Мельников И.В. (г.Петрозаводск)
Изучение и актуализация культурного наследия в музее-заповеднике «Кижи» VkontakteFacebook

Предлагаемый читателю сборник подготовлен в музее–заповеднике «Кижи» в связи с его 50–летием, которое отмечается в 2016 г. Авторами сборника, в основном, являются сотрудники музея–заповедника, которые публикуют на его страницах результаты своих исследований.

50 лет – это большая юбилейная дата. Подобные даты всегда связаны со стремлением осмыслить пройденный путь, подвести промежуточные итоги, наметить направление дальнейшего движения. За полувековой период своей истории музей «Кижи» достиг многого в разных областях работы: сохранении и реставрации памятников деревянного зодчества, экспозиционной, выставочной, культурно–просветительской и научно–исследовательской деятельности. Последнее из упомянутых направлений работы музея является одним из основных и связано с изучением сохраняемого в музее культурного наследия.

Музей–заповедник «Кижи» занимает обширную территорию, в целом совпадающую с территорией исторической Кижской волости, существовавшей с конца XVIII до начала XX в. и включавшей в отдельные периоды времени более 40 деревень. Население Кижей относилось к этнолокальной группе русских Заонежья, обладающей своеобразными чертами материальной и духовной культуры, а также лингвистическими и антропологическими особенностями. Это население являлось носителем культурных традиций в области деревянного зодчества, фольклора, бытование которых привело к формированию здесь выдающихся фактов народной культуры, в частности, к созданию Кижского архитектурного ансамбля, а также произведений эпического фольклора. Следует отметить, что окрестности острова Кижи обладают весьма богатым археологическим наследием, включающим памятники эпох камня, раннего металла и Средневековья. Весьма интересна природная среда Кижских шхер. Этими обстоятельствами определяется специфика научно–исследовательской деятельности музея–заповедника «Кижи», который, в сравнении с «классическими» музеями, занимается не только сугубо источниковедческими фондовыми исследованиями, но распространяет сферу своих интересов на вопросы изучения среды бытования памятников, находящиеся в компетенции разных научных дисциплин – истории, этнографии, фольклористики, археологии, разделов искусствоведения, связанных с изучением памятников деревянного зодчества, иконописи и народного прикладного искусства.

Результаты исследований опубликованы в целом ряде научных изданий – приведенных ниже монографиях, пятнадцати выпусках научного ежегодника музея «Кижский вестник» (всего более 250 статей), материалах конференции Рябининские чтения, которая с 1991 г. один раз в четыре года проводится в музее. Последнее большое научное издание музея – сборник статей, приуроченный к 300–летию церкви Преображения Господня, который объединил более 30 авторов, работающих в разных областях научного знания, связанных с изучением истории и культуры Кижей [1] .

Известной особенностью научно–исследовательской работы музеев является ее прикладной характер, направленность на решение вопросов формирования экспозиции, сохранение и реставрацию памятников, обеспечение образовательной и культурно–просветительской деятельности. Отдельное направление – это актуализация культурного наследия, связанное с его адаптацией в современных условиях, существенно изменившихся по сравнению со временем, когда данные памятники, объекты или явления были созданы. Актуализация культурного наследия – важное направление работы, поскольку часто оказывается, что в современных условиях это единственный способ сохранить памятник или явление традиционной культуры.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В музее–заповеднике «Кижи» научная работа ведется по ряду направлений, которые нашли отражение в структуре настоящего сборника.

Прежде всего, это историко–краеведческое направление, связанное с изучением истории Кижской волости. Наибольшие результаты были достигнуты в области изучения крестьянских родословий, что выразилось, в частности, в подготовке монографического исследования по истории русских сказителей Заонежья, принадлежащего С. В. Воробьевой [2] , а также ряда статей разных авторов [3] . Следует назвать серию статей Б. А. Гущина, опубликованную, в основном, на страницах музейного сборника «Кижский вестник», посвященную истории Кижей нового и новейшего времени [4] , и исследования по истории семей священников Р. Б. Калашниковой [5] , которая также явилась зачинателем музейной научно–исследовательской программы «Крестьянские мемуары» [6] .

Исследовательская историко–краеведческая работа и, в частности, работа над крестьянскими родословиями непосредственно связана с темой актуализации народной культуры. Дело в том, что на протяжении многих десятилетий происходило «раскрестьянивание» местного населения, которое, перебравшись в город, по сути, потеряло связь со своими историческими корнями. Окрестные («фоновые») деревни музея «Кижи» обезлюдели и постепенно деградировали. Перед музеем встала задача переломить эту тенденцию и, прежде всего, помочь людям восстановить утраченную духовную связь со своим прошлым. Стараниями С. В. Воробьевой и других научных сотрудников, восстановивших десятки родословий крестьян, чьи корни в местных деревнях уходят вглубь столетий, в определенной степени это удалось сделать. Возрождение традиции часовенных праздников, некогда объединявших крестьянский мир вокруг деревенского храма, также способствовало консолидации местного сообщества, формированию у людей чувства гордости за свое прошлое.

В настоящем сборнике историко–краеведческой тематике посвящены статьи С. В. Воробьевой о крестьянах, осуществлявших пожертвования в кижские храмы, а также статья Д. Д. Абросимовой о народных школах

Кижской волости. В статьях в систематическом виде приводятся новые, ранее не рассматривавшиеся исторические материалы, почерпнутые авторами из архивных и библиографических источников.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Отдельно следует сказать о статье Ю. М. Наумова, в которой автором подводится краткий итог многолетней работы по историко–этнографическому изучению традиционного судостроения и судоходства в Кижских шхерах. В течение длительного времени автор занимался разработкой этой темы, в результате чего им был выявлен и изучен самобытный центр народного судостроения на острове Волкостров. Результаты работы были представлены в опубликованной монографии [7] . Важно, что Ю. М. Наумов изначально поставил перед собой цель не только изучить данное явление, но и способствовать его сохранению и развитию (то есть актуализации). Он стал инициатором проведения в музее–заповеднике «Кижи» фестиваля «Кижская регата», идейным вдохновителем и главным организатором которого является уже более 15 лет. В результате деревянное судостроение, которое, казалось бы, уже навсегда ушло из жизни кижской деревни, получило импульс для своего развития. Появились новые мастера, которые стали строить новые традиционные для здешних мест лодки.

В. А. Агапитов, будучи сотрудником музея–заповедника «Кижи», весьма плодотворно занимался изучением местной топонимии, что нашло отражение в ряде публикаций, среди которых следует выделить вышедший отдельным изданием топонимический очерк о названиях окрестностей острова Кижи [8] . В настоящем сборнике автор на основе топонимических данных пытается обосновать гипотезу о присутствии в раннесредневековой истории Заонежья западнославянского этнического компонента.

Статья А. П. Макаровой посвящена новым историческим сведениям об одном из выдающихся памятников в архитектурном собрании музея–заповедника «Кижи» – часовне Трех Святителей из дер. Кавгора Кондопожского района. В статье представлены убедительные свидетельства посвящения этой часовни празднику Преображения Господня, что дает основание для внесения изменений в официальный паспорт этого архитектурного памятника.

Раздел, посвященный изучению памятников деревянного зодчества, представлен тремя статьями. М. В. Кистерная, исследования которой, посвященные сохранению исторических построек, хорошо известны специалистам [9] , на этот раз обратилась к результатам работы музея в области датирования памятников деревянного зодчества. Основываясь на результатах дендрохронологических исследований и данных разработанной под руководством В. П. Орфинского архитектурно–археологической шкалы, она представила анализ результатов хронологической атрибуции ряда памятников архитектуры из собрания музея, в основном, часовен «Кижского ожерелья». Полученные результаты позволяют уточнить хронологию памятников, например, часовни Петра и Павла из дер. Типиницы (Бережной) – начало XVII в., часовни Спаса Нерукотворного из дер. Вигово – XVIII в., часовни Кирика и Иулиты в дер. Воробьи – XIX в.

Две статьи В. А. Гущиной (одна в соавторстве с Б. А. Гущиным) посвящены публикации результатов историко–архитектурных исследований авторов, связанных с изучением Кижского архитектурного ансамбля. Авторы неоднократно обращались в своих публикациях к данной теме, ими подготовлены два выпуска сборника документов и материалов [10] , исторический очерк о Преображенской церкви [11] и серия научных статей [12] . В данном юбилейном сборнике публикуется обзорная статья, подводящая основные итоги за все время их исследований. Второй материал В. А. Гущиной представляет интерес для специалистов в области реставрации и сохранения памятников деревянного зодчества, поскольку содержит исторический обзор исследований деформаций Преображенской церкви.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Следующий раздел сборника посвящен изучению фондового собрания – классическому для музеев направлению научной работы. В музее «Кижи» изучением коллекций занимались с момента создания музея. Уже в 1973 г. в музее был издан каталог фондового собрания [13] , который явился первым опытом подготовки подобного издания для архитектурно–этнографических музеев в нашей стране. Следует упомянуть и серию статей О. А. Набоковой, посвященных коллекции прялок из собрания музея [14] , работы Н. И. Шилова о памятниках из коллекции редких книг и рукописей [15] , работы Е. И. Яскеляйнен о народном костюме [16] , а также работы Т. Г. Тарасовой о коллекции фотоматериалов [17] .

В настоящем издании представлены три статьи, две из которых посвящены изучению музейной коллекции крестьянской одежды. Специалист в области декоративно–прикладного искусства Л. В. Трифонова, которая является автором ряда статей и двух каталогов [18] , публикует обзор традиционной одежды Заонежья и Пудожья в собрании музея–заповедника «Кижи». В статье представлен подробный количественный и качественный анализ коллекции и раскрывается ее источниковедческое значение в контексте изучения народной культуры. Хранитель коллекции тканевых экспонатов Е. М. Наумова представила в своем материале краткое изложение результатов исследований, посвященных коллекции сарафанов из собрания музея–заповедника «Кижи». Этой теме у автора посвящен подробный каталог, который в настоящее время подготовлен к печати.

Третья статья раздела принадлежит хранителю коллекции письменных источников Л. С. Харебовой. Автор имеет существенные результаты в области изучения и публикации памятников из собрания музея и, в частности, является автором или соавтором ряда каталогов рукописей, а также старопечатных книг [19] . В публикуемой статье Л. С. Харебова представила обзор коллекции книжных памятников в собрании музея, сделав акцент на истории ее формирования и представленных в ней редких изданиях.

Научно–фондовая работа музея–заповедника «Кижи» очень тесно связана с актуальным для музея этнографическим направлением научно–исследовательской деятельности, прежде всего, с разработкой тем в области интерьеров крестьянских жилых и хозяйственных построек, а также традиционных хозяйственных занятий, в частности, земледелия. Исследованиями в этой области занимались многие сотрудники музея. Об интерьерах писали И. И. Набокова, Л. В. Трифонова, Б. А. Гущин [20] . О хозяйственных занятиях – В. А. Агапитов, И. В. Мельников, О. А. Набокова [21] . В последнее время тему земледелия в музее разрабатывает О. А. Скобелев [22] .

Одним из традиционных направлений научной деятельности музея за все время его существования является изучение коллекции древнерусской живописи. В этой области у музея имеются определенные достижения. Прежде всего, следует вспомнить каталог И. М. Гурвич, изданный еще в 1980 г. [23] В последние годы данную тему активно разрабатывала Г. И. Фролова, которая работала в музее реставратором и хранителем коллекции икон. Ею подготовлен ряд выставочных каталогов [24] , большое число статей [25] и общий каталог иконописного собрания музея, который в настоящее время готовится к публикации. В настоящий сборник Г. И. Фролова представила обобщающую статью, содержащую общую характеристику коллекции древнерусской живописи музея, в которой она особо остановилась на вопросах истории формирования собрания и результатах проведенной исследовательской работы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Две статьи сборника принадлежат известным специалистам в области изучения иконописного наследия – В. Г. Пуцко и В. Г. Платонову, которые уже не в первый раз обращаются к кижским памятникам [26] . Исследование В. Г. Пуцко содержит теоретический обзор условий формирования и бытования традиций иконописания на Севере и их отражения в коллекции древнерусской живописи музея «Кижи». Автор, в основном, отталкивается от опубликованных или представленных в экспозиции музея произведений, на примере которых он убедительно показывает факторы развития иконописи на Севере XVI–XVIII вв., определившие ее своеобразие в общерусском контексте. В. Г. Платонов посвятил свое исследо– ванне одному памятнику – иконе «Богоматерь Тихвинская», происходящей из Покровской церкви на острове Кижи. В статье рассматриваются ее история, иконография, стилистические особенности, формулируется вывод о нахождении ее в составе иконостаса Никольского придела, принадлежности автора крупному иконописному центру, находящемуся за пределами Обонежья.

Четвертая статья раздела принадлежит начинающему исследователю – Б. Д. Москину. Автор рассматривает генезис традиции устройства потолочных икон (так называемых «небес») с изображениям праот– цев в Заонежье, связывая его с пятирядным иконостасом Толвуйской Георгиевской церкви.

Еще одно важное направление научно–исследовательской работы музея – это археология. Археологическая экспедиция музея с 1995 г. проводит систематические изыскания в окрестностях острова Кижи и в некоторых районах Карелии. Результаты работ опубликованы в монографии И. В. Мельникова, посвященной древним культовым памятникам Карелии [27] , двух монографиях о памятниках археологии южного Заонежья [28] , большом числе статей, в том числе серии публикаций К. Э. Германа о культуре сперрингс на территории Карелии и Финляндии [29] . Археологами музея, долгое время руководившими археологической практикой студентов и читавшими им лекции, издано учебное пособие по археологии Карелии [30] . В археологическом разделе настоящего сборника публикуются две статьи. И. В. Мельников представил материал, посвященный обзору археологических исследований в Кижах за все время их проведения. Особый акцент сделан на результатах работы археологической экспедиции музея, выявившей и исследовавшей более 80 памятников археологии. Вторая статья, автором которой является К. Э. Герман, посвящена публикации новых материалов, полученных в ходе разведочных исследований в окрестностях дер. Пяльма Пудожского района Карелии.

Завершает сборник раздел, посвященный актуализации культурного наследия. В статье этномузыковеда Н. С. Михайловой, занимающейся изучением традиционной музыкальной культуры народов Карелии [31] , рассмотрены теоретические основы деятельности фольклорного коллектива музея. Ансамбль ставит перед собой задачу не только представить в своей программе соответствующий музыкальный репертуар, но и освоить его музейными методами, достигнуть максимальной аутентичности в воспроизведении фольклорной традиции.

Фольклорная тематика является одной из традиционных в деятельности музея «Кижи». В кижских деревнях, как известно, лучше чем где бы то ни было сохранялось жанровое разнообразие фольклорного наследия, в том числе такая его важная составляющая, как народная эпическая поэзия [32] . Это явилось причиной того, что в музее «Кижи» был создан отдел фольклора, занимающийся изучением и музейной презентацией фольклорного наследия. Из теоретического наследия следует назвать монографию и серию статей первого руководителя отдела – Р. Б. Калашниковой, посвященную молодежному фольклору Заонежья [33] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Статья И. И. Хуттера посвящена результатам реализации проекта, связанного с возрождением традиции колокольных звонов Кижской волости. Музей–заповедник «Кижи» был одним из первых в России, который стал заниматься подобной работой (И. М. Архипов и И. И. Хуттер). В ходе реализации проекта не только были восстановлены звонницы на исторических часовнях окрестных кижских деревень, но и сделан важный шаг к воссозданию традиционной акустической атмосферы, сопровождавшей жизнь севернорусского крестьянина. Колокольный звон, как неотъемлемый атрибут культурного ландшафта северной деревни, вновь стал звучать в Кижах.

В целом статьи сборника отражают направления и результаты работы музея–заповедника «Кижи» по изучению и актуализации культурного наследия народов Карелии. Музей «Кижи» как центр сохранения и изучения традиционной культуры, достигнув своего 50–летнего рубежа, продолжает свое движение в будущее.

// Изучение и актуализация традиционной культуры (к 50-летию музея-заповедника «Кижи»)
Ред.-сост. кандидат исторических наук И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2016. 311 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф