Шилов Н.И. (г.Петрозаводск)
Комплектование фондов движимых памятников музея-заповедника «Кижи» (1966-2015 гг.) Vkontakte@kizhi

Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» известен, прежде всего, выдающимися памятниками народного деревянного зодчества. Среди них – Кижский архитектурный ансамбль, памятник отечественного и всемирного культурного наследия. Кроме памятников архитектуры – «недвижимых» памятников, музей-заповедник на 01.01.2016 хранит свыше 53500 предметов (так называемых «движимых» памятников), из них более 34000 предметов составляют основной фонд.

Комплектование фондов – одно из основополагающих направлений деятельности музея как социального института, суть которого заключается в выявлении, сборе, атрибуции, систематизации и научном описании предметов музейного значения с целью их превращения в музейные предметы. Комплектование – это, прежде всего научная деятельность, осуществляя которую, музей опирается на знания, добытые целым комплексом научных дисциплин, а также на самостоятельные исследования. От комплектования в известной мере зависит вся деятельность музея. Этим определяется значение и место проблемы научного комплектования музейного фонда как объекта исследовательской работы.

Комплектование фондов музея-заповедника «Кижи» как самостоятельного государственного музея-заповедника началось в 1966 году, когда в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР Государственный музей Карельской АССР [1] передал ему, своему бывшему (с 1961 г.) отделу, 45 коллекций (свыше 1000 предметов).

Это предметы быта, сельскохозяйственные орудия, одежда крестьян Заонежья, Прионежья, Пудожья XIX – начала ХХ в. В составе этих коллекций – мемориальная коллекция Ивана Михеевича Абрамова (1869–1949): принадлежности этого самобытного заонежского художника-иконописца, иконы, рукописная книга и 8 старопечатных книг. Краеведческий музей передал также 10 книг из церкви Петра и Павла села Вирма Беломорского района, собранных в 1960-е годы экспедицией Государственного Русского музея, в том числе экземпляр самого раннего в нашей коллекции издания – Псалтири с восследованием 1632 года.

Благодаря активной исследовательской и собирательской работе сотрудников, в первые десятилетия деятельности музея были решены принципиальные вопросы комплектования его фондов. Было положено начало формирования музейных коллекций по предметам, составляющим интерьеры крестьянских домов русских и карел, традиционных хозяйственных построек, народному костюму – повседневному и праздничному, по традиционным орудиям сельского хозяйства, ремёсел и промыслов, по атрибутам обрядов и верований, по духовной культуре коренного населения Карелии, по народному декоративно-прикладному искусству. Создание коллекций позволило наглядно и убедительно воссоздать в архитектурных памятниках острова Кижи типичную жизнь крестьян Карелии на рубеже XIX и ХХ веков. За это музей всегда должен быть благодарен первым поколениям кижских музейщиков: А. Т. Беляеву, Н. И. Долголенко, В. А. Гущиной, Б. А. Гущину, Д. В. Богданову, В. И. Пулькину, О. А. Набоковой, Л. В. Трифоновой, С. В. Воробьевой, Р. Б. Калашниковой, Е. М. Наумовой, А. П. Никонорову и многим другим. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Одним из основных путей пополнения фондов были и остаются этнографические экспедиции. За время своей деятельности музей провел более 100 экспедиций в районы Карелии. Значительная доля поступлений шла и идёт за счёт активных контактов музея с населением. С целью пополнения фондов поддерживается связь с музеями России, архивами, исследователями народной культуры и коллекционерами.

Наиболее значительно фонды пополнились в 1981 году (5787 предметов), главным образом за счёт поступления материалов Комплексной экспедиции Министерства культуры (КЭМК) Карельской АССР 1979–1980 годов по обследованию памятников деревянного зодчества Карелии, в которой принимали участие и сотрудники музея-заповедника. Благодаря раскопкам 2000-2010-х годов количественный состав фондов заметно увеличился приёмом предметов археологии – первоисточников знаний по древнейшей и средневековой истории Заонежья и, в частности, окрестностей острова Кижи.

На 1 января 2016 года в фондах музея хранится 53579 предметов, в том числе в основном фонде 34292 предмета, в научно-вспомогательном фонде 19287 предметов.

В количественном отношении в основном фонде преобладают традиционные для музея объекты комплектования – предметы быта, этнографии и декоративно-прикладного искусства (42% всего собрания фондов; без археологии – 62%), а также предметы археологии (33 %). 15% основного фонда составляют собрания живописи, графики, печатной продукции, редкой книги, документов, нумизматики, скульптуры, оружия. 10% собрания основного фонда – это преимущественно коллекции чертежей, шаблонов, архитектурных рисунков и акварелей, карт-схем, документирующие изучение и реставрацию памятников деревянного зодчества Карелии. Подавляющее количество музейных предметов было передано безвозмездно жителями Карелии.

Основу музейного собрания составляют вещественные памятники – первоисточники по материальной и духовной культуре народов Карелии конца XIX–начала ХХ в. Это, прежде всего предметы быта и этнографии ручного штучного и серийного промышленного изготовления из дерева, металла, текстиля, керамики и других материалов, которые бытовали на территории Олонецкой губернии, в частности в Заонежье, включая остров Кижи и его окрестности. Наиболее многочисленны и разнообразны коллекции предметов, принадлежавших русским Заонежья, Прионежья и Пудожья (всего не менее 30% состава основного фонда), южным карелам, а также вепсам. Мало представлены в собрании коллекции из северных и западных частей Карелии (современные Калевальский, Кемский, Лоухский, Муезерский, Питкярантский, Сегежский, Сортавальский районы). Нет информации о комплектовании фондов в Лахденпохском районе.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Музейные предметы и коллекции составляют типологические ряды по деревянному зодчеству и другим компонентам материальной и духовной культуры народов Карелии.

Особую историко-культурную ценность представляют памятники, связанные с православием – более 700 предметов коллекции древнерусской живописи. В коллекции около 500 икон XVI–XIX вв., в т. ч. 101 икона Преображенской церкви, 44 иконы Покровской церкви, 51 икона часовни Архангела Михаила, уникальная коллекция карельских храмовых «небес»; свыше 280 предметов медно-литой пластики, в том числе раритетные отливки Выгозерья.

В фондовой коллекции «Письменные источники» – уникальные рукописные книги второй половины XVI – первой половины XVII вв.: Минея праздничная, Соборник, Октоих, сборник со списком Повести о Черногорском монастыре. Ценным источником по истории старообрядчества признан сборник-конволют XVI-XVIII вв., центральным сочинением которого является уникальная «Жалобница» поморских старцев, датируемая 1691 годом. Образец страннической рукописной традиции представляет собой рукописная старообрядческая книга начала ХХ века.

Уникальной рукописью является дневник С. С. Медика (1941-1944 гг.), узника финского концлагеря.

Коллекция книжных памятников содержит экземпляры кириллической и гражданской печати XVII–XX вв., среди которых наиболее ценными являются: «дониконовские» издания. К ним относятся бытовавшая в старообрядческой среде Псалтирь (напечатана в Москве В. Ф. Бурцовым в 1634 г.); Псалтирь с восследованием (М., Печатный двор, 1648) с владельческими записями представителей дворянских семей Вышеславцевых и Дохтуровых; изданная в период книжной справы Триодь постная (М., Печатный двор, 1656 г.). Особое музейное значение имеет Минея дополнительная (М., 1909), принадлежавшая Преображенской церкви на о. Кижи. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Ценнейшим приобретением музея является уникальная коллекция из дома крестьян Корниловых в деревне Кургеницы, бóльшую часть которой составляет их архив и библиотека. Коллекция свидетельствует о высоком духовном, творческом потенциале заонежских крестьян, их стремлении грамотно, на научных основах вести хозяйство. Мемориальные коллекции представлены также книгами из библиотек заонежских иконописцев Абрамовых, священников Плотниковых.

В коллекции письменных источников имеются документы XVIII–ХХ вв., включающие ценные исторические материалы: Метрические книги Преображенской церкви Кижского прихода за 1864-1869 гг.; документы из личных архивов священников, крестьян и других сословий Олонецкой губернии, потомственного сказителя П. И. Рябинина-Андреева, документы периода Великой Отечественной войны.

В фондовую коллекцию «Чертежи» входят кроки, чертежи обмерные и реставрационные, рисунки архитектурные, шаблоны, на которых зафиксированы архитектурные памятники о. Кижи, памятники деревянного зодчества Карелии (в том числе утраченные к настоящему времени). Среди авторов этих работ известные отечественные исследователи: А. Н. Буйнов, Б. В. Гнедовский, Ю. П. Гнедовский, Л. М. Лисенко, А. В. Ополовников, В. П. Орфинский. В собрании фондовых чертежей выделяется по своей значимости фиксация архитектурных памятников Заонежья времён Великой Отечественной войны, сделанная известным финским исследователем Ларсом Петтерссоном.

В коллекции изобразительных источников преобладают работы, воссоздающие художественный образ ландшафтов и архитектурных памятников Карелии, в том числе Заонежья и острова Кижи. Среди авторов – Г. В. Жаренков, Н. А. Ильинская, А. И. Кацеблин, Я. И. Крестовский, М. М. Мечев, А. В. Ополовников, И. К. Рыбченко, А. А. Трифонов, С. К. Фролов, Ю. С. Ушаков. Большая часть работ создана в 1940/60 годах.

Коллекция фотоматериалов составляет около 6,3% от всех предметов, принятых в основной фонд. Большинство фотографий датированы началом – первой половиной ХХ века. На них изображены сельские и городские жители Карелии разных сословий и возрастов; солдаты Русской императорской армии в годы Первой мировой войны, уроженцы Олонецкой губернии (в т. ч. групповые снимки). В коллекции – уникальные фотографии из альбома Е. И. Татариновой, петрозаводчанки, служившей сестрой милосердия в госпитале Великой княгини Ольги Александровны. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Ценными свидетельствами для изучения деревянного зодчества являются фотографии культовых, жилых, хозяйственных построек, многие из которых не сохранились или значительно изменены.

Из хроникальных фотографий можно особо выделить коллекцию с изображением процесса строительства лесопильных заводов Товарищества «П. Беляева Наследники» и событий в с. Сорока в 1910-1912 гг.

Среди аудиоматериалов фондового собрания – редкая коллекция грампластинок (30 предметов), выпущенных фирмой «Братья Пате» в 1909–1916 гг. Пластинки бытовали в заонежской деревне. В свободное от работ время они часто прослушивались в крестьянской среде на тумбовом патефоне (был приобретён музеем одновременно с пластинками). Подбор пластинок свидетельствует о влиянии на деревню городской культуры, о вкусах заонежских крестьян в предреволюционные годы.

Большинство предметов фондового собрания не относятся к уникальным артефактам, они обычны, типичны для своего времени и места бытования, но они содержат в себе следы конкретного исторического прошлого, являются подлинными первоисточниками наших знаний о прошлом. Они необходимы для объективного и многогранного документирования исторической действительности, равно как раритетные и уникальные памятники.

Подавляющую часть научно-вспомогательного фонда музея составляют фотографии (негативы) культовых, жилых, хозяйственных построек, выполненные Комплексной экспедицией Министерства культуры (КЭМК) Карельской АССР 1979–1980 гг. по обследованию памятников деревянного зодчества Карелии. Фотографии представляют интерес для историков и реставраторов. Другие предметы, отнесённые к научно-вспомогательному фонду, имеют свойства и функции, соответствующие его статусу.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

* * *

При отсутствии в настоящее время письменно зафиксированной концепции комплектования фондов музея-заповедника «Кижи» нельзя отрицать, что комплектование фондов в музее ведётся осмысленно, целенаправленно и концептуально.

Как и в первые десятилетия деятельности музея, оно направлено в основном на документирование традиционной материальной и духовной культуры сельского населения Карелии, бóльшей частью Заонежья, на рубеже XIX и XX вв., для создания тематических и типологических коллекций. Исторически сложились понятия о формах и методах комплектования, путях решения поставленных целей и задач в соответствии с профилем музея. Практически определены критерии отбора объектов в фонды, круг и объём информации, фиксируемой в документах комплектования.

Успехи музея в комплектовании фондов и по количественным, и по качественным показателям несомненны. В целом вырос профессиональный уровень научных сотрудников, как за счёт обогащения их практикой комплектования, так за счёт освоения ими теоретических разработок. Вплоть до начала 1990-х годов это была так называемая «собирательская работа», её критерии выбирались в смежных областях знаний, либо обосновывались индивидуальным опытом сотрудников (во многом поучительным). Как и в других музеях, она определялась сиюминутными задачами, в том числе вполне оправданными. Музейные работники обязаны были быть «бойцами идеологического фронта». Независимо от профиля музея они по существу были ориентированы на иллюстрацию официально признанных учёных трудов, высказываний «руководителей партии и правительства», должны были пропагандировать атеизм и вести антирелигиозную пропаганду, всячески пропагандировать успехи социализма и идей КПСС, «ведущие» социальные группы. Многие явления, события, судьбы простых людей при этом оставались за пределами внимания.

Направленность комплектования фондовых коллекции многих музеев «свидетельствовали» об одном: до революции крестьяне жили бедно, и чем дальше – тем хуже, а при советской власти всё лучше и лучше; всё было замечательно, социалистическое общество сплошь состояло из атеистов, героев, делегатов, и депутатов. Если добавить к этому запретные темы, то музеи однобоко представляли исторические реалии, а, по сути, фальсифицировали историю. (К чести сотрудников музея «Кижи», они в этом не были «первыми учениками»).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Это стоит подчеркнуть, ибо по существу мало что изменилось. Под влиянием социально-политических реалий последних десятилетий, широко распространились попытки «пересмотреть» отечественную историю, устранить в ней «белые пятна», «разоблачить» советские мифы. Историки, музейные работники страны (не все, разумеется) оперативно поменяли плюс на минус и наоборот. На смену старым мифам родились новые: о всеобщем благоденствии крестьян до революции, о высокой грамотности населения, о набожности крестьянина, о разбогатевших своим трудом, о твёрдом купеческом слове, о купеческой благотворительности, о благородном изысканном дворянстве – цвете нации и так далее. Такого рода мифы, к сожалению, многими до сих пор воспринимаются как аксиомы. До сих пор в практике комплектования фондов музея отдаётся предпочтение «положительным» факторам, игнорируются различного рода негативные явления в жизни этносов.

О направленности и уровне «собирательской работы» в 1960/80-е годы убедительно свидетельствуют документы комплектования. Достаточно ознакомиться с ними, чтобы убедиться, что в первые десятилетия работы музея качество учёта при комплектовании музейных фондов было низким. Это можно объяснить как объективными, так и субъективными причинами. Научных сотрудников было столь мало, что они помещались в одной комнате. Им недоставало теоретической подготовки, не хватало времени, над ними довлел приоритет количественных показателей.

Вместе с переданными в 1966 г. документами «на выдачу из Государственного музея Карельской АССР» новообразованному музею «Кижи» «экспонатов по истории и этнографии Заонежья в XIX–ХХ вв.» начинающим музейным сотрудникам фактически была передана практика их комплектования и документирования в старейшем музее Карелии. Практика эта, само собой, должна была быть воспринята и была воспринята образцовой или близкой к тому. Об этом свидетельствуют учётные документы, составленные кижскими последователями краеведов. На практике не выполнялись требования действовавшей в то время музейной инструкции по учёту музейных фондов. Во многих случаях при фиксации предметов собиратели игнорировали даже большинство их основных признаков. При этом слишком много было ошибочной и неполной атрибуции. Предмет музейного значения, музейный предмет воспринимались не как первоисточники информации, а, прежде всего, как потенциальные экспонаты в ряду других экспонатов, как иллюстрации для раскрытия темы. К сожалению, такие взгляды ещё значительно распространены.

Искренне увлечённые «собирательской работой», очень много сделавшие для пополнения фондов, музейные работники не осознавали в полной мере принципиальное отличие учёта хозяйственного, хозяйственной инвентаризации, от музейного учёта, при котором разносторонняя информация о любом предмете, будь он уникальным, раритетным или широко распространённым, так же важна, как и сам предмет.

В первые десятилетия работы музея информационный потенциал (внутренний и внешний информационные поля) большинства предметов был выявлен и зафиксирован неполно, неточно, ошибочно или вовсе не выявлен, то есть, по сути, предметы не были подготовлены для приёма в фонды. Год за годом происходило накопление неполных, неточных данных о предметах, а в результате – увеличение ошибок, безвозвратных потерь в характеристике предмета, коллекции, в целом фондовых собраний музея. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Такая практика комплектования фондов, неполноценность первичного учёта были характерны отнюдь не только для музея «Кижи», но и для подавляющего большинства советских музеев. Именно поэтому в 1985 году по новой музейной инструкции была введена так называемая «вторая ступень учёта», преследовавшая цель по возможности устранить недостатки в учёте музейных предметов, недостатки, грозящие превратить музеи страны в склады старья. По сути, требования «второй ступени учёта» не что иное, как элементарное, обязательное условие самой возможности приёма предмета в фонды музея, условие, долгое время не соблюдавшееся в музеях. Однако я считаю, что цель нововведения в основном была воспринята музейными практиками формально, как очередное указание «свыше». Выполнение этих указаний оценивалось по необоснованно завышенным плановым количественным показателям. Отсюда, при неудовлетворительном состоянии первичного учёта, предполагаемое научное исследование предмета неизбежно подменяла фактическая отписка для отчёта – сделано столько-то инвентарных карточек, плановые показатели выполнены. Неполная, неточная, ошибочная информация в документах первичного учёта и сейчас оказывает негативное влияние на качество инвентарных описаний, которые должны быть результатом научного исследования предметов, исследования, столь необходимого для изучения фондового собрания, в том числе для научного комплектования фондов.

В начале 1990-х годов произошли этапные события в научно-фондовой работе музея-заповедника «Кижи». Был создан сектор учёта фондов, сосредоточивший главные усилия на качестве работы, начиная, прежде всего с полноты и качества информации при комплектовании фондов – столь важной и во многом незаменимой для музея первичной информации о каждом предмете. Был разработан и внедрён музейный компьютерный информационный банк данных (ИБД) «Наследие» (движимые памятники истории и культуры Карелии в фондовом собрании музея-заповедника «Кижи»). ИБД «Наследие», первый проект такого рода в Карелии, был создан в короткий срок в результате совместной работы специалистов музея и Карельского научного центра РАН. Музейные специалисты учились работать на компьютере, совершенствовали компьютерную программу, в свою очередь беспристрастная программа учила их рациональному, системному подходу к каждому музейному предмету, помогала избавляться от логических ошибок и лакун. ИБД успешно работал и развивался до тех пор, пока не появились новые, на порядки высшие возможности столь стремительно развивающейся компьютерной техники. В 2000 году наш ИБД без осложнений и потерь был конвертирован в Комплексную автоматизированную музейную информационную систему (КАМИС), разработанную петербургской фирмой «АльтСофт». Что касается музейной стороны дела, обе системы в принципе работали по одним и тем же алгоритмам.

Осложнения в комплектовании фондов появились несколько лет назад в связи с решениями Министерства культуры РФ о приведении музейного учёта в соответствие с российским законодательством. С этой целью было разработано несколько вариантов новых музейных инструкций. Последний вариант был спешно утверждён приказом министра культуры РФ в декабре 2009 г., но в марте следующего года им же был отменён. Тем не менее, музеям предписываются формально оправданные, но непродуманные, далёкие от реалий, бюрократические меры, крайне тормозящие процесс комплектования.

Анализ фондов показал, что, несмотря на достигнутые успехи, в т. ч. в системе музейного учёта, исследованиях, публикациях сотрудников музея, коллекции музея изучены недостаточно и нуждаются в более современной интерпретации. Чем разнообразнее, глубже, ярче будет интерпретировано то богатство, которым музей уже владеет, тем рациональнее можно спланировать и последующее комплектование. Процессы эти, несомненно, взаимосвязаны.

Комплектование фондов – вид подлинно музейной научной работы. Поэтому каждый профильный специалист музея, независимо от терминов бюрократической иерархии, обязан вести эту работу по-научному, быть по сути научным сотрудником, а не антикваром, кладовщиком или старьёвщиком. Основными условиями для успешного комплектования фондов являются квалификация профильных специалистов музея, финансовое и материально-техническое обеспечение их деятельности, обеспечение физической сохранности и реставрации музейных предметов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Надо признать, что до сих пор комплектование фондов носит скорее спонтанный, чем системный характер. Прежде всего, многие ошибки и недостатки музея в комплектовании фондов происходят из-за неясного понимания стратегической цели комплектования – реализации общественной потребности в максимально объективном документировании жизни этносов Карелии на всех этапах их существования.

Цель на практике подменяется задачами комплектования. До сих пор, как правило, в качестве цели комплектования декларируют «пополнение фондов» путём выявления и отбора предметов музейного значения для экспонирования и изучения.

Поскольку «любой музей, повествующий о человеке и его культуре, безусловно, в основе своей исторический – даже если его профилем является литература, искусство или этнография» [2] , комплектование фондов должно осуществляться на научной основе, в соответствии с принципами исторической науки. На практике об этих принципах не все достаточно осведомлены, чтобы следовать им рационально. Комплектование не всегда основано на изучении литературных, справочных и архивных источников, изучении фондов музея, на понимании направлений комплектования, на научном исследовании конкретных явлений, событий, процессов, традиций, фактов в их совокупности, многогранности и противоречивости. Это влечёт за собой субъективизм, влияние интересов, не связанных с достижением научной истины.

Комплектование фондов музея осуществляется преимущественно в тематическом направлении, и, в основном, определяется задачами потенциальной экспозиции. Необходимое для характеристики генезиса и эволюции этнографических предметов типологическое направление комплектования, которое возможно только при условии изучения фондовых коллекций, выявление в них лакун и постановки конкретных задач в перспективном и текущем планировании, осуществляется спорадически, на интуитивном уровне.

Комплектование фондов, особенно в последние годы, определяется не столько спросом музея, сколько предложениями сдатчиков, отбор и приобретение предметов музейного значения в основном ограничен Петрозаводском и Заонежьем. Между тем, практический опыт музея свидетельствует, что поиск конкретных предметов, даже при кажущемся их дефиците или отсутствии, приносит положительные результаты. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Критерии отбора предметов в фонды практически определены, хотя соответствие некоторых предметов критериям оспариваются, что, впрочем, естественно и оправданно. Чаще всего возникают сомнения относительно соответствия профилю музея предметов второй половины ХХ века. Возникают вопросы и об оптимальном количестве однотипных предметов в фондовых собраниях. До сих пор не изжиты соблазны пренебречь таким важным критерием отбора как комплексность.

Распространённые сомнения в необходимости приобретения в фонды предметов середины – второй половины ХХ века, не говоря уже о предметах постсоветского периода, исходят из неясного понимания цели комплектования. Более того, высказываются категорические суждения о нецелесообразности комплектования фондов вещами, бытовавшими позже первой половины ХХ в. По сути, это противоречит одному из основных принципов научного познания – историзму, предполагающему изучение историко-этнографических факторов с точки зрения их генезиса и эволюции, их оценок на разных этапах развития, в т. ч. на современном этапе, фактически означает отрицание наличия этносов – объекта исследования, начиная с середины ХХ в. Несмотря на попытки ряда сотрудников музея преодолеть устоявшиеся хронологические рамки, наши этнографические познания и состав фондов музея фактически остановились на доколхозном периоде. Во многом для комплектования такого рода коллекций безвозвратно упущено время.

В этой связи известный этнограф академик Ю. В. Бромлей писал, что «понимание этнографии как науки об этносах не оставляет места для пессимистических представлений о прогрессирующем исчезновении ее предмета в современную эпоху. До тех пор, пока существуют народы, этнография сохраняет свой объект исследования, и не только как историческое прошлое, но и как живую действительность. Меняется лишь значимость различных зон предметной области этнографических исследований в соответствии с перемещением внутри нее этнической специфики; притом по мере общественного прогресса предмет этнографической науки усложняется, выдвигая перед ней новые познавательные задачи» [3] .

Отбор профильных предметов советского и постсоветского периода для фондового собрания требует научного обоснования. Прежде всего, это должны быть знáковые объекты, документирующие историко-культурную эволюцию этноса, существенные изменения в быту, социальном положении, культуре, самосознании, мировоззрении, мировосприятии, мироощущении «простых» людей – факторы, определившие образ жизни. «То, без чего нас невозможно представить, ещё труднее – понять». [4]

Отдельное значение имеет музейное документирование истории и современности острова Кижи (люди, музейная деятельность, архитектурные памятники, их реставрация). [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Для комплектования фондов музея по советскому и постсоветскому периодам истории можно выделить следующие исторические рамки.

Научное комплектование фондов неотделимо от музейного учёта – определения и фиксации внутреннего и внешнего информационного полей предмета, его научного и музейного значения. Основополагающее правило музейного учёта – всесторонняя информация о предмете важна так же, как и сам предмет, недостаточно атрибутированные предметы не подлежат приёму в фонды. Изучение предмета, коллекции не должно заканчиваться составлением первичных документов учёта и инвентарных описаний. Подобно истинному коллекционеру, профильный специалист музея должен сознательно стремиться к познанию мельчайших подробностей объектов своего коллекционирования. Только тогда фондовые собрания музея, как и музей в целом, будут в полной мере соответствовать возложенной на них общественной потребности.

Предлагаемая концепция комплектования фондов – это основной, стратегический замысел одного из основополагающих направлений деятельности музея. Концепция не рассчитана на постановку тактических задач и определение конкретных путей их решения. Это задачи перспективного, годового, текущего планирования комплектования.

Приложение[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

ПРОЕКТ концепции комплектования фондов движимых памятников МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «КИЖИ»

Комплектование фондов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, уставом музея, научной концепцией музея.

Научная концепция комплектования фондов – это часть научной концепции музея, стратегический замысел, определяющий основные принципы, цели и задачи, направления, формы и способы комплектования фондов, пути решения поставленных целей и задач в соответствии с профилем музея и его местом в музейной системе. В ней указываются факторы, определяющие научное комплектование, критерии отбора материалов в фонды с учётом целей и задач музея, этапы комплектования, планирование комплектования, основные документы комплектования.

Цель комплектования - реализация общественной потребности в максимально объективном документировании жизни этносов Карелии на всех этапах их существования путём отбора и сохранения объектов материальной и духовной культуры.

Основные задачи комплектования[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

● выявление и отбор в окружающей действительности объектов материальной и духовной культуры народов Карелии, максимально объективно отражающих происходившие и происходящие явления и процессы;

● приобретение этих объектов в фонды музея, точная и максимально полная их фиксация в документах музейного учёта;

● классификация и систематизация музейных предметов для их использования в музейной деятельности и в профильных науках;

● физическое сохранение историко-культурных и природных ценностей и создание условий для их использования в интересах общества.

Основные принципы комплектования[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Комплектование фондов должно осуществляться на научной основе, в соответствии со следующими принципами исторической науки.

Объективность, основанная на научном исследовании конкретных явлений, событий, процессов, традиций, фактов в их совокупности, многогранности и противоречивости, преодолении субъективности и влияния интересов, не связанных с достижением научной истины. Высшей целью и ценностью исторического познания признаётся истина.

Историзм, предполагающий изучение историко-этнографических факторов с точки зрения их генезиса и эволюции, их оценок на разных этапах развития, в т. ч. на современном этапе.

Всесторонность, подразумевающая полную и достоверную информацию обо всех факторах и их взаимосвязях, влияющих на этнос.

Системность – всякий предмет должен рассматриваться во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Конкретность– любой предмет должен изучаться в его конкретности, с учётом неповторимости его содержания, определённости места и времени развития.

Преемственность – изучение всякого предмета историко-этнографического исследования должно осуществляться с учётом результатов его предшествующего научного изучения.

Факторы, определяющие научное комплектование

Профессионализм сотрудников музея. Комплектованием музейных фондов должны заниматься музейные профессионалы.

Финансовое и материально-техническое обеспечение.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Обеспечение физической сохранности и реставрации музейных предметов.

Общие направления комплектования

Систематическое – пополнение фондов с целью создания полной коллекции однотипных предметов согласно принятой в науке классификации.

Типологическое – пополнение фондов предметами, объединёнными общими типологическими признаками для создания типологических рядов, характеризующих генезис и эволюцию этих предметов.

Тематическое – пополнение фондов предметами, определёнными темой музейного исследования.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Направления могут сочетаться между собой, иметь комплексный характер.

Основные типы коллекций

- систематическая –полный состав однотипных предметов, сгруппированных по определённому признаку классификации;

-типологическая – однотипные предметы, характеризующие генезис и эволюцию этого типа;

- тематическая –разнотипные предметы, объединённые отношением к определённой теме;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

- персональная – разнотипные предметы, принадлежащие определённому лицу;

- мемориальная –разнотипные предметы, связанные с жизнью и деятельностью конкретного лица или события.

Основные тематические направления комплектования

● Археологические памятники Карелии.

● Традиционная материальная и духовная культура народов Карелии (сельского и городского населения) в их становлении и развитии (с древнейших времён до второй трети ХХ в.). [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

● Материальная и духовная культура народов Карелии (сельского и городского населения) со второй трети ХХ в. до современности.

● История и архитектурные памятники острова Кижи.

Формы комплектования фондов (обстоятельства приобретения)

● Экспедиция.

● Служебная поездка.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

● Комплектование на месте.

● По переписке.

Способы комплектования фондов

Покупка у физических и юридических лиц.

Дар (пожертвование) физических и юридических лиц.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Передача (от сотрудников музея, от другого музея, от предприятия, от организации, от учреждения; по завещанию и т. д.).

Основные критерии отбора предметов в фонды

Суть комплектования фондов состоит в отборе различных культурных текстов в широком смысле слова и создании условий для их последующего прочтения. Поэтому основополагающим моментом концепции комплектования является проблема отбора.

Соответствие профилю музея. В исключительных случаях, при отсутствии иной возможности надлежащего сохранения, могут быть отобраны непрофильные предметы, имеющие историко-культурное значение, с последующим выделением их в обменный фонд музея).

Подлинность – значение предмета как первоисточника знаний и эмоций. Подлинность предмета определяется не только его оригинальностью. Значение подлинника могут иметь различного рода воспроизведения, новоделы, даже подделки, если они своей непосредственной причастностью к конкретному факту, процессу, явлению, событию, способны документировать историческую действительность. (Это не относится к предметам, которые при наличии оригиналов в музее или в другом собрании воспроизводят оригиналы). Предметы, не имеющие значения первоисточника, но представляющие интерес для научной, экспозиционно-выставочной, научно-просветительской работы музея могут быть отобраны для включения в научно-вспомогательный фонд.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Наличие основных свойств музейного предмета: ассоциативность, аттрактивность, информативность, коммуникативность, репрезентативность, экспрессивность; соотношение материального воплощения и смыслового содержания (семантика).

Возможность осуществлять функции предмета во всех направлениях музейной деятельности – функцию моделирования, коммуникативную функцию, научно-информативную функцию.

Физическое состояние предмета, гарантирующее его сохранность в обозримом будущем, в том числе при условии проведения консервационных и реставрационных работ.

Хронологические рамки – от доисторической эпохи (предметы археологии) до современности.

Предметы, относящиеся к периоду от 1930-х годов до современности, должны иметь знáковый характер, документирующий эволюцию традиционной материальной и духовной культуры этносов Карелии, существенные изменения в быту, социальном положении, культуре, самосознании, мировоззрении, мировосприятии, мироощущении этноса, историю острова Кижи, состояние и реставрацию памятников деревянного зодчества Карелии.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Географические рамки – территория Республики Карелия и сопредельных областей, а также другие регионы, имеющие отношения к тематике комплектования фондов музея.

Отсутствие профильного предмета и/или его аналога в фондах музея.

Как правило, количество идентичных предметов в фондах не должно превышать 5 экземпляров. (Исключение составляют предметы, входящие в клад, в коллекцию, а также предметы со специфическими условиями хранения и экспонирования). Количество аналогичных предметов в фондах зависит от значений их информационного потенциала – внутреннего и внешнего информационных полей.

Комплексность. Принадлежность предметов музейного значения к кладу, к уже сформированной коллекции не допускает их частичный отбор, выделение из состава клада, коллекции.

Этапы комплектования фондов[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

–Изучение исторической действительности (литературных, справочных и архивных источников).

– Планирование комплектования фондов.

– Анализ фондов в соответствии с планами комплектования.

– Определение направлений, форм, путей, способов комплектования.

– Выявление и отбор предметов музейного значения.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

– Первичное описание предметов музейного значения (фиксация их внутренних и внешних информационных полей).

– Экспертиза предметов музейного значения.

– Приобретение предметов музейного значения.

– Подготовка предметов для приёма в фонды музея.

– Представление предметов на рассмотрение ЭФЗК.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

– Документальное и техническое оформление приёма предметов в фонды музея.

– Внесение всей информации о предмете в КАМИС.

– Дальнейшее изучение музейных предметов и коллекций с фиксацией их научного и музейного значения.

Планирование комплектования фондов

Перспективный план комплектования. Составляется на основе концепции комплектования, в соответствии с перспективным планом музея и предусматривает: [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

– постановку проблемы,

– определение аспектов проблемы (направления, тем комплектования),

– определение круга объектов комплектования в соответствии с аспектами проблемы,

– определение источников комплектования,

– определение финансовых и иных возможностей музея,[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

– определение форм и способов комплектования,

– определение ответственных исполнителей плана,

– определение времени реализации плана.

Годовой план комплектования. Составляется в соответствии с перспективным планом комплектования и годовым планом музея.

Текущий план комплектования. Составляется в соответствии с годовым планом музея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Основные документы комплектования фондов

Акт приёма на временное хранение для рассмотрения на ЭФЗК, в котором Перечисляются все предметы с указанием их отличительных особенностей и сохранности. Подписывается собирателем и сдатчиком в присутствии третьего лица.

Полевая (экспедиционная) карточка (или первичное описание, коллекционная опись предметов археологии). Составляется собирателем. Предусматривается аргументированная атрибуция, максимально полное и точное описание каждого предмета, в том числе его внешнего информационного поля (истории предмета в естественной среде), сохранности.

Экспертное заключение. Составляется собирателем или внешним экспертом.

Протокол заседания ЭФЗК. Полная попредметная запись рассматриваемых объектов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Договор купли-продажи или Договор дарения (пожертвования). Заключается между музеем и сдатчиком.

Акт приёма на постоянное хранение. Полная попредметная запись принятых объектов.

Книга поступлений основного фонда (Главная инвентарная книга). Полная попредметная запись принятых объектов.

Книга поступлений научно-вспомогательного фонда. Полная попредметная запись принятых объектов.

Инвентарные книги по материалам хранения. Полная попредметная запись объектов после их дополнительного изучения.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В целом, концепция комплектования должна стимулировать осознанное, рациональное понимание смысла этой работы каждым сотрудником музея, что должно сказаться на качестве комплектования. А поскольку от комплектования фондов в известной мере зависит вся деятельность музея, то в конечном итоге, и на качестве всей работы музея.

(Петрозаводск, 2016 г.)

// Кижский вестник. Выпуск 18
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2019. 265 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф