Абросимова Д.Д. (г.Петрозаводск)
Из истории народных школ Кижской волости (XIX – начало XX в.) VkontakteFacebook

История народного образования Олонецкой губернии сегодня является изученной достаточно основательно. Среди работ, вышедших за последние годы, следует назвать монографии О. П. Илюхи [1] . Многочисленные аспекты истории народного образования, рассмотренные в них на основе архивных и этнографических источников, позволяют воссоздать общую картину его развития в Карельском крае. Среди этих аспектов немало внимания уделено повседневности школы, условиям работы и жизни учителей народных школ, реконструкции их социально-психологического облика. В работах В. Г. Кондратьева [2] и Е. А. Калининой [3] представлен обзор становления системы народного образования на территории современной Карелии за обширный период. В работе Е. А. Калининой особый интерес, кроме того, представляет приложение, в котором представлены очерки истории народных школ современного Пряжинского района, написанные на материале архивных документов. Среди научных публикаций необходимо упомянуть также статьи Н. А. Кукушкиной [4] и А. И. Афанасьевой [5] . В работе первого исследователя собраны и изложены в систематизированном виде сведения о типах народных школ в Олонецкой губернии; статья второго автора посвящена одному из этих типов – церковно-приходской школе.

Цель этой статьи – представить в виде летописи сведения о школах, находившихся на территории Кижской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в период XIX – начала XX в., на основе изучения документов Национального архива Республики Карелия (далее – НАРК) [6] и дореволюционной губернской печати.

Помимо исследований по истории народного образования чрезвычайно полезными для нашей цели оказались публикации справочно-биографического характера: издание «Заонежье в биографиях», подготовленное А. И. и Т. А. Мошиными [7] , и статьи сотрудника музея-заповедника «Кижи» Р. Б. Калашниковой, посвященные истории родов заонежских священников [8] . Приводимые в них сведения позволили существенно дополнить статистическую информацию, получить более полное представление о преподавателях, работавших в школах Кижской волости в течение многих лет.

Административные границы Кижской волости на протяжении времени не раз менялись. В XIX в. эта территория включала в себя 40 деревень [9] , а в начале XX в. – 69. В начале века эти деревни распределялись между Кижским и Сенногубским сельскими обществами Великогубской волости: 42 деревни находилось на территории Кижского общества и 27 – на территории Сенногубского [10] .

В начале XX столетия народные школы на этой территории располагались в 12 деревнях. Таким образом, одна школа в среднем приходилась на 5-6 деревень. Из этих 12 школ семь находилось на территории Кижского сельского общества: на острове Кижи, Волкострове и в деревнях[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Жарниково, Ошевнево, Кургеницы, Липовицы и Сибово, и пять – на территории Сенногубского сельского общества: в селе Сенная Губа и в деревнях Конда, Новинка, Леликово и Косельга [11] .

Все эти школы были представлены двумя типами, наиболее распространенными и в других уездах Олонецкой губернии [12] , – церковно-приходским и земским. Школы на Волкострове, в Косельге, Леликово и Новинке с начала их основания до 1916 г. оставались приходскими (церковно-приходскими). Школы в деревнях Липовицы и Сибово были основаны как школы грамоты, а затем преобразованы в церковно-приходские школы во время всеобщего преобразования, состоявшегося в 1909 г. [13] Историю школ деревень Жарниково, Кургеницы, Ошевнево и Конда удалось проследить лишь с начала XX в.: все они в это время были земскими. Школы в Кижах и селе Сенная Губа были основаны как приходские, но на протяжении своей истории не раз меняли ведомственную принадлежность.

Рассмотренные документы дают возможность проследить динамику посещаемости каждой школы, выявить соотношение мальчиков и девочек среди учащихся; дают представление о степени интенсивности труда преподавателей, о содержании учебных программ и качестве обучения. В целом эти данные свидетельствуют о тех проблемах, которые стояли на пути развития народного образования на селе.

Излагая восстановленные факты из истории школ Кижской волости, начнем с административных центров с погостами – острова Кижи и села Сенная Губа. В истории школ этих двух центральных поселений отразились основные вехи истории народного образования Олонецкой губернии.

В Кижах и Сенной Губе были основаны первые на территории Кижской волости народные школы. Обе они были открыты практически одновременно, в 1837 г., с разницей в 5 дней. Это был период повсеместного открытия школ при церковных приходах, которое было связано с недавним, произошедшим в конце предыдущего десятилетия, образованием Олонецкой епархии. В 1870-е гг. обе школы были преобразованы в земские, что также явилось частью общего процесса – роста числа земских школ, начавшегося вслед за учреждением земств в Олонецкой губернии в 1867 г. [14] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Школа на острове Кижи

Приходская школа была открыта при церкви в Кижах 5 марта 1837 г. Ее историю удалось проследить до 1916 г., а восстановить подробно – на период 1860-1880-х и 1900-1910-х гг. В 1870-е гг. кижская приходская школа была преобразована в земскую. По поводу точной даты преобразования в документах существуют расхождения: в источниках указаны 1872, 1874, 1876 гг., а также дата 1 сентября 1876 г. Оснований предпочесть одну из этих дат пока недостаточно. В конце XIX в. школа в Кижах меняет ведомственную принадлежность и вновь становится приходской (церковно-приходской одноклассной) [15] . В 1895 г. все приходские школы были переименованы в церковно-приходские в связи с их переходом в ведомство епархиального училищного совета [16] .

Согласно источникам, в год открытия школы, в 1837 г., здесь обучалось 18 человек, в 1867 г. – 33 человека, в 1874 г. – 17 и в 1909 г. – 12 человек. В 1909 г. это были жители острова Кижи и деревни Середка, расположенной на соседнем Клименецком острове. Таким образом, в начале XX в. по сравнению со временем основания школы число учащихся в ней уменьшилось. Можно предположить, что это произошло в связи с открытием новых школ на территории Кижского сельского общества в конце XIX в., когда значение кижской школы для округи стало снижаться. Необходимо также отметить, что 12 детей, посещавших школу в Кижах в 1909 г., – это немногим более половины детского населения школьного возраста (от 8 до 11 лет), проживавшего в деревнях, приписанных к этой школе [17] . Одна из основных причин плохой посещаемости школ, общих для всей Олонецкой губернии, – это удаленное расположение школы от места жительства, от нескольких верст до двух десятков. Как сказано в отчете о состоянии народных школ Петрозаводского уезда за 1895 г., «даже за 3-4 версты посещает школу мало детей, и то при благоприятных условиях: при удобном сообщении...» [18] . Серьезным препятствием являлась также бедность крестьянских семей, которые зачастую не могли обеспечить ребенка теплой одеждой и обувью, чтобы отправить его в школу. По сведениям, приведенным в работе О. П. Илюхи «Школа и детство в карельской деревне в конце XIX – начале XX в.», причиной непосещения школы в 40 % случаев являлось отсутствие необходимой одежды [19] .

Еще один вопрос, который обращает на себя внимание при изучении истории школ, – соотношение мальчиков и девочек среди учеников. В среднем среди учащихся кижской школы девочек было меньше, чем мальчиков, в 5 (1885 г.), 6 (1882 и 1889 гг.), 13 раз (1884 г.). В год открытия школы среди 18 учеников числилась всего одна девочка, а в 1867– 1868 гг. среди 33 учащихся совсем не было девочек [20] .

Средняя рабочая нагрузка на преподавателя, которая выражалась в том числе в количестве учеников, приходившемся на одного учителя, в начале XX в. была примерно одинаковой как по Олонецкой губернии, так и по Петрозаводскому уезду в отдельности и составляла 23 и 21-24 ученика соответственно [21] . На протяжении истории школы в Кижах нагрузка учителей была в целом меньше этих показателей. Так, в 1837 г. один учитель здесь работал с 18 учениками, в 1874 г. – с 17, в 1909 г. – с 12. Исключение составляет лишь период 1880-х гг.: если в начале десятилетия нагрузка на учителей была выше среднестатистической – 28-29 учеников на одного учителя, то в середине его она выросла до 39 человек, когда с 78 учениками занимались двое преподавателей (1885 г.).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Число выпускников школы на протяжении 1880-х гг. было ниже, чем число тех, кто не сумел пройти школьный курс до конца. Так, в 1882 г. школа выпустила четырех человек, при этом закончить ее не смогли 12; в 1884 г. это соотношение равнялось 10 и 13, в 1885 г. – 6 и 10, в 1889 г. – 11 и 17. Если девочек было меньше среди учащихся, еще меньше их процент был среди выпускников школы. Так, из восьми девочек, обучавшихся в школе в 1882 г., шесть не закончили школу, а в 1884 г. из четырех де- вочек-учащихся сделать этого не смогла ни одна [22] . Высокий процент выбывших из школы до ее окончания отмечался в земских школах Петрозаводского уезда и в XX в. (1910-е гг.) [23] .

Найденные сведения о помещении, которое занимала школа в Кижах, относятся к 1895 г. В «Отчете о состоянии начальных народных училищ Петрозаводского уезда» оно охарактеризовано как «многолюдное» и вместе с тем «крайне тесное и неудобное», поэтому в том же году петрозаводское уездное земское собрание приняло решение подыскать для школы более подходящее здание.

В 1895 г. в кижской школе распространилась сильная эпидемия тифа, из-за чего последовали длительные пропуски занятий учениками, продолжавшиеся «по целым неделям и месяцам». Тогда был организован сбор пожертвований, в результате чего были собраны необходимый провиант, одежда и обувь для школьников. Наиболее значительные суммы (37 рублей 35 копеек и 31 рубль) предоставили попечитель школы проживавший в Петербурге крестьянин Г. П. Сарафанов и управляющий лесопильным заводом в Соломенном П. С. Горбунов [24] .

Вместе с тем именно в 1895 г. находим свидетельство о том, что успеваемость учащихся кижской школы существенно изменилась к лучшему. К предметам, по которым достижения учеников были наиболее высоки, проверявшие отнесли, в порядке убывания, чтение, арифметику, чистописание и, наконец, правописание. Наибольшие трудности для учеников представляло изучение Закона Божьего, что было связано, по-видимому, как со спецификой самого предмета, так и с отсутствием разработанной методики его преподавания. Предположить это заставляет указание на недостаток в земских школах «наглядных пособий (например, картин по священной истории и по объяснению богослужения)» и отсутствие у преподавателей навыка использования имеющихся пособий в контексте урока. Так, согласно отчету, «только карту Палестины можно найти в каждом училище, но и она висит на стене в классной комнате большей частью без употребления» [25] .

До начала XX в. преподаванием Закона Божьего в школах занимались чаще всего священники, реже дьяконы. В начале века более обычной стала практика преподавания этого предмета школьными учителями. В кижской школе в 1897-1898 гг. Закон Божий преподавал священник Кижского прихода Михаил Александрович Русанов. Согласно исследованию Р. Б. Калашниковой, он был потомственным священником и учителем: его предки служили в церкви на протяжении семи поколений, а его отец А. А. Русанов работал учителем в кижской и сенногубской школах. М. А. Русанов являлся также потомственным священником Кижского прихода: его дед служил священником в кижских церквах, а отец в конце жизни исполнял здесь обязанности псаломщика. М. А. Русанов оставался священником кижских храмов с момента окончания Олонецкой духовной семинарии и своего назначения в Кижский приход до закрытия церквей в 1929 г., когда его выслали на лесозаготовки [26] . Что касается той части его биографии, которая была связана с учительством, помимо кижской школы он преподавал Закон Божий в деревнях Жарниково и Ошевнево и исполнял обязанности заведующего школами деревень Косельга и Липовицы [27] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1899 г. на должность преподавателя Закона Божьего школы в Кижах заступил Михаил Стефанович Заводовский, занимавший ее в течение первого десятилетия XX в. (умер он в 1913 г.). Согласно сведениям в справочнике «Заонежье в биографиях», он родился в 1832 г. в деревне Челмужи в семье пономаря. После окончания Олонецкой духовной семинарии работал преподавателем в Кондопожском училище. В 1850 г. его перевели в Петрозаводское духовное училище, а в 1852 г. назначили настоятелем Преображенской и Покровской церквей Кижского прихода. М. С. Заводовскому было в это время 20 лет. В Кижах он прослужил более 50 лет. В 1896 г. М. С. Заводовский был награжден орденом Святой Анны III степени. Право на получение этого ордена имели священники, прослужившие в должности настоятеля храма в течение 12 лет. Помимо служб в церкви и преподавания в школе М. С. Заводовский заведовал кижской и еще двумя школами на территории Кижского сельского общества [28] .

Учительскую стезю избрали и дети М. С. Заводовского. В начале XX в. в кижской школе учительствовал один из его сыновей, Михаил Михайлович Заводовский. Другой его сын в то же время преподавал и заведовал школой в Сенной Губе. В эти же годы в Лодейнопольском уезде, в школе Пиркинского сельского общества Мирошкинской волости, работали, очевидно, дочери М. С. Заводовского – Елена Михайловна Заводовская (учительницей) и Варвара Михайловна Заводовская (помощницей учительницы). Таким образом, можно говорить о Заво- довских как о династии учителей и священников Кижской волости. Помимо М. А. Русанова и М. С. Заводовского в летописи кижской школы остались имена учителей Александра Пономарева, преподававшего здесь в конце XIX в., Евгении Тихомировой (годы работы – с 1904 по 1906) и Кирилла Игнатьевича Притыкина (работал в 1910 г.) [29] .

Школа в селе Сенная Губа

В Сенной Губе приходская школа была открыта при церкви 10 марта 1837 г. Ее историю, как и историю кижской школы, удалось проследить до 1916 г. На время открытия школы в ней числилось 8 учеников, с которыми работал один учитель. Через 30 лет, в 1867-1868 гг., число учащихся увеличивается вдвое: в школе в это время обучается 16 школьников, среди них 12 мальчиков и 4 девочки [30] .

Относительно времени преобразования приходской школы в земскую источники предлагают несколько дат: 1871 г., 13 февраля 1872 г., 13 марта 1872 г. и 1873 г. [31] Какая из них является наиболее достоверной, остается пока неясным. В 1873 г. в земской школе обучается 82 ученика (67 мальчиков, 15 девочек). Ситуация с количеством учащихся резко меняется в следующем, 1874 г., когда оно снижается почти на четверть – 60 учеников (50 мальчиков, 10 девочек). Возможно, это было связано с внешними обстоятельствами, поскольку два года спустя, в 1876 г., число учеников остается почти таким же – 62 учащихся, из них 50 мальчиков и 12 девочек. Еще через несколько лет, в 1882 г., количество учеников возрастает больше, чем на треть, до 84 человек, из которых 68 мальчиков и 16 девочек. В 1885 г. оно остается примерно на том же уровне – 87 человек (70 мальчиков, 17 девочек), а к концу десятилетия, в 1889 г., уменьшается до 77 учащихся (66 мальчиков, 11 девочек) [32] . Как видно из приведенных цифр, число девочек в разные годы составляло четвертую, пятую и даже шестую часть от общего числа учащихся. Это обстоятельство в отчете «По проверке состояния церковно-приходских школ» было отмечено как «прискорбное», поскольку «значительное число девочек» (70) оставались «вовсе без обучения и развития вообще женского образования среди раскола в одном селении с существующей в приходе министерской школой» [33] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Что касается нагрузки на преподавателей, если в 1873 г. она была средней, – три учителя на 82 учащихся, то есть примерно 27 человек на ответственности одного учителя, с падением числа учеников в 1874 г. в школе на 60 учеников остается только один учитель. Сведений о других преподавателях в этом документе нет, поэтому, вероятно, на того же учителя легла обязанность преподавать и Закон Божий. Через два года, в 1876 г., учителей становится двое при том же количестве учеников. С начала 1880-х гг. (в 1882 г.) количество учителей увеличивается до трех и остается постоянным до конца десятилетия: в 1885 и 1889 гг. в школе по- прежнему работают трое учителей [34] . Таким образом, число учащихся, которое приходится в это время на одного преподавателя, хотя и превышает средние показатели по уезду и губернии, все же остается более или менее приемлемым, когда один учитель работает с 26-29 учениками.

Тем не менее ситуация с успеваемостью в целом здесь была не очень хорошей. Так, в 1876 г. школа выпустила 10 человек (7 мальчиков и 3 девочки), при этом до окончания школы «выбыли» 7 человек (5 мальчиков и 2 девочки). В 1882 г. на 14 выпускников школы (12 мальчиков, 2 девочки) пришлось 17 человек (11 мальчиков, 6 девочек), не сумевших пройти учебный курс. В 1885 г. на 12 выпускников (11 мальчиков, 1 девочка) приходится 14 детей, не окончивших школьного курса. В 1889 г. школа выпустила 11 учащихся (10 мальчиков, 1 девочка), и в этом же году выбыли до окончания 17 учеников (15 мальчиков, 2 девочки) [35] . Таким образом, за эти четыре года число выпускников школы только один раз превысило число не закончивших учебу. В остальное время тех, кто не оканчивал школу, было больше, иногда существенно.

История школы МНИ в Сенной Губе в рассмотренных документах начинается с конца XIX в.: существовавшая в селе земская школа была, по-видимому, передана в ведомство МНП к 1899 г. Примеры передачи земских школ под начало МНП были известны [36] . На протяжении первых лет XX столетия, до 1909 г., школа МНП значится в списках начальных учебных заведений как образцовая одноклассная, а в 1910 г. она становится двуклассной. В 1909 г. школа обслуживала жителей Сенной Губы, а также еще 11 деревень (Ежгуба, Клементьевская, Петровская, Сельга, Мигуров- ская, Моталово, Лонгасы, Гарницы, Букольниково, Вертилово, Кузнецкая). В ней обучались 66 детей и работали три учителя и один законоучитель.

С начала XX в. до 1916 г. в сенногубской школе работал почти постоянный состав преподавателей. Обязанности законоучителя в школе с 1902 по 1916 г. исполнял священник Сенногубского прихода, впоследствии (с 1905 г.) протоиерей, Василий Стефанович Ржановский, который, кроме того, состоял в должности благочинного Клименецкого и Палеостровского монастырей и являлся петрозаводским окружным миссионером [37] . Помощницей учителя работала Клавдия Васильевна Ржановская, которую в 1909 г. сменила Параскева Васильевна Ржановская, занявшая в 1910 г. место учителя.

В 1902 г. учителем школы в Сенной Губе работал Иван Федорович Заводовский. В 1905-1906 и 1916 гг. школой заведовал Иван Михайлович Заводовский, сын М. С. Заводовского, настоятеля церквей Кижского прихода, преподававшего Закон Божий в кижской школе. В 1909-1910 гг. Иван Михайлович работал в этой школе учителем [38] . История семьи Заводовских является менее изученной, чем история рода Ржановских, но можно предполагать, что их деятельность оставила свой след в истории народного образования края и потому также достойна подробного изучения.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Помимо Ржановских и Заводовских среди учителей сенногубской школы есть еще два имени. В 1910г. обязанности помощника учителя здесь исполнял Константин Алексеевич Вереникин, а в 1916 учителем работал Андрей Иванович Савельев. С 1902 по 1916 г. почетным блюстителем школы являлся купец Василий Дмитриевич Лысанов [39] , известный также как автор пьесы «Досюльная свадьба, песни, игры и танцы в Заонежье Олонецкой губернии», написанной на основе этнографического материала с использованием текстов свадебных песен и фотографий местных жителей в традиционных праздничных костюмах и крестьянских построек [40] .

Школа в деревне Жарниково

Наиболее ранние сведения, которые удалось найти о школе в деревне Жарниково, относятся к 1903 г., наиболее поздние – к 1916 г. Работавшая здесь в этот период школа была земской. Сведения о ее учащихся и учителях имеются на 1909 г.: в школе числилось двое учителей и преподаватель Закона Божьего, которые работали с 32 учащимися из деревни Жарниково и 10 других деревень, расположенных на Заонежском полуострове, вдоль береговой линии (Сычи, Телятниково, Дудниково, Мальково, Боярщина, Ерснево, Оятевщина, Пустой Берег, Зубово, Подъельники). С 1903 по 1916 г. преподавателем Закона Божьего в жарниковской школе работал М. А. Русанов. Учительницей с 1903 по 1906 г. (возможно, и дольше, до 1909 г.) работала Мария Ефимовна Устинова, помощницей учительницы в 1905-1906 гг. – Евгения Львовна Ефремова. В 1909 г. место учителя заступил и занимал его по 1916 г. Александр Мефодиевич Хахаев. Место помощницы учителя при нем в 1909-1910 гг. занимала Антонина Викторовна Воздвиженская. В 1916 г. в школе работали двое учителей, Александр Мефодиевич и Мария Николаевна Хахаевы. Попечителем школы в 1905– 1910 гг. являлся Павел Павлович Сергеев [41] .

Школа в деревне Ошевнево

Восстановленная история школы в Ошевнево охватывает тот же период, что и история предыдущей рассмотренной школы, с 1903 по 1916 г. Ошевневская школа также была земской. Данные о количестве учеников имеются на 1909 г., когда в ней обучалось 25 учащихся – жители семи деревень, не считая самой деревни Ошевнево: Елебово, Манынино, Кузнецы, Воробьи, Ольхино, Корба и Бишево. С учащимися работали учитель и преподаватель Закона Божьего. Им был М. А. Русанов, работавший здесь с начала XX в. (по крайней мере, с 1903 г.) по 1916 г. Учительницей с 1903 по 1906 г. работала Зинаида Илларионовна Куликовская. В 1905 г. должность ее помощницы исполняла Ольга Николаевна Чехомова, а в 1906 г. в школе появилась вторая учительница, Вера Александровна Русанова. Остается неизвестным, изменилось ли число учеников ошевневской школы в ближайшие годы, однако с 1909 г. В. А. Русанова являлась здесь единственной учительницей [42] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Школа в деревне Кургеницы

Первые сведения, которые удалось обнаружить о земской школе в деревне Кургеницы, относятся к 1909 г. В это время к школе были приписаны жители трех деревень: Кургеницы, Гивес-Наволок и Босарево. Из этих деревень в школу ходили 19 человек, которых обучали учитель Валентин Николаевич Лукинский и преподаватель Закона Божьего дьякон Алексей Бронзов. Они же продолжали преподавать здесь ив 1910 г. В 1916 г. обязанности как учителя, так и законоучителя в кургеницкой школе исполняла Христ. Ив. Гордеева [43] .

Школа на острове Волкостров

Приходская школа на Волкострове была открыта в 1895 г. [44] В первом десятилетии XX в., как и другие приходские школы, она стала церковно-приходской (одноклассной) и оставалась в этом качестве вплоть до 1916 г. В конце XIX в. (1898 г.) учителем и преподавателем Закона Божьего здесь работал Иоанн Аполлосович Светлов (07.08.1874-1937). Сведения о нем были собраны и опубликованы Р. Б. Калашниковой. Согласно собранным ею сведениям, И. А. Светлов был уроженцем деревни Типиницы и выпускником Олонецкой духовной семинарии, которую окончил в 1897 г. После выпуска он в течение года исполнял обязанности псаломщика в Петрозаводском кафедральном соборе, а затем был назначен по прошению на должность учителя и законоучителя в церковно-приходской школе Волкострова [45] . Здесь он, очевидно, прослужил недолго, так как в 1903 г. его сменила Клавдия Константиновна Благовещенская. Она работала здесь учительницей и преподавала Закон Божий в 1904-1906 гг. – не исключено, что и в последующие годы, но не дольше 1910 г., так как начиная с этого времени в школе учительствовал Василий Алексеевич Бисеров. В начале XX в. (по сведениям за 1904 и 1910 гг.) заведующим школой был М. С. Заводовский, который в эти годы заведовал, кроме того, кижской школой. По сведениям 1909 г., к волкостровской школе были приписаны все деревни, расположенные на Волкострове [46] .

Школа в деревне Липовицы

Первые сведения о школе в деревне Липовицы относятся к 1899 г. Она была основана как школа грамоты и оставалась в этом статусе в течение первых лет XX столетия, а в 1909 г. была преобразована в церковно-приходскую школу. Поименные сведения об учителях липовицкой школы имеются на 1905-1906 гг. В эти годы учительницей здесь работала Мария Алексеевна Героева. В 1910 г. школой заведовал М. А. Русанов, который одновременно преподавал Закон Божий в земских школах деревень Жарниково и Ошевнево. Попечителем школы был Иван Макарович Сергеев (1905-1906 гг.). В 1909 г. школа обслуживала помимо Липовиц жителей еще трех деревень: Вертилово, Ерснево и Ежгуба. Из этих деревень школу посещали 10 учащихся, с которыми работали учитель и преподаватель Закона Божьего [47] .

Показательны сведения о сроках учебного года и содержании школьной программы школы на конец XIX в. Как известно, в сельских школах Олонецкой губернии учебный год начинался и заканчивался в разное время, в зависимости от сроков начала и окончания наиболее важных и напряженных сельскохозяйственных работ. Учебный год делился на две половины, границей между ними служил праздник Рождества. Первое учебное полугодие в 1899 г. началось в липовицкой школе 11 сентября и закончилось 17 декабря, второе продолжалось с 10 января по 13 мая. Общее число учебных дней в году составило 158. Уроки Закона Божьего за это время были проведены в количестве 158 учебных часов, уроки церковного пения – в количестве 62 часов, уроки рукоделия – 7 часов [48] . Сведения о количестве часов чтения, письма и арифметики в документе не указаны, однако из приведенных цифр видно, что приоритет в учебных планах приходских школ составляло изучение Закона Божьего и обучение пению церковных песнопений, тогда как преподаванию ручного труда было выделено лишь несколько часов в году.

Школа в деревне Сибово

История школы деревни Сибово отмечена в рассмотренных документах с 1900 г. Проследить ее удалось до 1916 г. Так же, как школа в Липовицах, сибовская школа была основана как школа грамоты, а в 1909 г. преобразована в церковно-приходскую (одноклассную – 1910 г.). Данные об учениках школы имеются на 1911 г.: в это время в школе обучались 11 учащихся – жители деревни Сибово, с которыми работали учитель и преподаватель Закона Божьего. В источниках довольно хорошо представлены поименные сведения о преподавателях: в 1900 г. здесь учительствовал Петр Григорьевич Карпин, в 1904 и 1906 гг. – Мария Даниловна Шемаче- ва (Шелгачева?), ав 1910 г. – Анна Христофоровна Вифлеемская. Должность заведующего школой в эти годы исполнял протоиерей М. С. Заводовский, совмещавший ее с заведованием кижской и волкостровской школами и с преподаванием Закона Божьего в кижской школе. В списках ответственных за школу этого времени указаны также имена Ивана Григорьевича Никулина и Петра Михайловича Шильчикова, но не указаны занимаемые ими должности – возможно, это были попечители школы или ее почетные блюстители [49] .

Школа в деревне Косельга

История косельгской церковно-приходской школы в источниках начинается с 1888 г. Из сведений начала XX в. мы знаем, что она была одноклассной. История школы была прослежена до 1916 г. Как и история школы в Сенной Губе, она связана с именем династии Ржановских. В 1903-1906 гг. в Косельге работала Анна Васильевна Ржановская: она была учительницей и преподавала Закон Божий. В 1910 г. ее на посту учителя и законоучителя сменила Параскева Алексеевна Соколина. В 1909 г. школа помимо Косельги обслуживала еще деревню Войнаволок. Всего ее посещали 15 учащихся. Заведующим школой в 1888-1889 гг. был священник Аполлон Васильевич Звероловлев, а через 20 лет, в 1910 г., ею заведовал М. А. Русанов.

Имеются сведения о продолжительности учебного года и количестве уроков, проведенных в косельгской школе в 1899 г. В первом полугодии занятия начались 11 сентября и продолжались до 20 декабря, во втором полугодии они возобновились 8 января и закончились 11 мая. Общее число учебных дней в году составило 166. Как и в липовицкой школе, уроки Закона Божьего занимали в программе большую часть учебного времени: общее число учебных часов этого предмета в году составило 141. Значительное место в ней принадлежало и урокам церковного пения – 116 часов (почти вдвое больше, чем в липовицкой школе). Уроки рукоделия в 1899 учебном году в косельгской школе не проводились; сведений о других предметах документ не дает [50] .

Школа в деревне Леликово

Историю леликовской церковно-приходской школы удалось проследить со времени ее основания 2 октября 1887 г. до 1916 г. С 1888 г. школа размещалась бесплатно в доме крестьянина деревни Леликово Василия Яковлевича Мореходова. Число учащихся школы в год ее открытия составляло 18 человек (11 мальчиков, 7 девочек). На следующий год (1888 г.) оно увеличилось до 28 человек (22 мальчика, 6 девочек) и оставалось примерно на том же уровне в последующие годы: 29 человек (21 мальчик, 8 девочек) в 1889 г. и 26 (19 мальчиков, 7 девочек) в 1893 г. В 1909 г. число учеников выросло почти в два раза по сравнению со временем основания школы и достигло 35 человек. В 1909 г. в школе обучались жители трех деревень: Северного и Южного Леликово и Ерницкого Острова. Учительницей леликовской школы с 1888 г. и, по крайней мере, до 1894 г. работала Надежда Аполлосов- на Светлова, выпускница Олонецкого епархиального женского училища, дочь священника Аполлоса Светлова. С 1903 по 1909 г. это место занимала Пиама Васильевна Мудролюбова, которую в 1910 г. сменил учитель Василий Семенович Мишин. Закон Божий в школе с 1888 г. преподавал протоиерей Петр Тимофеевич Мегорский, занимавший должность миссионера. В период с 1893 по 1910 г. (возможно, и дольше) преподаванием этого предмета был занят священник леликовской церкви во имя Иоанна Предтечи Николай Александрович Петропавловский [51] . Он родился в 1863 г. Закончил Олонецкую духовную семинарию, затем в течение семи лет занимал должность учителя в земской школе села Великая Губа. В 1890 г. Н. А. Петропавловский уже был священником церкви в Леликово [52] . Таким образом, в течение, по крайней мере, 20 лет он совмещал служение в церкви с преподаванием Закона Божьего в церковно-приходской школе. По-видимому, усвоение этого предмета под его руководством проходило успешно, так как в 1899 г. по итогам экзаменов в церковно-приходских школах священник был отмечен за успешную работу с учащимися [53] .

О составе школьной программы и качестве обучения в школе Леликово свидетельствует отчет наблюдателя церковно-приходских школ 1888 г. Согласно его отзыву, ученики здесь «обучаются церковному пению и поют очень хорошо, читают в церкви». Тот факт, что для обучения церковному пению в школе в 1888 г. существовало отдельное место, которое занимал псаломщик в сане дьякона М. А. Никонов, свидетельствует о том, как много внимания здесь уделялось приобщению учеников православной культуре. Тот же документ говорит о дисциплине и строгости нравственного воспитания в леликов- ской школе: в отчетном году во время Великого поста все учащиеся школы постились и исполняли обряды исповеди и причастия. Воцер- ковление учеников было настолько полным, что некоторые из них помогали в проведении церковных служб, будучи облаченными в стихарь «по благословению настоятеля» [54] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Согласно «Ведомости о состоянии церковно-приходских школ... по уездам Олонецкой губернии» за 1894 г., в школе деревни Леликово имелась библиотека, в которой насчитывалось 138 наименований книг для учеников и 38 наименований книг для учителей. Кроме этого, в библиотеке имелось 9 наименований карт, атласов и глобусов.

О качестве обучения в этой школе говорят данные о соотношении числа выпускников школы и не сумевших закончить обучение: они несколько отличаются от подобных сведений из других школ этой территории. Так, по результатам первого учебного года в истории школы ее окончили пятеро учащихся (все мальчики), выбывших до окончания не было вообще. В последующие годы появляются сведения о тех, кто выбыл до окончания обучения, однако количество выбывших не превышает количества выпускников. Так, в 1889 г. ее закончили трое учащихся и не закончил один (все мальчики); в 1893 г. школу закончили четверо учеников и столько же не закончили (все мальчики) [55] .

Школа в деревне Новинка

Первые сведения о церковно-приходской школе деревни Новинка относятся к 1903 г., последние предреволюционные – к 1916 г. Новинкин- ская церковно-приходская школа была одноклассной. В 1903 г. учительницей и одновременно преподавателем Закона Божьего здесь работала Наталья Петровна Богоявленская, в 1905-1906 гг. – Вера Ивановна Благовещенская. В 1910 г. здесь учительствовал Иван Алексеевич Власов, а заведовал школой Василий Стефанович Ржановский. В 1909 г. кроме деревни Новинка школа обслуживала еще три деревни: Любосельга, Тухи- но, Обозеро. В это время в ней обучались 30 учащихся и работали два преподавателя: учитель и законоучитель. Попечителем школы являлся Иосиф Тихонович Кононов [56] .

Школа в деревне Конда

Историю земской школы деревни Конда удалось проследить с 1903 по 1916 г. За этот небольшой промежуток времени в школе сменилось несколько учителей, причем иногда они менялись ежегодно. Так, в 1903 г. учителем кондинской школы работала Мария Смирнова, законоучителем в это время был священник Михаил Дубровский. В 1905 г. здесь учительствовал и одновременно преподавал Закон Божий Виктор Васильевич Харитонов. В следующем 1906 г. обязанности обеих должностей выполняла Елизавета Васильевна Ржановская [57] . В 1909 г. оба эти предмета преподавала Евдокия Константиновна Дорошина, а в следующем 1910 г. обязанности преподавания Закона Божьего и остальных предметов поделили между собой священник Павел Романов и учительница Ирина Михайловна Комаровская. В 1916 г. учительницей здесь работала Мария Александровна Федосеева, а преподавателем Закона Божьего – священник Василий Хотеновский. Что касается должности попечителя школы, в 1903 г. им был Федор Анисимович Кирьянов, а с 1905 г. по 1910 г. (возможно, и дольше) – игумен, впоследствии архимандрит, Варнава. В 1909 г. школу в Конде помимо местного детского населения посещали жители деревни Зиновьево – всего 19 учащихся [58] .

На основе изложенных фактов из истории народных школ Кижской волости можно сделать некоторые выводы. В начале XX в. эта территория была сравнительно неплохо оснащена школами, среди которых преобладали (церковно-)приходские и земские школы. Несмотря на наличие школ, их посещало далеко не все детское население. Одним из основных и наиболее непреодолимых препятствий являлись значительные расстояния, отделявшие школы от приписанных к ним деревень. Эта проблема была общей для всей Олонецкой губернии, она сохранялась на протяжении развития системы народного образования. Учебная нагрузка на учителей школ в деревнях Кижской волости в целом была достаточно щадящей и не превышала среднестатистических показателей по Петрозаводскому уезду и по Олонецкой губернии. Среди преподавателей Закона Божьего в школах Кижской волости в начале XX в. было немало женщин. Места заведующих церковно-приходскими школами в конце XIX – начале XX в. занимали большей частью священники.

// Изучение и актуализация традиционной культуры (к 50-летию музея-заповедника «Кижи»)
Ред.-сост. кандидат исторических наук И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2016. 311 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф