Метки текста:

Музыковедение

Михайлов Е.П. (г.Петрозаводск)
Традиционные музыкальные инструменты Онежско–Белозерского межозерья VkontakteFacebook

Рис.1. Первая разновидность манкаРис.2. Вторая разновидность манка Рис.3. Палочки для игры на барабанеРис.4. Прямоугольная форма барабана Рис.5. Трапециевидная форма барабана Рис.6. Колотушка Рис.7. ТростьРис.8. РожокРис.9. Рожок (труба)Рис.10. Рожок (пастушья дудка)Рис.11. Рожок (труба)Рис.12. Рожок из коровьего рогаРис.13. Труба Рис.14. Первая разновидность трещотки Рис.15. Вторая разновидность трещотки (зубчатая)Рис.16. ПуговицаРис.17. Дудочка из дудникаРис.18. СвистокРис.19. Деревянная дудочка (свирель) Рис.20. ДудочкаРис.21. Свисток из дудникаРис.22. Свисток из жестиРис.23. Глиняная свистулька Рис.24. Дудочка из дудникаРис.25. «Щекотка»Рис.26Маршрут экспедиции 1997–1999 гг.

Изучением фольклорной традиции Вологодского края в ХХ в. занимались известные ученые, собиратели, фольклористы: Е.В.Гиппиус, З.В.Эвальд, Д.М.Балашов, М.Ш.Бонфельд, И.А.Морозов, И.С.Слепцова и мн. др. Исследования велись преимущественно в области этнографии и музыкально–поэтической традиции. Целенаправленного изучения инструментальной музыкальной культуры на этих территориях почти не проводилось. Некоторая информация была собрана в начале 1980-х гг. в Восточном Обонежье участниками экспедиций Петрозаводской государственной консерватории под руководством И.Б.Семаковой. Сведения о музыкальных инструментах северного Белозерья приводит В.А.Лапин в своей статье «В поисках исаевских вепсов Э.Леннрота», основываясь на материалах экспедиции 1996 г. по деревням Ивановского сельсовета [1] . Традиции производства и бытования кирилловской гармони посвящено исследование А.А.Мехнецова [2] .

С 1997 по 1999 г. в рамках проекта «Комплексное междисциплинарное экспедиционное исследование традиционной культуры народов Карелии и сопредельных территорий» (руководитель В.П.Орфинский) [3] автор изучал музыкальную инструментальную культуру северо–запада Вологодской области [4] . Были обследованы следующие территории (см. карту в конце статьи): населенные пункты южнее границы с Республикой Карелия вдоль берега Онежского озера: п. Октябрьский, деревни Самин–ского, Андомского, Тудозерского погостов, г. Вытегра. Далее: на юг от Мегорского погоста – села Коштуги, Сяргозеро, п. Межозерье и на юго–восток – деревни Ежезерского и Ундозерского погостов. В восточной части Вытегорского района обследованы населенные пункты по реке Кеме: с.Игнатово, д.Прокшино, п.Мирный, а также деревни Анциферовского с/с бывшей Исаевской волости, граничащей с Архангельской областью. В Вашкинском районе были обследованы населенные пункты вдоль рек Кемы, Индоманки, Унжи. Это деревни Ивановского, Островского, Андреевского, Каменноборского сельсоветов, поселки Октябрьский и Первомайский. Изучаемая территория далее именуется Онежско–Белозерским межозерьем.

Традиционная музыкальная культура региона может представлять значительный интерес как для этномузыковедов, так и для исследователей смежных специальностей. Одна из причин тому – сложная этническая история этих мест, находящихся на стыке существования финно–угорского и славянского миров. Как пишет В.Лапин, «…почти все современное русское население Белозерья в той или иной мере несет в себе мощный дославянский субстрат» [5] , что связано, по мнению исследователя, с проживанием здесь в прошлом вепсского этноса.

В середине XIX в. финский ученый Э.Леннрот записал вепсский лингвистический материал в бывшей Исаевской волости Вытегорского уезда (ныне Анциферовский сельсовет) от так называемых исаевских вепсов. Сведения Э.Леннрота подтверждаются данными «Списков населенных мест Российской империи», в которых вепсы названы чудью. Так, в «Списке населенных мест Олонецкой губернии по сведениям 1873 года» население при озерах Исаевском и Анциферовском обозначено как чудь [6] . М.Йоалайд приводит сведения археолога А.Брюсова, побывавшего в 30-х гг. XX в. в селах Куштозеро и Ундозеро нынешнего Вытегорского района [7] , по словам которого, в 30-х гг. население этих сел преимущественно говорило еще по-вепсски, но, согласно данным 1948 г., здесь предпочитали говорить по-русски. Жители с.Сяргозеро Вытегорского района почти полностью обрусели, и в 1978 г. М.Йоалайд удалось обнаружить там лишь несколько человек старшего поколения, говорящих по-вепсски [8] . В.Пименов пишет об «обруселой чуди» в Пудожском уезде, вокруг озера Водлозеро [9] , территория которого граничит на юге с нынешней Вологодской областью.

Современное население Онежско–Белозерского межозерья обрусело практически полностью и о своем финно–угорском прошлом в большинстве случаев не имеет представления. Основная часть жителей считает себя русскими. Исключение составляет с.Сяргозеро, где нам в 1998 г. встретились два человека, помнящие вепсский язык.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Музыкально–инструментальная традиция этой территории на протяжении XX столетия претерпела значительные изменения. Многое сегодня оказалось утерянным, изменился быт, и вместе с ним уходят в прошлое музыкальные инструменты. Некоторые из них еще сохранились у информантов, остальные были реконструированы по описаниям. Особое внимание было уделено сбору информации о вышедших из употребления музыкальных инструментах, а также различных фактах проявления традиционного инструментализма.

В течение трех лет полевой экспедиционной работы в селах Онежско–Белозерского межозерья удалось собрать значительный музыкальный, органо–логический и этнографический материал, характеризующий музыкальную инструментальную культуру северо–запада Вологодской области. Он включает в себя сведения о распространении, изготовлении и функционировании музыкального инструментария: всего 41 музыкальный инструмент. Велась аудиозапись наигрышей на музыкальных инструментах, бытующих в современной исполнительской практике. Всего было записано 260 плясовых, танцевальных и песенных наигрышей на гармони–хромке, около двадцати наигрышей на балалайке. Фиксировалась игра на пастушьем барабане (и ее имитация), сезонных детских аэрофонах, а также баяне, мандолине, гитаре. Игра наиболее виртуозных исполнителей была записана на видеокамеру.

Музыкальный инструментарий населения Онежско–Белозерского межозерья представлен тремя основными классами [10] : идиофонами (11 инструментов), хордофонами (6) и аэрофонами (24). Инструменты класса мембранофонов не встречены.

Все инструменты при описании разделены на несколько групп по функциональному признаку, учитывающему сферу деятельности человека. В результате получено пять основных групп: пастушьи, охотничьи инструменты, инструменты быта, детские инструменты, а также инструменты сферы отдыха и досуга. Принятое деление в некоторой степени условно, так как ряд инструментов может употребляться в нескольких сферах. В заголовки вынесены местные названия музыкальных инструментов. Классификация собранного музыкального инструментария в соответствии с общепринятой в современном инструментоведении систематикой Xорнбостеля – Закса [11] приведена в приложении.

Охотничьи инструменты

Музыкальный инструментарий охотников представлен только одним аэрофоном – манком на рябчика.

Встретились две разновидности манка. Первая [24] [12] изготавливалась из медной трубки длиной 4–6 см и диаметром 0,5–0,6 см. С одного конца трубка срезалась прямо, а с другого – наискосок. Длина косого среза составляла примерно половину общей длины манка. В стенке инструмента по стороне среза делалось свистковое отверстие (рис.1) [13] . От М.В.Лазова (с.Коштуги) зафиксирован также вариант изготовления такого манка из пластмассовой трубки от шариковой При игре исполнитель губами и языком создает щель, через которую воздух поступает в свистко–вое отверстие. Высота звука изменяется за счет частичного или полного прикрытия пальцем отверстия прямого среза инструмента, а также силы вдуваемого воздуха.

Вторая разновидность манка [30] по своему устройству близка детскому ивовому (или ольховому) свистку. Материалом служил отрезок ольховой ветки длиной 5–6 см. Сбоку вырезалось свистковое отверстие. Делался кольцевой разрез коры, которая осторожно снималась с деревянной сердцевины. Оба конца получившейся трубки закрывались деревянными втулками: один – наглухо, а другой – с зазором с одной стороны, который образует щель флейты (рис.2) [14] .

Звучание манков – яркое, в очень высоком регистре. В лесу в ясную погоду его можно услышать на расстоянии более ста метров. В.И.Максимов рассказывал, как он осваивал игру на манках: «… Слушаешь рябчика и стараешься ему подражать. У каждой пары рябчиков своя территория. Рябчик, услышав манок, думает, что другой самец нарушил его территорию, и прилетает». Интересно, что при игре на манке первой разновидности В.И.Максимов как использует обычную игру «на выдох», так и извлекает звуки «на вдох». В.Н.Парфенов играет на манке, проговаривая про себя: «Пять тетеревов, пять тетеревов…», корректируя в соответствии с ней ритмические и мелодические стороны наигрыша. По словам исполнителей, звук манка нужно подбирать под рябчика, если звук «толстый», «грубый», то рябчик не прилетит. Мелодику наигрышей на манке характеризует плавное глиссандирование в узком диапазоне, основанное на остинатных ритмических фигурах.

Обе разновидности манков распространены повсеместно и существуют параллельно, хотя охотники чаще отдают предпочтение металлическим инструментам в силу их долговечности.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Пастушеские инструменты

Музыкальный инструментарий пастухов Межозерья достаточно разнообразен и включает в себя два класса инструментов: идиофоны и аэрофоны. Из идиофонов мы встретили: барабан, колотушку и колокол.

Барабан (барабанка, доска) [5]

Инструмент представляет собой деревянную дощечку прямоугольной формы. Размеры ее могут колебаться в пределах 40–50 см в длину и 25–35 см в ширину. Материалом для барабана служила древесина различных пород. Одни информанты называют осину – «она звончее и легче», другие – ель или сосну. У верхних углов прямоугольника барабана имелись сквозные отверстия, за которые привязывался ремень или веревка для ношения инструмента. Палочки имели длину примерно 25–30 см и диаметр 1,5–2 см. В верхней части у них кольцевые зарубки, за которые связывались между собой веревкой (рис.3). Материалом для палочек служили береза или ива. Они крепились к одному из верхних концов барабана.

Зафиксированы два варианта формы барабана: прямоугольный (рис.4) и трапециевидный с закругленной верхней частью (рис.5). Первый встречен в селах Ундозеро, Сяргозеро, п. Межозерье и пограничных территориях Вытегорского района. Восточнее, в деревнях Ивановская, Остров и далее на юг распространен инструмент с закругленной верхней частью.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Во время игры барабан носили за веревки на уровне пояса или чуть выше. Звонкий, хорошо слышимый на расстоянии звук инструмента извлекали, ударяя палочками по разным местам доски. Сами же наигрыши на барабане представляют собой остинатно–повторяемый ритмический рисунок: ♩ ♫ ♩ ♫ ♩ ♫ ♩ ♫

Пастухами барабан использовался как инструмент сигнально–опо–вещательной и охранительной функции. По утрам, проходя по деревне, пастух давал сигнал на сбор коров, а вечером приводил стадо домой, так же оповещая всех игрой. В лесу, во время пастьбы, барабанили для отпугивания от стада хищников, особенно, когда пасли ночью [15] .

Б.И.Рабинович, очерчивая ареал распространения инструмента, провел северную границу по пунктам: Коварзино – Злобино Вологодской области [16] , западнее инструмент зафиксирован И.Б.Семаковой у средних (оятских) вепсов в с.Шимозеро Подпорожского района [17] . Об использовании барабана пастухами с.Ивановское упоминает В.А.Лапин [18] . Наши данные расширяют ареал распространения пастушьего барабана на северо–запад: по селам Ундозеро и Сяргозеро. На сегодняшний день барабан почти вышел из употребления и встречается лишь изредка, однако удалось зафиксировать факт использования барабана по сей день пастухами с.Ундозеро и п.Октябрьский Ивановского сельского совета.

Колотушка [3]

Представляет собой деревянную выдолбленную изнутри колодку с ручкой. Изготавливается из цельного куска дерева, как правило, березы или осины. С помощью отверстия в верхней части колотушки к ней на кожаный ремешок крепится деревянный шарик (рис.6) [19] . Размеры колотушки Н.Я.Заводской: колодка – 11,5×6×4 см; ручка – длина 10 см, ∅ 2,5 см.; шарик примерно ∅ 2,5–3 см; ремешок длиной 10 см.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Громкий отрывистый звук возникает от ударов шарика о плоскость инструмента. Наигрыши на этом инструменте не зафиксированы, но мы можем предполагать, что они основываются на равномерных ритмичных ударах, так как конструкция инструмента позволяет исполнять, как правило, только ритмические формулы, основанные на ровных последовательностях одинаковых по длительности звуков (с незначительными отклонениями).

В быту колотушка носила те же функции, что и пастуший барабан, и являлась его эквивалентом. Так, в с.Сяргозеро пастух использовал барабан, а в с.Коштуги – колотушку. Сегодня употребление колотушки в быту не зафиксировано, хотя применялась она еще совсем недавно. В конце 80-х гг. XX столетия колотушку использовал пастух с. Коштуги, а еще в 1995–1996 гг. она звучала в п.Мирный.

Колокол [8]

Колокола изготавливались из железа в местных кузницах и по форме могли быть прямоугольными или в виде куба. Внутри прикреплялся железный язычок. Колокола имели следующие размеры: 10×3×4 см (прямоугольный) и 10×10×10 см (куб). С помощью веревки, вдетой в проушину, они привязывались на шею домашним животным [20] . Звук инструмента глухой, отрывистый, но достаточно громкий. В быту он служил для обнаружения пропавших животных, отпугивания от стада хищников. Не исключены некоторые магическо–обереговые функции колокола. На данный момент колокола распространились повсеместно, на всех исследованных нами территориях.

Среди пастушеских аэрофонов зафиксировано семь инструментов. Их местные названия – рожок, труба, дудка – скорее имеют собирательное название и относятся к целой группе духовых инструментов, нежели обозначают какой‑либо типологически однородный музыкальный инструмент. На сегодняшний день все они полностью вышли из употребления, поэтому иконографическая реконструкция инструментов сделана на основании устных рассказов и воспоминаний информантов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Рожок [35]

Целиком изготавливался из бересты. Сначала из ее отрезка вырезалась полоска, которая складывалась пополам, образуя гобойную трость (рис.7). Затем на нее наматывалась берестяная лента, образуя корпус рожка (рис.8). На конце раструба ленту просто «захлестывали», не делая специальных скрепок из дерева. Длина инструмента с тростью составляла примерно 30 см [21] .

При игре на рожке трость сжимали губами. В зависимости от силы сжатия губ исполнитель мог несколько корректировать звучание (по словам информанта, «делать звук тоньше или толще»). Громкий, яркий звук инструмента был хорошо слышен на расстоянии. Исполняли на рожке сигнальные наигрыши, так как инструмент мог издавать только один тон (с небольшими отклонениями). Утром пастух игрой на рожке сопровождал стадо на пастбище, а вечером в лесу его собирал, чтобы гнать домой.

Берестяной рожок – инструмент недолговечный и использовался, пока он не терял своих игровых качеств. После этого пастух изготавливал себе новый инструмент. В настоящее время рожок полностью вышел из употребления. По рассказам информантов, он бытовал еще до Великой Отечественной войны, потом пастухи стали использовать барабаны.

Рожок (труба) [36][текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Состоит из двух частей: цилиндрического корпуса и раструба конической формы. Инструмент изготавливали весной. Из небольшой сосенки срезали отрезок ствола (с вершины) длиной примерно 15–20 см и диаметром 1,5 см, кору снимали. Затем убирали сердцевину. На получившейся деревянной трубочке делали игровые отверстия и косой срез с одного конца. На этот срез прикрепляли (видимо, с помощью ниток) язычок из вереса (можжевельника). Из берестяной ленты на трубочку наматывали раструб конической формы. Общая длина рожка с раструбом составляет примерно 30 см. По сведениям В.А.Вытегорова, раструб рожка помимо бересты мог быть скручен из листа меди (рис.9) [22] .

Количество и расположение игровых отверстий на корпусе могло колебаться в зависимости от индивидуальных потребностей пастуха.

По рассказу А.Н.Меркова, рожок имел три игровых отверстия, а В.А.Вытегоров описал рожок с шестью игровыми отверстиями, расположенными не сверху, а по бокам инструмента – по три с каждой стороны. При игре такой инструмент придерживали снизу большими пальцами обеих рук, а остальные пальцы прикрывали отверстия. При изготовлении инструмента пастух добивался, по словам А.Н.Меркова, нужного характера звучания. «У меня – говорит он, – был рожок с протяжным тоном».

Рожок выполнял те же функции, что и предыдущая модель инструмента, – подача сигнала, сбор коров на пастбище и обратно в село. Однако благодаря наличию грифных отверстий на этом инструменте можно было исполнять более развитые в мелодическом отношении наигрыши, чем на рожке с одним тоном. А.Н.Мерков так описывает игру пастухов: «… Пастух идет по одному берегу реки, а другой – по другому, и наперебой играют».

Рожок (пастушья дудка) [37][текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Корпус инструмента также изготавливался весной из молодых сосенок. В конструкции данного рожка появился новый элемент – отдельная трубка с тростью кларнетового типа. Такое усовершенствование позволяло не приматывать трость непосредственно к корпусу, а вставлять отделяемую трубку с тростью в корпус инструмента (рис.10) [23] . В.П.Семенов эту небольшую часть инструмента называет «пердунком». Изготавливалась она, как и корпус, из сосны, но меньшего диаметра. Необходимо правильно подобрать диаметр трубок, чтобы тростевая трубка плотно держалась в корпусе. Один конец тростевой трубки имел косой срез, а отверстие с этой стороны наглухо закрывалось пробкой. На этом же конце трубки, в ее стенке делался надрез, который и служил тростью (местное название – «защербинка»).

При изготовлении тростевой трубки ее звук, по желанию, настраивался изменением величины надреза. Эту трубку иногда изготовляли из сухого ствола дудника, но пастухи обычно предпочитали сосну. Для усиления громкости звучания на рожок могли наматывать раструб из берестяной ленты, хотя он не являлся обязательной деталью. Длина рожка без раструба примерно 30 см, длина тростевой трубки 10 см, диаметр широкой части раструба до 20 см. Инструмент имел шесть игровых отверстий, расположенных в ряд на одной стороне стенки корпуса.

Звучание инструмента, по словам В.П.Семенова, зависит от его размеров: чем больше инструмент, тем громче: «…по заре от деревни до деревни слышно», «…играл пастух утром, на выгон коров, в лесу или просто от нечего делать». Например, на рожке можно было имитировать крик петуха.

Описание следующих четырех пастушьих аэрофонов содержит неполные сведения об их устройстве, изготовлении, бытовании, что вызвано зачастую лишь отрывочными воспоминаниями информантов о давно вышедших из употребления инструментах. Поэтому часть данных пришлось реконструировать на основе имеющихся материалов.

Рожок (труба) [38][текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Рожок изготавливался следующим способом. Деревянная заготовка (порода дерева неизвестна) раскалывалась пополам. На внутренних сторонах обеих половин выдалбливался звуковой канал. Затем половины соединялись вместе и обматывались берестяной лентой (рис.11) [24] . Способ крепления трости информанты, к сожалению, не помнят. На наш взгляд, узкий конец инструмента мог иметь косой срез, к которому с помощью ниток крепилась трость. Инструмент имел от трех до пяти грифных отверстий. Длина рожка 25–30 см.

По рассказу М.Г.Тарасова, кларнетовая трость на подобном рожке срезалась на самом инструменте, а не приматывалась нитками. Очень давно, рассказывает он, такие инструменты изготавливали не из двух половинок, а прожигали сердцевину цельной заготовки из жимолости.

Рожок [38]

Корпусом этого инструмента служил выделанный коровий рог, в узком конце которого сделано отверстие, где помещалась трость. К сожалению, подробных сведений о трости нет. Мы считаем, что это, скорее всего, кларнет. На широкий конец рога из берестяной ленты наматывался раструб (рис.12) [25] . Игровые отверстия были, но сколько их, информанты уже не помнят. Длина Рис. 12. Рожок из коровьего рога инструмента примерно 30 см.

Труба [40][текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Корпус состоял из двух деревянных выдолбленных внутри половин, соединенных вместе и обмотанных берестой по всей длине. Профиль трубы был несколько изогнут. Грифных отверстий не было. Не известно, был ли мундштук, поэтому сведений о принципе звукообразования нет. Можно предположить, что этот инструмент относится к разряду труб. Общая длина инструмента составляла примерно 70 см, диаметр широкой части раструба – 15 см (рис.13) [26] .

По воспоминаниям А.С.Черникова, видевшего этот инструмент у пастуха с. Роксомы, труба звучала достаточно громко. Исполнялись на ней сигналы на выпас и сбор в лесу.

Рог (певучий рог) [41]

Инструмент изготавливали сами пастухи из выделанных бычьих рогов. Были игровые отверстия сверху (их количество неизвестно) и одно снизу [27] . Достоверно тип инструмента определить невозможно, но предположительно он относится к трубам, так как, по рассказу М.Л.Робозеровой, в рог могли как играть, так и просто «петь» какую‑либо песню, используя его как усилитель звука. В игре, по словам информанта, участвовали все пальцы правой руки. Отсюда можно заключить, что число игровых отверстий было равно четырем–пяти.

Инструменты повседневного быта

В эту группу отнесены инструменты, использование которых относится к повседневному быту села, не связанного напрямую с каким‑либо видом трудовой деятельности. Извлечение звука на них не требует специальной подготовки и доступно любому человеку. Как правило, в жизни села эти инструменты выполняют различные прикладные функции. Среди них: камни, железные бочки, ведра. Так, соударяемый идио–фон два камня [1], по словам А.И.Мигунова, использовали жители с.Пелкаска [28] . Там стучали камнем о камень, чтобы испугать медведя. Отгоняя от селения волков, кабанов или медведей, в с. Коштуги били железным прутом по подвешенным на изгороди железным бочкам или ведрам [7] [29] .

В п. Межозерье зафиксирован ударяемый идиофон било [6]. Он представляет собой кусок рельсы, тракторный башмак или диск, подвешенный на веревке на Г–образную перекладину. Звук извлекали, ударяя по билу железным прутом [30] . Било используется для оповещения населения о пожаре. В селах Островского сельсовета эту функцию до недавнего времени выполнял церковный колокол.

Детские инструменты

Группа детских музыкальных инструментов самая большая (16) из всех зафиксированных. Большинство из них имеют несложную конструкцию, просты в изготовлении и освоении. К ним относятся в первую очередь сезонные аэрофоны, которые дети могут сделать сами, не прибегая к помощи взрослых, однако некоторые инструменты взрослые специально изготавливали для детей, как, например, разного рода трещотки.

Группу составляют два класса инструментов: идиофоны и аэрофоны. Среди идиофонов встретились две разновидности трещоток. Первая [10] состоит из деревянной квадратной рамки и ручки. Рамка собиралась из реек и соединялась при помощи гвоздей. Затем к ней прибивалась ручка. Через центр рамки поперек проходила деревянная перегородка. Вдоль рамки, между ее краями и перегородкой, вставлялись 3–4 деревянные сосновые пластины – «лосты» (рис.14) [31] . Общая длина трещотки с ручкой примерно 25 см, ширина 15 см. При извлечении звука инструментом (лостами) проводили по руке или какой‑либо неровной поверхности, вследствие чего раздавался громкий треск.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Вторая разновидность: зубчатая трещотка [11]. Корпус этого инструмента состоит из деревянной дощечки размером примерно 30×18×3 см и деревянной круглой ручки длиной примерно 30–35 см и диаметром 4–5 см. В верхней части ручки нарезались зубцы, как на шестерне. Зубцы выступали за диаметр ручки. С помощью деревянных или железных хомутов ручка соединялась с дощечкой (там, где находилась шестерня, в дощечке делали вырез). Затем к доске гвоздями прикреплялась одна сосновая пластина (лоста), которая своим концом должна была задевать за шестерню (рис.15) [32] . При игре инструмент рукой держали за ручку и вращали дощечку вокруг своей оси. Лоста задевала шестерню и издавала треск.

Детские аэрофоны представлены четырнадцатью инструментами. В быту среди них наиболее часто встречаются инструменты подкласса свободных аэрофонов: листья деревьев (береза, осина) [18], листок травы (осока) [21], береста [22].

Эти инструменты не требуют специального изготовления. При игре на листьях деревьев два листа складывают вместе и натягивают между губами исполнителя. Для листа травы и бересты есть два способа исполнения: первый – листок или береста натягиваются параллельно губам исполнителя; второй – инструмент натягивается между большими пальцами рук и подносится перпендикулярно губам. Все три инструмента используются в детской игровой практике по сей день и встречаются практически повсеместно.

Пуговица [23]

Инструмент представляет собой пуговицу, через оба отверстия которой протянута веревочка или толстая нитка. Пуговицы подбираются диаметром больше среднего (рис.16) [33] . При игре на этом инструменте используется энергия скрученной нити, а также инерция пуговицы, вращение[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

которой вызывает жужжащий звук инструмента. Звучание пуговицы своеобразное, завывающее. Его громкость зависит от размеров пуговицы. Употребляется инструмент в детской среде для игр и развлечений.

Дудочка из дудника [25]

Об этом инструменте известно немного. Дудочку изготавливали из растения дудник (дудка). Оба конца трубки инструмента имели прямой срез. Игровые отверстия надрезали ножом, а не протыкали, поэтому они имели полукруглую форму. Их количество неизвестно (рис.17) [34] .

По словам информантов, инструменты делали уже из засохшего растения. К сожалению, в современном детском быту обнаружить этот инструмент не удалось.

Свисток из дудника [26][текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Скорее всего, это закрытая разновидность флейты [35] . Инструмент изготавливался из трубчатого растения – дудника (дудки). От полого стебля отрезалась трубочка (размер неизвестен). Один ее конец, видимо, срезался вместе с узлом (чтобы отверстие было закрыто), а другой – свистковый – имел два косых среза, один немного больше другого (рис.18).

Свисток изготавливался из свежесрезанного растения. Во время исполнения его вертикально прикладывали к нижней губе и губами струю воздуха направляли на противоположный край стенки трубки. Трубка из ручки [27]

В качестве материала использовался колпачок от шариковой ручки. Никаких специальных доработок с ним не производилось. Звукоизвлечение трубки совпадает со свистком из дудника [36] .

Оба инструмента: свисток из дудника и трубка от ручки имеют сходный тембр звучания. Различной может быть лишь высота тона, которая зависит от размеров инструмента. По тембру их звучание близко к флейтам Пана. Они используются и по сей день в детской практике для игр и развлечений.

Деревянная дудочка (свирель) [28][текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Материалом для ее изготовления могла служить прямая ольховая или ивовая ветка диаметром примерно 1–1,5 см и длиной около 10 см. На заготовке прорезали 3–4 игровых отверстия и свистковое отверстие (полукруглое). Затем кору отделяли от сердцевины. Один конец трубки (там, где свистковое отверстие) закрывали пробкой, имеющей небольшой срез, отчего между пробкой и стенкой корпуса образовывалась щель флейты (рис. 19) [37] . По рассказу М.Ф.Чуфуревой, подобный инструмент изготавливался из березовой ветки, а внутренний канал прожигался.

Дудочка из ивы или ольхи – инструмент сезонный, и сделать его можно было только весной, когда идет сок (в другое время года отделить кору от сердцевины без деформаций сложно). Изготавливали инструмент сами дети для развлечения.

Дудочка [29]

Она состояла из двух основных элементов: корпуса и свисткового приспособления, которые изготавливались отдельно, а затем собирались в единую конструкцию.

Свистковое приспособление делали по типу повсеместно распространенного ивового или ольхового свистка. С дерева срезался отрезок ветки длиной 5–6 см. Один конец имел косой срез, и на этом конце вырезалось свистковое отверстие. Затем кора аккуратно отделялась от сердцевины и в конец трубки, где располагается свистковое отверстие, вставлялась пробка. Один край ее имел зазор со стенкой свистка, который формировал щель инструмента (рис.20) [38] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Корпус дудочки изготавливался из трубчатого растения – дудника: срезалась часть ствола без узлов (длина имела произвольный характер – в пределах двух узлов растения, т.е. не более 20–25 см), и на ее стенке в ряд срезались игровые отверстия (одни информанты говорят о шести игровых отверстиях, другие считают, что их количество произвольно). Далее в готовый корпус вставлялось свистковое приспособление. Диаметры трубок выверяли при подборе материалов. Оба эти инструмента изготавливали сами дети для развлечения, однако в современной детской игровой практике их употребление не выявлено.

В ходе экспедиций удалось зафиксировать три различных по внешнему виду и материалу изготовления, но типологически сходных свистка.

Это свисток из дудника, ивовый свисток и свисток из жести. Свисток из дудника [31]

Дудочка

Из дудника срезалась трубка без узлов длиной 6–7 см, среднего диаметра (примерно 0,5–0,6 см). На расстоянии примерно 1 см от края ножом делалось свистковое отверстие. Оба края имели прямые срезы. Затем один конец трубки затыкался пробкой из дерева наглухо, а другой (со стороны свисткового отверстия) – пробкой с зазором, отчего образовывалась щель флейты (рис.21) [39] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Ивовый свисток (ольховый свисток) [32]

Устройство ивового свистка полностью совпадает с устройством свистка из дудника (см. рис.21), но, в отличие от него, материалом служила ивовая или ольховая ветка. На срезанной заготовке вырезали свистковое отверстие, затем кору снимали, а оба конца затыкали пробками, как и в свистке из дудника [40] .

Оба инструмента – сезонные: свисток из дудника – летний инструмент (когда растет дудник), а ивовый свисток – весенний (когда идет сок и кору легко отделить от деревянной сердцевины). При игре свистки издавали один тон и использовались детьми в различных играх и просто для веселья. Свисток из дудника в современном употреблении не встретился, а ивовый свисток до сих пор распространен повсеместно.

Свисток из жести [33]

Он изготавливался из жести от консервных банок. Жестяную ленту длиной около 4 см и шириной примерно 1,3–1,5 см руками выгибали согласно форме, изображенной на рис.22 [41] . Затем вырезалась вторая лента из того же материала и той же ширины, но длиной примерно в два раза больше ширины (т.е. при ширине ленты 1,3–1,5 см ее длина будет составлять 2,6–3 см). Вторая лента накладывалась на первую сверху, а ее концы загибалась. Таким образом, между первой и второй полоской образовывалась щель флейты.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

При игре свисток держали большим и указательным пальцами по бокам за круглую часть так, чтобы подушечки пальцев плотно прилегали к корпусу по всему периметру и образовывали внутреннюю закрытую полость флейты. Воздух через щель попадал на острый конец ленты (т. е. ребро флейты), вызывая колебания воздушного столба.

Звук свистка яркий, в высоком регистре, достаточно громкий. Используется свисток в детской среде п. Межозерье в играх и развлечениях по сей день.

Глиняная свистулька [34]

Инструмент приобретали на рынках, ярмарках. Нам известен только один центр их изготовления на территории Межозерья – с.Алешково Вашкинского района. Там существовала, по-видимому, артель, изготавливавшая и продававшая свистульки по всей округе. Кроме свистулек они делали глиняную посуду. Выполнялись они в основном в форме птичек (рис.23). Готовые игрушки не раскрашивали, а только обжигали. Как правило, свистульки имели одно или два игровых отверстия (если два, то по бокам; если одно, то сверху). Использовались свистульки как детские игрушки. В настоящее время в с. Алешково производства свистулек уже нет. Не удалось также встретить ни одной свистульки в быту [42] .

Дудочка из дудника [39][текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Среди детских аэрофонов удалось обнаружить также и один кларнет. Материалом для его изготовления служило растение дудник. От ствола отрезалась трубка длиной примерно 25 см (размеры могли колебаться). Один конец, по-видимому, срезался с узлом. В стенке трубки в ряд прорезались игровые отверстия (их количество произвольно – по желанию исполнителя). В закрытом конце трубки на стенке срезался язычок, служивший тростью кларнета (рис.24) [43] .

Дудочка – сезонный инструмент и изготавливался летом. Использовалась она детьми для игр и развлечений. В современном детском быту не зафиксирована.

Инструменты, используемые в сфере отдыха: на гуляньях, праздниках и пр.

В пятую группу отнесены музыкальные инструменты сферы отдыха и досуга жителей сел Онежско–Белозерского межозерья. В нее вошли десять инструментов: три идиофона, шесть хордофонов и один аэрофон.

Деревянные ложки [2][текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Для игры использовались обычные бытовые деревянные ложки. Фактов специального изготовления ложек для музицирования не зафиксировано.

Общепринятый способ игры – удары двумя ложками, зажатыми в одной руке между пальцами (выпуклыми сторонами друг к другу), по различным частям тела [44] . По словам М.Л.Робозеровой, исполнители могли играть сразу на четырех ложках, зажатых в одной руке.

Ложки обычно использовались в ансамблях с гармоникой, балалайкой, хотя, если не было других инструментов, могли плясать или петь только под игру ложек.

«Щекотка» [4]

Музыкальный инструмент с оригинальным названием «щекотка» зафиксирован от М.Л.Робозеровой. К сожалению, других свидетельств о бытовании подобных инструментов на исследованной территории зафиксировать не удалось. Он состоял из десяти одинаковых по длине (7–10 см) круглых палочек, изготовленных, по словам информанта, из ели или дуба. Через сквозное поперечное отверстие в верхней части каждая палочка нанизывалась на веревку и отделялась от соседней посредством узелка (рис.25). При игре инструмент держали двумя руками за крайние палочки. Существовало несколько способов звукоизвлечения: встряхивание, сведение и разведение палочек, а также воздействие свободными (возможно, вторым и третьим) пальцами обеих рук непосредственно на палочки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Инструмент вышел из употребления, и о характере его звучания теперь можно лишь догадываться. Вероятно, звук был не очень громким в силу малого размера палочек. Использовалась «щекотка» как инструмент, аккомпанирующий пляскам и танцам, еще в 20-е гг. ХХ в.

Названия следующих трех инструментов М.Л.Робозерова, к сожалению, уже не помнит. Без названия [9]

Инструмент состоит из деревянной рамки прямоугольной формы. Внутри рамки вдоль и параллельно крепятся две планки, к каждой из которых с помощью ниток привязан ряд пластинок (рис.26). Данных о размерах инструмента и породе древесины нет. При игре инструмент, по-видимому, держали за рамку и горизонтально им потряхивали. Громкий дребезжащий звук использовался в качестве аккомпанирующего частушкам, пляскам и даже, по словам информанта, пению протяжных песен в 20-х гг. ХХ в.

Без названия [12]

Корпусом инструмента служила деревянная дощечка прямоугольной формы. Ее длина равна примерно 30 см, ширина неизвестна. Вдоль струноносителя натягивали струны (количество неизвестно), крепившиеся на специальные крючки у краев корпуса. Струны различались по длине и материалу.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

При игре инструмент располагался на столе или на правом колене исполнителя. Способ звукоизвлечения – щипок пальцем. Играли на инструменте обеими руками. Прием бряцанье (удары сразу по всем струнам), по словам информанта, не использовался.

Без названия [13]

Корпус представляет собой раму трапециевидной формы, стоящую вертикально. Высота рамы примерно 150–170 см. Нижняя часть трапеции несколько уже верхней, верхняя – имеет скос. На раму с двух сторон натягивались струны.

При игре инструмент стоял вертикально, видимо, на полу. Прием звукоизвлечения – щипок пальцем. Интересно, что, по словам М.Л.Робозеровой, сначала на инструменте играли с одной стороны, а затем – с противоположной, но одновременно с обеих сторон на нем не играли.

В середине ХХ столетия на танцевальных вечерах в селах Онежско–Белозерского межозерья можно было услышать скрипку, мандолину и гитару. Все эти инструменты были фабричного серийно–массового производства. Особое место занимала балалайка.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Балалайка [14]

В основном были распространены балалайки фабричного производства, но вместе с тем встретились свидетельства об изготовлении балалаек исполнителями [45] . Как рассказал А.С.Черников, такие инструменты изготавливались из цельного куска древесины: дощечке придавали форму балалайки, причем форма корпуса не имела принципиального значения и треугольник мог быть заменен кругом. Лады из проволоки приматывали к грифу. Из проволоки же делали и три струны инструмента, которые закрепляли с обоих концов при помощи гвоздей.

Все встреченные балалайки – стандартные, фабричного производства. Зафиксировано четыре варианта строя инструмента:

На балалайках в основном аккомпанировали танцам, пляскам, а также пению частушек. В настоящее время традиция исполнительства на ней уходит в прошлое. Свидетельство тому – полное отсутствие молодых исполнителей, хотя людей среднего и пожилого возраста, умеющих играть на балалайке, еще достаточно много.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Гармонь [19]

Традиционное исполнительство на гармони было широко распространено на исследуемой территории. Большая часть инструментов изготовлена фабричным способом по модели гармони–хромки 25×25 и 23×12. Встретились также и инструменты кустарного производства мастеров Кирилловского района Вологодской области. До Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы бытовали инструменты более ранних моделей. Так, М.Г.Тарасов рассказал, что он видел в с.Пондалы гармонь иной модели, отличной от хромки. Правая клавиатура этой гармони имела только один ряд кнопок, а левая состояла всего из двух клапанов. Высота звучания зависела от направления движения меха. В настоящий момент такие инструменты в Межозерье полностью вышли из употребления.

Всего опрошены 54 гармониста, из которых 50 мужчин и 4 женщины. Большая часть играющих на гармонике – уже пожилые люди в возрасте от 50 до 70 лет (44 человека), а двум самым старшим из них (Н.В.Енишев из п.Мирный и Я.П.Богданов из д.Прокшино) по 77 лет. Возраст еще 9 гармонистов приближается к 40 годам. Самый молодой исполнитель – 12-летний Иван Максимов (с.Игнатово), осваивающий инструмент под руководством отца–гармониста.

Основная область применения гармони – игра под пляску и танцы на деревенских гуляньях, вечерах и праздниках.

Специальный вопрос – исполнительский репертуар гармонистов. При всем многообразии наигрышей как стержень репертуаров следует выделить наигрыш «Русского», циклы наигрышей, сопровождающих кадриль, а также аккомпанирование пению песен и частушек. Всего зафиксировано 85 различных наигрышей. Среди них значительное число наигрышей, сопровождающих или предназначенных для сопровождения пения. Это лирические песни: «В том саду при долине», «Златые горы», «На муромской дорожке», «Степь да степь кругом», «По диким степям Забайкалья»; авторские: «Уральская рябинушка», «Синий платочек», «Белоснежная вишня» и т.д. – всего 71 наигрыш. Основное же место в репертуаре большинства гармонистов занимает плясовая и танцевальная музыка. Записано 14 различных наименований таких наигрышей. Это плясовые наигрыши «Русского», «Барыня», «Цыганочка», «Яблочко». «Русского» и «Яблочко» бытуют и как танцевальные наигрыши, используемые в кадрили, а «Яблочко», так же как и «Вальс», «Коробочка», «Краковяк», «Пад'эс–пань», «Полька», «Светит месяц», «Тустеп» и «Танго», сопровождает и одноименные парные танцы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Особо следует выделить такое самобытное явление музыкального фольклора Онежско–Белозерского межозерья, как полифункциональность наигрыша «Русского», который звучит и под пляску, и как сопровождение кадрилей, и в качестве аккомпанемента к частушкам, а в несколько переработанном виде как «музыка под драку».

Баян [20]

Три исполнителя, в молодости освоив гармонь, позднее стали играть на баяне. Совершенствуя свою игру, они стремились расширить репертуар за счет более широких исполнительских возможностей баяна. Переходя на баян, исполнители, наряду с разучиванием новых произведений, оставляли в своем репертуаре старые гармошечные наигрыши, в основном плясовые и танцевальные, освоенные ими ранее на гармони–хромке. Кроме того, отчасти сохранялась и манера исполнения, выраженная в посадке, положении инструмента, постановке рук.

* * *

В результате полевых исследований сформировалась следующая картина современного состояния музыкальной инструментальной культуры Онежско–Белозерского межозерья. Наиболее сохранившимися в быту оказались детские музыкальные инструменты, употребление которых связано с развлечениями и играми. Большинство из них относится к классу аэрофонов и носит, как правило, сезонный характер. Это свободные аэрофоны: листок травы, береста, листья деревьев; флейты: ивовый или ольховый, а также жестяной свисток. Все инструменты доступны по материалу, просты в изготовлении и освоении, что, возможно, и явилось предпосылкой сохранности традиции исполнительства на них.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Охотники до сих пор в своей практике применяют манки на рябчика, как собственного изготовления, так и приобретенные в магазине. Для отпугивания волков, кабанов и сейчас используют домашнюю утварь (железные ведра, сковороды), а в с.Пелкаска медведя пугают, ударяя камнем о камень. Для оповещения о пожаре жители п. Межозерье колотят в било, подвешенное на деревянной перекладине.

В современной пастушеской практике употребляется лишь колокол и очень редко пастуший барабан, факт использования которого по сей день зафиксирован в с.Ундозеро. Еще в 1980-е гг. пастух с.Коштуги применял колотушку. А некогда повсеместно распространенные пастушеские аэрофоны на данный момент полностью вышли из употребления, как угасла и сама традиция профессионального пастушества.

Среди инструментов, используемых на гуляньях, вечерах, в сфере отдыха и праздников, основное место занимает гармонь, исполнительство на которой распространено повсеместно на изучаемых территориях. Современная картина бытования гармони весьма сложна. Многие музыканты–гармонисты Онежско–Белозерского межозерья не являются коренными жителями, в свое время они приехали сюда из других областей бывшего СССР и принесли с собой собственный опыт исполнительского искусства. Среди них есть люди, играющие только для себя и владеющие инструментом слабо, но выделяются и талантливые исполнители, своего рода мастера. На сегодня искусство игры на гармони является наиболее ярким, имеет сложившийся репертуар и устойчивые формы хранения и передачи традиции.

Живет и традиция исполнительства на балалайке, и хотя встречено всего пять балалаечников, можно предположить, что ранее их было значительно больше.

Наряду с современным музыкальным инструментарием, раньше в быту сел Онежско–Белозерского межозерья было распространено множество других инструментов. Теперь информация о них осталась лишь в памяти пожилых людей. Реконструкция таких инструментов возможна только на основе их устных рассказов и рисунков.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Классификация музыкальных инструментов

ИДИОФОНЫ (11 инструментов)

Два камня№ 111.1Соударяемый идиофон
Деревянные ложки№ 111.1 То же
Колотушка № 111.1То же
«Щекотка» № 111.11Соударяемые стержни
Барабан№ 111.2Ударяемый идиофон
Било№ 111.2То же
Домашняя утварь (ведра, бочки)№ 111.2Ударяемые идиофоны
Колокол№ 111.242.122Языковый висячий одиночныйколокол
Без названия№ 112.121Рамные подвески-погремушки
Трещотка№ 112.2Скребковый идиофон
Трещотка№ 112.24

ХОРДОФОНЫ (6 инструментов)

Без названия№ 314.11Дощечная цитра без резонатора
Без названия № 316.1Рамная цитра без резонатора
Балалайка № 321.321 Чашечная шейковая лютня
Мандолина № 321.321 То же
Гитара№ 321.322Коробчато-шейковая лютня
Скрипка№ 321.322То же

АЭРОФОНЫ (24 инструмента)

Листья деревьев№ 412.11Соударяющиеся язычки
Гармонь№ 412.132Набор проскакивающих язычков
Баян№ 412.132То же
Листок травы№ 412.14Ленточные язычки
Береста№ 412.14То же
Пуговица№ 412.22Вихревой аэрофон
Манок на рябчика№ 421.111.11Флейта открытая, одиночная, продольная, без сердечниковой щели и боковых отверстий
Дудочка из дудника№ 421.111.12Флейта открытая, одиночная, продольная, без сердечниковой щели, с боковыми отверстиями
Свисток из дудника№ 421.111.21Флейта закупоренная, одиночная, продольная, без сердечниковой щели и боковых отверстий
Трубка от ручки№ 421.111.21То же
Деревянная дудочка№ 421.221.12Флейта открытая, одиночная, (свирель) с внутренней щелью и боковыми отверстиями
Дудочка№ 421.221.12То же
Манок на рябчика№ 421.221.31Флейта закупоренная, одиночная, с внутренней щелью, без боковых отверстий
Свисток из дудника№ 421.221.31То же
Ивовый (ольховый) свисток№ 421.221.31То же
Свисток из жести№ 421.221.31То же
Глиняная свистулька№ 421.221.41Флейта сосудная, со щелью и боковыми отверстиями
Рожок№ 422.112.1Гобой одиночный, с коническим каналом, без боковых отверстий
Рожок (труба)№ 422.211.2Кларнет одиночный, с цилиндрическим каналом и боковыми отверстиями
Рожок (пастушья дудка)№ 422.211.2
Рожок (труба)№ 422.212.2

Кларнет одиночный, с коническим каналом и боковыми отверстиями

Дудочка из дудника№ 422.221.2Кларнет одиночный
Труба№ 423.121.2 Труба натуральная, продольный рог
Рог№ 423.21Труба с боковыми отверстиями

// Кижский вестник №12
Науч. ред. И.В.Мельников, В.П.Кузнецова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2009. 330 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф