Метки текста:

Архитектура Деревянное зодчество Кижский вестник Кижский погост Преображенская церковь Реставрация

Гущина В.А. (г.Петрозаводск)
Предложения к проекту реставрации Преображенской церкви (исторический аспект) VkontakteFacebook

Рис.1. Кижский погост. Преображенская церковь. Вид с крыльца. Фото И.Билибина, 1903–1904 гг.Рис.2. Первое графическое изображение Кижского погоста. 1785 г. Гравюра Р.Зотова из книги Н.Я.Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому». 1792 г.Рис.3. Церковь Спаса Преображения. План и фасад. Проект нового оформления фасада. Музей им. Щусева М., PI-719, техник Петров. 1866 гг.Рис.4. Спасо-Преображенская церковь в Кижах. Западный фасад. Парадное крыльцо. (Техник Петров, 1866 гг.)Рис.5. Преображенская церковь в Кижах. 1950 г. Л.Петтерссон. Культовое зодчество Заонежья. 1950. Л.100. Рис.64.Рис.6. Музей «Кижи». Фонд Л.Петтерссона. КП 3171/233Рис.7. Церковь Спаса Преображения. 1714 г. План (86×65). 1945. Обмера Л.М.Лисенко.Рис.8. Преображенская церковь. План. Реставрация. Арх. А.В.Ополовникеов. 1949 г.Рис.9. План-схема Преображенской церкви. По обмерам О.Хелениуса, о.Кижи. 28.02.1943 г. Из архива Л.Петтерссона, г.Хельсинки, Финляндия. №905. Архив музея «Кижи». КП 3171/236.Рис.10. План Спасо-Преображенской церкви в Кижах, снятый с натуры Петровым в 1866 г.Рис.11. Преображенская церковь. Фонд Л.Петтерссона. Фонды «Кижи». КП 3171/228.Рис.12. Преображенская церковь. Трапезная. Центральный портал (до 1943 г.)Рис.13. Преображенская церковь. Центральный портал. 1943 г. Фото О.ХелениусаРис.14. Расположение тябл иконостаса. Схема иконостаса. Выполнена И.М.Гурвич, художником-реставратором по древнерусской живописи музея «Кижи» в 1986 г.Рис.15. Преображенская церковь. «Небо». 1904 г. ИИМК. Рукописный отдел. II-84. 751. 190-7248. Фото И.И.Билибина. Тябла «неба» после демонтажа. 1984 г.Рис.16. Преображенская церковь. Икона «Преображение Господне». Алтарь. Расположена в кивории над престолом (в горизонтальном положении). Фото 1943 г. Музей ИЗО. Н-3; Н-1169. Л.Петтерссон. Фото 25.02.1943. Кижи

Данный материал подготовлен на основе работ, хранящихся в научном архиве музея «Кижи»: Гущина В.А. Кижский архитектурный ансамбль. Преображенская церковь. Летопись. 1985 г. (б.н.); Гущина В.А. Разработка научно–экспозиционного проектирования по воссозданию иконописного убранства интерьеров Преображенской церкви в историческом аспекте. Отчет по теме за 1999 год (б.н.).

Приближается долгожданный исторический момент начала реставрации Преображенской церкви на острове Кижи. В настоящее время Преображенская церковь представляет собой ценнейший исторический источник, сохранивший следы многочисленных ремонтов и «благолепных поновлений» на протяжении почти трехвекового периода своего существования. В результате предполагаемой полной переборки сруба произойдет частичная замена исторической «родной» древесины новыми бревнами. В связи с этим необходимо проведение тотальной фиксации всех сохранившихся на срубах следов, в частности

Известно, что в связи с обшивкой бревенчатого сруба церкви тесом и обивкой куполов железом в начале 19 века, постройка лишилась многих традиционных элементов, в частности, водостоков (были заменены водосточными трубами), шеломов, причелин, подзоров (они были уничтожены полностью) (рис.1). Следует принять во внимание то, что восстановление кровельного декора было предусмотрено Проектом реставрации 1949 года архитектора А.В.Ополовникова. Предполагалось украсить контуры бочек подзорами, шеломами, причелинами с ажурными резными кистями и полотенцами по аналогии с декором из церкви в Челмужах и часовни из деревни Улялега 18 века.

Тогда же предусматривалось гонтовое, а не лемеховое покрытие бочек по аналогии с собором в Кеми, церквями в селах Шуерецкое и в Варзуга, как менее трудоемкий, а также реально более возможный в то время способ реставрации. Но время внесло свои коррективы и, к счастью, все бочки получили лемеховое покрытие в значительной степени приумножив красоту всей церкви.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Необходимо проведение инвентаризации демонтированных конструкций Преображенской церкви, складированных на острове Кижи: полов (в том числе, первоначального «черного» пола), клиросов, конструкций кровли и других элементов. Нужно выявить пригодные для использования при реставрации церкви детали конструкций. Те детали, которые будут признаны не пригодными для реставрации необходимо сохранить как «эталоны» плотницкого мастерства прошлых веков.

Необходимо зафиксировать и следы 1983 г., связанные с установкой в интерьере церкви металлического каркаса, в частности глубокие пропилы в исторических («родных») бревнах; полные выпилы конструкций; широкие, рваные перерубы топором; лишние сквозные высверливания в бревнах для введения в них толстых штырей для укрепления металлических опор каркаса.

Целесообразно создать в музее «Кижи» специальное хранилище, для сохранения демонтированных деталей и конструкций, которые во время реставрации будут заменены новыми элементами. В частности необходимо представить детали со следами традиционных плотницких приемов: рубка углов «в чашу» и «в обло», сплотка бревен в срубе с помощью потайных зубов, бревна со следами рубки топором на торцах, затеска стен топором, следы которого ясно читаются в интерьере и других.

Также считаю, что в связи с проведением реставрации Преображенской церкви, необходимо произвести дополнительные исследования, связанные с решением вопроса о возможном существования одного или двух боковых пролетов крыльца о чем свидетельствует наличие двери в южном прирубе, которая в настоящее время ведет «в никуда», а также окна (или бывшей двери?) в северном прирубе.

Известно, что дверь в южном прирубе первоначально использовалась для выхода на крытый переход («церковный мост»), который вел в старинную колокольню, предшественницу современной. Этот переход был зафиксирован в архивных документах разных лет, а также на гравюре Р.Зотова в 1785 году (рис.2). Крытый переход существовал на протяжении почти 150 лет – со времени постройки Преображенской церкви до возведения настоящей колокольни в 1862 году.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

При постройке новой колокольни необходимость в существовании перехода отпала в связи с особенностями ее конструкции, отличными от предшественницы. Непомерно высокий нижний сруб колокольни в отличие от ее приземистого прежнего низа, был, по всей вероятности, не столь удобен для возобновления «церковного моста». Тем не менее, при устройстве новой колокольни в ее конструкции все же сохранился слабый намек на существование бывшего перехода, читаемый в расположении ее «ложного» северного входа со ступенчатым крыльцом обращенного навстречу «двери в никуда», сохранившейся на южном прирубе церкви.

Позднее, на схеме техника Петрова, датируемой 1866 годом; эту дверь предполагалось использовать уже в качестве выхода на боковое крыло крыльца. На чертеже Петрова явно читается изображение бокового пролета крыльца со стороны южного прируба (рис.3). Впоследствии разработчик Проекта отказался от такого варианта крыльца, сохранив его прежний вид, но в более детальной декоративной разработке (рис.4).

Наличие перехода из церкви в старую колокольню было зафиксировано также на схеме финского исследователя Ларса Петтерссона (1943 г.), который каким- то образом догадался о существовании этого перехода в прошлом (рис. 5, 6). В то время как для архитекторов Л.М.Лисенко и А.В.Ополовникова, впервые сделавших детальные обмеры Преображенской церкви в 1940, 1945, 1959 годы, наличие этой двери осталось неразгаданной загадкой (рис. 7, 8).

Возможно ли, что окно (или бывшая дверь?) в северном прирубе соединяла кладовую, ранее существовавшую в церковной трапезной, с другим, противоположным, северным, пролетом крыльца?

Известно, что кладовая для хранения церковных принадлежностей, площадью в 23 кв. м., была построена с внутренней бревенчатой перегородкой в северном приделе трапезной вскоре после строительства церкви. Она имела самостоятельный вход, устроенный в западной стене прируба со временем также превратившийся в «лишнюю» дверь. Эта кладовая существовала на протяжении почти 250 лет, до полной ее ликвидации во время реставрации 1949–1959 годов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Наличие кладовой зафиксировано в архивных документах, чертежах техника Петрова 1866 г. (рис.3), Ларса Петтерссона 1943 г. (рис.9), а также в обмерных чертежах Л.М.Лисенко 1945 г. (рис.7) и в Отчетах А.В.Ополовникова (1949 г.).

В плане Проекта ремонта Преображенской церкви, разработанном в 1866 году техником Петровым, помещению трапезной уделено особое внимание. Здесь уже нет кладовой на ее прежнем месте: вся трапезная разделена на пять частей, с симметричным расположением двух боковых «карманов». В помещение самой церкви предусматривалось устройство восьми широких входных порталов (рис.10).

В Проекте реставрации церкви, разработанном архитектором А.В.Ополовниковым в 1949 году, помещение кладовой в трапезной, после полного ее разбора, также не предусматривалось.

Нельзя также упускать из внимания чертеж Ларса Петтерссона 1943 года с изображением открытой галереи на консолях, охватывающей трапезную с северной стороны, вплотную примыкающую к верхнему рундуку крыльца (рис.11).

Таким образом, вопрос о существовании южного и северного пролетов крыльца требует дополнительного исследования. Тем более, что в Проекте архитектурной реставрации Преображенской церкви, разработанном в 1980 году Б.П.Зайцевым (Институт «Спецпроектреставрация», Москва), крыльцо также предлагалось сделать с двумя боковыми пролетами.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Интерьер

Известно, что интерьер церкви Преображения Господня на протяжении своей истории претерпевал очень крупные изменения.

Так при подготовке к реставрации, проводимой в 1949–1959 годы, была зафиксирована обшивка шпунтовым тесом всех внутренних стен, окрашенных белой масляной краской.

Плоские потолки в прирубах были также обшиты тесом и окрашены белилами.

На первый нижний настил «черного» пола был уложен по лагам новый, чистый, пол, окрашенный масляной краской.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В собственно- церковное помещение устроено четыре входа: три входных двери сохранились с прежних времен, а новая дверь в косой, северо–западной, грани восьмерика оказалась сломанной, без косяков и была скрыта под обшивкой.

Поскольку дверные проемы оказались расширены, их величина во время реставрации уменьшалась с помощью бревенчатых вставок. Вместо филенчатых дверей устанавливались традиционные.

Тесовые створки входных порталов были обиты железом, а при входе в восьмерик, кроме тесовых створок, изнутри были сделаны еще одни филенчатые двери на петлях современной конструкции (рис. 12, 13). Во время реставрации железная обшивка и филенчатые двери были сняты вместе с удалением тесового футляра.

Рядом с центральным порталом в одном из средних по высоте бревен имеется сквозная прорезь над железным ящиком, закрепленным с внутренней стороны церкви, для сбора денег с прихожан на нужды церкви.

За разобранным резным иконостасом сохранились тябла первоначального тяблового иконостаса, представляющие историческую ценность (рис.14).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Необходимо зафиксировать точные места их прежнего расположения, а также обеспечить им надлежащую сохранность.

Необычайную ценность представляют также демонтированные расписные тябла потолочного свода – «неба», требующие, возможно, неотложной реставрации (рис.15).

При подготовке иконостаса церкви Преображения Господня к экпонированию после завершения реставрации предстоит большой объем работ.

Необходимо воссоздать по архивным фотографиям «небо», утраченное в годы Великой Отечественной войны. Этот вопрос поднимался еще в период подготовки иконостаса к экспонированию в 1959 году, когда иконы «неба» предполагалось заново написать художнику–реставратору по древнерусской живописи Г.В.Жаренкову.

Считаю, что настало время для воссоздания (по фотографиям) уникального резного средника к иконе «Троица ветхозаветная с хождением», к сожалению, украденного из иконостаса в 1968 году. Средник состоял из четырех частей: центральная часть и две створки с изображением Богоматери и Иоанна Предтечи не сохранились, а навершие с изображением Бога Саваофа находится в фондах Музея изобразительных искусств РК (инв. №818).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Требуется воссоздание (по фотографиям) также, к сожалению, несохранившегося паникадила на 32 свечи, изготовленной в стиле «барокко». Паникадило было прикреплено к внутреннему потолку. В годы оккупации финны хотели вывезти его во Дворец Епископа (гарнизонную церковь в Петрозаводске). В настоящее время место ее пребывания неизвестно: на все запросы музея «Кижи» получены отрицательные ответы. Желательно предусмотреть укрепление в западной части Царских врат железного троса и входящего в состав паникадила латунного колпака, хранившегося обычно отдельно.

Необходимо также проведение реставрации надпрестольной иконы «Преображение Господне», прежде находившуюся в алтаре Преображенской церкви в резном кивории над престолом, В настоящее время икона находится в фондах музея ИИРК (инв. №И-3,).

Также необходимо восстановление резного ажурного запрестольного креста, принадлежавшего алтарю церкви Преображения Господня. Его фрагмент хранится в музее ИИРК (инв. №Н-1169). Сохранились изображения этого креста (рис.16). Кроме того, в фондах КГМ имеется близкий к нему аналог.

Со временем желательно:

  1. Вернуть на свое первоначальное место чудотворную икону кижского погоста «Спас Всемилостивый», известную далеко за пределами острова под названием «Белый Спас». Икона располагалась в интерьере церкви Преображение Господне за правым клиросом. В настоящее время икона находится в иконостасе зимней церкви Покрова Богоматери. инв. № 253–4; (№ 28).
  2. Предусмотреть первоочередность реставрации икон, ранее принадлежавших Преображенской церкви, а в настоящее время находящихся в фондах музея ИИРК.

Всего в фондах МИИРК хранится из церкви Преображения Господня 15 предметов. Иконы, согласно архивным Описям 1826, 1830, 1865 годов, располагались в помещении алтаря, трапезной и перед входом в церковь. В в алтаре находились иконы: «Пророк Захария» (И-605), «Пророк Самуил», (И-668), «Четвертый Вселенский Собор», (И-613), «Третий Вселенский Собор», (И-614), «Владимир, Кирик и Улита», (И-637), «Благовещение», (И-630). В трапезной: трехфигурный Деисус, (И-572), «Спас на престоле», (И-638), «Богоматерь», (ОФ-24), «Архангел Михаил», (НФ- 508), «Иоанн Предтеча), (И-663), «Архангел Гавриил», (ОФ-13).

Желательно, чтобы после проведенной капитальной реставрации Преображенской церкви, эти иконы вновь заняли свое первоначальное место в церковном интерьере на взаимоприемлемых условиях сотрудничества между музеем–заповедником «Кижи» и Музей изобразительных искусств РК.

К 300-летнему юбилею Преображенская церковь должна вновь обрести свое былое великолепие и силу воздействия на чувства людей.

// Кижский вестник №11
Ред.–сост. И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 258 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф