Лызлова А.С. (г.Петрозаводск)
Сказочная традиция деревни Семеново Пудожского района Карелии (По материалам фольклорных коллекций Научного архива КарНЦ РАН) VkontakteFacebook

С момента создания в 1930 г. Карельского научно-исследовательского института (КНИИ), ставшего позднее Карельским научно-исследовательским институтом культуры (КНИИК) (в настоящее время – ИЯЛИ КарНЦ РАН), одной из основных его задач была фиксация фольклорных материалов. Уже в первые два десятилетия существования КНИИ не менее 15 экспедиций побывали в Пудожском районе Карелии, где проживает русское население (как и в Заонежье и Поморье). К числу крупных населенных пунктов данной территории относится деревня Семеново, где в 1930-1940-е и 1970-е гг. собирателям удалось записать большое количество произведений сказочного жанра. Впервые сказки были зафиксированы здесь М. А. Ивановой и А. Антиповой в 1937 г. от известных исполнителей былин Федора Андреевича Конашкова и Анны Михайловны Пашковой. В 1938 г. сказочные тексты сообщили Е. А. Беловановой несколько жительниц деревни: 59-летняя Пелагея Назаровна Денисова, Евдокия Николаевна Неркина (1905 г. р.), 60-летняя Ирина Павловна Савинкова, а 47-летняя Александра Тимофеевна Конашкова тогда же предоставила собственноручную запись одного сказочного варианта. В 1939 г. Г. Н. Париловой удалось записать сказки от 50-летней Екатерины Семеновны Журавлевой. Сказочные произведения А. М. Пашковой фиксировались также в 1940 г. собирателями Е. П. Родиной, М. М. Михайловым, Р. Фрейдман и в 1945 г. А. В. Беловановой. Наконец, в 1972 г. 71-летняя Аграфена Матвеевна Пустошкина, 70-летняя Анна Ильинична Репина, 67-летняя Клавдия Ефимовна Тарасова и 72-летняя Меланья Ивановна Шевцова рассказали сказки С. М. Лойтер и группе студенток КГПИ (В. Вахрамковой, С. Воронцовой, Л. Новожиловой, Л. Пономаревой). Собранные тексты сосредоточены в шести коллекциях НА КарНЦ РАН (№ 6, 7, 11, 12, 15, 92).

В материалах собирателей содержится много сведений, касающихся биографий исполнителей, с которыми они встречались в 1930-1940-е гг. В книге «Носители фольклорных традиций (Пудожский район Карелии)», подготовленной Т. С. Курец, подробно представлены жизнь и творчество П. Н. Денисовой [1] , Е. С. Журавлевой [2] , Ф. А. Конашкова [3] , А. Т. Конашковой [4] , А. М. Пашковой [5] , И. П. Савинковой [6] .

Краткие заметки о некоторых сказочниках деревни Семеново содержатся в сборнике «Русские народные сказки Пудожского края», подготовку которого осуществили сотрудники ИЯЛИ Карельского филиала АН СССР (ныне – ИЯЛИ КарНЦ РАН) А. П. Разумова и Т. И. Сенькина. Приведем из этой книги данные об исполнителях сказок из деревни Семеново. В частности, здесь сообщается, что Е. С. Журавлева «известна как талантливая исполнительница многих традиционных жанров фольклора. В 1939 г. от нее записаны былины, похоронные и свадебные плачи, старинные песни, духовные стихи, частушки, пословицы. Собиратели отмечали ее способности к творческой выдумке. Е. С. Журавлева проявила себя как составительница новых произведений, с ними она выступала в своем поселке» [7] . И. П. Савинкова «замуж вышла в с. Семеново, что на реке Шале (Водле). Тридцати шести лет овдовела, на руках осталось три дочери. Жили в нужде: „Не ела сладко, да и носила тоски. Часто и без ужина ложилась”, – вспоминала И. П. Савинкова (АКФ 6, 126) [8] . Сказки слышала от нищих, цыган, бабушек, а потом сама рассказывала детям и на вечерках девушкам: „Я скажу сказку, а мне на отместку друга девушка скажет. Как скажу сказку, так от них не отобьешься. Сказки все помню с девичества” (Там же). От И. П. Савинковой записаны загадки, заговоры, заклинания. Духовные стихи и былины знает от матери» [9] . «Ф. А. Конашков <...> известен как талантливый певец былин. Искусство сказывания былин в семье Конашковых переходило из поколения в поколение. Певцами былин были отец сказителя и дядя Василий Степанович, от которых и перенял их Федор Андреевич. <...> В Архиве Карельского филиала АН СССР хранятся записанные от Конашкова бывальщины, духовные стихи и несколько сказок. На склоне лет Ф. А. Конашков пробовал свои силы в создании былин на современные темы. Создал сказку „Самое дорогое”, она опубликована <...>. За успехи в творческой работе Ф. А. Конашков награжден орденом „Знак Почета”, а в 1938 г. принят в Союз писателей СССР» [10] . Наконец, А. М. Пашкова «в историю фольклористики вошла как талантливая вопленица и исполнительница былин. <...> Записанные от нее сказки представляют не меньший интерес. <...> Былины, причитания и сказки усвоила в основном в родной деревне, где жила до замужества. Своими учителями, от которых она переняла исполнительское мастерство, называет свою тетку – Ксению, старика из Ярчево – Илью Зубова, коробейника Данилу. После замужества жила в Семеново, где продолжала усвоение фольклора от нищего – Абросима Куплянского. Муж А. М. Пашковой, по-видимому, не любил произведения устного народного творчества и не разрешал, как она говорила, „баловаться”. Для исполнения Анна Михайловна предпочитала небольшую аудиторию – посиделки: „Сидишь, сидишь, да задремлешь за прялкой, и начнешь рассказывать”. Весь известный репертуар записан от нее в 1939-1940 гг. В 1939 г. А. М. Пашкова была принята в члены Союза писателей СССР» [11] .

Сказочная традиция деревни Семеново представлена в НА КарНЦ РАН более чем 80 текстами всех жанровых разновидностей. Как известно, многие ученые делят сказки на три большие группы: волшебные, о животных и бытовые (которые именуются также новеллистическими или реалистическими). В «Сравнительном указателе сюжетов» восточнославянских сказок [12] (далее – СУС) предлагается более детальная классификация: I. Сказки о животных, II. Собственно сказки, включающие четыре раздела: А. Волшебные сказки, В. Легендарные сказки, С. Новеллистические сказки и D. Сказки об одураченном черте, III. Анекдоты, к которым примыкают также сказки кумулятивные (цепные) и докучные, а также небылицы.

Немногочисленны в Семеново записи сказок о животных, принадлежащие к популярным сюжетным типам СУС 43 Лубяная и ледяная хата, СУС 61В Кот, петух и лиса, СУС 161 А* Медведь на липовой ноге, СУС 212 Коза луплена, СУС 248А* Лиса и дрозд (соловей). Отдельные сюжетные типы сказок о животных встречаются в репертуаре нескольких исполнителей. Так, сказки, представляющие собой контаминацию СУС 170 «За скалочку – гусочку» и СУС 158 Звери в санях у лисы (старушки), были зафиксированы от А. М. Пашковой в 1940 г. и от И. П. Савинковой в 1938 г. От них же в те же годы удалось записать тексты, объединяющие сюжетные типы СУС 20А Звери в яме, СУС 20С Звери бегут от кончины мира (войны) и СУС 21 Пожирание собственных внутренностей. В 1937 г. Ф. А. Конашков, а в 1940 г. А. М. Пашкова сообщили собирателям сказки, относящиеся к СУС 254* Ерш Ершович. Попутно отметим, что вариант Конашкова, как и еще одна его сказка, были усвоены его внучкой М. Е. Исаковой (1929 г. р.), с которой в 2011 г. удалось встретиться фольклористу И. В. Козловой: «Хорошо и с удовольствием Мария Егоровна рассказывает сказку „Про Ерша-Ершовича”, несколько раз она начинала рассказывать и сочиненную дедом сказку „Самое дорогое”. Она знает, что эту сказку дед сочинил сам и рассказывается в ней про его знакомых» [13] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Кумулятивные по своей структуре сказки, персонажами которых оказываются домашние птицы, причисляемые составителями СУС к анекдотам, были также записаны от А. М. Пашковой в 1940 г. и И. П. Савинковой в 1938 г. (СУС 2021А Смерть петушка). Тексты подобного типа были рассказаны в 1939 г. Е. С. Журавлевой и в 1938 г. И. П. Савинковой (СУС 2028 Глиняный Иванушка (Пыхтелка)).

Незначительное число записанных в Семеново сказок, где действуют представители животного мира, вполне можно объяснить мнением А. П. Разумовой и Т. И. Сенькиной, высказанным на страницах подготовленного ими сборника: «Наблюдения собирателей последних лет свидетельствуют о том, что сфера бытования сказок о животных становится менее обширной. Как и в других районах Севера, в Пудожье (где как раз и находится Семеново. – А. Л.) эти сказки стали в основном достоянием детской аудитории, рассказывают их преимущественно женщины. Традиционная основа широко распространенных сказок о животных устойчива, разнообразны художественные средства изображения, ярче они выражены в текстах наиболее талантливых исполнителей. Незаурядными мастерами так называемых „робячьих” сказок оказались Анна Михайловна Пашкова, Ирина Павловна Савинкова <...>» [14] .

Больше всего в Семеново были распространены волшебные сказки, отдельные сюжетные типы которых встречаются у разных исполнителей. Так, от Ф. А. Конашкова в 1937 г. и К. Е. Тарасовой в 1972 г. были записаны сказки сюжетного типа СУС 530 Сивко-Бурко; сказки, демонстрирующие сюжетный тип СУС 706 Безручка, сообщили собирателям И. П. Савинкова в 1938 г. и А. М. Пустошкина в 1972 г. При этом в первом случае сюжет контаминируется с СУС 709 Волшебное зеркальце (Мертвая царевна), а во втором он предваряется СУС 707 Чудесные дети. От тех же исполнительниц были зафиксированы сказки, относящиеся к сюжетному типу СУС 563 Чудесные дары. Тексты, принадлежащие к СУС 715А Петух (мальчик с пальчик) и жерновцы, рассказали А. М. Пашкова в 1937 г. и И. П. Савинкова в 1938 г. От К. Е. Тарасовой в 1972 г. была записана волшебная сказка, объединяющая сюжетные типы СУС 440 Муж-рак (лягушка, жаба, уж, змей, червячок) и СУС 425А Амур и Психея.

Помимо ранее названных, в репертуаре А. М. Пашковой представлен еще ряд текстов волшебно-сказочного содержания: сказка «Строй» объединяет СУС 403 Подмененная жена и СУС 409 Мать-рысь – она фиксировалась дважды (в 1937 и 1940 г.); сказка «Водяник и лесовик» принадлежит к сюжетному типу СУС 560 Волшебное кольцо; наконец, еще в одной сказке этой исполнительницы контаминируются волшебный сюжет СУС 575 Деревянный орел (голубь) и новеллистический СУС 873 Царь и купеческая дочь.

Больше всего волшебных сказок (почти 20) сообщила собирателям И. П. Савинкова. Кроме отмеченных выше, в ее творчестве используются сюжетные типы СУС 303 Два брата, СУС 300j Победитель змея, СУС 307 Девушка, встающая из гроба, СУС 311 Медведь (леший, чародей, разбойник) и три сестры, СУС 313Н* Бегство от ведьмы (железного волка, чародея и др.), СУС 332 Смерть кума, СУС 330А Солдат (кузнец) и черт (Смерть), СУС 402 Царевна-лягушка, СУС 449 Царская собака (Сиди-Науман), СУС 450 Братец и сестрица, СУС 480 Мачеха и падчерица, СУС 507 Благодарный мертвец, СУС 510А Золушка, СУС 510В Свиной чехол, СУС 552А Животные- зятья, СУС 567 Чудесная птица, СУС 675 «По щучьему велению», СУС 735А Горе (Нужда). Некоторые сказки исполнительницы восходят к книжным источникам (например, один из текстов является пересказом «Диких лебедей» Г.-Х. Андерсена, другой чрезвычайно похож на «Лампу Алладина»).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Легендарные сказки в Семеново были записаны от той же И. П. Савинковой (СУС 842А* Кафтан с золотом) и от А. М. Пашковой (СУС 790* Золотое стремечко).

И. П. Савинкова сообщила Е. А. Беловановой и несколько новеллистических сказок, относящихся к сюжетным типам СУС 875 Семилетка (мудрая девушка), СУС 910В Три добрых совета, СУС 950 Дядя и племянник. От нее же была зафиксирована сказка, повествующая о состязании с чертом (СУС 1061 Кто раскусит камень, СУС 1162 Железный человек (котел) и черт, СУС 1130 Шляпа (мешок) денег). Вариант сказки об одураченном черте редчайшего сюжетного типа (СУС 1139 Черт тащит мнимого мертвеца) рассказал Ф. А. Конашков в 1937 г.

Наконец, в Семеново бытовали и сказки анекдотического содержания. Подобные тексты были записаны здесь почти от всех исполнителей: П. Н. Денисовой (СУС 1358А Любовник в виде черта, СУС 1825 Прихожане жалуются), Е. С. Журавлевой (СУС 1910 Волк (медведь) в упряжке в контаминации с СУС 1130 Шляпа (мешок) денег), Ф. А. Конашкова (СУС 1360С Муж в мешке и притворно больная жена), Е. П. Неркиной (СУС 1825D* Прихожане подражают попу), А. М. Пашковой (СУС 1654 Разбойники в часовне), А. М. Пустошкиной (СУС 1383 Жена (муж) не узнает себя, СУС 1540 С того света выходец), И. П. Савинковой (СУС 1380 Неверная жена и муж, притворившийся ослепшим (Николай Дупленский) в контаминации с СУС 1537 Мертвое тело; СУС 1419К* Бабьи увертки, СУС 1525Е Воры и их ученик), М. И. Шевцовой (СУС 1685 Дурак женится). Некоторые сюжетные типы были зафиксированы от нескольких исполнителей: СУС 1525А Ловкий вор от А. Т. Конашковой (собственноручная запись) и И. П. Савинковой в 1938 г. и от А. М. Пашковой в 1937 г., СУС 1562А Чистота, красота, высота от И. П. Савинковой в 1938 г. и Е. С. Журавлевой в 1939 г., СУС 1641 Знахарь от И. П. Савинковой в 1938 г. и А. И. Репиной в 1972 г. Многие из сказок-анекдотов наполнены антицерковными настроениями. И. П. Савинкова сообщила, кроме того, «Небылицу», объединяющую сюжетные типы СУС 1920Н* Огонь в обмен на небылицы, СУС 1887* Переправа через море, СУС 1892 На боках лошади вырастает верба (дубы, гречка, овес), СУС 1900 Волк (медведь) вытаскивает человека из болота.

Таким образом, отдельные сюжетные типы сказок были представлены в репертуаре нескольких исполнителей и даже фиксировались в разные годы, что может служить доказательством их устойчивого бытования в местной устной фольклорной традиции.

В заключение отметим, что в конце 1930-х гг. в КНИИК готовился сборник «Фольклор деревни Семеново (Пудожский район)», куда, по-видимому, должны были войти и сказки. Работа над этой и многими другими книгами была приостановлена по причине начавшейся войны, о чем свидетельствуют сведения, приводимые в статье Н. Г. Комелиной, изучившей архив А. Д. Соймонова в ИРЛИ (Пушкинском Доме) [15] . В НА КарНЦ РАН сохранилась лишь рукопись другого сборника – «Пудожские сказки» (составитель – А. В. Белованова), куда включены девять текстов И. П. Савинковой и четыре сказки А. М. Пашковой [16] . Отдельные сказочные тексты Ф. А. Конашкова и А. М. Пашковой неоднократно публиковались в конце 1930-х – начале 1940-х гг. в периодических изданиях и фольклорных сборниках [17] , поскольку названные исполнители были членами Союза писателей. Четыре сказки, записанные в данном населенном пункте от И. П. Савинковой («Иван-княженецкий сын», «Нужда да горе»), А. М. Пашковой («Строй») и Ф. А. Конашкова («Про Ерша Ершовича»), были изданы в 1958 г. в научно-популярном сборнике «Перстенек – двенадцать ставешков», подготовленном К. В. Чистовым [18] . «Сказка о ленивой жене», рассказанная А. М. Пустошкиной, была напечатана С. М. Лойтер на страницах журнала «Север» в 1976 г. [19] Шестнадцать текстов, зафиксированных в Семеново, вошли в сборник «Русские народные сказки Пудожского края»: девять сказок И. П. Савинковой, шесть сказок А. М. Пашковой и одна сказка Е. С. Журавлевой [20] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Итак, деревня Семеново является крупным населенным пунктом Пудожского района Республики Карелия. В конце 1930-х, 1940-е и 1970-е гг. здесь побывало несколько экспедиций КНИИК, в ходе которых удалось записать чуть более 80 сказок от ряда исполнителей. При этом, например, Ф. А. Конашков и А. М. Пашкова являются одновременно и прекрасными знатоками былин. Наибольшее количество сказок сообщила И. П. Савинкова, от которой, кроме того, были записаны причитания, духовные стихи, песни. Тексты фиксировались от руки и хранятся в НА КарНЦ РАН, лишь малая их часть была опубликована. Сказки, бытовавшие в Семеново, соответствуют севернорусской фольклорно-сказочной традиции, но имеют ряд особенностей, обусловленных введением в них реалий, характерных для этой местности (языковых, бытовых), а также индивидуальными способностями каждого исполнителя, на что можно будет обратить внимание в будущем.

// Кижский вестник. Выпуск 17
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2017. 316 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф