Метки текста:

Деревянное зодчество Икона Кижский вестник Кижский погост Часовни

Фролова Г.И. (г.Петрозаводск)
Внутреннее убранство часовен Спасо-Кижского погоста VkontakteFacebook

В основе данной публикации — архивные материалы 19-20 вв., хранящиеся в Национальном архиве Республики Карелия (далее – НА РК) и анализ часовенной утвари из храмов Спасо-Кижского погоста, сохранившихся в фондах музея «Кижи» и музея изобразительных искусств Республики Карелия (далее – МИИРК).

Убранство заонежских часовен — тема, которую можно отнести к разряду трудно исследуемых. Объясняется это тем, что часовни, по сравнению с церквями, в ортодоксальной приходской жизни, имели второстепенное значение. Описи часовенного имущества, как правило, не составлялись [1] . Церковные документы (отчеты, описи, ведомости) фиксировали количество часовен в приходах [2] , названия деревень, в которых они располагались и расстояние от часовен до погостских храмов. В ряде ведомостей отсутствуют названия часовен и их датировки [3] . В архивных источниках сведений о часовнях до 19в. очень мало. Например, в Писцовой книге Заонежской половины Обонежской пятины 1582/3г. на территории погоста упомянуты 3 часовни: «деревня Еремеевская у часовне в Типиницах», «Пустошь, что была деревня на Кижском ж острове Болшой двор у часовне», «деревня на Сенной губе Болшой двор у часовне» [4] .

Из архивных документов 19 – первой трети 20в. можно определить количество часовен на территории Спасо — Кижского прихода, их наименование и отдаленность от центра погоста. В Клировых ведомостях второй половины 19 в. их число различно. В Клировой ведомости 1851 г. в Кижском погосте записано 7 часовен в деревнях: Сибово – в 10 верстах от погостских храмов [5] , Насоновской (Волкостров) – 5 в, в Новой Заживки (Липовицы)- 10 в, Прохновской (Телятниково) [6] - 3 в., в Анисимовской (Корба) –3 в., Воев-Наволок – 10 в., Сявнеги (Кургеницы) – 3 в. В Клировой ведомости 1865г. в приходе записано 10 часовен. К указанным часовням, добавились храмы в д. Косельга – Макария Желтоводского – 8в., при д. Кижского острова Южного Конца – Успения Богоматери – 2 в., там же — Святого Духа и Влмч. Димитрия — 2 в. В Сибово к этому времени часовня преобразована в церковь. Наименования деревень и храмов в это время соответствуют современным, за исключением находящихся на острове Кижи. В последней ведомости 1923 г. также упомянуты 10 часовен на 20 деревень [7] . В первой половине 20 в. на территории Спасо-Кижского погоста было 12 часовен в честь:

  1. Преподобного Макария Желтоводского в д. Косельга,
  2. Великомученика Георгия в д. Воев Наволок,
  3. Знамения Богородицы в д. Корба,
  4. Мучеников Кирика и Улиты в д. Пахинский берег,
  5. Положения пояса Пресвятой Богородицы в д. Кургеницы, 1748г. [8]
  6. Верховных апостолов Петра и Павла в д. Волкостров,
  7. Иконы Богоматерь всех скорбящих (?) в д. Еглово, вт. пол. 18в.
  8. Мученицы Параскевы в д. Пустой берег,
  9. Трех Святителей и Соловецких преподобных в д. Липовицы,
  10. Елецкой Божией Матери в д. Телятниково, вт. пол. 18в.
  11. Успения Богородицы на Южном конце Кижского острова (д. Васильево), кон. 17-нач.18в.
  12. Святого Духа и великомученика Димитрия в д. Ольхино (Ямка), вт. пол. 18в.
  13. Введения во храм Богородицы в д. Сибово. Эта часовня в 1863 году была преобразована в приписную церковь [9] .

Российские исследователи ограничивали фиксацию внутреннего убранства храмов, перечнем икон, которые в них находились [10] . Большинство исследований второй половины 20 века основано на изучении икон, которые хранятся в музейных фондах [11] . При изучении трудов предшественников важнейшими по значимости были материалы из архива Л.Петтерссона [12] . Финский ученый оставил нам в наследство схемы на часовенные иконостасы, зафиксировал потолки «небо» с указанием количества икон-клиньев, что позволяет сегодня реконструировать основу интерьеров многих заонежских часовен, включая кижские храмы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Все храмы имели соответствующее их статусу храмовое убранство. Несмотря на единство их назначения, все они обладали индивидуальным внешним обликом [13] и своеобразным внутренним оформлением.

Например, нарядная внешне часовня Петра и Павла в д. Волкостров и внутри оставляла впечатление разноцветного узорочья. Красочность убранства создавалась за счет резных позолоченных деталей иконостаса, травных орнаментов высоких панелей и разнообразных узоров тябл «неба», гармонично сочетавшихся с иконами «неба», фона которых также украшены изображением трав. Двенадцать крупноформатных икон «неба» включали изображения 22 праотцев и 2 праматерей, изображенных попарно. Двухрядный иконостас состоял из икон деисусного чина и местного ряда. Наличие в местном ряду иконостаса 3 икон с клеймами («Петр и Павел, с житием», «Богоматерь Тихвинская, с двунадесятыми праздниками», «Чудо Георгия о змие, с житием») усиливало декоративную орнаментальность системы убранства. А присутствие на боковой стене яркой, контрастной по цветовому сочетанию — голубого и красного, иконы «Архистратиг Михаил, с деяниями» увеличивало эффект нарядности интерьера, его насыщенности, наполненности живописью [14] .

Из деисусного чина иконостаса Петропавловской часовни до наших дней дошел только центральный образ «Спас в силах».

Местный ряд сохранился полностью. Иконы крупноформатные, в высоту более метра (от 112 до 117см). По составу нижний ярус иконостаса Волкостровской часовни, не уступает местным рядам церковных иконостасов. Он включает все необходимые иконы: Богородичный образ, икону Спасителя, храмовый образ и иконы избранных святых. Ряд интересен разнообразием тематики и композиционного построения икон, значительную часть которых обрамляют клейма. Храмовый образ «Петр и Павел с житием» представлен с деяниями апостолов Петра и Павла. Его дополняет крупноформатная икона «Положение вериг апостола Петра» — сюжет редкий для данной местности. Любопытна двучастная икона «Избранные святые Флор, Лавр, Власий, Анастасия, Никита и Медост патриарх Иерусалимский». Икона включает два сюжета, расположенные один над другим, подобно иконостасным иконам, на которых одновременно размещали две композиции [15] . Ее отличие заключается в содержании: определенном подборе и размещении святых. Избранные святые на верхней половине изображены в рост, фронтально с крестиками в руках. Все они почитались как охранители скота. Эта функция подчеркнута сюжетом на нижней половине иконы, рассказывающем об одном из чудес патриарха Медоста — исцелении домашнего скота. Чудо не только старательно проиллюстрировано изображением отравленных животных (коров, лошадей, свиней), но и подкреплено подробным текстом, который включает даже день, месяц и год свершенного святым чудесного исцеления скота.

Исследователи, видевшие интерьер Петропавловской часовни, определяли время написания икон от первой четверти 18в. по начало 19в. [16] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Раскрытие двух икон (двухчастная «Избранные святые и Медост патриарх Иерусалимский», «Богоматерь Тихвинская с двунадесятыми праздниками») позволило уточнить атрибуцию волкостровских иконостасных икон.

Большая часть из них («Избранные святые и патриарх Медост», «Чудо Георгия о змие, с житием», «Богоматерь Тихвинская, с двунадесятыми праздниками», «Петр и Павел, с житием», «Сошествие во ад», «Спас в силах») одновременна и происходит из мастерской, поставлявшей иконы в заонежские храмы в конце 17 — начале 18 в. В Заонежье в это время активно работала мастерская, иконы которой выделяются по ряду признаков: своеобразному написанию фонов и одежд прозрачными неровно положенными мазками, тонким белильным высветлениям лещадок, которыми «робко» строится форма горок, а также характерному письму ликов. Личное письмо создается прозрачными лессировочными слоями с включением охры красного оттенка, тонким черным рисунком элементов лика и своеобразным замкнутым рисунком глаз. Для иконников этой мастерской очень характерным показателем является тонкий линейный рисунок и обводка фигур, архитектуры, пейзажей.

В архиве Л.Петтерссона имеются схемы расположения икон в заонежских храмах, среди которых есть и интересующие нас: Георгиевская часовня в д. Воевнаволок, Святодуховская в д. Ямка, Успенская в д. Васильево. В Воевнаволоцкой Георгиевской часовне двухрядный иконостас включал 12 икон, 10 из которых имели единый размер. В правой части иконостаса находился большой образ, который занимал всю его высоту, и имел ширину двух икон. В левом верхнем углу располагалась икона также по ширине равная двум. Какие это были иконы определить невозможно. Кроме иконостаса, 4 иконы и 2 места для икон указаны ученым на трех стенах храма [17] .

В Святодуховской часовне д.Ямка иконостас был однорядным и заходил на боковые стены. Л.Петтерссон обозначил одну икону на северной грани иконостаса, и две на южной. Иконы отмечены в тябле, которое располагалось на уровне средней части высоты стены. Л.Петтерссон пронумеровал восемь икон, хотя изобразил 13 ячеек, вероятно, часть икон отсутствовала [18] . Местонахождение икон из Ямковской и Воевнаволоцкой часовен неизвестно.

Наибольшее число икон было в часовне Успения Богородицы д. Васильево. Л. Петтерссон в молитвенном помещении пронумеровал 57 образов — 37 в трехрядном иконостасе и 21 на потолке. Иконостас этой часовни был наиболее масштабным, он состоял из пророческого, деисусного и местного ярусов и имел «завороты» на боковые стены. В местном ряду было шесть крупных икон и одна малого формата, обрамленная в раму. В деисусном чине находилось 15 икон, все одного размера, за исключением центральной, которая на схеме изображена шире остальных. Пророческий ряд состоял из 17 икон одного размера [19] . Кроме этого, шесть крупноформатных икон находилось на восточной стене трапезной — по три с каждой стороны от прохода [20] . Таким образом, всего в часовне было 63 иконы. К сожалению, о часовенной утвари ничего неизвестно, за исключением одного предмета — била. Оно сфотографировано экспедицией 1926 г. [21] и зафиксировано Л.Петтерссоном в 1943-1944 гг. На фотографии видна дата на биле — 1709 г., что позволяет использовать его в качестве одного из датирующих признаков часовни. Стены часовни изнутри были оклеены обоями, остатки которых были удалены во время реставрации храма в 1977г.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Иконы из Васильевской часовни сохранились не полностью. Иконы «неба», 3 иконы из пророческого ряда и 1 из деисусного чина хранятся в музее-заповеднике «Кижи»; 6 икон из трапезной и 5 иконостасных образов в собрании МИИРК [22] . Имеющиеся иконы написаны в разное время, что служит примером происходящего в храмах накопления часовенного имущества, обусловленных жизнью прихожан и их отношением, как к конкретной утвари, так и в целом к храму. Из этой часовни происходит одна из древнейших в Кижском приходе икона «Успение», датируемая концом 15 в. [23] Храмовый образ на 2 столетия древнее существующей ныне часовни, датируемой концом 17 – началом 18 в. Это является косвенным свидетельством существования на ее месте более древней постройки. Бережное отношение к древней иконе проявилось в обрамлении ее на рубеже 17-18 столетий рамой с клеймами, повествующими о жизни Иоакима, Анны и Богородицы. Живопись клейм датируется концом 17 – началом 18 вв. Этим же временем атрибутированы еще 3 иконы: «Покров», «Троица», «Сошествие во ад», написанные одновременно для местного ряда Успенского иконостаса, которые по материальным и стилистическим признакам родственны иконам «неба».

Васильевские иконы «неба» исследователи единодушно признают лучшими по своим живописным достоинствам среди многих небесных икон Заонежья. Скромная колористическая гамма, в основе которой серо-зеленый цвет фона, встречающийся и в одеждах ангелов, дополняется оранжево-красными, желтыми и темно-зелеными одеждами персонажей. Ангелы изображены в разнообразных облачениях (хитоны с гиматиями, далматики с плащами, рубахи с кольчугами) и с разными атрибутами (сосудами, рипидами, мечами, саблями, трезубцами). Отменный вкус проявляется в легком движении ангелов, благородстве поз и четкости силуэтов, характерной для живописи икон «неба» обобщенности рисунка. Особенностью потолка Успенской часовни и одновременно украшением по изысканности изображения, является включение в центре восточной части «неба» сюжета «Благовещение». Подобная композиция встретилась нам лишь в одной заонежской часовне [24] .

Остатки интерьера еще одной Кижской часовни в д.Подъельники удалось увидеть В.Г.Брюсовой в 50-е гг. 20 в. В часовне Варлаама Хутынского исследователь зафиксировала хаотическое состояние предметов. Среди сложенных на полу икон отмечены «2 доски со страстями, 19 в., но написанных в стиле 16 в., во вкусе старообрядцев». На восточной стене слева имелся крест с живописным распятием и полочки для маленьких икон, справа — большой киот, в котором стояли в 3 ряда иконы избранных святых [25] .

В часовне Положения пояса Пресвятой Богородицы д. Кургеницы иконостас был создан в середине 18в. Датировка иконостаса основана на сохранившемся тябле с датой — 1748 г. и вкладной иконе «Деисус», 1751 г., которая идентична по стилю основным иконам. По данным В.Г.Платонова, комплекс иконостаса 18 века включал 8 — 9 икон местного ряда (сохранилось 7), 15 фигур деисуса (сохранилось 14) и 17 икон поясных пророков. Деисусные иконы по высоте равны иконам местного ряда. При значительной ширине иконостас имел небольшую высоту (184х520 см., без учета тябл). Кроме икон 18 в., исследователь называет иконы 17 — начала 18 вв., сохранившиеся из часовни предшественницы. Это двухрядная икона с ростовым деисусом и поясными пророками, второй половины 17 в., «Троица», «Сошествие во ад», второй половины 17 в. и большая местная икона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием», конца 17 в. [26] В этом иконостасе наблюдается интересная особенность. Состав местного ряда Кургеницкой часовни дублирует местный ряд иконостаса кижской Преображенской церкви. Он включал следующие иконы: «Собор Богоматери», «Сошествие во ад», «Зосима и Савватий Соловецкие с житием», «Огненное восхождение Ильи», «Чудо Георгия о змие», «Ветхозаветная Троица», «Никола Чудотворец». Единственный сюжет, который не отражен в нижнем ряду иконостаса Преображенской церкви — икона «Патриарх Медост». Более того, икона «Зосима и Савватий Соловецкие с житием», исполненная в той же мастерской «кондопожского мастера», повторяет, правда, в меньшем количестве, состав клейм иконы из Преображенской церкви.

Большим своеобразием отличалось убранство Корбинской Знаменской часовни, интерьер которой был разобран в 1969 г. в связи с хищением 3 икон. Оставшиеся иконы поступили в фонды музея «Кижи». Центральную часть восточной стены занимал огромный деревянный щит, на верхней половине которого размещен пяти фигурный деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил. Нижний ряд включал 3 иконы, средники которых не сохранились. Клейма, обрамляющие 3 средника включают: 1) страсти Христовы и Воскресение Господне (8 сюжетов), 2) чудеса от иконы «Знамение» (12 сюжетов), 3) сцены из жития патриарха Медоста (8 сюжетов). Содержание клейм позволяет сделать заключения о составе средников. Клейма, в которых повествуется о чудесах от иконы «Богоматерь Знамение» означают, что они обрамляли икону «Богоматерь Знамение». Клейма содержат подробный рассказ о чудесной помощи Богородичного образа новгородцам в их битве с суздальцами. Первые пять сюжетов повествуют об обращении новгородцев к архиепископу Иоанну, о молении архиепископа, о гласе с небес, и вынесении иконы Богоматери на крепостную стену. Далее изображены сцены битвы, попадание стрелы в Богородичный образ и затмение умов суздальских воинов, которые побили сами себя. В последнем клейме представлена битва на Белом озере из-за двинской дани. Обычно это событие открывает череду клейм, предваряя все последующие сцены, непосредственно отражающие битву новгородцев с суздальцами. В корбинской иконе этот сюжет завершает историю, прославившую Богородичный образ. Несмотря на то, что икона написана во второй половине 18 века, иконография клейм восходит к более раннему времени. Изображения в клеймах «немногословны», схематизм рисунка согласуется с живописной образностью. В верхнем ряду события разворачиваются среди разноцветных архитектурных палат, белого Софийского собора, в боковых клеймах — на фоне города в виде красных крепостных стен. В живописи удачно сочетаются старые приемы письма (такие как условность действий, поз, жестов воинов, их немногочисленность, схематичность, «иконность» архитектурных палат), с новыми веяниями (такими как двух-трех цветные холмы вместо иконописных горок).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Справа от чудотворного Богородичного образа расположены житийные клейма, повествующие об иерусалимском патриархе Медосте. Клейма иллюстрируют рождение младенца Медоста в темнице, его крещение, поставление архиепископом в город Иерусалим, раздачу Медостом имущества, благословение детей кузнеца серебряника и 2 чуда: заклятие беса и исцеление скота.

Содержание клейм на данном иконостасном щите включает страстной цикл, чудеса от иконы Богородицы и житие святого. С учетом утраченных средников, в которых были изображения Спаса, Богоматери и почитаемого святого, такой состав соответствуют составу местного ряда иконостаса. В сочетании с верхним деисусным чином нижний ряд составляет единую иконостасную композицию.

Любопытно, что столь большой иконный щит – «иконостас», как по размерам, так и по количеству сюжетов, более нигде в Заонежье не зафиксирован [27] . Его можно назвать иконой – «иконостасом», поскольку щит включает «Деисус» на верхней половине и местные образы в нижнем ряду.

Слева от иконы — иконостаса стояло две иконы: «Кирик, Улита, Макарий Желтоводские» и «Иоанн Богослов». Справа находилась четырехчастная икона «Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Никола, Богоматерь Тихвинская, Покров». Иконы были установлены в каркасную конструкцию с элементами резьбы на карнизе. Центральная двухрядная икона обрамлялась колоннами, которые завершались капителями.

Иконостасные иконы для Корбинской часовни написаны разными иконописцами. Живопись щита исполнена в мастерской «кондопожского мастера», следовательно, может датироваться второй половиной 18 в. Остальные иконы написаны позже — в 19 в. Помимо икон, составивших иконостас, потолок украшало удивительно яркое по цветовому решению «небо», датируемое концом 18 в. Центральную круглую икону «Вседержитель», обрамляли 8 икон-клиньев, с изображением ангелов в широких, легких, развевающихся одеждах, украшенных нежными букетиками- стебельками. Углы потолка были оформлены 4 парусами, с изображением евангелистов. В живописи данного «неба» своеобразно сочетается декоративная роспись многослойных многоцветных облаков, напоминающих росписи деревенских сундуков, и изящное изображение ангелов с нежным письмом ликов и деликатным орнаментом одежд. Кроме этого в часовне было еще 4 иконы первой половины 19 в., одна из которых «Страшный суд» (1843 г.) размещалась на западной стене.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В Корбинской часовне помимо икон сохранился аналой, простой работы, без резьбы и покраски [28] .

Те немногочисленные материалы, которые были в нашем распоряжении, позволяют говорить о разнообразии убранства Кижских часовен. К сожалению, из 13 часовен, нам удалось собрать ограниченные сведения только по 8 храмам. По остальным часовням источники отсутствуют.

Безусловно, главным элементом в организации образной структуры интерьеров являются иконостасы.

В Кижских часовнях наблюдаем разные по форме иконостасы: тябловые (в д.Васильево, Кургеницы) и столярные с резьбой и золочением (в д.Корба, Волкостров). В двух случаях, иконостасы заходят на боковые стены (в д.Васильево, Ямка) [29] . Иконостасы были однорядными, состоящими из разных икон (в д.Ямка); двухрядными деисусными (в д.Воевнаволок, Волкостров); трехрядными, состоящими из местного, деисусного и пророческого ярусов (в д.Васильево). Следует отметить особенность кижских часовенных трехрядных иконостасов – третий, верхний ряд состоял из икон с изображениями пророков, в то время как трехрядные иконостасы в ближайшем окружении включали праздничный ряд [30] .

Местные ряды часовенных иконостасов различаются количеством и размерами икон. Крупноформатные местные иконы наблюдаем в Волкостровской (h — ок.114 cм, с — ок. 96 см) и Васильевской (h — ок. 108 см, с — от 94 до 118 см) часовнях. Иконы небольшого размера присутствовали в Подъельниковском храме.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

По составу, известные нам, местные ряды разнообразны. Они включают Богородичные образы, иконы праздничного содержания, изображения различных святых, их подвиги и чудеса.

Иконография Богородицы ограничена традиционными изображениями: Богоматерь Знамение, Богоматерь Тихвинская, Богоматерь всех скорбящих радость, Собор Богоматери, Покров, Успение. Возможно, что в Телятниковской часовне был образ Елецкой Божией Матери.

Иконы с изображением Христа, в известных нам местных рядах, представлены слабо. Неизвестный образ, посвященный Спасу, был в среднике на иконостасном щите в Корбинской часовне. В 3 часовнях (Волкостровской, Васильевской и Кургеницкой) имелись иконы «Воскресение Христово – Сошествие во ад». В Кургеницком храме было 2 иконы этой иконографии. Образ Ветхозаветной Троицы был в местных рядах Васильевской и Кургеницкой часовен. Эти примеры отражают относительно медленное изменение часовенных интерьеров по сравнению с церковными и, одновременно свидетельствуют о несколько ином предназначении часовен. Их интерьеры, несомненно, формировались под влиянием личностных нужд прихожан.

В местных рядах кижских часовенных иконостасов преобладают иконы с избранными святыми. В Корбинской часовне на иконах изображены следующие святые: Улита и Кирик, Макарий Желтоводский, Иоанн Богослов, патриарх Медост, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Никола Чудотворец, Иоанн Предтеча, Зосима и Савватий Соловецкие. В Волкостровской часовне — Флор, Лавр, Власий, Анастасия, Никита, патриарх Медост, Георгий змееборец, Никола Чудотворец представлен иконографией Никола Зарайский. В Кургеницкой – Никола Чудотворец, Соловецкие чудотворцы, пророк Илья, змееборец Георгий и чудотворец Медост. Избранные святые (к сожалению, неизвестные) зафиксированы В. Г. Брюсовой на иконах, располагавшихся в 3 ряда в большом киоте в Подъельниковской часовне. В выборе святых заметно предпочтение иерусалимского патриарха Медоста. Это самый популярный святой в данном приходе. Он включен в состав предстояния деисусного ряда в иконостасе Кижской Преображенской церкви. Ему отведена нижняя половина в двучастной иконе «Избранные святые и Медост патриарх Иерусалимский» из Волкостровской часовни. В трапезной Васильевской часовни стояла крупноформатная икона «Патриарх Медост» с изображением патриарха на фоне чуда об исцелении скота. Образ патриарха был также в Кургеницкой часовне. На Севере образ патриарха Медоста становится популярным в конце 17в. Большая часть кижских икон, посвященных Медосту, также датируется в пределах конца 17-первой четверти 18в.

Для Кижских храмовых икон характерной чертой является наличие клейм. Самая ранняя храмовая икона «Успение» (15 в.) из Васильевской часовни имеет обрамление с клеймами, из жизни Богородицы и ее родителей Иоакима и Анны. Обрамление иконы рамой в конце 17 в. свидетельствует о поэтапном формировании иконостаса, его пропорциональных изменениях. Волкостровская храмовая икона изначально написана с клеймами. Образ «Богоматерь Знамение» на иконостасном щите из Корбы также окружен клеймами. Со второй половины 17 в. общая тенденция развития иконографии храмового образа прослеживается и в ряде других часовенных иконостасов. Например: иконы «Никола Можайский с житием» (1667 г.) из Никольской часовни в д.Тамбицы, «Архистратиг Михаил с деяниями» (1671 г.) из Архангельской часовни в д.Леликозеро имеют клейма вокруг центрального изображения.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

По наблюдениям исследователей в 16 – первой половине 17 в. иконы с житийными клеймами встречались сравнительно редко даже в церковных иконостасах Обонежья [31] . С середины 17 в. ситуация изменяется. Распространение получают иконы с клеймами разнообразного содержания, как в церковных, так и в часовенных иконостасах. К концу 17 в. обрамление средника иконы клеймами — характерная черта кижских местных образов. На Корбинском иконостасном щите видим один образ со страстями, другой с чудесами от Богородичной иконы, третий с житием святого. Из местного ряда Кургеницкого храма сохранилась икона «Огненное восхождение пророка Ильи, с житием», конца 17 в. В сюжетном плане наибольшим разнообразием отмечены Волкостровские иконы с клеймами. Здесь наличествуют житийные иконы: «Петр и Павел, с житием», «Чудо Георгия о змие, с житием», а также композиции иного рода. Образ «Архистратиг Михаил — воевода небесных сил», представлен в обрамлении деяний архангела, а икона «Богоматерь Тихвинская» написана в окружении праздников. Здесь даже в среднике вместо образа великомученика Георгия изображено событие из его жизни — Чудо Георгия о змие. Эту же традицию разнообразия состава клейм и, что важно подчеркнуть — изображения в среднике чуда, совершаемого святым, наблюдаем в главном храме Спасо-Кижского погоста Преображенской церкви [32] .

Из праздничных композиций в нижнем ряду Корбинской и Васильевской часовен наблюдаем сюжет «Покрова», там же и в Кургеницком храме — «Воскресение — Сошествие во ад». В конце 17 в. происходит обогащение тематики Заонежской иконописи. Из евангельских событий в кижских храмах находит отражение тема искупительной жертвы Христа. Сюжеты со страстным циклом включаются в состав иконостасов главных храмов. Икона «Отечество со страстями» фиксируется в местном ряду иконостаса Никольского придела Кижской Покровской церкви, после разборки которого, образ переносится в главный Покровский иконостас. В Кижской Преображенской церкви храмовая икона «Преображение» в первой четверти 18 в. оформляется в раму, на которой изображено 16 клейм с сюжетами страстей Христовых. Позднее эта тема находит свое отражение и в Кижских часовнях. В иконе — иконостасе Корбинской часовни клейма со страстной тематикой обрамляют центральную икону. Образ со страстями Христовыми зафиксирован также в Подъельниковской часовне.

Из сюжетных композиций отражены наиболее распространенные чудеса святых: чудо Георгия о змие, огненное восхождение пророка Ильи, чудо об исцелении скота патриархом Медостом.

Над местным рядом в Кижских часовнях располагался деисусный чин (Васильево, Волкостров, Кургеницы и на иконостасном щите из Корбы). Образ Иисуса Христа в центре деисусного ряда представлен двумя изобразительными традициями Спасителя: в Волкостровском иконостасе — икона «Спас в силах»(рубеж 17-18 вв.), в Корбинском — «Спас на престоле» (вторая половина 18 в.), в Кургеницком – «Спас в силах»(вторая половина 18 в.), в Васильевском — «Спас на престоле»(рубеж 18-19 вв.). Фиксируя иконографию Спасителя, попутно заметим, что в центре «небес» Васильевской и Корбинской часовен изображен оплечный Вседержитель, а в Волкостровской — Новозаветная Троица. Кроме этого, в интерьере Волкостровской часовни необходимо выделить икону «Спас Всемилостивый» (конца 18 — начала 19 в.), при написании которой в качестве образца явно использовался кижский чудотворный образ «Спас Всемилостивый» (16 в.). Эта икона не входила в состав иконостаса.

В иконостасах Кижских часовен отсутствуют праздничные ряды. Мало икон праздничного содержания и в местных рядах (сюжеты были названы выше).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В двух иконостасах (Васильево, Кургеницы) зафиксирован пророческий ярус, при этом в Успенской Васильевской часовне пророческие иконы написаны позднее местных икон. В Кургеницком иконостасе — поясные изображения пророков, в Васильевском — в рост. В центре пророческого ряда в Кургеницком иконостасе находится традиционный для данных мест образ — икона «Богоматерь Знамение».

Помимо восточной — иконостасной стены, иконы устанавливались на боковых стенах молельни и в трапезной. В Волкостровской часовне на северной стене молельни была размещена икона «Архистратиг Михаил с деяниями». Западную стену в Корбинском и Волкостровском храмах занимала икона «Страшный суд». Иконография этих образов типична для заонежской иконописи 18-19 вв. Композиция Страшного суда строится по одной схеме: 4 или 5 горизонтальных регистров обрамлены с боков 2 вертикальными и, включают одни и те же сюжеты, которые в большинстве случаев размещаются одинаково.

Немаловажная роль в системе внутреннего убранства отводилась оформлению потолков. Потолки четырех кижских часовен имели характерные для Заонежья росписи, известные под названием «небо». На потолках Васильевского и Корбинского храмов изображены ангелы, на Волкостровском — праотцы. Иконография Волкостровского «неба», вероятно, определялась желанием заказчиков, иначе сложно объяснить изображение праотцев на «небе» часовни, поскольку ряду праотцев должен предшествовать чин пророков. Напомним, что иконостас состоял из местного и деисусного рядов [33] . Также отметим включение в ряд праотцев праматерей Евы и Сарры в известных нам заонежских храмах: Волкостровском, Устьяндомском, Кижской Преображенской церкви.

Четвертый потолок — «небо», по данным Л.Петтерссона, был в Косельгской часовне. Небо включало 8 икон клиньев, 4 паруса и центральную икону [34] . «Небо», по сведениям Л.Петтерссона появилось при расширении в 1880-1885 гг. новой молельни и написано оно было местным космозерским иконописцем Михеем Абрамовым [35] .

Остатки некогда росписного «неба» Л.Петтерссон зафиксировал в Сибовской церкви. По мнению исследователя, в 1865 г., когда часовню преобразовали в церковь, в качестве перекрытия храмовой части установили восьмисекторное «небо», а центральный круг (т.е. центральную икону) использовали старую, которую сняли с «неба» 18 века [36] . Таким образом, мы можем констатировать, что расписное «небо» было в часовенный период, а после превращения храма в церковь на потолке осталась только одна центральная икона.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Потолочные иконы крепились в тяблах, которые украшались растительными орнаментами. Хотелось бы подчеркнуть такую характерную деталь в оформлении храмов данной местности, как разнообразие растительных орнаментов на тяблах, особенно явную на тяблах «неба». В Волкостровской часовне потолок украшают пять различных узоров, в Васильевской часовне, судя по воспроизведениям, было несколько орнаментов, в часовне Архангела Михаила из д.Леликозеро (в пределах 20 км от острова Кижи) — 7 орнаментов [37] .

Стилистический анализ известных нам сохранившихся икон показал, что жители деревень Спасо-Кижского прихода заказывали написание икон одним и тем же мастерам. Так на рубеже 17-18 вв. васильевские и волкостровские прихожане — сделали заказ на написание икон «неба» в Васильевскую часовню, местных икон для обоих храмов и, вероятно, исходя из сохранившегося центрального образа «Спас в силах», на деисусный чин для волкостровского иконостаса. Алтарные врата и икона «Богоматерь Грузинская» из Преображенской церкви и иконы из трапезной Васильевской часовни, также датируемые рубежом 17-18 вв. — дополнительное тому свидетельство. Во второй половине 18 в. кижанам полюбились иконы мастерской «кондопожского мастера» — они наличествуют в местных рядах Преображенской и Покровской церквей, на потолке Волкостровской часовни, в иконостасе Кургеницкого храма, в качестве иконы-иконостаса в Корбинской часовне и в приписной Введенской церкви д. Сибово. Заметны и новые технические приемы, получившие распространение в иконописи Заонежья в последней трети 17 в. – это активное использование серебра, разделка его черневым рисунком, покрытие его цветными лаками, как, например, на иконах из Васильева, Волкострова и зимней Кижской Покровской церкви. Новая «живописная манера» иконописания, незначительно повлияла на часовенную живопись. Мастера, писавшие иконы в Кижские часовни, были верны традиционной технике иконописи и в большинстве случаев придерживались традиционной иконографии. Отход от древних норм иконописания сводился к второстепенным моментам, таким, например, как разрастание вторых планов (многочисленность архитектуры на васильевских иконах), или замена иконописных горок на холмистые пейзажи (клейма корбинских икон).

Часовенная утварь в отличие от икон, к сожалению, не фиксировалась церковнослужителями и не исследовалась специалистами. На нее, как на утилитарную вещь, не обращали внимания, поэтому сведения о часовенной утвари чрезвычайно скудны.

Отверстия и петли для подвески в иконах «неба» позволяют говорить о наличии в старые времена в кижских часовнях паникадил. Отдельные воспроизведения в трудах исследователей, фотографии интерьеров часовен Обонежья и, в частности Заонежья, в архиве музея «Кижи», личных собраниях свидетельствуют о наличии таких осветительных приборов, как кандила и напольные подсвечники. Несмотря на полное отсутствие тканевой утвари: пелен и убрусов, нам представляется их наличие в храмах 19 — первой половине 20 вв. естественным. Украшение икон убрусами и пеленами было традиционным для часовен ближайшей округи [38]

Рис.1. Часовня в д.Косельга (по Л.Петтерссону), 3170/225Рис.1. Часовня в д.Косельга (по Л.Петтерссону), 3170/225Рис.2. Часовня в д.Корба (по Л.Петтерссону), 3171/273Рис.2. Часовня в д.Корба (по Л.Петтерссону), 3171/273Рис.3. Часовня в д.Кургеницы (по Л.Петтерссону), 3170/269Рис.3. Часовня в д.Кургеницы (по Л.Петтерссону), 3170/269Рис.4. Часовня в д.Еглово (по Л.Петтерссону), 3170/202Рис.4. Часовня в д.Еглово (по Л.Петтерссону), 3170/202Рис.5. Часовня в д.Телятниково (по Л.Петтерссону), 3170/270Рис.5. Часовня в д.Телятниково (по Л.Петтерссону), 3170/270Рис.6. Часовня в д.Военаволок. Схема расположения икон в интерьере (по Л.Петтерссону)Рис.6. Часовня в д.Военаволок. Схема расположения икон в интерьере (по Л.Петтерссону)Рис.7. Часовня в д.Ямка (по Л.Петтерссону), 3171/254Рис.7. Часовня в д.Ямка (по Л.Петтерссону), 3171/254Рис.8. Схема иконостаса часовни в д.Ямка (по Л.Петтерссону)Рис.8. Схема иконостаса часовни в д.Ямка (по Л.Петтерссону)Рис.9. Часовня в д.Васильево (по Л.Петтерссону), 3171/246Рис.9. Часовня в д.Васильево (по Л.Петтерссону), 3171/246Рис.10. "Небо и иконостас часовни в д.Васильево (по Л.Петтерссону)Рис.10. "Небо и иконостас часовни в д.Васильево (по Л.Петтерссону)

// Кижский вестник №7
Редколлегия: И.В.Мельников (отв. ред.), Р.Б.Калашникова, К.Э.Герман
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2002.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф