Метки текста:

Карелия Кижский вестник Культура Советская власть

Кукушкина Н.А.
Роль самодеятельных культурно-просветительных кружков в культурном строительстве первых лет Советской власти в Карелии (1918-1920гг.) Vkontakte@kizhi

Перемены, происшедшие в России в результате Октябрьской революции 1917 года, повлекли за собой изменения в общественном самосознании российского народа. Революционные события пробудили интерес местного населения к политической жизни и вместе с тем усилили тягу к грамотности, культуре. С другой стороны, в условиях нового политического строя, перед властями остро встала необходимость в короткие сроки сформировать в народе новый тип мировоззрения, основанный на идеях правящей большевистской партии. Для этого требовались образованные люди, обладающие достаточно высоким уровнем культуры. Понимая это, правительство на одно из первых мест поставило культурные преобразования в масштабе всей страны, включая национальные республики.

В Карелии советская власть была установлена в начале 1918 года. В условиях боевых действий против интервентов и белогвардейцев, с лета 1918 по начало 1920г, местные партийные и советские организации проводили работу по повышению культурного и образовательного уровня населения. По всей республике создавались новые политико-просветительные учреждения. 13 января 1918 года при Олонецком губсовете был создан губернский комиссариат просвещения. В уездах края действовали уездные комиссариаты. Летом 1918 года на основании декрета Совнаркома от 26 июня 1918 года «Об организации дела народного образования в РСФСР», был создан новый высший орган руководства культурой края, подотчетный Наркомпросу РСФСР – Олонецкий губернский отдел народного образования (ОНО). Ему подчинялись созданные в тоже время уездные и волостные ОНО. Отделы работали в составе и под руководством исполкома советов. Для работы в армии при уездных военкоматах создавались агитационно-просветительные отделы.

Одной из основных задач новых организаций стала культурно-просветительная работа, которая включала в себя политическую агитацию и пропаганду с целью разъяснения населению политики РКП(б) и нового советского государства, а так же работу по ликвидации безграмотности и повышению культурного уровня. С этой целью в уездных городах и в сельской местности создавались новые школы, открывались библиотеки и избы-читальни, клубы, основывались музеи.

Особую роль в культурном просвещении народа сыграли культурно-просветительные кружки, возникающие на добровольной основе в городах и деревнях с весны 1918 года. Особенно интенсивная организация кружков на местах развернулась осенью и зимой 1918 года. Это было связано, с одной стороны, с созданием сельских ячеек РКП (б), в обязанности которых входила просветительная работа среди крестьян, а с другой – с усилением участия в этой работе местной интеллигенции, в основном, сельских учителей. К январю 1919 года в деревнях Олонецкого, Петрозаводского, Повенецкого и Пудожского уездов насчитывалось 77 культурно-просветительных кружков, а к 1920 году их было уже не менее 100. [1]

Деятельность культурно-просветительных кружков развивалась по двум направлениям: организация лекций, чтений, бесед и постановка самодеятельных спектаклей. Как правило, кружки организовывались сельской молодежью под руководством местных учителей. Активное участие в работе драматических кружков принимали военные. Например, весной 1919 года в деревне Сулажгора по инициативе одного из пограничников был организован кружок «Любителей сценического искусства». Труппа была сформирована частью из пограничников, частью из местного населения. Во главе труппы стоял «ученик Московской художественной студии городского района т. Горский». [2] Нередко кружки создавались силами частей Красной армии, расположенных в том или ином населенном пункте. Так, в 1919 году в селе Вешкелицы Сямозерской волости Петрозаводского уезда культурно-просветительный кружок был создан по инициативе местной молодежи, а также красноармейцев 1-го пехотного пограничного полка и 164-го финляндского стрелкового полка. [3] В том же 1919 году на станции Медвежья Гора Повенецкого уезда силами культурно-просветительной комиссии 1-го артиллерийского дивизиона был открыт клуб им. Карла Либкнехта и Розы Люксембург. В отчете о деятельности агитационно-просветительного отделения Повенецкого уездного военкомата с 25 февраля по 25 марта 1919 года сообщалось, что «культурно-просветительной комиссией 1-го дивизиона уделяется много внимания на постановку театрального дела. Совместно с культурно-просветительным кружком железнодорожников устраиваются спектакли и прочее». [4] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Постановка спектаклей получила наибольшее распространение среди местного населения. В том же отчете агитационно-просветительной комиссии Повенецкого уездного военкомата, отмечалось, что «Развитие культурно-просветительной деятельности в волостях среди местного населения принимает широкие размеры. В каждой волости организуются культурно-просветительные кружки. В некоторых волостях, например, в Шуньгской, имеется по несколько культурно-просветительных кружков. Работа в … кружках налаживается, главное внимание в большинстве уделяется постановке театрального дела». [5]

По замыслу организаторов культурно-просветительных кружков на местах, постановки спектаклей должны были содействовать не только просвещению, но и воспитанию крестьян, чтобы «дать местному населению разумное развлечение и отбить у него охоту к картам и вину». [6] Согласно «Примерному уставу сельского культурно-просветительного кружка», принятому на I съезде культурно-просветительных организаций Петрозаводского уезда 14 апреля 1919 года, основной целью кружков является содействие «просвещению народа и разумному использованию его досуга». [7] На заседании учителей г. Пудожа и представителей агитационно-просветительного отдела уездного военкомата при принятии решения о создании постоянной драматической труппы из учителей отмечалось, что «живые примеры могут скорее, чем мертвое слово, дать желаемые результаты в целях воспитания граждан». [8]

Театральное искусство, обращающееся непосредственно к чувствам человека, было наиболее доступно для восприятия малограмотной аудиторией. Громадный интерес народа к театральным постановкам вызвал массовое возникновение самодеятельных театров. Несмотря на отсутствие профессиональной подготовки, достаточной материальной базы, удобной сцены, необходимого реквизита, в деревнях появлялись все новые драматические кружки, ставились спектакли. Например, Олонецкий уездный театральный подотдел в докладе Олонецкому уездному ОНО о работе театральных кружков и постановке спектаклей в деревнях уезда за январь 1920 года сообщал, что «…можно констатировать как факт живой интерес к театру на местах…, в уезде уже насчитывается несколько любительских кружков, организованных частью из учителей и частью крестьян и рабочих и вообще из трудящихся масс… Деревня работает, во всю приспосабливая, пока, временно под театры школьные и всякие частные здания и даже церкви, стоящие в настоящее время без действия, как например в Мегреге: старая церковь переделана в театр, сформирован любительский кружок в количестве 18 человек… в Мятусовской волости имеется народный дом – в селе Пидьма состав кружка 14 человек… В Колот-сельгской волости приспособлен класс школы. Кружок любителей состоит из 10 человек… В Видлице под театр приспособлен дом лесничего. Кружок любителей состоит из 40 человек…». [9]

Как правило члены труппы сами доставали все необходимое для постановки спектаклей. Так, образованный еще в 1918 году культурно-просветительный кружок в селе Типиницы Петрозаводского уезда только благодаря деятельности партийной ячейки и «напряженной энергии товарищей коммунистов, без возмездия работающих в кружке, … обзавелся маленьким театром, декорациями, гримом для актеров и т.д.». [10] В апреле 1920 года на собрании Сенногубского кружка Петрозаводского уезда по вопросу о работе кружка было решено дать в период летнего времени 4 спектакля и для этого мобилизовать членов кружка с целью выполнения всех необходимых работ. [11] Однако, члены местных кружков нередко обращались в Отдел народного образования с просьбами обеспечить их необходимым реквизитом и пьесами.

Для снабжения кружков необходимыми театральными принадлежностями в Петрозаводске губернским ОНО была создана специальная прокатная мастерская, изготовлявшая парики и костюмы. Необходимый реквизит кружки могли получить во временное пользование. Так, согласно отчету заведующего губернским театральным складом, с января 1919 по июль 1920 года всеми необходимыми материалами для спектаклей были снабжены 88 культурно-просветительных кружков губернии. [12] В мастерской находились и несколько комплектов декораций, созданные художником петрозаводского театра драмы А.Я.Андриановым по заданию губОНО и выдававшиеся напрокат. Сам А.Я.Андрианов нередко выезжал в деревни, где помогал местным кружкам оформлять декорации.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Наряду с оказанием помощи в материальном обеспечении театральных кружков на местах, губернский внешкольный подотдел ОНО уделял большое внимание репертуару самодеятельных драматических коллективов. В первую очередь, инструкторы подотдела рекомендовали произведения русской классической драматургии. С целью предохранить театр от «идейно чуждых» пьес и повысить художественный уровень и содержательность репертуара, внешкольный подотдел создал в Петрозаводске в 1919 году специальную театральную библиотеку, которая высылала на места рекомендуемые для постановки пьесы русских классических авторов. Наибольшей популярностью пользовались пьесы А.Островского, Н.Гоголя, Л.Толстого, А.Чехова. Например, в репертуаре Сулажгорского кружка Петрозаводского уезда за 1919 год значились такие пьесы как «Медведь» А.Чехова, «Скупой рыцарь» А.Пушкина, «На дне» М.Горького. [13] В Тулмозерском кружке Олонецкого уезда в 1919 году были поставлены спектакли «Осенняя скука» Н.Некрасова, «Не все коту масленица» и «На бойком месте» А.Островского. [14] Кончезерский кружок Петрозаводского уезда ставил «Женитьбу» Н.Гоголя, «Бедность не порок» А.Островского, «Юбилей», «Хирургию», «Свадьбу» А.Чехова. [15]

Реже в своем репертуаре деревенские театры Карелии использовали произведения советских авторов. Среди них преобладали пьесы на революционную тематику, такие как «Гибель монархии», «Семидесятник», «Каторжник» — о русских революционерах и др. [16] Как правило, современные пьесы служили средством политической агитации и отражали события, связанные с революционной борьбой, с боевыми действиями на фронтах гражданской войны. Нередко, перед показом спектакля проводились лекции и беседы на политические темы. Иногда кружки ставили пьесы собственного сочинения. Так, в 1920 году члены Тулмозерского культурно-просветительного кружка Олонецкого уезда совместно с красноармейцами расположенной в волости саперной роты написали пьесы «Позор дезертирам» и «Восставшие рабы». Впоследствии эти пьесы были поставлены и в ряде других деревень волости. [17] В помощь самодеятельным актерам и режиссерам в Петрозаводске издавались методические сборники «Театр в деревне», в которых давались конкретные советы по работе над той или иной ролью, по гриму и сборке декораций.

С целью пропаганды театрального искусства в уездах драматическая труппа Народного театра г.Петрозаводска неоднократно выезжала на гастроли по Олонецкой губернии. Так, в 1919 году по сообщению газеты «Олонецкая коммуна», спектакли труппы были намечены в Лодейном Поле, Важинах, Подпорожье, Олонце, Ладве, Кондопоге, Кяппесельге, Тивдии, Медвежьей Горе, Повенце и Шуньге. [18] Однако, в связи с начавшейся перегруппировкой войск Красной армии поездка на север была отменена. Спектакли состоялись только в Лодейном Поле. За время гастролей с 25 марта по 1 апреля 1919 года было поставлено 9 спектаклей: «У моря» Энгеля, «Не все коту масленица» Островского, «Осенние скрипки» Сургучева и др. Члены труппы провели собеседование с учащимися школы II ступени на тему «Что такое театр и задачи театра будущего». Дальнейшая поездка была отложена до более удобного летнего времени, к тому же некоторые уезды отказались от приема артистов «за невозможностью обеспечить труппе продовольствие». [19]

В отчете о поездке артистов по губернии был отмечен огромный «интерес к спектаклям как со стороны населения, так и со стороны красноармейских частей, рабочих и учащихся… что видно из повышающихся сборов и количества посещаемости». [20] Действительно, самодеятельные театры вызывали живой интерес и признание крестьянства. Спектакли собирали множество народа из окрестных деревень. Например, из деревни Типиницы Петрозаводского уезда в феврале 1919 года сообщалось, что «в настоящее время среди деревенских жителей замечается сильное стремление к искусству, науке, музыке и т.д., это доказывается тем, что в культурно-просветительном кружке находится до 60 членов, и кроме того, на каждый вечер и спектакль публика собирается быстро и не только из своей деревни, но и даже приезжают верст за 20-30». [21] .

Таким образом, в 1918-1920 гг. культурно-просветительные кружки получили широкое распространение среди крестьянского населения Олонецкой губернии. В их работе важное место занимала постановка спектаклей. Драматические самодеятельные кружки организовывались в деревнях губернии, при отдельных частях Красной армии и при военкоматах. Несмотря на отсутствие профессиональной подготовки актеров, недостаток средств и необходимых материалов, спектакли пользовались огромной популярностью среди местного населения. Посильную помощь в постановке самодеятельных спектаклей оказывали губернские и уездные ОНО, а также труппа петрозаводского Народного театра драмы. В помощь деревенским театральным кружкам в Петрозаводске были созданы специальная мастерская, театральная библиотека, которые помогали в постановке спектаклей, рекомендовали наиболее приемлемые, с точки зрения новой власти, пьесы. Участие в театральных постановках способствовало повышению культурного и образовательного уровня крестьянства. Благодаря им местное население знакомилось с произведениями русской и зарубежной классики, с основами театрального искусства, расширяло кругозор. Драматические кружки служили и одним из основных средств политической агитации. Таким образом, можно говорить, что культурно-просветительные самодеятельные кружки занимали одно из важных мест в решении вопросов культурного строительства в Карелии в первые годы советской власти.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Кижский вестник №7
Редколлегия: И.В.Мельников (отв. ред.), Р.Б.Калашникова, К.Э.Герман
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2002.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф