Кузнецова В.П. (г.Петрозаводск)
Формирование фондов фонограммархива ИЯЛИ КарНЦ РАН, проблемы их сохранения и систематизации VkontakteFacebook

Статья подготовлена в рамках выполнения плана НИР, тема «Научная систематизация и сохранение памятников фольклора», № 0225-2014-0011.

Фонды Фонограммархива ИЯЛИ КарНЦ РАН составляют сегодня 4319 зарегистрированных единиц хранения: магнитофонные бобины и катушки, грампластинки и видеокассеты, CD и DVD-диски, электронный научный фонд. Фонды Фонограммархива создавались сотрудниками ИЯЛИ, представителями разных специальностей: языковедами, фольклористами, этнографами, а также любителями-краеведами.

Первые звуковые записи появились в конце 1940-х гг. Это были фольклорные произведения, записанные на гибкие грампластинки, изготовлявшиеся из использованной рентгеновской пленки. Содержание этого фонда уже освещалось в статьях В. П. Кузнецовой и А. С. Лызловой, см. также статью Е. В. Марковской в настоящем издании [1] . В послевоенное время магнитофонов в институте еще не было, но записи на магнитную ленту производились. В 1948 г. композитором Н. Н. Леви совместно с московской бригадой Всесоюзного радиокомитета были записаны песни от известных исполнительниц А. Т. Конашковой (г. Пудож) и Ф. И. Быковой (Карельское Поморье), произведения на карельском языке от А. Е. Киброевой и М. И. Михеевой. В этом фонде хранились и первые магнитофонные записи 1952-1955 гг. сотрудников ИЯЛИ Ю. М. Зарицкого, В. Я. Евсеева, А. П. Разумовой. В начале 1950-х гг. А. П. Разумова и музыкант Ю. М. Зарицкий выезжали в с. Паданы, где записывали Сегозерский народный хор, а также в с. Спасская Губа для записи Петровского народного хора. Ю. М. Зарицкий предпринял экспедицию в северную Карелию в с. Ухта (Калевала), где ему удалось зафиксировать карельские руны от известных исполнителей Ё. Хямяляйнен, В. Прохоровой, О. Лафеевой, песни в исполнении Калевальского народного хора. В Вокнаволоке он записал замечательных певцов И. А. и И. Ф. Кондратьевых. Заслугой Ю. М. Зарицкого является также его работа по звукозаписи с Шелтозерским вепсским народным хором. В эти же годы Ю. М. Зарицкий работал в карельской деревне Ведлозеро, где зафиксировал карельский эпос и песни.

Собирательскую работу с использованием магнитофонов проводили К. В. Чистов, А. А. Беляков, В. Я. Евсеев и другие сотрудники ИЯЛИ. В первой половине 1950-х гг. они записывали произведения карельского фольклора от лучших сказителей Т. А. Перттунен, М. И. Михеевой, А. Ф. Никифоровой и др. Наиболее активным собирателем был В. Я. Евсеев. Помимо карельского, он собирал и произведения финского фольклора в северной Карелии. Собирательская работа этих лет была сосредоточена в основном на фиксации карельского и русского эпоса, песенной лирики. Этот небольшой фонд находился в Научном архиве Карельского филиала АН СССР. В нем были музыкальные записи фольклорных текстов за 1948-1955 гг. Здесь же хранились нотные и текстовые расшифровки Н. Н. Леви, Ю. М. Зарицкого, Б. И. Шеломова, В. Я. Евсеева. Сотрудниками Научного архива осуществлялась систематизация материала: присваивались номера хранения, велись описи (разряд III, опись 1). Впоследствии этот фонд был передан вместе с грампластинками в ИЯЛИ и сейчас хранится в Фонограммархиве, он оцифрован.

В 1975 г. с записями былин на грампластинках работал сотрудник ИРЛИ С. Н. Азбелев, для «Свода былин» были сделаны копии [2] . В 1987 г. весь фонд грампластинок и ферропленок был передан в Санкт-Петербург по просьбе Пушкинского Дома на условиях аналоговой перезаписи и предоставления в ИЯЛИ копий. Пластинки и ферропленки вместе с копиями на магнитной ленте были возвращены в ИЯЛИ в 1988 г. [3] , а в 1999 г. весь этот фонд был оцифрован силами сотрудников ИЯЛИ КарНЦ РАН и записан на CD-диски. Некоторые образцы этих записей размещены на сайте Фонограммархива ИЯЛИ http://phonogr.krc.karelia.ru.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1956 г. президиумом Карельского филиала АН СССР было принято решение о создании кабинета звукозаписи, которым стала заведовать выпускница Московской государственной консерватории С. Н. Кондратьева. В кабинет поступали экспедиционные магнитофонные записи фольклористов, начала создаваться фонотека. Материалы регистрировались в журналах-описях с указанием полных паспортных данных, они систематизировались в соответствии с принятой научной классификацией. Самыми первыми были зарегистрированы магнитофонные бобины и катушки, переданные в кабинет из Научного архива (разряд III, опись 1). Первые номера были присвоены записям от Ф. И. Быковой,

А. Т. Конашковой, А. Ф. Никифоровой, Сегозерского хора и т. д. Здесь же зарегистрированы материалы поморской экспедиции аспиранта Пушкинского Дома, а впоследствии сотрудника ИЯЛИ Д. М. Балашова (1957 г.). Он записал на одну катушку (N° 23) в с. Шуерецкое 60 песен от группы женщин, но, поскольку был весьма ограничен в магнитной ленте, зафиксировал только фрагменты песен. В журнале № 1 были зарегистрированы вепсские записи Н. И. Богданова (1957 г.), саамские - Г. М. Керта (1958 г.), поморские - С. Н. Кондратьевой (1958 г.), карельские - Г. Н. Макарова, Р. Ф. Тароевой (Никольской) (1959 г.) и т. д.

Основной и самый большой по объему фонд Фонограммархива ИЯЛИ хранится на магнитной ленте. Объемы по языковому признаку представлены на следующей диаграмме:

Количество единиц хранения: на карельском языке 2299, на русском - 815, на вепсском - 257, на саамском — 159, на финском (ингерманландском) и ижорском - 283.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Самый большой фонд составляют записи, производившиеся в районах проживания карелов. В архиве представлены все наречия карельского языка: собственно карельское, ливвиковское и людиковское. Материалы собирались не только на территории Республики Карелия, но и в Тверской, Новгородской и Ленинградской областях, где проживают группы карельского населения, говорящего на собственно карельском наречии. Среди первых собирателей, помимо Ю. М. Зарицкого и В. Я. Евсеева, были Л. В. Суни, У. С. Конкка, С. Н. Кондратьева, П. Я. Куйкка; в 1960-е гг. карельский материал собирали А. С. Степанова, Ю. Е. Красовская, Э. С. Киуру, Х. П. Кабанова, А. П. Баранцев, В. Д. Рягоев, Т. И. Вяйзинен, А. А. Митрофанова, Т. А. Коски. Исследователи записывали разнообразный по содержанию материал. Так, например, Г. Н. Макаров собирал этнографические, фольклорные и языковые сведения, пословицы и поговорки. В 1958 г. свою первую экспедицию к тверским карелам совершила молодой языковед М. И. Муллонен. В 1962 г. карельский этнографический материал начала собирать Р. Ф. Тароева (Никольская). В конце 1960-х гг. образцы речи у тверских карелов фиксировала А. В. Пунжина, у тихвинских - В. Д. Рягоев. В 1970-е гг. активную собирательскую работу среди северных карелов вели Н. А. Лавонен, Р. П. Ремшуева, Н. Ф. Онегина.

В 1980-е гг. начинается сбор топонимического материала, в Фонограммархив поступают записи И. И. Муллонен, Н. Г. Зайцевой, Н. Н. Мамонтовой. Языковой и фольклорный материал у карелов-людиков фиксируют К. Х. Раутио и Н. Н. Пахомов. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. собирательскую работу начинают Л. И. Иванова и В. П. Миронова. Карельские фонды значительно пополнились благодаря поступлению большой коллекции, собранной Э. Тимонен. В этой коллекции имеется много записей сказочницы М. И. Михеевой.

Фонды вепсских материалов стали создаваться в начале 1950-х гг. с фиксации репертуара уже упоминавшегося Шелтозерского народного хора под руководством А. Е. Никонова. Первые лингвистические записи средневепсского диалекта были сделаны Н. И. Богдановым и М. И. Зайцевой в Петрозаводске в 1957 г. С 1958 г. ИЯЛИ организует систематические экспедиции в районы проживания вепсов. В фонды поступают записи, производившиеся М. И. Муллонен и М. И. Зайцевой среди северных вепсов. Эти исследователи продолжали экспедиции к вепсам и в 1970-е гг. Среди лингвистических вепсских записей немало фольклорного и этнографического материала, что позволило подготовить сборники сказок и причитаний [4] . В 1960-е гг. материал записывал М. М. Хямяляйнен, в 1976 г. собирательскую работу у северных вепсов проводила Н. Г. Зайцева. В 1983 г. прионежские деревни были включены в маршрут экспедиции в составе этнографов З. И. Строгальщиковой, И. Ю. Винокуровой и топонимиста И. И. Муллонен. Впоследствии состоялся ряд экспедиций в районы проживания средней и южной группы вепсов, в результате которых были пополнены фонды Фонограммархива.

Большое общественное и научное значение имеет фонд записей, собранных среди финнов-ингерманландцев и ижорцев. Ижорский язык находится на грани исчезновения, поэтому наличие хотя бы небольшого фонда фонограмм чрезвычайно актуально. Исследователи ИЯЛИ собирали материалы как на исконной территории проживания этих народов, так и в населенных пунктах Карелии, где проживают переселенные со своей родины представители этих национальностей. Первые записи относятся к началу 1950-х гг., когда В. Я. Евсеев, С. Т. Нокелайнен и Т. Н. Евсеева производили магнитофонные записи в Петрозаводске. В конце 1950-х гг. У. С. Конкка и Л. В. Суни собирали финский фольклор в средней Карелии. Впоследствии, в 1960-е гг., в фонды поступили материалы, собранные Т. И. Вяйзиненом и А. И. Флинкман, А. А. Митрофановой, Б. А. Порро (Лайдинен), А. П. Лайдиненом, Э. С. Киуру, У. С. Конкка, Н. А. Лавонен, Э. Тимонен, Э. П. Кюльмясу в п. Чална, г. Петрозаводске, д. Сяпся, Матросы, Кестеньга. Нередко исследователи записывали на магнитофон рассказы своих родителей, родственников и знакомых, чтобы сохранить особенности говоров и историю своего народа, а также произведения устного народного творчества. С 1960-х гг. стали проводиться экспедиции в Ленинградскую область. Э. С. Киуру записал значительный материал по ижорам в течение 1968-1975 гг. Последняя фольклорная экспедиция в населенные пункты, где проживают ижорцы, была совершена в 1988 г. Э. С. Киуру и К. Х. Раутио. В архиве имеется также запись (копия предоставлена Финским литературным обществом) Армаса Лауниса 1906 г.: это в основном ижорские эпические и круговые песни. В настоящее время финский и ижорский фонд оцифрован полностью и хранится не только в нашем Фонограммархиве, но и в Архиве исчезающих языков Лондонского университета.

Не менее ценным является фонд на саамском языке. В Фонограммархиве ИЯЛИ имеются лингвистические материалы на всех четырех диалектах саамского языка, он включает немало записей саамских сказок-моайнас, традиционных саамских музыкальных произведений (luvvt), преданий, рассказов о семейных обрядах, разного рода обычаях и т. д. В 1956 г. Г. М. Керт впервые фиксирует на магнитофон саамский фольклор и образцы речи кольских саамов. С 1958 по 1960 г. им проводятся четыре экспедиции на Кольский полуостров, с 1964 г. в собирательской работе принимает участие лаборант Т. В. Матрехина. В 1970-е гг. в собирательскую работу включается аспирант П. М. Зайков. В Фонограммархиве по проекту, поддержанному Баренц-секретариатом, произведена оцифровка и перезапись на CD-диски всего саамского звукового архива.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Вторым по величине является фонд севернорусских материалов, содержащий преимущественно фольклорные записи. В 1950-е гг. стали проводиться экспедиции в Поморье. Сюда в 1957-1958 гг. впервые выезжает с магнитофоном аспирант Д. М. Балашов. В 1958 г. в Поморье начинает свою собирательскую деятельность музыковед С. Н. Кондратьева. Она совершает несколько экспедиций совместно с В. Л. Нордлинг, Т. Вяйзиненом.

В 1963 г. языковед И. В. Сало записывала в Поморье на магнитофон образцы речи и фольклор. С этого же года фольклористы А. П. Разумова и А. А. Митрофанова начинают работу в селах Кемского района. С 1964 г. в экспедициях принимает участие музыковед Т. А. Коски. Записывается огромное количество песен по всему побережью Белого моря, собираются сказки, материал по свадебному обряду.

В 1961 г. Д. М. Балашов впервые проложил маршруты на Терский берег, где тоже удалось собрать значительный фольклорный материал. В начале 1960-х гг. при непосредственном участии Д. М. Балашова был снят этнографический кинофильм, посвященный свадьбе и праздникам Терского берега. Фильм оцифрован и хранится в Фонограммархиве, имеется его видеокопия. В 1963-1964 гг. Д. М. Балашовым проводились экспедиции на Печору, в Усть-Цилемский район Республики Коми. За две поездки он записал богатый материал, в том числе былины в исполнении сказителей Чупровых, Г. В. Вокуева, В. И. Лагеева и духовные стихи, исполненные представителями старообрядческой общины с. Усть-Цильма. В 1962 г. большой материал на Терском берегу был собран А. С. Тупицыной (Степановой) и музыковедом Ю. Красовской. В 1959 г. С. Н. Кондратьева и Т. И. Вяйзинен записывали песенный материал в Заонежье на родине И. А. Федосовой. Ими сделана уникальная запись свадебного причитания от местной жительницы Юлиной, сохранившей напев знаменитой вопленицы.

В 1980 г. начинаются систематические экспедиции в Заонежье, в которых участвуют Н. Ф. Онегина, В. П. Кузнецова, А. Т. Пакконен, Э. П. Кюльмясу (Кемппинен). Тщательно обследуется вся территория полуострова. Собиратели еще застали исполнителей духовных стихов, причитальщиц, знающих полный цикл свадебных причитаний, прекрасных исполнителей сказок и других жанров.

Систематические экспедиции в Пудожский район проводятся с 1967 г. Полевой отряд, в составе которого были А. П. Разумова (руководитель), Н. А. Криничная, Т. А. Коски, Т. И. Сенькина, обследовал г. Пудож и деревни Колодозерского сельсовета. С 1973 г. А. П. Разумовой, Т. А. Коски, Е. И. Русаковой проводилось обследование деревень на оз. Водлозеро, был зафиксирован на магнитофон богатый песенный фольклор этого края, сказки, былички и т.д. В 1974 г. обследование было продолжено Е. И. Русаковой, В. П. Кузнецовой и студентками Петрозаводского университета М. Нигметовой и О. Устинской, в 1977 г. - Т. И. Сенькиной и Т. С. Курец. Впоследствии экспедиции продолжались, в том числе и с целью видеозаписи фольклора. В течение 1970-1980-х гг. в Пудожском крае была обследована большая часть поселений. В районе Купецкого озера, являвшемся одним из очагов былинной традиции, В. П. Кузнецовой, Т. И. Сенькиной, Т. С. Курец и Н. Г. Черняевой были зафиксированы в 1970-е гг. разные жанры от потомков сказителей И. Т. Фофанова, Н. А. Ремезова, известного сказочника О. Дмитриева. Значительная коллекция сказок была собрана автором данного исследования в деревнях, расположенных в среднем течении р. Водла в 1976 г. В 1970-е гг. Н. А. Криничная и В. И. Пулькин проводили экспедиции в Каргопольский и Вытегорский районы для сбора исторических преданий.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В конце 1990-х гг. в Фонограммархиве появился новый фонд - полевые видеозаписи, производившиеся сначала на видеокамеру Panasonic М 3500 VHS, а впоследствии на цифровые видеокамеры. Первая экспедиция с применением видеозаписи состоялась в Пудожском районе Карелии на Водлозеро (руководитель В. П. Кузнецова, видеооператор С. В. Куликов). В 1997 г. состоялись экспедиции по гранту РГНФ «Видеозапись севернорусского фольклора» (руководитель

В. П. Кузнецова). В тот же год проводилась видеофиксация в экспедиции в Бабаевский район Вологодской области (В. П. Кузнецова, А. Лапин, И. Ю. Винокурова). В 1998 г. состоялись экспедиция в Заонежье В. П. Кузнецовой, Е. В. Марковской, В. Б. Бовина совместно с американской исследовательницей С. Форрестер, комплексная экспедиция в Вытегорский район Вологодской области и Каргопольский район Архангельской области совместно с Петрозаводским университетом и Петрозаводской консерваторией (руководитель В. П. Орфинский), в д. Куйтежа Олонецкого района Карелии (руководитель П. Кузнецова). В 2000 г. проводилась видеозапись саамского фольклора в Мурманской области по гранту РГНФ (руководитель В. П. Кузнецова, участники Е. В. Марковская, В. Б. Бовин). Впоследствии в фонд видеозаписей поступили ценные материалы сибирской экспедиции к вепсам (Н. Г. Зайцева, З. И. Строгальщикова, В. Б. Бовин), поморских экспедиций начала 2000-х гг. (В. П. Кузнецова, Е. В. Марковская, В. Б. Бовин), карельских экспедиций (В. П. Миронова, Л. И. Иванова, Ф. С. Герасимов и др.). В настоящее время фонд видеозаписей насчитывает более 300 часов.

С 1989 г. выполнялся ряд проектов по созданию информационной системы по фольклорному архиву и переводу фонограмм на электронные носители. Благодаря содействию заведующего лабораторией информационных компьютерных технологий ИПМИ КарНЦ РАН В. Т. Вдовицына (руководитель одного из проектов по созданию информационной системы по фольклорным архивам) был создан творческий коллектив из сотрудников ИПМИ и ИЯЛИ КарНЦ РАН. В рамках нескольких крупных проектов при поддержке РГНФ, Института «Открытое общество», Президиума РАН были переведены на цифровые носители фонограммы и рукописные архивы. Результатом этих проектов стало создание нового электронного научного фонда по Фонограммархиву и по рукописным коллекциям НА КарНЦ РАН. Он состоит из оцифрованных фонограмм, содержавшихся на пластинках и магнитной ленте. В этом фонде хранятся также отсканированные рукописные коллекции НА КарНЦ РАН (700 тыс. файлов). Это крупнейший по своему объему современный научный фонд, появившийся в результате выполнения не только проектов, но и большой плановой работы по оцифровке фольклорных архивов. На сегодняшний день фонды Фонограммархива оцифрованы на одну треть (1500 единиц хранения). Система хранения электронного научного фонда постоянно совершенствуется, появляются новые идеи и разработки. Сотрудником Фонограммархива Ф. С. Герасимовым разработана программа базы данных.

Благодаря собранным и расшифрованным материалам сотрудниками ИЯЛИ подготовлены фундаментальные исследования в области языкознания, фольклористики, этнографии; составлены и изданы словари, опубликованы образцы речи и многочисленные сборники фольклорных произведений. Фонотека используется также в работе высших и средних учебных заведений, музеев, профессиональных и самодеятельных коллективов, ею интересуются и любители устного народного творчества. Наша задача - сохранить фонды Фонограммархива и сделать их доступными как для специалистов, так и для широкого круга пользователей.

// Кижский вестник. Выпуск 17
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2017. 316 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф