Метки текста:

Древнерусская книжность Заонежье Кижский вестник Коллекция музея-заповедника «Кижи» Корнилов Музейные коллекции Рукописи Текстология

Шилов П.Н. (г.Петрозаводск)
Памятные книжки семьи Корниловых Vkontakte@kizhi

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект 04-04-00291a).

Настоящая публикация посвящена памятным книжкам заонежских крестьян Корниловых [1] .

Памятные книжки представляют собой рукописные сборники смешанного содержания: записи о датах рождения и кончины родственников соседствуют здесь с подробным (по годам и с указанием места) учетом посевов, с фиксацией отдельных важных событий семейной жизни. Присутствуют в этих своеобразных записных книжках и заговоры, «полезные советы», пословицы, «Краткое объяснение Христианской Пасхалии» и даже «выписанный из Сонника» текст о «несчастных днях».

В состав кижской коллекции Корниловых входят две памятные книжки. «Первая» памятная книжка Корниловых (КП-4261/7), записи которой относятся к периоду 1866–1952 годов, очень разнородна по содержанию. Записи в ней велись представителями нескольких поколений этой семьи: Андреем Ивановичем, Петром Ивановичем, Григорием Петровичем (большая часть записей принадлежит ему) и Надежде Григорьевне. Основное внимание уделено учету посевов и сбора урожая. Начиная с 1856-го и до 1929-го года Корниловыми составляются таблицы посевов овса и ржи в различные «смокорева» [2] . Приведем типичный пример такой записи:

Посѣвъ овса 1881 года Петромъ Ивановымъ Корнило<вымъ>

На Карпову ниву « --- «чет
В Ушкальгубу « --- « --- « --- «9четв
На середнее смокарево выликую(?) полосу по колену и по заборамъ прямо ниже заборовъ засеено « « « « « «13четв
И в за<нрзб.> неи бокъ --- «11четв
Всего в большую полосу засе<ено>24четв
А в меньшую « --- « --- «6чет
В Пелгубу в долгую по3чет
В болдановскую « --- « --- « --- «2 <нрзб.>чет
Того --- 33 че

Примечательно, что в начале записной книжки записи о количестве посевов представлены в виде таблиц, в то время как впоследствии записи приобретают характер простых пометок, отдельных записей (вначале пропадает табличное размещение информации – таблицы заменяют разделительные линии, впоследствии вся информация о засеве за год приводится без какого‑либо оформления, одним абзацем):

Посевъ ржи: 1910 года:

На крестовое смокорево, засеяно было ржи въ севѣрную полосу по заборамъ 4½ маленки, и 30-го и 29-го Iюля, и около макавеева дни, а въ полуденную засеено 6½ маленокъ, со старью вместе, а больше нови, а на поле в две полосы 1¼ мале.

На крестовое смокорево надо сеять въ севѣрную поляну по заборамъ 4¼ маленки въместе с новью, а въ полуденную надо сеять 5½ или 6 маленокъ, а на поле 1¼ м.

Записи ведутся скрупулезно, отмечаются все особенности сева (см. многочисленные пометы: «<засеено> стари с новь<ю>»; «На Мудловское смокорево надо сеять 15 мер ржи, а овса 35 мер только»; «прямо по заборам засеяно»; «Надо сеять стари в тую полосу 8-мь или 9 четвериков»; «Корнилова пашня померы веревкой оказалось в крестовом смокореви»; «Передел земли был первый 1887 года 16-го Апреля / другой передел земли был 1904 года»).

Пометы о датах кончины родственников [3] , занимающие заметное место в записях Корниловых, представляют несомненный интерес для всех исследователей истории Кижской волости. Эти записи представляют собой простой неупорядоченный список имен и дат смерти:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

  • Отецъ Петръ Ивановичъ скончался 28-го сентября 1899 г.
  • Дядюшка Андрей Ивановичъ скончался 6-го января 1881 г.
  • Дядюшка Иванъ Ивановичъ скончался 20-го сентября 1905 г.
  • Тетушка Ирина Ивановна скончалась 5-го февраля 1872 года.
  • Дѣдушка Иванъ Корниловичъ скончался 22-го февраля 1859 г.
  • Дядюшка Сіміонъ Корниловичъ скончался 27-го декабря 1879 г.
  • Прабабушка Матрена Васильевна скончалась 31 декабря 1880 г.
  • Матрена Петровна Лепсина скончалась 2-го сентября 1891 г.
  • Дядюшка Фадей Михеевич скончался 12-го октября 1883 года.
  • Иванъ Орѣховъ скончался 13-го Декабря 1896 года.
  • братецъ Иванъ Петровичъ скончался 2-го Iюля 1887 года.
  • Михей Ивановичъ Прохоровъ скончался 4-го Января 1885 года.
  • бабушка Настасья Петровна скончалась 1-го Января 1899 года.
  • Панфилъ Алексѣевъ Привалихинъ скончался 5-го Апрѣля 1886 года.
  • Мавра Анкунидовна скончалась 24-го Апрѣля 1888 года.

и проч.

Отдельным небольшим блоком представлена подборка заговоров, пословиц и «полезных советов». Эти записи совершенно разнородны, Корниловым оказывается интересно всё – от заговоров при рождении телят и разновидностей дверей до способов обретения «разрыв–травы»:

Черепаху нужно взять или подкараулить её где она будетъ класть яйца въ гнездѣ, и когда она выйдетъ изъ гнезда, то нужно въ это время обкласть около гнезда изъ палочекъ железныхъ или деревянныхъ тынъ, или изъ жестянныхъ прутиковъ, так что–бы она не могла зайтить в гнездо, то она воротится назадъ и принесетъ во–рту траву называемую «разрывъ–трава», и выброситъ изо рта, тогда весь тынъ развалится, и она свободно пролезетъ въ гнездо, тогда эту траву нужно взять в собой, ибо она годна.

«Вторая» памятная книжка семьи Корниловых (КП-4261/8), составленная Иваном Ивановичем Корниловым в октябре 1872 года, публикуется нами в Приложении к данной статье.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Интересно само начало этой рукописи: на первом же развороте мы находим «исчерпывающую информацию» о владельце, авторе этой книжки: «Памятная сия книжка принадлежит крестьянину Олонецкой губернии, Петрозаводского уезда, Кижской волости и общества деревни Кургеницы Ивану Ивановичу Корнилову. 1-го Октября 1872 года подписана своеручно» [4] . Таким образом, если верить этой записи, начата была «памятная книжка» Иваном Ивановичем Корниловым в 20 лет [5] .

Начало «книжки» достаточно традиционно: записи прошедших важных событий (с 1856 по 1872 год): отъезд брата Андрея Ивановича «на жительство» в Санкт–Петербург, смерть отца, сильный град, «сомшение квартиры», «зачтение квитанции» [6] , новая кровля часовни, «катка заборов» с подробным перечнем проделанной работы.

Прерывает описание случившегося с семьей Корниловых текст о «несчастливых днях» – «Таблица, которую славный европейский астроном Тихобраг, сочиняя на латинском языке <…> в каменной стене заклав, оставил в 1600 году». В этом сочинении приводится расписание несчастливых дней всего года, в которые «от всего беречься должно, дабы и самых полезных начинаний не повредить». [7]

По окончании этого «удивительного сочинения» записи важных событий из жизни Ивана Ивановича Корнилова продолжаются: приезд брата Андрея из Санкт–Петербурга в 1872 году, перечень «десятничающих» семей (с 1866 года).

После этого снова следует «литературное отступление» – текст «Краткого объяснения Христианской Пасхалии» [8] . Памятные книжки Корниловых представляют, таким образом, немалый интерес для изучения повседневной жизни, быта и духовной культуры заонежских крестьян XIX‑XX вв.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

ПРИЛОЖЕНИЕ

(Музей Кижи, КП-4261/8) [9]

Памятная книжка Ивана Ивановича Корнилова

<сент>ября 1872 года.// (л.1об.)

Петербургъ[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Цензурой дозволена

Писать 23 октября 1866 года

Писана в Типографiи

Въ С.Петербургѣ// (л.2)

Памятная сiя книжка принадлежитъ: Крестьянину Олонецкой губернiи, Петрозаводского уѣзда, Кижской волости, и общества деревни Кургеницы Ивану Ивановичу Корнилову.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

1-го Октября 1872 года подписана своеручно.

<подпись: «Ив.Корниловъ»>// (л.3).

Братъ, Андрей Ивановичь, въ первый разъ на жительство уѣхалъ въ С.Петербургъ въ Февралѣ 1856 года.

Отецъ, Иванъ Корниловичь, умеръ 20 Февраля 1859 года.

Градъ былъ, которымъ сломало хлѣбъ 10 Iюля 1865 года.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Въ томъ же 1865 году заперана огорода с<ъ>еловой вичей, подъ малыми платками, съ востока, отъ поляны Гориныхъ, къ западу, до воротни.

Десятничали весь 1867 год. // (л.3об.)

Очередь пришла за Филинымъ, и опослѣ насъ въ предъидущiй годъ поступила къ Барановымъ.

Квартира сомшена [10] весной 1869 года.

Тогоже 1869 года, грозою, 5 Августа вечеромъ, убило въ Кондѣ 2-хъ человѣкъ на лошадяхъ.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Квитанцiя въ казнѣ куплена и зачитана, въ 1870 г.

Сестра Иринья умерла 5 Февраля 1872 года.

На чесовни кровли новы // (л.4) положены и выкрашены, и межевой былъ въ Iюнѣ 1868 года.

Съ 1865 года до 1872 года катка заборовъ [11] :

Въ мудловскомъ Смокоревѣ съ большой поляны вывоженъ наволокъ камня, лежавшiй вдоль поляны, который положенъ во рвы, пространство которыхъ до 40 сажень.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

/: Прежде того, но не в памяти моей, вывожено было 18 заборовъ.

Въ томъ же Смокаревѣ съ другой, т.е. полуденной поляны выкатано 7½ заборовъ // (л.4об.), часть которыхъ положена в огороду, во рвы, число коихъ около 10 сажень, а осталое количество заборнаго камня на межу.

В Карповой Нивѣ, съ полянѣ, /: умершiй, Евсей Ивановъ Богдановъ, съ Еглова, :/ в огороду выкаталъ 2 забора и наволокъ.

Въ Заермостровъ, съ полянѣ, /: тѣмъ же Богдановымъ :/ выкатано в огороду 4 забора. // (л.5)

Въ Среднемъ Смокоревѣ съ большой поляны, /: тѣмъ же Богдановымъ :/ выкатано в огороду 7 заборовъ.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Въ Крестовомъ Смокоревѣ у Филиныхъ вымѣнена поляна, которая, по разбитiи промѣжныхъ мѣжъ спущена с одного, и выкатано 8 заборовъ. Съ той же поляны у Ивана Гольянова, на сточномъ о дорогу логу выкатано 2 забора в огороду. // (л.5об.)

На другой полянѣ, въ томъ же Крестовомъ Смокоревѣ выкопано канавы 28 сажень, въ которую вывоженъ съ горы заборъ.

Съ той же поляны выкаталъ въ Сентябрѣ 1872 года, Гаврила Антоновъ, 4 забора, и одинъ сами.

Съ другой сѣверной поляны Прохоровы вывозили 3 забора и одинъ сами выкатали. // (л.6)

/: Выписано изъ Сонника :/

Таблица, которую славный Европейскiй Астрономъ Тихобрагъ, сочиняя на Латинскомъ языкѣ и на островѣ Воонъ Этенскаго монастыря въ каменной стѣнѣ заклавъ, оставилъ въ 1600 году. Оная таблица найдена потомъ въ 1660 году, въ коей пишетъ:

Что въ цѣломъ году находятся 33 дни, которыхъ всякому человѣку беречься должно: ибо они до окончанiя свѣта благоугодными быть // (л.6об.) не могутъ, хотя бы они и другiя названiя себѣ получили. Сiе довольно собственнымъ опытомъ моимъ извѣдано сiя ни кому изъ смертныхъ не совѣтую во оные что‑нибудь начинать или дѣлать къ прочности.

Генварь имѣетъ 7 дней. 1, 2, 4, 6, 11, 12, 20.

Февраль имѣеть 3 дни. 11, 17, 18.

Мартъ имѣетъ 4 дни. 1, 4, 14, 24.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Апрѣль имѣетъ 3 дни. 3, 17, 18.

Май имѣетъ 2 дни. 7, 8.

Iюнь имѣетъ 1 день. 17.

Iюль имѣетъ 2 дни. 17, 21. // (л.7)

Августъ имѣетъ 2 дни. 20, 21.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сентябрь имѣетъ 2 дни. 10, 18.

Октябрь имѣетъ 1 день. 6.

Ноябрь имѣетъ 2 дни. 6, 8.

Декабрь имѣетъ 3 дни. 6, 11, 18.

Человѣкъ, который родится въ одинъ изъ предписанныхъ дней, бываетъ не весьма богатъ и недолголѣтенъ.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Кто въ одинъ изъ сихъ дней занеможетъ, тотъ или умретъ, или весьма долго будетъ боленъ.

Кто въ один изъ сихъ дней перейдетъ изъ двора въ дворъ, или изъ деревни // (л.7об.) въ деревню, или изъ службы въ службу, вездѣ несчастiе послѣдуетъ за нимъ.

Кто въ одинъ изъ сихъ дней отправится въ путь, тотъ или на дорогѣ убитъ будетъ, или съ неблагополучiемъ возвратится домой.

Кто въ одинъ изъ сихъ дней что купитъ или продастъ, ни въ чемъ не будетъ ему удачи.

Словомъ, въ сiи дни отъ всего беречься должно, дабы и самыхъ полезныхъ начинанiй не повредить. // (л.8)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Братъ Андрей въ первый разъ изъ С. Петербурга, ѣдучи домой выѣхалъ 17 Iюня 1872 года, а домой прiѣхалъ 23 Iюня въ 8 часовъ вечера. Уѣхалъ въ С. Петербургъ 22 Августа 1872 года.

До насъ, то есть въ 1866 году десятничали Филины.

Въ 1867 году мы Корниловы.

Въ 1868 году Барановъ.

Въ 1869 году Титовъ,[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Въ 1870 году Горинъ.

Въ 1871 году Рисановъ.

Въ 1872 году Павловна(?).

Въ 1873 году Орѣховъ. // (л. 8 об.)

Сiя книга Принадлежитъ крестьянину деревни Кургеницы Ивану Корнилову.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Уѣзда Кижской волости деревни Кургеницъ Григорий Корниловъ

Декабря 1868 г.// (л.9)

Краткое объяснение Христiанской Пасхалiи.

Христiане въ первые три вѣка по Р.Х. праздновали Пасху въ одно время, съ евреями, а евреи по вѣтхозавѣтному закону, совершаютъ свою Пасху въ первое полнолунiе, которое случится или въ самый день весенняго равноденствiя, или послѣ него. Но въ 325-мъ году, на первомъ вселенскомъ соборѣ Св. Отцы постановили правило, чтобы всѣ христiане праздновали Пасху послѣ еврейской пасхи, потому что Христосъ воскресъ послѣ нея. На этомъ соборѣ было постановлено: начинать празднованiе Пасхи въ тотъ // (л.9об.) воскресный день, который будетъ первымъ послѣ весенняго полнолунiя и еврейской пасхи; если же это полнолунiе случится въ воскресенье то Пасху праздновать черезъ семь дней послѣ него, а если въ субботу, то на восьмой день.

Весеннее равноденствiе въ 325-мъ году было 21 марта, поэтому Св. Отцы постановили правиломъ праздновать Пасху не ранѣе 22 Марта.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Съ тѣхъ поръ этотъ законъ и выполняется во всей православной церкви. Но такъ какъ первый воскресный день послѣ весенняго полнолунiя и еврейской пасхи можетъ случаться в разныя числа // (л.10) двухъ первыхъ весеннихъ мѣсяцевъ, а именно въ промежутокъ отъ 22 Марта до 25 Апрѣля, то для того, чтобы определить, въ какое именно число придется день Пасхи въ какомъ нибудь году, составлена особая спецiальная наука, Пасхалiя, которая опредѣляетъ «вруцѣ лѣто, кругъ солнца, кругъ луны, основанiе, епакту и ключъ границъ». В руцѣ лѣто опредѣляетъ въ какой день недѣли приходится 1-е сентября, т.е. начало индикта; по этому въ руцѣ лѣто обыкновенно обозначается первыми семью буквами церковной азбуки: А значитъ понедельникъ, В вторникъ // (л.10об.) и проч. Вруцѣлѣтныя буквы три года сряду идутъ по порядку, а въ четвертый, високосный, одна буква пропускается и за нее ставится слѣдующая. Черезъ семь высокосныхъ годовъ, т.е. черезъ 28 лѣтъ, всѣ буквы недѣли одна за другой будутъ пропущены, и тогда порядокъ пропуска буквъ опять идетъ съ начала. Этотъ 28-лѣтнiй срокъ <зачеркнуто: «(времени)»> называется въ пасхалiи кругомъ Солнца. Кругъ луны есть 19-лѣтнiй срокъ времени, по прошествiи котораго всѣ измѣненiя луны, четверти и полнолунiя, приходятся // (л.11) опять въ одни и тѣ же дни года. Основанiе есть число, которое показывает сколько дней прошло отъ новолунiя до 1–го Марта – перваго весенняго м<е>с<я>ца. Епакта есть число Марта или Апрѣля, показывающая 21-й день луны или конецъ еврейской Пасхи. Ключь границъ показываетъ самый день Пасхи. Такъ какъ въ промежуткѣ отъ 22 Марта до 25 Апрѣля – времени, въ которое бываетъ Пасха, – проходитъ 35 дней, то ключь границъ и обозначается 35-ю буквами церковной азбуки. // (л.12)

Григорий Петровичь Корниловъ (фамилия написана 5 раз. – П.Ш.)// (л.12об.)

Сiя книга принадлежитъ крестьянину Олонецкой Губернiи Петрозаводского Уѣзда Кижской волости деревни Кургалицъ Григорья Петровича Корнилова.

// Кижский вестник №11
Ред.–сост. И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 258 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф