимней одеждой северных карел был овчинный полушубок. Его упоминает в 1835 году Леннрот, [43] в 1866 – П.Чубинский, [44] в 1880 – Н.Камкин. [45] По свидетельству Иванова с полушубком «карелы вместо кушака носят ремень с ножнами и острым ножиком». [46] Богатые крестьяне из северной Карелии имели лисьи или волчьи шубы, крытые нанкою или сукном. [47] В качестве праздничной зимней одежды ругозерских карел называются шубы, визитки (однобортные короткие сюртуки) или ватные пальто. [48] Оленев в 1917 году упоминает пальто на меху с воротником. [49]

В «Вестнике Мурмана» за 1923 год у кемских карел упоминаются зимние пальто с воротником, заменившие собой овчинные полушубки. [50]

Рабочей обувью в средней Карелии летом служили лапти. Срок службы лаптей – около недели. [51] Лапти ребольских карел назывались «виржу» или «лебе» и имели оборы (завязки) длиною до четырех метров. У Р. Тароевой встречается упоминание о берестяных сапогах (tuohisapas), бытовавших в средней Карелии и предназначенных для хождения по лесам и болотам. [52] В более северных областях (Ругозеро, Калевала) лаптей не носили. [53] Практически все дореволюционные исследователи причисляют к повседневной обуви северных карел сапоги из невычерненной белой кожи, смазанные дегтем. В качестве исходного материала для шитья сапог упоминается бычья [54] или оленья [55] кожа. Названия сапог приводятся разные: на северо–западе (Ругозеро, Калевала) это пексы, [56] кеньги [57] или койбы; [58] в Кемском уезде – это пексы [59] или упаки. [60] Отличительной особенностью севернокарельских сапог являются загнутые носы, что роднит их с саамской традицией [61] .

Повседневный мужской головной убор северных карел весной и осенью – фуражка, у более пожилых – валяная шляпа. Об этом свидетельствуют практически все дореволюционные этнографы. [62] Зимой их сменяют меховые шапки с наушниками – типичные зимние головные уборы финноугорских народов. [63] Праздничный головной убор севернокарельской молодежи конца XIX – начала XX века – шляпа. Как уточняет Камкин – «финляндская серая шляпа». [64] Капица в 1929 году пишет: «В костюме чувствуются черты финской индивидуальности. Широкополая мягкая шляпа заменяет редко встречающийся картуз». [65]

Постепенно на протяжении XIX века праздничный костюм северной Карелии претерпевает изменения. Если Леннрот в 1835 году описывает его максимально просто: «Синяя либо красная рубаха, приспущенная сверху на штаны и дополненная шейным платком», [66] то уже Иванов в 1863 году упоминает помимо красной рубахи и штанов, заправленных в сапоги, фуражку или шляпу. [67] Вместо серого кафтана он называет поддевку или армяк из синего сукна, а в приграничных с Финляндией областях в качестве молодежной одежды пальто, сюртуки, суконные панталоны, полушелковые жилеты и галстуки с выпущенными полотняными воротничками. [68] Бострюк из синего сукна или плиса упоминает в качестве праздничного платья кемских карел Чубинский. [69] Он также обращает внимание на особую моду «одеваться по-европейски», возникшую в среде молодых людей, занимающихся торговлей в Финляндии. [70] К отдельным атрибутам этой моды он причисляет драповое пальто и сшитые из покупного ситца рубашки. [71] О ситцевых праздничных рубашках и о синем плисовом кафтане упоминает в 1880 году Камкин. Он причисляет к европейской моде пиджаки, брюки, жакеты, пальто, калоши, манишки, перчатки и часы. [72] В 1885 году в очерке о быте ругозерских карел в качестве праздничной мужской одежды упоминаются красные рубахи, суконные пиджаки синего или черного цвета, черные сапоги и шаровары. [73] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1897 году Энгельгардт, характеризуя мужской костюм Кемского Поморья, пишет: «Праздничное платье у зажиточного мужчины: свита из синего сукна или из плиса. Молодежь, занимающаяся торговлей с Финляндией, одевается по–городскому». [74] Оленев в 1917 году также отмечает финскую (европейскую) манеру одеваться, присущую северо–западным карелам.

Общую картину изменений, произошедших с первой трети XIX века в мужской одежде северо–западных карел, завершает свидетельство Д.Золотарева, побывавшего в 1929 году в Вокнаволоке и Ухте: «Переходя к одежде, сильно подвергшейся городским влияниям в том и другом районах, необходимо заметить… распространение мужских шляп, галстуков и рубашек с отложным воротничком» [75] .

Традиционный женский костюм северной Карелии

Повседневный женский костюм северной Карелии состоял из рубахи и сарафана. Будничная женская рубаха шилась из белого льняного или конопляного холста. Как и традиционная женская рубаха на Севере России она состояла из нижней части и рукавов. Рукава вплоть до начала XX века шились из холста и имели длину до запястья. Такие рукава упоминаются в публикации о ругозерских карелах за 1885 год: «Женщины носят сорочку с длинными рукавами» [76] . В первой четверти XX века исследователи упоминают у ругозерских карел рукава из ситца [77] , а у ребольских – из синего холста: «…женская рубаха «ряччин», холщовая, синяя с длинными узкими рукавами, нижняя часть ее из более толстого и грубого конопляного холста. Маленький ворот застегива[ет]ся у шеи медною или деревянною запонкой» [78] .

С рубахой женщины носили в будни косоклинный сарафан «костыч» с пуговицами по всей длине переднего шва. Такой сарафан упоминает у калевальских и ругозерских карел в 1833 году Э. Леннрот, [79] о таком сарафане у ребольских и семчезерских карел в 1941 году пишет Зеленин: «сарафаны старинного русского кроя с клиньями по бокам» [80] . В Семчезере такие сарафаны «шились из голубой крашенины. В верхней части лифа был небольшой разрез с тремя оловянными или медными пуговицами» [81] . В карельском Поморье подобного кроя сарафан назывался «матурником». Шили его из красного сукна. По переднему шву матурника нашивались металлические пуговицы: в верхней части 13 больших, ниже до подола – пуговицы меньшего размера. А. Линевский, описавший эту разновидность сарафана, связывает его появление в Карельском Поморье с влиянием русских старообрядцев, а количество пуговиц с символикой Христа и двенадцати апостолов. [82] С течением времени костычи переходят в разряд одежды пожилых женщин. Иванов в своем очерке о повенецких карелах от 1863 года уже причисляет «широкоплечие сарафаны костычи» к одежде старух [83] . Сарафаны упоминают практически все этнографы и исследователи. Чубинский (1866) [84] , Камкин (1880) [85] , Энгельгардт (1879) [86] пишут о пестрядинных и набойчатых сарафанах кемских карел, Оленев – о крашенинных и пестрядинных – у ругозерских [87] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сарафан как составная часть одежды северных карел олицетворяет собой севернорусское влияние и связи с русскими старообрядцами. Распространен он был уже в XVIII веке, т. к. еще Державин описал у карел «платье, сходное с сарафаном, подпоясанное суконным поясом» [88] .

В качестве рабочей одежды карельских поморок Камкин приводит шерстяные юбки, окрашенные красно–бурой краской, добываемой из корня дикой марены (rubia inctorum) [89] , произрастающей в северной Карелии в большом количестве. [90] Леннрот упоминает как праздничную одежду ругозерских карелок юбки с двумя лямками, перекинутыми через плечи, шириною в два или более дюйма. [91]

Особый интерес представляют собой головные уборы северных карелок. В летнее время девушки обычно ходили с непокрытой головой. Прическа севернокарельской девушки была сродни прическе ее севернорусской ровесницы: волосы заплетены в одну косу, от конца которой спускалась шелковая лента длиною чуть больше полуметра и шириною в полтора дюйма (2,47 см). [92] Косу у ребольских карел девицы в будни плели в три прядки. [93] Часто надо лбом повязывалась шелковая косынка шириною 65 см.

Замужние женщины в отличие от девушек заплетали волосы в две косы, каждая в три прядки, обвивали ими голову и прятали под головной убор. [94] Головным убором замужних женщин в северной Карелии была сорока. Сороку упоминает в своем отчете от 1785 года Г.Державин [95] , в 1863 году – Иванов [96] , в 1866 году – Чубинский [97] , в 1880 году – Камкин [98] , в 1897 – Энгельгардт [99] , в 1917 – Оленев [100] , в 1929 – Капица [101] , в 1941 году – Зеленин [102] . У русских сорокой назывался головной убор замужних женщин, состоявший из нескольких не сшитых друг с другом частей, надевавшихся на голову самостоятельно. Русские сороки состояли из кички, «собственно сороки», позатыльника, налобника. [103] Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твердое возвышение в виде рожек, выполненных из луба или бересты. [104] Сверху на нее надевалась верхняя часть головного убора – «собственно сорока», сшитая из трех частей (очелья, крыльев, хвоста). В целом «собственно сорока» напоминала собой птицу, отсюда и название – сорока. [105] Древний тип севернокарельской сороки, упомянутый Державиным в XVIII веке, тоже имел рожки, т.е., по–видимому, состоял из собственно сороки и кички. [106] В XIX веке тип севернокарельской сороки упрощается: исчезает кичка. Подробное описание севернокарельской сороки конца XIX века и способ ее орнаментации приводится у финского исследователя И. Маннинена: «Развитый тип сороки имеет затылочную часть в виде прямоугольного куска ткани и широкую лобную часть, концы которой имеют такую длину, чтобы их можно было завязать на затылке. Для удобства завязывания им придают треугольную форму. Лобная часть и нижний край затылочной части украшаются вышивкой». [107] В конце XIX века сорока в России стала выходить из обихода, на смену ей пришли повойник и платок. [108] Эта новая тенденция была отмечена и исследователями севернокарельского быта. Иванов в 1863 году отмечает, что молодухи носят повойники, а пожилые повенецкие (ребольские) карелки сороки с черным платком. [109] В начале XX века будничные сороки шились из дешевых материалов и не имели украшений. В частности Зеленин сообщает о том, что в первой трети ХХ века сороки у ребольских и ругозерских карелок шились из ситца. [110] Сороки и повойники северные карелки часто носили с платком. На плечах в прохладную погоду носили большие теплые шерстяные платки. Причем манера ношения платков в Северной Карелии была иной, чем на Севере России. Концы платков скрещивались на груди и завязывались сзади на талии. [111] Такую манеру носить платки как характерную для Северной Карелии отмечает известный карельский этнограф Р.Ф.Никольская (Тароева) [112] .

Верхней одеждой северных карелок летом и осенью был кафтан. О кафтане упоминает Иванов (1863) [113] , Чубинский (1863) [114] , Камкин (1880) [115] , Энгельгардт (1897) [116] , Оленев (1917) [117] . У поморских карелок женский кафтан, как и мужской, носил название бострюк. Зимой северные карелки носили овчинные полушубки, суконные или байковые шугайчики, ситцевые полукапоты на вате или шубки на меху. Шугай – разновидность верхней однобортной одежды с длинными рукавами, с цельными передними полами и спинкой, отрезной по линии талии или лопаток, на Руси известен с XVII века. [118] Шугай имел большой круглый воротник, застегивался на крючки или пуговицы. Вторая разновидность верхней одежды северных карелок – полукапот. Он шился отрезным по фигуре, из ткани фабричного производства, имел зауженные к запястью рукава, длину чуть выше колена, по талии собирался в сборку. [119] Полукапот был в большой моде в крестьянской среде в последней трети XIX века.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Особой красотой отличался праздничный костюм северных карелок. Рукава праздничных рубах выполнялись из красной или белой материи. Белые шили из коленкора или холста, красные – из кумача или александрейки – ткани, [120] получившей свое название по названию знаменитой Александровской текстильной мануфактуры в Санкт–Петербурге. В карельском Поморье встречались праздничные рукава из розового ситца. [121] Рубахи по данным 1863 [122] и 1885 года [123] шились с длинными рукавами, только в 1917 году Оленев упоминает у ребольских карел рубахи с рукавами, отделанными оборками, длиною до локтя. Низ рубахи был холщовым с вышивкой по подолу.

Старинные женские рубахи в северной Карелии еще в середине XIX века украшались вышивкой. По свидетельству шведских исследователей Бломстедта и Суксдорфа вышивка на крестьянских севернокарельских рубахах располагалась на вороте, плечах и подоле. [124] Подтверждение этому мы находим в статье Д.Зеленина, опубликованной в 1941 году: «В Ругозере на плечах женских холщовых рубах были вышиты красной бумагой или разным шелком так называемые «приплечки» – четырехугольники длиною 18 см.» [125] Отличительной особенностью севернокарельской вышивки являются полихромные геометрические узоры, исполненные техникой «набора» и «косого креста» многоцветными шелковыми, шерстяными и бумажными нитками. В композиционном отношении она представляет собой мелкоузорный, почти ковровый орнамент с преобладанием косых крестов, S–образных, ромбических, скобчатых и свастических элементов. [126]

По данным исследователей в северной Карелии встречались праздничные сарафаны двух видов: косоклинные, сшитые из кумача, ситца, штофа, шелка, шерсти и декорированные позументом или имеющие вид высокой юбки на двух широких лямках [127] , выполненные чаще всего из штофа. [128] Ситцевые кумачные с позументами были особенно распространены в карельском Поморье, юбки на широких лямках носили в Реболах и в Ругозеро.

Дополнением к праздничному костюму служил головной убор. Девушки носили на голове повязки. Леннрот в 1835 году упоминает повязки шитые золотом [129] , Камкин (1880) и Зеленин (1941) описывают вторую разновидность повязок – шелковую косынку, сложенную в виде полосы шириною в 4,5 дюйма [130] и завязанную под косой в один узел. Косынки упоминались красного или голубого цвета. Косу в праздники девушки плели в семь или более рядов. [131] Праздничные сороки замужних женщин шились из парчи или штофа. [132] Поверх сороки повязывалась шелковая косынка «мода», сложенная в виде широкой ленты. [133] Иногда сороки, как и девичьи повязки, тоже шились из кумача и украшались золотной вышивкой или позументом. [134]

В качестве праздничной обуви северные карелки носили башмаки из черной или белой кожи, а также ботинки и полусапожки. [135] К праздничной обуви в северной Карелии принято было надевать белые чулки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Обобщая материал по одежде северных карел, необходимо сделать вывод о том, что в данном регионе Карелии лишь незначительная часть повседневной одежды и белья изготавливалась из домашнего холста, основная же часть мужской и женской одежды и белья шилась из фабричных тканей. Объясняется это тем, что в Северной Карелии практически не выращивали лен, из технических культур здесь была больше распространена конопля. Поэтому для севера Карелии были свойственны «изделия, изготавливаемые из шерстяных и конопляных нитей». [136] Широкое внедрение в быт северных карел конца XIX – начала XX века покупных тканей объясняется тесными контактами с Финляндией, возникшими благодаря развитию такого отхожего промысла как коробейничество. [137] Этими же причинами обусловлено и проникновение в мужской костюм элементов городской финской моды. Ведь коробейниками были исключительно мужчины. Женский повседневный и праздничный костюм северной Карелии вплоть до начала XX века продолжал сохранять свои самобытные национальные особенности и свою связь с севернорусским костюмом. Ведь еще в начале XIX века одежда северных карел по свидетельству Леннрота «резко отличалась от финской» [138] , но в то же время имела и свои особенности, отличавшие ее от других групп карельского населения. К таким особенностям этнограф Р.Ф.Никольская (Тароева) относит наличие обуви с загнутыми носками, шапок с длинными ушами, шерстяных чулок с кисточкой, декорированных геометрическим многоцветным орнаментом, а также манеру носить большие платки, перекрещивая их на груди и завязывая концы на талии. [139] Причем нетрудно заметить, что упомянутые отличия носят явно выраженный прибалтийско–финский характер. Тем не менее, основа традиционных комплексов мужской и женской одежды остается севернорусской как результат более раннего русского влияния. О финских чертах в одежде северных карел, как уже было отмечено выше, больше говорят детали вроде шейных платков, кожаных поясов, мягких шляп с полями, зимних рукавиц из собачьего меха или манеры носить рубашку, заправляя ее в брюки. Усиление севернорусских черт идет с севера на юг и наиболее сильно сказывается у самой южной группы северных карел – повенецких. В статье эти сведения многократно подтверждаются данными XIX – начала XX вв.

Консерватизм бытового уклада северных карел, обусловленный отдаленностью этих мест от крупных промышленных и культурных центров, способствовал сохранению в одежде данного региона вплоть до 40-х годов XX века целого ряда архаических элементов: полихромной вышивки, многоцветного вязания, древнего типа сарафана костыча, длинных рукавов и вышитых наплечников женских праздничных рубах. Сочетание ярко выраженного финского компонента с архаическими деталями при сохранении севернорусской основы как раз и сформировало ту неповторимую индивидуальность, которая отличает традиционный костюм северной Карелии от русской, финской и южнокарельской одежды и позволяет расценивать его как результат слияния разных этнических традиций в рамках общего для конца XIX – начала XX века процесса проникновения элементов городской культуры в крестьянский быт.

// Кижский вестник №11
Ред.–сост. И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 258 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф