Гашков И.Г. (г.Петрозаводск)
О плащанице первой половины XIX в. в церкви Преображения Господня на острове Кижи Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Плащаница, общий вид (до реставрации)Рис. 2. Плащаница начала XX в. КП-196/14Рис. 3. Плащаница на юго-восточной стене алтарного помещения церкви. Фото и фрагмент фото (1943 г. Национальный архив Финляндии). Из книги: Петтерссон Л. Церкви и часовни Заонежья. Петрозаводск, 2020Рис. 4. Фрагмент оборотной стороныРис. 5. Надпись в нижней части живописного изображенияРис. 6. Витрина-гробница в южном прирубе церкви. Фото (1943 г. Национальный архив Финляндии). Из книги: Петтерссон Л. Церкви и часовни Заонежья. Петрозаводск, 2020Рис. 7а. Остатки старой белой краски на откосе окна и раме иконостасаРис. 7б. Остатки старой белой краски на откосе окна и раме иконостасаРис. 8. Новая витрина-гробница в помещении церкви

Аннотация: В статье рассматриваются происхождение, история бытования и современное использование плащаницы из церкви Преображения Господня, которая входит в состав фондового собрания музея-заповедника «Кижи».

В фондах музея-заповедника «Кижи» хранится редкий предмет, происходящий из церкви Преображения Господня - плащаница (КП-4528). О ней уже писали в своих статьях Е.И. Яскеляйнен и Г.И. Фролова. [1]

Плащаница представляет собой холст с масляной живописью размером 215 х 90 см., окантованный каймой из ткани (рис. 1) На холсте в натуральную величину изображено тело умершего Иисуса Христа. На тканой кайме вышит текст тропаря, который исполняется во время выноса плащаницы из алтаря на середину церкви в день великой пятницы на пасху: «БЛАГООБРАЗНЫЙ IОСИФЪ СЪ ДРЕВА СЪ НЕМЪ/ ПРЕЧИСТОЕ ТЕЛО ТВОЕ/ ПЛАЩАНИЦЕЮ ЧИСТОЮ ОБВИВЪ И ВОНЯМИ ВО ГРОБЪ/ НОВЪ ПОКРЫВЪ ПОЛОЖИ».

На Руси до XVIII в. плащаницы (их ещё называли «Воздухи большие») обычно делались ткаными с вышивкой. На них изображался сюжет «Оплакивание Христа» (второе название «Положение во гроб»). У плащаниц была кайма, как правило, с текстом. Размеры плащаниц доходили до 2х1,5 метров. Кроме больших воздухов были ещё и просто «Воздухи», меньшего размера с изображением сюжета «Христос во гробе», тоже из ткани. В конце XVII в. наряду с шитьём стали использовать живопись. [2] Отметим, что в фондах музея-заповедника «Кижи» есть еще одна плащаница, датируемая началом XX в., поступившая из Пудожского района Карелии, к сожалению, с утратами. (КП-196/14) (рис. 2). Размер плащаницы 165 x 98 см. Она выполнена в комбинированной технике: шитьё дополнено вставками масляной живописи на картоне.

Нам известно, что в церкви Преображения Господня до Великой Отечественной войны в алтарном помещении находился малый воздух. Он упоминается (без указания размеров) в описи церковного имущества 1830 г. [3] Позднее, в описи 1867 г. уточняется: в алтаре по правую сторону жертвенника «плащаница писанная на холсте» длиною 1,5 аршина и шириною 13 вершков (то есть около 106,5 х 58,5 см.) [4] Эту малую плащаницу можно увидеть на юго-восточной стене алтарного помещения церкви на фотографии 1943 г. Рис. 3. Сохранилась ли она и где находится в настоящее время – не известно.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Наша плащаница впервые упоминается в Записи о прибылых вещах за 1834 г., как «писанная на холсте самой высокой работы», пожертвование крестьянина Антона Ошевнева. [5] На обороте холста есть надпись: "АНТОНА МАКСИМОВА ОШЕВНЕВА" (рис.4, см. также рис.11 в статье А.А. Трофимова). Антон Ошевнев, был уроженцем деревни Ошевнево, находившейся неподалёку от о. Кижи. Его брат Нестор Ошевнев (в семье которого Антон проживал) являлся строителем дома Ошевневых (1876 г.), в настоящее время украшающего экспозицию музея-заповедника «Кижи» [6] .

В нижней части живописного изображения есть интересная надпись: «Мера Спасителя Нашего Iисуса Христа Принесенная Изъ Iерусалима / Въ бытность Напоклонение Гробу Господьню Россiйскаго Князя Владимира Ерославича Тогда Патриархъ / Iерусалимской Благословилъ въпамети и Благополучiй Россиiскому Царству воcлаву Божiю» (рис. 5).

Плащаницы использовались только во время пасхальных богослужений. В остальное время они могли находиться в ризнице или в алтаре или в помещении церкви, например в киоте, за стеклом. [7] О нашей плащанице в описи церковного имущества 1867 г. написано: «Подле иконостаса на южной стороне Плащаница, писанная на холсте. Длиною 2 аршина и 2 вершка Шириною 1 аршин и 4 вершка» (то есть около 151 х 89 см. В указании длины, вероятно, ошибка). [8]

На фотографии 1943 г. можно увидеть большую витрину-гробницу, расположенную в южном прирубе церкви Преображения Господня. В витрине лежит плащаница, видна её кайма с бахромой. Над витриной устроена сень (рис.6).

По сведениям искусствоведа, профессора Н.Н. Соболева «…почти до XVIII в. существовал обычай во время Страстной недели устраивать над плащаницей временную сень, ставившуюся посредине церкви». [9] В Кижах сделали постоянную сень в стиле ампир. Когда это произошло неизвестно, Г.И. Фролова, ссылаясь на архивные документы, пишет, что в 1897 г. столяром Василием Судьиным для плащаницы была изготовлена тумба. [10] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Судя по фото (рис.6), витрина-гробница была окрашена белой краской. Она гармонично смотрелась в помещении, где в 1870 г. похожей белой краской были покрашены стены, боковые стенки клиросов и потолки в прирубах (нижняя часть стены высотой около метра или более, вероятно, была окрашена в красный цвет). [11] Белую окраску имели и два больших напольных киота, которые были установлены перед клиросами. [12] Во время реставрации, проводившейся под руководством А.В. Ополовникова в 1950-х гг., киоты и другие предметы XIX в. были удалены из помещения церкви. Также удалили обшивку стен и потолков. Судьба напольных киотов, гробницы-витрины и сени неизвестна. После этого в интерьере церкви белые покраски остались только на боковых стенках клиросов. Остатки старой краски сохранились на откосе окна и на раме иконостаса (рис. 7 (а,б)). [13]

Плащаница была обнаружена среди вещей, долгое время лежавших в подклетах церквей и других помещений на о. Кижи. Только в 1995 г. она была принята в фонды музея в плохом состоянии, с многочисленными утратами. [14]

В ходе подготовки к восстановлению интерьера церкви Преображения Господня было решено отреставрировать плащаницу и вернуть её в интерьер. Для экспонирования плащаницы взамен утраченной необходимо было изготовить новую витрину.

Подготовительные работы были произведены в июне 2018 г., в них участвовали художники-реставраторы ВХНРЦ Г. В. Безрукова-Евсеенко и А. Г. Лобанова. На основе их материалов в дальнейшем была подготовлена необходимая техническая документация.

В 2019-2020 гг. Плащаница реставрировалась в ВХНРЦ в двух мастерских: реставрации масляной живописи и реставрации тканей [15] . В процессе работ проводилось обсуждение методов восполнения утраченного бархата и вариантов восстановления утраченных фрагментов текста на кайме, способов крепления каймы к среднику, а также вопросов дальнейшего экспонирования плащаницы, в которых принимали участие сотрудники ВХНРЦ и представители музея-заповедника «Кижи» [16] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В июле 2020 г. плащаница вернулась после реставрации в г. Петрозаводск, после чего была перевезена на остров Кижи, где в интерьере церкви она была помещена в новую витрину-гробницу (рис.8). Под подрамник для циркуляции воздуха изготовили и подложили 6 небольших деревянных квадратных подставок и 12 мешочков с силикагелем для уменьшения влажности. Новая гробница-витрина больших размеров, чем оригинальная. Связано это с состоянием сохранности тканевой каймы плащаницы, дошедшей до нас в ветхом состоянии. Несмотря на реставрацию, укрепившую ткань, было принято решение добавить к подставке пологие скосы для того, чтобы ткань не свисала, как раньше, а лежала на плоскости. Для того чтобы плащаница не выгорала, витрину накрывают специально сшитым покрывалом.

Таким образом, в результате проведенных реставрационных работ в интерьер Преображенской церкви вернулся ценный экспонат, непосредственно связанный с историей знаменитого храма на острове Кижи.

// Кижский вестник. Выпуск 19
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2021. 338 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф