Трифонова Л.В. (г.Петрозаводск)
Традиционная крестьянская одежда Заонежья и Пудожья в собрании музея-заповедника «Кижи» VkontakteFacebook

Рис.1. Сарафан. Телятниково. 1920-е гг. КП-1725Рис.2. Сарафан штофный. Паяницы. Конец XIX – начало XX в. КП-226/33Рис.3. Рубаха женская праздничная. Петры. 1920-е гг. КП-1729Рис.4. Юбка рабочая. Петры. 1920–1930-е гг. КП-2805Рис.5. Казачок. Толвуя. Конец XIX – начало XX в. КП-4802Рис.6. Кофта праздничная. Великая Губа. Конец XIX в. КП-4074Рис.7. Душегрея штофная. Паяницы. XIX в. КП-243/19Рис.8. Душегрея парчовая. Паяницы. XIX в. КП-226/34Рис.9. Лента букетовая. Фрагмент. Войнаволок. Вторая половина XIX в. КП-4200Рис.10. Платок шёлковый. Великая Губа. XIX в. КП-3771Рис.11. Кафтан. Петры. КП-2808Рис.12. Армяк. Кефтеницы. Конец XIX – начало XX в. КП-5/16Рис.13. Сарафан шерстяной. Колодозеро. Конец XIX – начало XX в. Кп-4787Рис.14. Сарафан. КП-4787. Вид сзадиРис.15. Рубаха рабочая. Колодозеро. Конец XIX – начало XX в. КП-98Рис.16. Рубаха праздничная. Римское. 1921. КП-2723Рис.17. Душегрея парчовая. Каршево. XIX в. КП-193/23Рис.18. Душегрея. КП-193/23. Внутренняя сторонаРис.19. Душегрея парчовая. Каршево. XIX в. КП-200/31Рис.20. Юбка праздничная. Тамбичозеро. Начало XX в. КП-187/44Рис.21. Кофта праздничная. Каршево. Конец XIX – начало XX в. КП-193/28Рис.22. Кокошник бархатный. Пудож. XIX в. КП-3808Рис.23. Платок. Фрагмент. КП-90Рис.24. Корона с поднизью. Общий вид. Пудож. XIX в. КП-191/31 и КП-193/30Рис.25. Кафтан. Ершово. Вторая половина XIX – начало XX в. КП-187/53

Музейные собрания являются одним из важнейших источников для изучения традиционной крестьянской одежды. Коллекции народного традиционного костюма позволяют составить представление о месте бытования той или иной разновидности крестьянской одежды, локальных особенностях кроя, цветового решения и декоративных деталей костюма, характерных для различных этнических групп населения нашей многонациональной страны. Именно музейные коллекции дают возможность проследить те изменения, которые происходили в крестьянском костюме под влиянием социально–экономических преобразований в ходе исторического развития.

Научная составляющая, связанная с изучением коллекций, подкрепляется информацией, сопровождающей каждый предмет в музейном собрании. Это могут быть устные свидетельства владельцев, фотографии или архивные документы, позволяющие атрибутировать предмет и определить хронологические рамки его бытования.

Цель данной статьи – представить количественный и качественный анализ коллекции народного костюма Заонежья и Пудожья в фондах музея–заповедника «Кижи» и обозначить ценность этой коллекции как научного источника по изучению культуры названных этнических групп населения бывшей Олонецкой губернии. Комплектование коллекции началось в конце 1960–х гг. и продолжается до сих пор. Основные способы комплектования – закупки у населения, передача предметов в дар, поступление из антикварных магазинов. В Пудожском районе и Заонежье в составе музейных экспедиций работали собиратели А. Беляев, Б. Гущин, В. Гущина, Р. Калашникова, Е. Яскеляйнен, Е. Наумова, О. Набокова, Е. Воробьева, И. Набокова, Е. Герасимова. Предметы крестьянской одежды из антикварных поступлений сдавали в фонды сотрудницы музея Н. Павлова и О. Аммалайнен.

Обзор коллекции заонежской одежды [1]

На данный период коллекция заонежской одежды в собрании музея–заповедника «Кижи» насчитывает 110 единиц хранения и включает в себя сарафаны, рубахи, рабочие юбки, передники, казачки, головные уборы и верхнюю одежду. Датировка предметов в коллекции ограничена концом XIX – первой третью XX в.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сарафанов в коллекции – 23. Происходят они из разных регионов Заонежья: восемь из Кижей и окрестностей (три из д. Ольхино (Ямка) на острове Кижи [2] , четыре из Телятниково [3] , один из Боярщины [4] ), остальные из района Шуньги (Онежаны [5] , Фоминская [6] , Хашезеро [7] , Батово [8] , Паяницы [9] ), Типиниц (Кибитка) [10] , Кузаранды (Юсова Гора) [11] , Толвуи (Лебещина [12] , Ивантеевская [13] ), Великой Губы (Яндомозеро [14] , Космозеро [15] ), Ламбасручья [16] , Повенца (Енина Гора) [17] . Еще один сарафан [18] из деревни Ольхино хранится в научновспомогательном фонде. Он перешит из старой юбки или сарафана.

Все сарафаны круглые московского кроя. Предположительно девять повседневных, четырнадцать праздничных. Причем один из них – синий в полоску – владелица из деревни Кибитка надевала на отжин, другой – «кумачник» из Телятниково (рис. 1) надевался на сенокос. Все будничные сарафаны – ситцевые, кроме одного из Боярщины, выполненного из льняной пестряди. Праздничные сарафаны сшиты из штофа (рис. 2), шерсти и ситца разнообразных расцветок. Встречаются сарафаны, у которых грудка сшита из одного вида ситца, а низ – из другого. Расцветка сарафанов самая разнообразная: белые, розовые, красные, бордовые, синие, коричневые. В орнаменте преобладает набивной растительный или геометрический узор, иногда в сложных сочетаниях с полосатым рисунком. Встречаются чисто полосатые ткани, без каких–либо дополнений.

Особенностью заонежских сарафанов является высокая грудка с разрезом посередине (максимальная длина до 19 см) с застежкой на крючок, реже на пуговицу. Края разреза у коллекционных сарафанов обязательно обшиты. Это может быть белая хлопчатобумажная тесьма, фланель, синий или черный сатин, лиловая шелковая или черная атласная лента, шерстяная тесьма розового, красного, синего цвета. Грудка с изнанки всегда продублирована, у отдельных сарафанов дополнена боковыми подкройными вставками треугольной формы. Подклад грудки может быть выкроен из цельного куска ткани или составлен из нескольких кусков, как правило, отличных по цвету и узору от материи сарафана. По бокам грудки изнутри пришиты завязки из хлопчатобумажной тесьмы, предназначенные для завязывания под грудью. У многих сарафанов в боковой шов вшит небольшой карман для хранения денег. По обе стороны от разреза грудки, несколько отступя от центра, заложено от шести до семнадцати складок [19] .

Число складок с двух сторон могло быть нечетным: 9–10; 13–14; 14–17. Большинство сарафанов в коллекции сшиты из четырех кусков ткани при ширине полотнища 62,5 см. При ширине ткани 50 см сарафан шился из шести кусков, при ширине 70 см – из трех. Лямки имеют ширину от 1,3 см до 1,5 см при длине 40–50 см, по краям обшиты шерстяной [20] , шелковой [21] , хлопчатобумажной [22] тесьмой или черным сатином. В штофных сарафанах по краю спинки идет полоса позумента.

По подолу заонежского сарафана, как правило, нашивается оборка. В кижской коллекции не имеют оборки только сарафаны, сшитые из штофа [23] , и три повседневных сарафана из деревни Ольхино (Ямка) на острове Кижи. Обычно оборка выкраивается по косой и состоит из нескольких частей, но может быть и прямой [24] . Встречаются сарафаны с двойной оборкой [25] . Нижний край оборки почти всегда чуть выше края подола на 1,5–2,5 см, но может быть и вровень с ним [26] . Встречаются дополнительные украшения: хлопчатобумажное кружево по нижнему краю оборки, одинарная или двойная складка над ее верхним краем. На одном из сарафанов вместо оборки нашита широкая полоса хлопчатобумажного кружева [27] . Место фиксации оборки акцентируется черной шерстяной тесьмой. Подол сарафана с изнанки подшивается полосой ткани одной расцветки или составленной из остатков разных тканей высотой 2,5–3,0 см. Большинство сарафанов в коллекции сшито на руках или с минимальным применением швейной машинки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Женских рубах в коллекции шесть, мужская – одна. Женские рубахи традиционного покроя с ластовицами. Происходят из Кузаранды [28] , Шуньги [29] , деревень Онежаны [30] , Подъельники [31] , Телятниково [32] (рис. 3), Хашезеро [33] . Четыре рубахи имеют традиционные холщовые станушки, вышитые красной бумагой по подолу (две – досюльным швом, одна – тамбуром, одна – крестом). У двух рубах станушки сшиты из покупной ткани (из белого полотна и из набивного цветастого ситца). Рукава у четырех станушек из белой хлопчатобумажной ткани, у пятой – кумачные, у шестой – из белого ситца в мелкий кружочек. Рукава трех праздничных рубах отделаны широкой оборкой с кружевом, у трех – рукав зафиксирован на манжете.

Мужская рубаха из деревни Петры [34] – поздняя, датируется 1930–ми гг. Рубаха туникообразного покроя, из белой хлопчатобумажной ткани, с воротом стойка и косым разрезом ворота с левой стороны. Застегивается на шесть кнопок. Плечевая часть продублирована подоплёкой. Вышивка красной, черной и желтой бумажной нитью крестом по подолу, стойке, планке ворота и манжетам рукавов. Дополнением к мужской рубахе всегда был пояс. Единственный в коллекции пояс поступил из семьи Корниловых, проживавших в деревне Кургеницы [35] . Пояс узкий в виде узорной тесьмы с кистями на концах. Изготовлен из шелковых разноцветных нитей (красных, синих, белых, розовых). Надевался по праздникам.

Все семь заонежских юбок, хранящихся в собрании музея Кижи, являются рабочими. Две юбки происходят из деревни Петры [36] (рис. 4), одна из Паяниц [37] , одна из Яндомозера [38] , две из Великой Губы [39] , одна – заонежская без точного места происхождения [40] . Пять из них домотканые холщовые или полушерстяные из продольнополосатой пестряди (коричневой или синей в сочетании с белыми, красными, голубыми, розоватыми полосами).

Подолы четырех юбок декорированы широкой полосой из белых, зеленых и красных горизонтальных полос. Одна юбка в коллекции поперечнополосатая. Все юбки сшиты в пять трест, у пояса с боков заложены складками: по 10 (10), 12 (12), 13 (14), 14 (16),17 (18), 23 (27). Сзади к поясу пришиты завязки в виде тесьмы или косички, сплетенной из льняных нитей. Завязки обводились вокруг талии и завязывались с левой стороны. Подолы юбок продублированы широкой полосой холста, по краю обшиты бейкой из черной саржи, черного ситца с цветочным или меланжевым рисунком, хлопчатобумажной тесьмой. Юбка из Великой Губы КП-4000 сшита из красного в мелкий белый цветочек ситца. С изнанки полностью продублирована хлопчатобумажной тканью цвета хаки. Подол обшит шерстяной тесьмой салатного цвета. Подобные красные юбки заонежские крестьянки надевали на сенокосные работы.

Еще одним важным элементом праздничного и повседневного костюма был передник. В кижской коллекции десять заонежских передников. Один из них рабочий [41] , девять – праздничных. Рабочий передник сшит из клетчатой пестряди: в продольную бело–коричневую полоску с декором из горизонтальных синих и красных полос в его нижней части. Изготовила его Ерёмина Варвара Егоровна из деревни Углевщина (Яндомозеро) 1874 г. рождения. Праздничные передники сшиты из шерсти, тафты, саржи и полушелка. Только один праздничный передник сшит из холста, украшенного по подолу широкой полосой вышивки, выполненной двусторонним швом красной бумажной нитью [42] . Вышила его жительница села Хашезеро А. Г. Фомина (1876 г. р.), сестра которой П. Г. Назарова была основательницей знаменитой артели «Заонежская вышивка». Все остальные передники происходят из деревень Петры [43] , Тучково (Онежаны) [44] , Батово (2) [45] , Типиницы (2) [46] ,Толвуя [47] , Вегорукса [48] . Они состоят из пояса и собственно передника, заложенного с двух сторон с боков под пояс складками.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Количество складок разное – от 6–ти до 13–ти. Имеются передники без складок. Пояс обычно шьется из той же ткани, что и передник, иногда из ткани другой расцветки. Почти все передники имеют завязки, пришитые к концам пояса. Два пояса застегиваются на пуговицы. По крою передники делятся на цельнокроеные и сшитые из двух полотнищ. Декор передников разный: горизонтальные складки, заложенные по подолу, оборки, кружево, вышивка. Сшиты они на машинке и на руках. Ширина передника зависит от ширины использованной для шитья ткани.

К праздничному костюму помимо праздничных сарафанов относятся два платья–парочки. Одно венчальное КП-212/6 из Яндомозера, второе – КП-9/1 из деревни Шлямино близ Кижей. Первое сшито из светло–коричневой шелковой ткани и отделано шелковым сутажем. Казачок со вставкой из тюля, затканного шелком, и двумя широкими лямками, перекинутыми через плечи и зафиксированными у пояса. Лямки широкие у плеча и зауженные книзу. Казачок имеет воротник–стойку и рукава с манжетами, отделанными кружевом. Юбка – пятиклинка. Низ юбки сзади и с боков декорирован оборкой, заложенной крупными складками, акцентированными с боков и сверху узором из сутажа. Таким же сутажем украшены лямки, манжеты платья и накладной пояс в виде полосы ткани шириной 14 см, заложенной мягкими сборками. Пояс зафиксирован пятью вертикальными двойными швами со вставленными в них жесткими пластинами. Второе платье–парочка сшито из атласа светло–оливкового цвета. Юбка шестиклинка, декорирована оборкой с односторонними складками. Казачок приталенный со спинкой, выкроенной из шести частей и двумя передними полочками, выкроенными из двух частей. К правой полочке пришита вставка, заложенная в верхней части байтовой складкой с двумя односторонними боковыми, в нижней части – шестью складками, зафиксированными машинной строчкой. Наверху вставка пришита к вороту–стойке. Казачок имеет внутренний корсет, баску. Застегивается на пуговицы.

К элементам праздничного костюма относятся казачки, кофты, душегреи, шелковые ленты и платки. Казачков в коллекции восемь. Два из них происходят из деревни Речки [49] (окрестности Кижей), два из Ламбасручья [50] , по одному привезено из Толвуи [51] (рис. 5), Великой Губы [52] , Кефтениц [53] , Коровникова [54] . Сшиты они из тонкой шерсти светло–зеленого, оранжевого, темнобордового цвета, синей тафты, оливкового и серого с малиновыми полосами атласа, шелкового кремового и хлопчатобумажного розового репса.

В коллекции есть казачки, плотно облегающие фигуру за счет кроя спинки, вытачек, наличия внутренних корсетов и басок. Есть казачки, приталенные только благодаря пояску, к которому пришивается достаточно свободный верх. Помимо приталенных казачков в коллекции есть три кофты свободного покроя [55] (рис. 6) и блузка 1920–х гг. [56] Все казачки и кофты независимо от покроя имеют длинные рукава, пышные у плеча и сужающиеся к запястью, иногда двусоставные, когда нижняя более узкая часть рукава выступает из верхней более широкой части. У приталенных казачков спинка изготовлена из трех, шести зауженных к талии кусков ткани, а передние полы – из одного прямого полотнища с вытачками. Застежка на пуговицы или на крючки располагается по центру или с левой стороны. В этом случае правая пола заходит на левую (или под нее) и застежка становится потайной. Воротник – стойка. Декор располагается по вороту, нижней части рукавов, по краям передних полочек, на центральной вставке, которая пришивается к правой полочке сверху или снизу. Во втором случае возникает иллюзия, что вставка располагается между полочками. В качестве украшений используются кружево, шелковая тесьма, ленты, гипюр, стеклянные и перламутровые пуговицы. Сшиты казачки и кофты на машинке и на руках.

Несколько особняком в коллекции стоит блузка из деревни Телятниково 1920–х гг. Такие блузки начали носить в деревне в противовес казачкам. Сшита она из тонкой хлопчатобумажной ткани кремового цвета с кокеткой на спине и передних полочках, выкроенной из одного куска с дугообразными выемками спереди и сзади. Отложной воротник, манжеты и планка застежки (на кнопках) отделаны мережкой. Рукав длинный.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Душегрей в коллекции две. Обе происходят из деревни Паяницы [57] . Одна из голубого штофа с серебристо–розовыми крупными цветами (рис. 7), другая парчовая, расшитая шелковой и золотной нитью (рис. 8). Передние полочки выкроены в виде трапеции с подкройной выемкой для подмышек. Застежка на крючках. Спинка заложена крупными складками–«трубами» (у парчовой – тридцатью шестью, у шелковой – сорока). Складки изнутри зафиксированы прошивкой суровой нитью и тесьмой в семь и в пять рядов. Внутренняя часть душегрей продублирована в одном случае серым ситцем с изображением ягодок и мелких веточек, в другом – коричневым ситцем с мелким рисунком. У парчовой душегреи лямки обшиты шелком лилового цвета, у штофной – золотистой шелковой тесьмой. Края полочек и спинка обшиты полосой золотного позумента.

Еще одной принадлежностью праздничного костюма являются девичьи ленты. Их в коллекции шесть. Происходят из деревень Онежаны [58] , Вегорукса [59] , Ламбасручей [60] , Яндомозеро [61] , Войнаволок. Две из них красные муаровые, одна голубая атласная, одна шелковая клетчатая. Украшением коллекции являются две «букетовые» ленты из матового шелка, затканные букетами из блестящих шелковых нитей. Красная «букетовая» лента [62] досталась жительнице деревни Кургеницы Е. П. Корниловой (1888–1981) от ее прабабушки (приблизительно 1840 г. р.), проживавший в д. Войнаволок (рис. 9). Черная «букетовая» лента [63] была привезена из Петербурга и подарена восемнадцатилетней Марфе Егоровне Бровиной из деревни Онежаны ее тетей, проживавшей в столице и работавшей там прислугой. Обе ленты имеют одинаковую длину и ширину 8,7x168 см. Длина других лент колеблется от 122 до 264 см.

В состав праздничного девичьего костюма входил головной убор, состоявший из короны и сетки–поднизи, которая выплеталась из белого конского волоса и унизывалась мелким речным жемчугом и бисером. В фондах музея хранятся две поднизи – КП-6955 из деревни Волкостров и КП-6949, владелица которой в молодые годы жила в деревне Подъельники. Девичьей короной заонежская коллекция музея, к сожалению, не располагает.

Украшением праздничного женского крестьянского костюма были шелковые платки и шали. В коллекции их насчитывается 19. Большинство платков выполнено в технике жаккардового ткачества с одинаковой расцветкой и рисунком в виде оранжево–черного растительного узора на фиолетовом или синем фоне [64] (рис. 10). Иногда черный цвет заменяется зеленым. Жаккардовые ткани изготавливаются на станках, конструкция которых была изобретена французом Жаккаром в 1808 г. Существенной особенностью этой конструкции является наличие перфорированных картонов, которые, соединяясь в непрерывную цепочку, позволяют управлять каждой нитью или группой нитей в отдельности. Это избавляло ткачей от ручной переборки нитей для протягивания утка. На станках Жаккара можно было получать машинным способом тканые узоры любой сложности и добиваться невероятных живописных эффектов. В технике жаккардового ткачества изготовлены также хранящиеся в коллекции однотонные белые шелковые платки с растительным узором. Один из платков декорирован многоцветными композициями из цветов на желтом фоне, выполненными в технике «броше» [65] . Есть в собрании праздничные платки из тонкой однотонной зеленой шерсти, а также из белой и красной с печатным узором (красный и белый). Растительный узор напечатан на платках в виде каймы и отдельных цветов, разбросанных по центральному полю платка. Кроме платков в коллекции хранится шелковый шарф из Великой Губы [66] и плетеные из черных шелковых нитей на коклюшках шаль [67] и косынка [68] . Из головных уборов замужних женщин в заонежской коллекции имеется только чепец из Шуньги [69] , сшитый на руках из красной шерсти и отделанный по краю черной бархатной лентой.

Повседневная верхняя женская одежда представлена плюшевой жакеткой 1940–1950–х гг. [70] Жакетка распашная, слегка приталенная за счет вытачек, с цельнокроеной спинкой. Застежка на пуговицы с воздушными петлями. Воротник отложной, пришивной. Рукав вшивной, книзу заужен. Подкладка саржевая на ватине.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Зимой с верхней одеждой крестьянские женщины носили теплые платки. В коллекции имеется восемь больших зимних платков, которые заонежские крестьянки накидывали на плечи или укутывались в них во время катания на санях. К последним относится платок КП-3759 размером 171×160. Основное поле платка темно–коричневого цвета с широкой клетчатой каймой из светло–коричневых, зеленых и белых полос. По краям идут кисти из скрученных нитей, зафиксированных узкой бархатной тесьмой. Для езды в санях предназначался и шерстяной клетчатый платок КП-3895 (размер 156×146). Клетки вытканы с использованием розовых, коричневых и белых нитей. К этой же категории платков относится платок КП-5809, напоминающий мягкий плед без кистей в бело–коричневую клетку (182×122). Остальные платки накидывались зимой на плечи. Они двух разновидностей: клетчатые или с однотонной серединой и клетчатой каймой по краю. Один платок (КП-4075) одноцветный голубой. Размеры 115×105. Имеется в коллекции и вязаный на спицах платок с каймой из ромбического орнамента [71] . Когда–то он был белым, но со временем пожелтел.

Рабочая женская одежда представлена разновидностью весенне–летней одежды – кафтанушкой [72] , сшитой из полушерстяной ткани. Происходит из окрестностей Кижей. Спинка и полочки цельнокроеные, в боках и сзади со стороны проймы справа и слева сделаны вставки. Ворот – стойка. Застежка на костяные пуговицы. Рукава вшивные. Один цельный с клинообразной вставкой под мышкой, другой сшит из четырех кусков. Все швы прошиты на руках.

Имеется в коллекции и мужская верхняя одежда. Это два повседневных кафтана. Один изготовлен в окрестностях острова Кижи в 1920–х гг. [73] , второй – в деревне Петры (Сенная Губа). Первый кафтан распашной, прямого покроя. Сшит из полушерстяного сукна: основа – льняная нить, уток – шерстяная нить зеленоватого и светло–серого цвета. Переплетение нитей «в ёлочку». Спинка выкроена из двух кусков, соединенных запошивочным швом. Полы подкроены под воротник и рукав. Карманы прорезные с лацканами. Воротник пришивной с острыми углами. Петли для пуговиц прорезные, обметаны бумажной нитью светло–коричневого цвета. Пуговиц две – одна старая костяная, другая пластмассовая. Места фиксации пуговиц продублированы той же тканью, что и кафтан. Соединительные швы на плечах подшиты светлой хлопчатобумажной тканью полотняного переплетения. Черным сатином подшиты снизу полы и спинка. Рукава прямого покроя, один сшит из двух продольных кусков, другой удлинен за счет поперечного манжета. Кафтан сшит на машинке, отдельные элементы подшиты на руках.

Второй кафтан [74] из деревни Петры (рис. 11) тоже сшит из полушерстяного сукна, вытканного саржевым переплетением нитей. Основа – льняная нить, уток – светло–серая шерсть. Спинка цельнокроеная. Полы подкроены под пройму рукава и под воротник. На одной поле пять петель, обметанных серой бумажной нитью, на другой – пять пластмассовых пуговиц, три одна над другой в ряд, одна под воротником, другая ближе к краю полы. Воротник из цельного куска, продублирован льняной светлой тканью полотняного переплетения. Этим же холстом подшиты снизу полы и спинка. Кафтан сшит на руках.

Третьим предметом верхней мужской одежды в коллекции заонежской одежды является армяк [75] (рис. 12), который надевался поверх кафтана, шубы, полушубка в холодное время года в дорогу или при плохой погоде. Происходит из деревни Кефтеницы. Сшит из коричневой полушерстяной ткани на конопляной основе. Спинка выполнена из двух кусков, снизу подшита на руках. Передние полочки цельные, слегка расклешенные за счет клиньев, вшитых с боков, по краю отстрочены на машинке, снизу подшиты на руках. Карманы прорезные поперечные, отделаны клапаном в виде прямоугольной планки. Застежка справа налево на пуговицы. Рукава из цельного куска холста, прямые, неширокие, пришиты и подшиты на руках. Продольные швы машинные. Воротник отложной, с одной стороны дополнен треугольной вставкой, пристрочен на машинке.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В целом коллекция характеризует традиционную одежду заонежских крестьян конца XIX – первой трети XX в. В начале XX в. еще бытует традиционный комплекс повседневной и праздничной одежды – рубаха с сарафаном или юбкой. Верхняя часть женских рубах шьется из фабричной ткани. Сохраняется вышивка на станушках. Сарафаны подразделяются на будничные ситцевые и праздничные, которые шьются из штофа, шерсти и ситца.

Будничные сарафаны носятся с повседневным холщовым или ситцевым передником, праздничные сарафаны из ситца или шерсти – с передником из шерсти, тафты или плотного шелка, зачастую отделанным бумажным кружевом.

Коллекция заонежских сарафанов и рабочих юбок позволяет понять специфику их кроя и шитья. В процессе анализа становится ясно, что заонежские рабочие юбки значительно отличаются от юбок южной Карелии отсутствием оборки и рисунком. Расположение полос на заонежских юбках может быть горизонтальным. При продольном расположении полос нижняя часть юбки дополняется широкой полосой из горизонтальных полос, которые при пересечении с продольными полосами образуют клетчатый узор.

Представлен в кижской коллекции и традиционный комплекс праздничного костюма со штофным сарафаном и душегреей, который в Заонежье вплоть до 1930–х гг. считался костюмом невесты. Дополнением к костюму были «букетовые» ленты и шелковые платки жаккардового ткачества, прекрасно представленные в коллекции.

На рубеже веков на смену сарафану приходят платья–парочки, в первой трети XX в. вместо казачков с юбкой начинают носить блузки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Имеется в коллекции и образцы верхней и мужской, и женской рабочей одежды: кафтаны, армяк, кафтанушка, вытканные из полушерстяной ткани. Единственным экспонатом, характеризующим женскую праздничную одежду, является плюшевая жакетка 1940–х гг.

Таким образом, коллекция заонежской одежды позволяет представить традиционный состав одежды крестьян Заонежья конца XIX – первой трети XX в. и определить лакуны в собирательской деятельности музея в сфере народного костюма, восполнить которые в начале XXI в. практически невозможно, разве что по счастливой случайности.

Обзор собрания пудожской одежды [76]

Собрание пудожской одежды в коллекции музея–заповедника «Кижи» невелико и включает в себя сарафаны, рубахи, юбки, казачки, головные уборы и верхнюю одежду. Датировка предметов в коллекции ограничена с концом XIX – первой третью XX в.

Сарафанов в коллекции семь. Происходят они из деревень Пелгостров [77] , Римское [78] , Ершово [79] , Тамбичозеро [80] , Колодозеро [81] (рис. 13). Один из них – будничный, холщовый, синей кубовой набойки, представляет собой классический пример севернорусского сарафана–набивальника [82] . Остальные сарафаны – праздничные: из шерсти и ситца. Два сарафана оранжевого цвета, три – красного, остальные – светлых расцветок. Пудожские сарафаны из кижского собрания имеют высокую грудку с разрезом по центру. По обе стороны от разреза грудка заложена мелкими складками: по 5–7 складок с каждой стороны. Лямки крепятся к спинке через переходный элемент Y–образной формы (рис. 14). Лямки пришивные, чаще всего выполнены из другой материи, чем та, из которой сшит сарафан. Снизу, с отступом от подола сарафана, одна или две оборки. Отделка оборок разная: хлопчатобумажное кружево фабричного производства [83] , тесьма или косая бейка, которой акцентировалось место стыка оборки и сарафана [84] . Оборки могли быть прямыми, заложенными складками, присборенными, выкроенными по косой. Лямки, края грудки и подолы пудожских сарафанов обшиты шерстяной тесьмой черного, красного или синего цвета. Многие сарафаны из пудожского собрания имеют традиционные детали: подоплеку под грудиной, обшивку лямок и краев грудины тесьмой, завязки под грудью. Но есть ряд поздних сарафанов, в которых такие детали отсутствуют: лямки крепятся к спинке внахлёст, одна на другую, нет завязок под грудью, отсутствует подоплёка [85] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Крестьянских рубах в коллекции четыре: три женские, одна мужская. Одна из женских рубах происходит из Колодозера – повседневная с ситцевыми рукавами до локтя, выкрашенными ольховой корой в рыжий цвет (рис. 15). Низ рубахи сшит из пестряди с подклинками. Пестрядь клетчатая, сине–бордово–белой расцветки [86] .

Две женские рубахи – из Римского и Кошуково – праздничные. Одна – традиционного кроя с рукавами до локтя, зафиксированными на вздержке, с отделкой из белого хлопчатобумажного кружева. Низ рубахи – холщовый с традиционной вышивкой набором. Высота вышивки – 35 см [87] . Вторая – с элементами модного городского кроя: на кокетке с застежкой на две пуговицы и с воротом–стойкой, отделанной кружевом. Рукава – пышные до локтя, на вздержке, с широкими воланами, отделанными по краю кружевами. Низ рубахи сшит из светлого фабричного производства полотна (рис. 16) [88] . Дополнением к собранию женских праздничных пудожских рубах являются рукава [89] из Каршево, выполненные из гаруса ярко–розового цвета, с отделкой из кружева и муара [90] . Мужская рубаха – рабочая. Датируется 1890–1900–ми годами. Выполнена из окрашенной домотканины с длинным рукавом без манжет и воротником–стойкой на одной пуговице [91] .

Душегрей в пудожском собрании пять. Все они происходят из старинного пудожского села Каршево (рис. 17–19). Три из них выполнены из парчи [92] , четвертая – из бледно–абрикосового шелка [93] , пятая – из кремового цвета штофного шелка с лазорево–белыми цветами [94] . Технология шитья однотипная. Передняя застежка на крючках. Каждая «труба» на спинке отстрочена изнутри с двух сторон на машинке. Со стороны подкладки «трубы» зафиксированы суровой нитью и тесьмой. Крепёж выполнен в три ряда (сверху, посередине и внизу).

Четыре душегреи – на ситцевом подкладе, пятая – на льняном красного цвета с набойкой в мелкий белый горошек. Лямки и края спинки обшиты шелком или атласом розового, оранжевого и красного цвета. Количество труб на душегреях доходит до 68.

Хорошо представлены в пудожском собрании юбки – восемь единиц хранения. Все они происходят из разных деревень: Нигижмы, Тамбичозера [95] , Каршево [96] , Костиной Горы [97] , Колодозера [98] , Бомбино [99] , Вавулино [100] . Три из них – рабочие, остальные – праздничные. Традиция носить в праздники юбку – поздняя, восходящая к началу XX в.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Из рабочих юбок особый интерес представляет юбка из белого домашнего холста с нижней частью из плотной продольнополосатой пестряди (черно–красно–бетрадиционной для Пудожья кумачовой прошивкой по подолу [101] . Две другие рабочие юбки – из пестряди в красно–сине–белую клетку [102] . Все юбки – на поясе, со спинкой, собранной мелкими пышными складками. Застежка сбоку на крючках или на завязках. Все три юбки сшиты вручную.

Праздничные юбки отличаются от рабочих прежде всего нарядными тканями, из которых они выполнены. Это хлопчатобумажные ткани фабричного производства с тканым узором. Тканый узор в основном состоит из чередования полос разного орнаментального заполнения: елочка, «рябь на воде», растительные узоры. Рисунок ткани на юбке из Нигижмы строится на чередовании полос разного цвета: оранжевых, золотистых, темно– и светло–зеленых, бордовых, фиолетовых. Разноцветный шелковый уток переплетается со светло–коричневой хлопчатобумажной нитью основы [103] . Праздничные пудожские юбки из кижского собрании имеют пояс и застежку сбоку. Конструкция юбок существует в двух вариантах. Первый: передняя часть без сборок, с вытачками, спинка – сильно присборена [104] . Второй: юбка заложена складками по всей ширине пояса [105] .

Нижняя часть праздничных юбок декорирована оборками, отороченными хлопчатобумажным кружевом [106] , или нашитыми в несколько рядов узкими шелковыми лентами (рис. 20) [107] .

Достаточно хорошо представлена в собрании модная составляющая женской крестьянской одежды конца XIX – начала XX столетия – «казачок». Казачок – легкая кофта на подкладе. Надевалась с юбкой. Пудожские казачки происходят из разных деревень: Колодозеро [108] , Костина Гора [109] , Тамбичозеро [110] , Кошуково [111] , Каршево [112] , Семеново [113] , Усть–Река [114] , Пудож [115] . Все они сшиты из дорогих тканей: тафты [116] , шелка [117] , шерсти [118] , атласа [119] , но есть и хлопчатобумажные [120] . Отличительной особенностью большинства казачков является наличие внутреннего корсета на «косточках» с застежкой на пуговицы [121] . Большинство казачков плотно облегает фигуру. Нарядная вставка впереди выполнялась из шелка [122] , кружева [123] , атласа [124] , гаруса [125] или имела отделку из тесьмы (рис. 21) [126] .

Спинки казачков в основном приталены за счет специального кроя – шести расклешенных книзу деталей, передняя часть – за счет вытачек и защипов. Воротник – стойка. Рукава с буфами, зауженные книзу,[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

на манжете. Часто имеют двойную конструкцию кроя: верхний рукав, более широкий, обшитый по краю тесьмой или кружевом, и нижний, выступающий из него, зауженный к запястью [127] . Застежка – на крючках и кнопках. В нескольких случаях передняя часть изделия выполнена из прямого куска ткани, вшитого с одной стороны в боковой шов и зафиксированного с другой стороны на крючках по вороту–стойке и втачному шву рукава [128] . В этом случае изделие именуется кофтой. Есть в собрании и нарядный приталенный жакет из Каршево [129] . Он сшит из рыжей тафты и отделан машинным кружевом.

Из праздничных женских головных уборов в собрании представлены два кокошника (рис. 22) [130] и бытовавшая на территории Пудожья каргопольская кичка [131] . Кокошники из Пудожа и Каршево выполнены из бархата темно–бордового и темно–лилового цвета. Подклад в одном случае из розового ситца с набивным орнаментом из пятилепестковых цветов, в другом – из крашеного домашней выработки холста с ручной набойкой, донца – из материала, проклеенного в несколько рядов. Вышивка на донце выполнена в технике золотного шитья «по карте». Орнамент – древо жизни. По контуру рисунка проложен шнур с нашитым на него бисером (белым и цвета «лунного камня»). Сердцевины листьев заполнены прозрачными стразами ланцетовидной формы. Сердцевины цветов должны были быть декорированы крупными стразами в металлических кастах. Об этом можно судить по остаткам сохранившихся орнаментальных форм.

Каргопольская кичка имеет вид шапки с приподнятой спереди тульей и паушами. Кокошник изнутри уплотнен картоном и подшит подкладом из ситца с мелкими красными цветочками и темными листьями. В качестве декора использованы золотая бить, позумент, фольга, блестки, бисер, речной жемчуг. Особый интерес представляет бисерная поднизь в виде ажурной косой сетки, зафиксированной на передней части очелья. Выполнена поднизь в технике низанья. Каргопольскую кичку в Пудоже и Каргополе носили в паре с головными платками, украшенными золотным шитьем. Такой платок из миткаля, расшитый золотом, является одним из самых ценных экспонатов кижской пудожской коллекции (рис. 23) [132] .

Из девичьих головных уборов в фондах музея представлены корона [133] и три поднизи [134] – сетки, сплетенные из конского волоса и унизанные бисером и мелким речным жемчугом (рис. 24). Форма поднизи – традиционная: пять воланов, зафиксированных на ленте с завязками. Сетка одевалась вместе с короной. В комплект с ней входили серьги–бабочки [135] и широкая атласная лента. Такая лента из красного атласа шириной 12 см и длиной 2 м 34 см хранится в фондах музея «Кижи» [136] . К праздничным головным уборам следует отнести и головной шелковый фабричного производства платок, который могли носить как девушки, так и молодые замужние женщины [137] . Поле платка окрашено в разные оттенки розового цвета. По его центральной части разбросаны мелкие брошированные цветки из серо–голубых, желтых и зеленых нитей. По краю пущена кайма из цветов (бледно–розовые цветы на ярко–розовом фоне и наоборот).

Собрание повседневных головных уборов пудожанок более чем скромно. Это женский чепец из д. Кривцы [138] . Он сшит из красного гаруса на подкладе из серо–голубой хлопчатобумажной ткани в белую полоску, по краю обшит розовой атласной лентой. Второй повседневный головной убор – женский головной платок из Пудожа [139] . Платок фабричного производства, черный, шерстяной, с каймой из набивных цветов разных оттенков. Такие платки носили обычно пожилые крестьянки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Представление о повседневной верхней женской одежде можно получить по кафтанушке из Тамбичозера [140] и женском балахоне из Бураково [141] . Кафтанушка сшита из домашней выработки холста саржевого переплетения. Однобортная. Спинка – цельная с двумя подклинками в области плеча и рукава. Воротник – стойка. Застежка на пуговицы с петлями. Петли – холщовые, пуговицы – костяные. Ворот и обшлага обшиты фабричной тканью с узором в виде редких полос. Рукава с клинообразными вставками, каждая из которых составлена из двух частей. Балахон выполнен из домотканины, с застежкой на двух крючках по левой стороне груди и с круглым без воротника вырезом ворота, обшитым холстом.

Особый интерес в коллекции верхнего женского платья представляет «сак» [142] – разновидность праздничной нарядной одежды, пришедший в деревню под воздействием городской моды. Сак однобортный, сшит из темно–синего добротного сукна, без подклада. Спинка и полы – цельнокроеные. Рукава – втачные с манжетами, отделанными бархатными накладками. По низу, в 7 см от края, нашита шелковая тесьма с кистями, чуть выше – сутаж в виде петлевидных элементов и полоса темно–синего плотного бархата.

Спинка – расклешенная, ворот–стойка. Застежка – на одну пуговицу, пришитую на расстоянии 4,5 см сбоку от ворота. Передняя часть сака декорирована шестью накладными пуговицами, обтянутыми шелковой тканью с зигзагообразным узором. Был приобретен сотрудниками музея в деревне Каршево.

Из мужской будничной одежды в собрании имеются два балахона, сшитых из домашней выработки холста саржевого переплетения (рис. 25) [143] , и кафтан [144] . Один балахон из Тамбичозера. Однобортный, полы – цельнокроеные, карманы – прорезные с обшлагами. Спинка – цельная с двумя клиньями, идущими от проймы рукава. Застежка – на крючках с металлическими петлями. Воротник представляет собой прямоугольную полосу, составленную из двух кусков холста со швом посередине. Рукава с клинообразными вставками. В одном вставка проходит через всю длину рукава, во втором – через две трети длины рукава в верхней части, ниже ее вшита вставка овальной формы. Второй балахон (из Бураково) без застежки с небольшим стоячим воротником. Кафтан из деревни Ершово выполнен из грубого домашнего сукна. Он двубортный, с отложным воротником и прорезными карманами.

Из дополнений к мужскому костюму можно назвать тканый пояс шириной 9,2 см и длиной 105 см [145] . Орнамент в виде прямоугольников и полос черного, серого и болотного цвета на светлом фоне. На пояс нашит кожаный кошелек коричневого цвета с застежкой на кнопку и кожаная накладка с металлической петлей. Пояс сохранился не полностью. Поэтому судить о том, как он застегивался, при данном состоянии предмета невозможно. Есть в собрании еще один мужской пояс – праздничный [146] . Он происходит из д. Римское и имеет вид шнура, перевитого из двух шелковых прядей малинового цвета и одной основной пряди из серых хлопчатобумажных нитей. Концы оформлены в виде длинных кистей. Два других пояса из пудожской коллекции могли принадлежать как женщинам, так и мужчинам [147] . Оба пояса фабричного производства, представляют собой узкую тканую тесьму с узором. Происходят из деревень Кривцы и Авдеево. А вот тканый шерстяной поясок с пятью гарусными кистями на концах из Заозерья был явно женским, о чем свидетельствует данное ему ласковое название.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Подводя итог, следует отметить, что коллекция пудожской крестьянской одежды характеризует прежде всего повседневный и праздничный костюм пудожской крестьянки. Мужская одежда представлена в коллекции очень скромно: двумя балахонами из домашней выработки холста, рабочей рубахой и двумя поясами: тканым с нашитым на него кожаным карманом и плетеным из шелковых и хлопчатобумажных нитей.

К повседневной женской одежде относятся сарафан «набивальник», рубаха с ситцевыми рукавами, выкрашенными ольховой корой в рыжий цвет, рабочие пестрядинные юбки (три единицы хранения), женский чепец из деревни Кривцы, кафтанушка из Тамбичозера и балахон из Бураково.

Праздничная одежда представлена шерстяными и ситцевыми сарафанами (шесть единиц хранения), двумя праздничными рубахами, пятью душегреями из парчи и шелка, пятью юбками из шелковых и нарядных хлопчатобумажных тканей, десятью казачками из шелка, шерсти, атласа и хлопка и одним жакетом из рыжей тафты, отделанным машинным кружевом.

Пудожская коллекция располагает двумя кокошниками из темно–бордового и лилового бархата с золотной вышивкой и одной каргопольской кичкой, декорированной бисером и золотной битью. Кроме того, в фондах хранится пудожский платок «золотного» шитья, корона и три сетки–поднизи, сплетенные из конского волоса и унизанные мелким речным жемчугом и бисером.

Из верхнего женского платья значительный интерес в коллекции представляет «сак» – разновидность праздничной одежды.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Специфика технических приемов, кроя, шитья, расцветки и орнаментации предметов мужской и женской одежды Пудожья позволяет судить об особенностях крестьянского костюма этого региона и о его сходстве с традиционным костюмом других регионов Русского Севера.

В целом коллекция крестьянского традиционного костюма Пудожья и Заонежья может расцениваться как дополнительный источник по изучению культуры названных этнических групп населения бывшей Олонецкой губернии.

// Изучение и актуализация традиционной культуры (к 50-летию музея-заповедника «Кижи»)
Ред.-сост. кандидат исторических наук И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2016. 311 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф