Кожевникова Ю.Н.
Рыболовные угодья Троицкого Клименецкого монастыря в XVI – первой половине XVIII в. Vkontakte@kizhi

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский» № 051-00132-18-00.

Троицкий Клименецкий монастырь, основанный в первой четверти XVI в. [1] , располагается на южной оконечности острова Большой Клименец [2] в Онежском озере – втором по величине пресноводном водоеме Европы. В конце XV – начале XVIII в. вместе с многочисленными островами Кижского архипелага и частью Заонежского полуострова (историческое название – Заонежье) монастырские земли и угодья входили в состав Спасского Кижского погоста-округа Обонежской пятины.

Археологические и письменные источники свидетельствуют о том, что во все исторические эпохи озерное рыболовство играло важную роль в жизни местного населения. Самые ранние фрагменты костяных рыболовных крючков были обнаружены в ходе раскопок Оленеостровского могильника (VI тыс. л. до н. э.) [3] . Писцовые и переписные книги XVI–XVII вв. предоставляют информацию о разнообразных рыболовных снастях заонежских крестьян, тонях и размерах казенного оброка за их использование [4] .

В отечественной историографии есть отдельные работы, посвященные рыболовству в Заонежье, однако вопросы монастырского рыбного промысла (расположение тоней Клименецкого монастыря, состав рыболовных снастей, организация добычи и обработки рыбы, ее сбыта) в них подробно не освещаются [5] .

В наши дни по оценке специалистов в Онежском озере насчитывается не менее 36 пород рыб, относящихся к 15 семействам [6] . Наиболее ценные из них – озерный лосось, палия [7] , форель и сиг. Промысловое значение, как и ранее, имеют ряпушка, щука, налим, плотва, судак, лещ, хариус, карась, окунь, корюшка [8] . По этнографическим данным во второй половине XIX в. крестьяне заонежских деревень, расположенных на острове Большой Клименец, успешно ловили рыбу тех же пород круглый год [9] . Весной начинался лов корюшки и налима. С конца июня в сети попадался судак, подходивший на нерест. Палию залавливали с июля, но основные ее уловы приходились на осень, когда она устремлялась к лудам [10] . Нерестовый лосось добывался главным образом в первую половину лета, нагульный – в осеннее и раннезимнее время [11] . Сиг постоянно держался в Клименецком проливе и отличался упитанностью. Ряпушку, которая и сейчас принадлежит к числу наиболее распространенных рыб в озерах Карелии [12] , добывали в течение лета и осени (в июне – «кирзовую», в июле-августе – «меженную», в октябре – «листопадку»). Во время ее нереста в осенний период на местах икрометания скапливалось большое число рыбаков. Одним из участков нерестовых миграций ряпушки был район острова Большой Клименец, его западное побережье [13] . Окунь и плотва ловились в мелководных лесных озерах на самом острове. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Важнейшими из рыболовных снастей в Заонежье были озерные сети так называемого отцеживающего [14] типа. В писцовых книгах при описании рыболовных угодий в Спасском Кижском погосте упоминается невод – универсальная сеть, пригодная для круглогодичной ловли [15] ; одно из древнейших и специфических славянских рыболовных орудий [16] . Невод состоял из двух крыльев с «приводами» [17] , в середине помещалась более дорогая, прочная и мелкоячеистая «мотня» (матка, ядро) [18] . Низ сети утежелялся каменными грузилами, а верх поддерживался крупными берестяными поплавками. Лов неводом был коллективной работой, требовавшей не менее троих человек (один работает на нижней тетиве, второй на верхней и третий на веслах) [19] . Невод обязательно дубили и смолили во избежание гниения, однако он не служил более сезона. Его расшивали, а наиболее хорошо сохранившиеся куски пускали на другие снасти [20] . О размере неводов, бытовавших в Заонежье в XVI в., сообщает писцовая книга 1563 г. Андрея Лихачева и Ляпуна Добрынина – в длину такие сети имели по 90 саженей.

Мужской монастырь, основанный на землях «в черной волости» местночтимым святым, преподобным Ионой Клименецким, сразу же активно включается в процесс хозяйственного освоения Заонежья. Ко времени создания монашеской общины земли Спасского Кижского погоста были уже хорошо обжиты черносошными крестьянами. По сведениям петрозаводского исследователя И. В. Мельникова, в писцовой книге 1563 г. зафиксирована наибольшая плотность крестьянского населения на острове Большой Клименец: на нем находились 37 поселений [21] . Их основная часть располагалась в районе волостки Сенная губа, в северной части острова, поэтому монастырь строился преподобным Ионой на его южном незаселенном конце («в Ужном наволоке»). Ближайшая к мужской обители деревня Конда [22] отстояла на юго-восточном побережье – на расстоянии четырех верст (ок. 4,2 км).

Озерная и морская рыба была основным продуктом питания насельников севернорусских монастырей, а рыболовный промысел относился к числу повседневных монашеских занятий. В древнерусских литературных агиографических памятниках часто встречаются сцены «ловитвенного труда» [23] . Разные святые благословляют мирян на удачное уженье рыбы, исцеляют и спасают попавших в беду рыбаков. Не случайно преподобный Иона Клименецкий почитался жителями Заонежья небесным покровителем рыболовов. По просьбам отправлявшихся на рыбную ловлю, приходские священники служили молебен этому заонежскому святому с обязательным прибавлением слов к молитве: «да подаст нам ловитву рыб изобильну» [24] .

Монастырские рыболовные участки. Рыбная ловля на озерных тонях изначально играла важную роль в хозяйственной деятельности Клименецкого монастыря, как и любой другой прибрежной обители. Рассмотрим подробнее, какие рыболовные участки находились в его владении, и обратимся к письменным источникам. В 1546/47 г. по жалованной грамоте царя Ивана IV (1533–1584 гг.) монашеская община во главе с игуменом Кириллом получает одновременно с прибрежными земельными угодьями в безоброчное владение водное пространство Онежского озера на пять верст от береговой линии («вод для рыбной ловли от монастыря на пять верст во все стороны») и внутреннее «озерко лешее Нюхча», расположенное на острове Большой Клименец [25] .

В 1563 г. писец Андрей Лихачев с подьячим Ляпуном Добрыниным оставили за Клименецким монастырем его земли (на пять верст к северу и на две версты до Нятиной губы) и подтвердили право монашеской общины на безоброчную рыбную ловлю в Онежском озере (на этот раз без уточнения количества верст) и в трех мелких лесных озерах [26] на острове Большой Клименец: «Да у того же манастыря угодья рыбных ловель по Григорьеву писму Волосатого да подьячего Федора Нестерова на Климетцком острове в озере в Онеге, ловят на манастырь лоткою, а в нем неводы и сетки; а оброку на нево не положено, потому что ему дано в угодье. Да они ж ловят мелкую рыбу окуни и плотицу в леших озерах: в озерке в Сусанге, в озорке в Естьнюском, в озерке в Рогмо-наволоке на Комлю малыми невотцы; а оброку на те озерка не положено, потому что не угодны» [27] . [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Из приведенного отрывка ясно, что озерные тони были закреплены за Клименецким монастырем еще в годы правления Великого князя Московского Василия III Ивановича (1505–1533 гг.) – отца Ивана IV. Упомянутые в документе писец Григорий Волосатый и подьячий Федор Нестеров описывали дворцовые рыбные ловли в Заонежской половине Обонежской пятины в 1524/25 г. Составленная ими писцовая книга сохранилась в неполном виде в двух списках XVII в., и нужное нам описание рыболовных участков в Спасском Кижском погосте, к сожалению, в них отсутствует [28] .

В 1582/83 г. писец Андрей Васильевич Плещеев и подьячий Семейка Кузмин повторяют лаконичную информацию о рыбных ловлях Клименецкого монастыря из прежнего описания земель Спасского Кижского погоста: «рыбных ловель на Климетцком острове в Онеге озере, ловят на монастырь лоткою, а в нем неводы и сетми безоброчно. Да у того ж монастыря угодья рыбные ловли в леших озерках: в озерке в Кусанге, в озерке в Естьнуском, в озерке в Рогмонаволоке на Комлю малыми невотцы, а ловят на монастырь мелкую рыбу окуни и плотицу безоброшно ж» [29] . Как видим, клименецкий игумен Тихон с братией снова получили подтверждение своих прав на безоброчный рыбный промысел в Онего и на внутренних озерах.

В дозорной книге, составленной в 1593 г. на пустующую монастырскую вотчину «на черном лесу на Някиной губе», сообщается о совместном владении клименецкими монахами и местными крестьянами рыболовными участками в Нятиной губе: «А в черте того Климяцкого монастыря старцам двемя неводы рыба им промеж государевы крестьяны по государеве грамоте ловити, чим им в монастыри питатися» [30] . На каких условиях чернецы и миряне пользовались тонями в Нятиной губе, неизвестно.

В материалах судебного разбирательства, начатого по челобитной клименецкого игумена Филиппа в 1596/97 г. о спорных монастырских деревнях Рокса и Осиповщина на острове Большой Клименец, уточняется, что совместные рыбные ловли располагались и на Онежском озере, и на внутреннем озерке Нюхчеозере: «а на Нюхчеозере рыба ловити с волостными людми монастырским вместе; а по онежским губам и берегам монастырским людям с волостными людми вместе ловити рыба...» [31] .

Скупая информация о новом рыболовном участке появляется в письменных источниках после разорения Клименецкого монастыря в годы Смуты, когда в 1613/14 г. была сожжена деревянная Никольская церковь. В переписной книге 1628–1631 гг. впервые сообщается о тони, принадлежавшей монашеской общине в длинном узком заливе Чорга (Черга, Лижемская губа) Онежского озера: «Да того ж монастыря угодья, рыбных ловель на Клименском острове в Онеге озере, да в леших озерках: в озерке Сусалге, в озерке в Естьнуском [32] , в озерке в Рогмо наволке, да в Черги, а ловят на монастырь неводы и сетми безоброчно» [33] . [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Рыболовные угодья в удаленном на 40 верст (ок. 43 км) от Клименецкого монастыря заливе Чорга имели особо важное значение для его насельников: глубокая и холодноводная Лижемская губа была богата ряпушкой и ценной палией, через нее на нерест в реку Лижму шел онежский лосось [34] . Пострадавший в Смутные годы мужской монастырь, получив незадолго до описания земель Спасского Кижского погоста право безоброчной рыбной ловли в Чорге, смог значительно улучшить свое благосостояние и восстановить уничтоженную «немцами» Никольскую церковь.

Из писцовой книги 1563 г. следует, что рыбная ловля «в губе на Черке» в период Новгородской независимости (до 1478 г.) принадлежала «в вопчих водах» двум знатным новгородским боярам Луке Федорову и Микифору Хмелеву, представлявшим в Спасском Кижском погосте «прусско-плотницкую группировку» Великого Новгорода – «а ловят лососи и мелкую рыбу» [35] . В первой половине XVI в. тонями в заливе Чорга пользовались черносошные крестьяне из прибрежных деревень, располагавшихся на устье реки Лижмы («на Коневом острову», «в Чоболакше», «на Корельском острову», «на Лукине острову»).

Из материалов спорного дела 1640-х гг., когда монахи и сенногубские крестьяне взаимно обвиняли друг друга в нарушении владельческих прав на угодья, узнаем о двух конкретных рыболовных участках Клименецкого монастыря в Онежском озере – тонях Рускит-наволок на острове Большой Клименец в одной версте (ок. 1,06 км) от монастырской усадьбы и на небольшом острове Сосновец [36] в двух верстах (ок. 2,1 км) от мужской обители.

В отечественной краеведческой литературе встречаются сведения о рыболовных участках Клименецкого монастыря в 1720 г.: «Рыбных ловель две: одна в Онеге, в 5 верстах, где ловятся лососи в осеннюю пору, редкими сетями и неводами, а другая в Онежской губе Череги, в 40 верстах от монастыря, где ловится ряпушка частыми сетями» [37] . Известно, что в тот год монастырь отправил на ярмарочную продажу большое количество рыбы и икры – 150 пудов свежих и соленых лососей, 230 пудов палей «мелкой руки» и 5 пудов ряпушной икры на четырех лошадях [38] . Также во владении Клименецкого монастыря до его упразднения по секуляризационной реформе 1764 г. по-прежнему оставались два небольших внутренних озера на острове Большой Клименец – Сусанно и Ястынское. В конце XVII – начале XVIII в., по сообщению Е. В. Барсова, ими пользовались крестьяне Сенногубской волости Викула Никитин и Савва Артемьев [39] .

После восстановления Клименецкого монастыря, закрытого при Екатерине II (в 1860 г. он получил самостоятельный статус), на основании сохранившихся царских грамот рыболовные участки были возвращены монахам, но не в полном объеме: «Воды для рыбной ловли имеется на три версты от берега против всей монастырской земли, на протяжении по берегу озера около 8 верст. В значительном количестве здесь ловятся иногда щуки, окуни, лососей же вылавливается очень мало» [40] . Как и в XVI–XVII вв., монастырь зорко следил за неприкосновенносью границ своих рыболовных угодий: «Климецкий монастырь, основываясь на жалованной грамоте царя Иоанна Грозного, подтвержденной указом Петра Великого, не позволяет ловить при береге своей дачи в губе Нятиной до мыса Широкого-наволока и в губе Конда до острова Карноша, считая все эти воды своими и отдавая их в аренду» [41] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Конфликты монастыря и крестьян из-за рыболовных участков. Отечественные историки обращали внимание на длительные и напряженные конфликты, происходившие между Клименецким монастырем и сенногубскими крестьянами во второй половине XVI–XVII вв. Первым о них сообщает Е. В. Барсов в 1871 г. [42] Красной нитью в его работе, посвященной Клименецкому монастырю, проходит тема нескончаемых споров монахов и живших по соседству с ними черносошных крестьян из-за смежных рыбных угодий. Обильные цитаты, приведенные Е. В. Барсовым из челобитных клименецких чернецов и материалов судебных разбирательств, содержат много красочных подробностей об опустошении монастырских тоней и жестоких нападениях на братию. Тем не менее, исследователь справедливо отмечает, что, несмотря на враждебное отношение части окрестных крестьян к клименецким монахам, подавляющая часть монастырских вкладчиков была родом из Сенной Губы и Кижей [43] .

Советские историки, в частности И. У. Будовниц, видели в частых конфликтах, разгоравшихся между Клименецким монастырем и мирским населением из-за рыболовых участков, проявление «длительной и острой» классовой борьбы [44] .

В современной историографии указывается на ограниченность числа удобных рыболовных участков в Спасском Кижском погосте во второй половине XVI в., что и приводило к серьезным разногласиям и стычкам: по писцовой книге 1582/83 г. насчитывается 52 тони в пользовании крестьян прибрежных деревень и причта Преображенской церкви [45] . Пожалование Клименецкому монастырю пятиверстной водной зоны вызвало недовольство деревенских жителей, привыкших «по старине» ловить в этих местах рыбу на свой стол и на продажу. В царских жалованных грамотах, данных Клименецкому монастырю, отсутствовало четкое описание границы монастырских водных угодий и режима их использования, что стало дополнительной причиной многолетних споров чернецов с крестьянами Сенногубской волости.

Предметом длительной тяжбы были тони на острове Сосновец, в Конда-губе и Рускит-наволоке на острове Большой Клименец. При клименецком игумене Иоасафе (1643–1647 гг.) продолжалось разбирательство из-за рыбных ловлей, которыми издавна в силу традиции пользовались жители соседней деревни Конда («угодья их и рыбная ловля близ самаго монастыря и ловецкие станы в верстах в трех, четырех и больше» [46] ). Суть конфликта сводилась к упорному стремлению кондинских крестьян полностью вернуть себе прибрежные рыболовные участки, лежавшие рядом с родной деревней и вошедшие в монастырскую пятиверстную зону. Одним из активных участников спорного дела в 1640-е гг. был Гришка Максимов «с товарищи», который требовал справедливого размежевания земельных и рыбных угодий. Присланные из Великого Новгорода межевщики Петр Змеев и Надежа Кулебакин обвинялись кондинскими крестьянами в неверном разделении рыболовных участков. Отводчик из Москвы Гаврило Островской разрешил спор в пользу Гришки Максимова, предоставив Клименецкому монастырю две, а не пять верст водного пространства [47] .

Во второй половине XVII в. Клименецкий монастырь продолжал бороться за свои права на озерные тони в окрестностях деревни Конда. В 1651 г. игумен Илия (1648–1660 гг.) составляет челобитную на имя царя Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) с тем же требованием наказать кондинских крестьян Гришку Максимова «с товарищи» за незаконный лов рыбы в монастырских водах и вернуть братской общине пятиверстное озерное пространство для рыболовства. Возобновленная им тяжба с крестьянами безуспешно тянулась при его приемниках игумене Гедеоне (1661–1664 гг.) [48] и строителе [49] Иосафе (1664–1675 гг.) [50] . [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Другими спорными участками, как уже указывалось, были тони «в Сосновце» и Рускит-наволок на острове Большой Клименец. Клименецкий игумен Иоасаф в 1644/45 г. выступал против непокорного дворцового крестьянина Сенногубской волости Куземки Третьякова, который «с товарищи», по свидетельству истца, в течение 16 лет незаконно рыбачил в монастырской двухверстной зоне, получая от продажи рыбы по 40 руб. ежегодно: «в их монастырских водах насилством ловят рыбу на продажу и ставят на той их монастырской земле станы и на приезд избы» [51] . Игумен Иоасаф требовал взыскать с Куземки его долю 232 рубля 24 алтына 1 ½ деньги, так как два других сенногубских крестьянина Симанко и Пронка Игнатьевы уже рассчитались с монастырем «не ходя в суд». Монахи смогли доказать справедливость своего обвинения Куземки, но Клименецкий монастырь так и не получил от него полагавшейся компенсации [52] . Спустя два десятилетия, в 1665 г. новые челобитные писались в Москву от имени клименецкой братии, дело снова затягивалось и не решалось ни в чью пользу [53] . В январе 1669 г. строитель Иоасаф получил в Москве царскую грамоту на имя олонецкого воеводы Замятни Федоровича Леонтьева (1667–1669 гг.), по которой повелевалось взыскать положенные деньги с Куземки Третьякова. Тяжба длилась уже 25 лет, а «рыбными теми ловлями крестьяне и по ся мест владеют», – сокрушался настоятель монастыря [54] .

В 1667 и 1670 г. клименецкий строитель Иоасаф безуспешно подавал жалобу на сенногубских обельных крестьян Бутора Трофимовича с братьями по поводу «многострадальной» тони на Сосновце: те «ловили рыбу на монастырском острову на Сосновце с 1647 по 1667 г., выручая на рыбе в год по 7 руб., всего 140 руб., сгноили монастырский стан ценою в 12 руб., да ссекли 300 бревен на новый стан ценою на 16 руб., а всех убытков причинили на 167 руб.» [55] Царский указ, посланный в 1677 г. на Олонец стольнику и воеводе Якову Стрешневу и дьяку Андрею Чернаго, предписывал им обозреть рыбные ловли Клименецкого монастыря по писцовой книге 1628–1631 гг. и «дозрить ловили ль крестьяне рыбу в пятиверстном монастырском владении и всему учинить чертеж подлинный и прислать к Москве, а монастырских денег править не велено до государева указу» [56] .

Права Клименецкого монастыря на рыболовные угодья в Спасском Кижском погосте последний раз до упразднения мужской обители по секуляризационной реформе 1764 г. были подтверждены царями Петром и Иваном Алексеевичами в 1684 г. [57] Непрекращавшиеся многолетние тяжбы беспрерывно истощали монастырскую казну, так как требовали существенных расходов на составление челобитных, длительные поездки в Москву и судебные издержки. В первой половине XVIII в., когда государственная политика в отношении российского православного монашества постепенно ужесточалась, Троицкий Клименецкий монастырь прекратил спорные дела о рыбных ловлях с крестьянами Сенногубской волости и сосредоточился на вопросах выживания в новых условиях.

Итак, рыболовные участки Троицкого Клименецкого монастыря располагались в средней части Онежского озера, в прибрежной зоне южной части острова Большой Клименец. Единственная удаленная от монастырского комплекса озерная тоня находилась в заливе Чорга (Лижемская губа). Монастырь владел ею вплоть до своего уничтожения в советский период. Рыболовные участки на мелких водоемах внутри острова Большой Клименец не играли особой роли в монастырском хозяйстве и не приносили существенного дохода. Богатые тони в пятиверстной зоне на Онежском озере монахи делили с черносошными сенногубскими крестьянами; именно они были предметом длительных судебных споров в XVI–XVII в. Настоятели неизменно отстаивали пожалованные русскими царями права на водное пространство, что само по себе свидетельствовало о важности озерных тоней для монастырского благосостояния.

В заключение скажем несколько слов о характере рыбного промысла и рыболовных орудиях Клименецкого монастыря. Обращает на себя внимание исключительно экстенсивная форма монастырского рыболовства, которая основывалась на промысле нерестующейся рыбы, шедшей в определенные месяцы на отмелые места в северной части Онежского озера. Клименецкие монахи ловили разную рыбу во время навигации при помощи снастей, традиционных для крестьянской культуры Заонежья. Все они – для промысла в озерах, так как речных тоней мужская обитель никогда не имела: неводы, «малые невотцы», сетки, «сети редкие» для лососей и «частые» для ряпушки. Если судить по сообщениям писцовых книг, во второй половине XVI в. монастырские насельники пользовались неводом с берега Онежского озера при помощи одной лодки [58] , а в лесных озерках острова Большой Клименец применяли «малые невотцы». Во второй половине XVII в. монастырские судна были гребными и парусно-гребными для выхода в открытое озеро [59] . [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Вопросы организации рыбного промысла Клименецкого монастыря, касающиеся не только снастей, но и состава монастырской рыболовной артели, объемов добычи рыбы, ее обработки, хранения и сбыта, требуют более подробного изучения с привлечением новых письменных источников.

// Кижский вестник. Выпуск 18
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2019. 265 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф