Хранители древлего благочестия. Культура старообрядцев Европейской России Vkontakte@kizhi

Экспедиции - фонды - выставки

Экспонат выставкиЭкспонат выставкиНа выставкеВыставочный залВыставочный зал

19 мая в выставочном зале музея «Кижи» открылась выставка из фондов Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург) «Хранители древлего благочестия», посвященная культуре старообрядцев Европейской России. Старообрядцы сыграли значительную роль в сохранении наследия древней Руси (медное литье, религиозная рукописная книга, традиционный быт и нормы древлеправославного благочестия). 2009 г. знаменателен для истории старообрядчества таким важным событием, как 100-летие Первого Всероссийского собора старообрядцев поморского согласия, который проводился в Москве в мае 1909 г.

Целенаправленный сбор этнографических экспонатов в старообрядческой среде начался уже в первые годы деятельности Этнографического Отдела Русского музея (ЭО РМ), в 1903-1904 гг. Начало комплектованию старообрядческих коллекций положили экспедиции сотрудников музея (Д.А. Клеменц, А.К. Сержпутовский, Е.А. Ляцкий, Д.А. Золотарев, Л.Л. Капица), а также корреспондентов (И.С. Абрамов, П.Н. Виноградов, А.П. Воронов, В.А. Плотников, Ф.А. Каликин, А.А. Рогозина, В.П. Шнейдер). Итогом их собирательской деятельности явилось формирование коллекций предметов старообрядческой культуры, как религиозно-культовых предметов, так и предметов быта, характеризующих культуру старообрядцев различных регионов России (Север и Северо-Запад Европейская Россия, Заволжье, Пермская, Могилевская и Виленская губернии, Западная и Восточная Сибирь, Алтай и Восточный Казахстан).

На выставке преимущественно представлены материалы, собранные на Севере и Северо-Западе Европейской России, дополненные по ряду разделов экспонатами из Заволжья и Пермской области, а также из центральных и западных губерний Европейской части России.

К числу уникальных экспонатов старообрядческой культуры, находящихся в фондах РЭМ, относятся предметы и вещи из Выго-Лексинского общежительства, на протяжении почти 150 лет являвшегося духовным центром староверия не только Русского Севера, но и всей России. В 1903 г. от А.П. Воронова поступила коллекции предметов, приобретенных им в с. Данилово, на месте бывшего Выгорецкого старообрядческого мужского монастыря. Коллекция включает монастырскую утварь (кружки), резные намогильные иконы, костюм последней большухи из с. Данилово. Один их экспонатов этой коллекции – расписная кружка с изображением главок церкви, представлена на нашей выставке. В 1913 г. от известного собирателя и знатока старообрядческой культуры Ф.А. Каликина (1885-1971), поступила коллекция резных икон и резных намогильных крестов из сс. Данилово и Лекса – всего 49 предметов, с некоторыми из них можно познакомиться на выставке.

Среди русских художников известностью пользовалось старообрядческое кладбище г. Кеми, на котором находились резные, украшенные росписью намогильные столбики (теремцы), которые были изготовлены местным мастером Зосимою. Один из этих теремцов представлен на выставке.

В 1903, 1905 гг. от П.Н. Виноградова поступила коллекция старообрядческих предметов из Костромской губ.: пояса, лестовки, подручники. Один из поясов представлен на выставке.

Значительным своеобразием отличается культура русских старообрядцев-устьцилемов, проживающих в низовьях Печоры. В их хозяйственном укладе значительное место занимали различные виды промыслов: охота, рыболовство. Культура этой этноконфессиональной группы полно представлена в вещевых коллекциях музея. В числе первых собирателей, пополнявших эти коллекции, такие известные специалисты как Е.А. Ляцкий (экспедиция 1903 г.), Д.Д. Травин (экспедиции 1921, 1923 гг.). Некоторые из привезенных ими экспонатов, демонстрирующих своеобразие бытовой культуры устьцилемов, также представлены на выставке: охотничье ружье с самодельным прикладом аркебузного типа, домашняя и промысловая утварь (расписные ложки, специальная ложка ласт для вылавливания рыбы при варке), детские игрушки (тряпичные куклы, детская погремушка шаркун).

Значительный вещевой материал, характеризующий культуру нижегородских старообрядцев, был собран В.П. Шнейдер. Пояса, лестовки, подсвечник также представлены на выставке.

Крупнейшим центром старообрядцев-поповцев являлась Ветка (район вокруг одноименной слободы на реке Сож – ныне Гомельская область Беларуси). В 1907 г. Ветку по заданию Этнографического отдела Русского музея посетил И.С. Абрамов. Благодаря этому в фонды музея поступила коллекция старообрядческих культовых предметов: лестовки, подручники. Один из этих экспонатов – подвенечная лестовка, представлен на нашей выставке. Также единичным экспонатом представлено старообрядчество западных губерний (подручник из Виленской губ., экспедиция А.К. Сержпутовского, 1912 г.).

1920-е гг. Д.А. Золотаревым и Л.Л. Капицей был приобретен ряд уникальных экспонатов, характеризирующих культуру карел-старообрядцев. Некоторые предметы также представлены на нашей выставке: уникальный подручник из ощипанной шкурки северной гагары, скамейка для совершения земных поклонов, намогильный крест, резные кресты.

В 1926 г. экспедицию в район проживания коми старообрядцев-беспоповцев (Усть-Куломский район Коми Автономной области) совершил Л.Л. Капица. Им была привезена разнообразная по составу коллекция предметов материальной культуры – охоты, рыболовства, скотоводства, промыслов, а также народной медицины и старообрядческой религиозной традиции. На выставке можно увидеть: киот, детскую игрушку-утку, резную деревянную икону «Голгофский крест», старообрядческие настенные листы с поучительными текстами, камень-оберег (розя-из).

С конца 1980-х гг. планомерные исследования тихвинских карел-старообрядцев начато О.М. Фишман в Ленинградской области. В результате этих многолетних исследований в музейные фонды РЭМ поступили значительные коллекции. На выставке представлены редкие экспонаты, приобретенные О.М. Фишман в ходе ее полевых исследований: глиняная кадильница, ящик для хранения свеч.

С 1994 г. аналогичные исследования в различных районах проживания русского старообрядческого населения (Усть-Цилемский р-н Республики Коми, Нижегородская и Пермская обл.) проводит А.Б. Островский. Ему удалось разнообразно пополнить музейное собрание религиозно-культовыми и бытовыми предметами. Так, например, выставка включает: лестовка, крест-тельник, подручник, держатель для свеч, наволочки на книги и для переноски посуды, пестерь для переноски свечей, сетка-оберег, манок для охоты на утку, блюдо «курица», расписные ложки.

Особенности культуры коми старообрядцев с начала 1990-х гг. изучает автор этих сток. Собранные им экспонаты (певческий рукописный сборник с крюковым письмом, сборник духовных стихов и Видение Григория ученика Василия Нового на коми языке (на выставке – факсимильная копия)) характеризуют рукописные и книжные традиции различных локальных групп коми старообрядцев.

С 2002 г. группой сотрудников русского отдела проводится систематическое изучение казачьего населения Оренбургской области, во время которых приобретены также бытовые и культовые предметы оренбургских казаков-старообрядцев, два из которых представлены на выставке: брусок воска и нити для свечных фитилей.

На выставке представлены фотографии начала XX в., отснятые сотрудниками и корреспондентами РЭМ. Кроме того, на выставке представлены два акварельных рисунка Кемского кладбища, выполненные В.А. Плотникова (1907 г.) и Н.А. Маковской (1927 г.).

Авторский коллектив выставки: ведущий специалист А.Б. Островский (руководитель проекта), научный сотрудник высшей категории А.А. Чувьюров. Монтаж выставки – сотрудник выставочного отдела РЭМ С.И. Савостьянов.

22 мая 2009 // Александр Чувьюров, г. Санкт-Петербург

Пресс-служба
e-mail:press@kizhi.karelia.ru
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф