Михайлова Н.С. (г.Петрозаводск)
Фольклорный ансамбль музея «Кижи»: основные принципы и перспективы развития Vkontakte@kizhi

Современное музейное сообщество все больше внимания уделяет сохранению и презентации нематериального культурного наследия, обозначив данное направление как концептуально новое и перспективное в музейной деятельности. Одним из эффективных средств реализации поставленных задач стали фольклорные коллективы, созданные в рамках музейной структуры. Деятельность ансамблей, состоящих из музейных сотрудников, имеет свои специфические черты, связанные как с родом занятий участников, так и с теми условиями, в которых функционирует коллектив.

В 1989 г. в музее–заповеднике «Кижи» была организована фольклорная группа, участниками которой стали штатные сотрудники музея. Инициатором создания и научным руководителем группы была Р. Б. Калашникова, кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры Республики Карелия. Ею была прописана концепция деятельности коллектива, в которой главными задачами определены «овладение и показ многообразных форм духовной культуры русских бывшей Олонецкой губернии и духовной культуры карел соответственно экспозиционным комплексам, находящимся на территории музея–заповедника „Кижи“, а также коллекциям предметов, хранящихся в фондах музея» [1] . Документ не только определил этнолокальные и географические ареалы, составившие основу репертуара коллектива, но и четко указал на основной принцип отношения к фольклорному материалу: «Крестьянская песня (танец, фрагмент обряда, инструментальная музыка), как и другие жанры фольклора, рассматриваются участниками Фольклорно–этнографического театра как музейный памятник духовной культуры традиционного общества» [2] . В соответствии с этим программы фольклорного коллектива презентуются как «выставки по духовной культуре».

Имея большой опыт создания предметных этнографических выставок, участники ансамбля перенесли его на составление программ творческого коллектива, появлению которых предшествует подготовка научной справки по теме и разработка сценарного плана, основанные на изучении научной литературы, экспедиционных данных и архивных материалов. Результаты этой работы утверждаются Научно–методическим советом музея. За прошедшие годы было создано около двух десятков программ, реконструирующих различные явления традиционной культуры народов Карелии: фрагменты свадебного обряда Заонежья – «Вывод невесты за столы», «Хождение невесты по гостям», Пудожья – «Сватовство и просватовство», вечериночные традиции – «Заонежская беседа в записи П. Н. Рыбникова», «Прядимая беседа», «Поморская святочная вечеринка», а также «Старинные детские игры Заонежья», «Рекрутский обряд Заонежья», «Музыкальные инструменты Карелии» и другие. Необходимость такой работы стала основанием для создания в структуре музея отдела фольклора (2005 г.), что позволило эффективнее решать поставленные задачи и привлечь в штат этномузыкологов.

С появлением отдела фольклора в музее активно стали разрабатывать и стационарные выставки по фольклорной тематике. Были подготовлены выставки, посвященные музыкально–инструментальной культуре Карелии – «Музыка северной деревни» (2007), 20–летию коллектива – «Развеселая у нас беседушка» (2009), творчеству мастера музыкальных инструментов А. В. Мешко – «Художник и миф» (2011), рекрутскому обряду Заонежья – «Солдатушки – бравы ребятушки» (2012), святочным традициям Карелии – «Прикатило Рожжество восподину на крыльцо» (2013), «Не в котором царстве, не в котором государстве» (2014), «В Святки, когда маскированны ходят» (2015).

Все сотрудники отдела разрабатывают и читают лекции по фольклорной тематике для различных аудиторий. Для студентов и взрослого населения в Петрозаводске на протяжении десяти лет (2004–2013 гг.) проходил лекторий «Фольклорное наследие Карелии», который состоял из четырех–пяти ежегодно обновляющихся лекций. Их тематика весьма разнообразна: «Кантеле – певучий короб, сотворенный старцем Вяйно», «От каждого порога к Питеру дорога», «Туда пши–прошли некрута молодые», «От пляса до вальса» и др. Лекции раскрывают различные аспекты крестьянской жизни и иллюстрируются выступлением Фольклорно–этнографического ансамбля. В настоящее время география их проведения значительно расширилась, заявки на тематические лекции–концерты поступают из различных образовательных и культурных учреждений Республики Карелия. В летний период времени, находясь в экспозиции музея на о. Кижи, фольклорный коллектив принимает активное участие в реализации музейно–образовательных проектов – Летней этнографической школы и Летнего университета.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Состав коллектива, участниками которого являлись хранители музейных коллекций, и доступность музейных собраний позволили серьезно подойти к формированию материальной базы ансамбля (изготовлению костюма, музыкальных инструментов и др.). Использование копийных предметов, реконструирование комплексов одежды позволяют рассматривать выступление музейного коллектива и как своеобразную выставку крестьянского костюма народов Карелии конца XIX – начала XX в.

Островное расположение музея–заповедника «Кижи» обусловило сезонный характер деятельности как всего учреждения, так и фольклорного коллектива. В летний период ансамбль находится на острове Кижи, и его основная задача – «оживление» экспозиции (создание этнографической картинки, в результате которой возникает эффект присутствия в жилой традиционной деревне). Основной формой презентации фольклорного наследия является исполнение коллективом в избе или на территории усадьбы образцов фольклорной традиции. Наряду с приемом туристических групп, ансамбль участвует в различных музейных мероприятиях (Праздник традиционного судостроения и судоходства «Кижская регата», детский праздник «Кижи – мастерская детства» и др.) и возрожденных на острове, а также в его окрестностях часовенных и престольных праздниках (Часовенный праздник в День памяти Св. мучеников Кирика и Иулитты в д. Воробьи, пр. Илии в д. Телятниково, Преображения Господня на о. Кижи).

С октября по май коллектив работает в г. Петрозаводске. В этот период активно ведется научно–исследовательская, методическая работа, кроме того, ансамбль принимает участие в реализации музейных мероприятий в городе. Это программы, приуроченные к праздникам народного календаря, – «Северные святки» и «Русская масленица» [3] , исторический проект «Иллюзии старого города», многочисленные акции и событийные мероприятия (Ночь музеев, День славянской письменности, Декада инвалидов и др.) [4] .

Фольклорно–этнографический ансамбль имеет два коллектива–спутника. Один из них – коллектив старшего поколения «Куделюшка». Ансамбль был создан с целью поддержки потомков заонежских фамилий, проживающих в г. Петрозаводске, в их стремлении освоить и исполнять песни своих матерей. Этот проект успешно реализуется уже более десяти лет. Также при ансамбле существует детская группа, участниками которой являются дети от 3 до 14 лет (подгруппы дошкольного и школьного возраста занимаются отдельно). Форма работы с детьми – студийная, они осваивают фольклорный материал Карелии соответственно возрасту. Достигнув четырнадцати лет, подростки переводятся в основной состав коллектива.

На определенных этапах развития ансамбля, связанных со сменой руководителя, изменением требований, предъявляемых к коллективу администрацией музея, а также возрастающим интересом посетителей к дополнительным услугам и развитием событийного туризма, возникла необходимость пересмотра и осознания основных принципов деятельности коллектива и поиска новых форм презентации фольклора в музейной экспозиции. С этой целью был организован Всероссийский научно–методический семинар «Фольклор и музей. Специфика сохранения и презентации фольклорного наследия в музеях», участниками которого стали специалисты из различных музеев России (Российского этнографического музея, музея «Малые Корелы», музея–усадьбы «Архангельское» и др.). В качестве экспертов были приглашены ведущий научный сотрудник Фольклорно–этнографического Центра им. А. М. Мехнецова, заведующая кафедрой этномузыкологии Санкт–Петербургской государственной консерватории, кандидат искусствоведения Г. В. Лобкова и зав. фонограммархивом Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН, кандидат филологических наук В. П. Кузнецова. В процессе работы семинара пришло понимание, что те принципы работы коллектива, которые были сформулированы еще Р. Б. Калашниковой, должны остаться базовыми для него, хотя и требуют некоторой детализации. Знакомство с опытом других музеев расширило диапазон возможных форм презентации фольклора. Деятельность ансамбля и означенные перспективные направления дальнейшего развития получили положительную оценку экспертов и участников семинара.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, Фольклорно–этнографический ансамбль музея «Кижи» целью своей деятельности определяет сохранение и популяризацию нематериального культурного (преимущественно фольклорного) наследия народов Карелии, а фундаментальным принципом – стремление к достоверному воссозданию явлений народной традиционной музыки в аутентичном виде на основе хранящихся в музее–заповеднике «Кижи» и иных учреждениях документально зафиксированных памятников фольклора. Развитие ансамбля пошло по двум векторам – вертикальному и горизонтальному. Вертикаль отражает степень «погружения» в традицию и приближения к аутентичному исполнению, горизонталь – охват форм презентации фольклора в современном обществе.

Изначально основу репертуара коллектива составляли песни, записанные на территории Заонежья, затем он значительно расширился за счет освоения фольклорных образцов Пудожья и Поморья, а также карельской традиции. Этот этап можно определить как накопительный. В активе ансамбля было более полутора сотен произведений. Всё чаще стали попадаться варианты одних и тех же песен, исполненных в разных фольклорных традициях. Многократное прослушивание архивных записей всё сильнее обращало внимание на то, что важную, а порой и решающую роль в маркировке принадлежности образца той или иной локальной традиции выполняют фонетика и темброво–артикуляционные особенности исполнения. Перед хормейстерами коллектива была поставлена задача: попытаться определить этнолокальные исполнительские черты и приступить к их освоению в ансамбле. Задача оказалась не из легких и потребовала очень кропотливой работы по перестройке слуховых впечатлений. Нужно было по–новому услышать знакомые песни, что оказалось весьма затруднительным, поскольку услышанное выпадало из современного представления о «красивом» пении. Назализация, присутствующая в той или иной степени во всех северных традициях, дифтонги при произнесении русских слов, особенности артикулирования оказались довольно сложными для освоения, и только очень большой слуховой опыт, ориентирование на голос народного исполнителя, а не хормейстера позволили нам сделать первые шаги в этом направлении.

Существенная разница в исполнении песен в рамках даже одной этнолокальной группы привела к пониманию того, что необходимо ограничиться репертуаром только одного населенного пункта, чтобы добиться наиболее точного воспроизведения образцов фольклорной традиции. На основе максимального количества имеющихся записей, выполненных в разное время, от разных возрастных групп, разных исполнителей, солистов и артелей, максимального спектра представленных жанров были выбраны: в Заонежье – с. Шуньга, в Пудожье – с. Авдеево, в Поморье – с. Сумпосад. В отношении карельских традиций еще предстоит работа по выбору таких центров. Первые результаты этой работы были представлены в 2015 г. участникам конференции «Рябининские чтения» – это был своего рода экзамен, который был с успехом пройден и получил одобрение фольклористов, музыковедов и этнографов.

Проблемы практического освоения фольклорных традиций сегодня являются одними из ключевых в современной этномузыкологии. Преемственность вокальной манеры – пожалуй, самая трудная, неоднозначно решаемая и совершенно неизученная область традиционного пения. Данный подход к звучащему материалу считается одним из самых верных и получает определение «музейный», что только укрепляет уверенность в правильности выбранного пути. Сегодня, в условиях практически полного исчезновения традиций народной культуры XIX – начала XX в., именно музей, наряду с архивами, становится источником достоверной информации об этой культуре.

Однако у такого погружения в традицию есть другая сторона – представляемый с максимальной степенью достоверности фольклор становится элитарным искусством. Современному городскому слушателю уже совсем непонятен «язык» фольклорной традиции. Поэтому встает вопрос подготовки зрителя к восприятию такой музыки и поиска форм представления и популяризации фольклорного наследия.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Фольклорный ансамбль музея «Кижи» постоянно находится в поиске эффективных форм презентации фольклора, в его арсенале: академические концертные выступления, лекции–концерты, интерактивные игровые программы и выставки, ландшафтные спектакли. Все они опираются на основные принципы, которые выработались в процессе рефлексии восприятия материала посетителем:

1) Установка на воссоздание естественных ситуаций и акустически чистой атмосферы звучания. Микрофон, как и сцена, создают дистанцию между зрителем и слушателем, в условиях их отсутствия возникает чувство сопричастности, содействия, а значит, и личного эмоционального отклика. В связи с этим предпочтительными становятся формы работы, ориентированные на небольшие по численности группы.

2) Обязательная включенность фольклорного текста, действия в контекст и, как следствие, максимальное включение музейного экспозиционного пространства в программу коллектива. В связи этим встает вопрос о необходимости моделирования интерьера крестьянской избы для показа программ фольклорного ансамбля в г. Петрозаводске.

3) Стремление не столько к демонстрации того или иного образца фольклорной традиции, сколько к передаче основных смысловых и функциональных кодов, что сильно меняет впечатление от услышанного.

4) Выстраивание «мостов» между прошлым и настоящим. Задачей данного принципа является актуализация традиционных знаний.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Данные принципы как нельзя лучше коррелируют с поставленной сверхзадачей современного фольклорного ансамбля: «будировать этническую память, отзывчивость не только для участия в общем исполнении песен, хороводов или народных игр, но вызвать желание слушать и сопереживать» [5] .

Отдельно следует сказать о фольклорном празднике – массовом действии, где нельзя обойтись без крупных форм, в которые вовлечены большие группы людей. Тем корректнее они будут проходить, чем больше на них будет людей, знающих тот материал, который включен в канву праздничного действия, будь то танец, хоровод, обряд или др. И сегодня фольклорный коллектив музея «Кижи» ведет активную просветительскую, методическую работу среди различных творческих коллективов, а также жителей близлежащих территорий по освоению местного фольклорного материала. Один из таких проектов – «Заонежская кадриль» – был реализован в 2015 г. в с. Великая Губа Медвежьегорского района совместно со специалистами Центра оказания услуг поселения и некоммерческой организацией «Заонежская изба». Около восьмидесяти человек по предоставленным сотрудниками музея материалам разучили танец и исполнили его на празднике «День села». Проект получил продолжение, в 2016 г. освоят кадриль жители Толвуи и Шуньги. Инициативная группа работников культуры Медвежьегорского района, удовлетворенная результатами проекта, активно продвигает идею сделать заонежскую кадриль одним из брендов территории.

В заключение следует подчеркнуть, что Фольклорно–этнографический ансамбль музея «Кижи» вырос за рамки того, чтобы быть «ожившей картинкой» в экспозиции музея. Коллектив сегодня – это творческая лаборатория по сохранению, презентации и популяризации фольклорного наследия народов Карелии.

// Изучение и актуализация традиционной культуры (к 50-летию музея-заповедника «Кижи»)
Ред.-сост. кандидат исторических наук И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2016. 311 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф