Фестиваль колокольных звонов Vkontakte@kizhi

Дата: 17 июня — 20 июня 2016Google-календарь
Место: Музей-заповедник «Кижи» (о. Кижи)

В музее-заповеднике «Кижи» продемонстрировали свое мастерство лучшие звонари России

С 17 по 20 июня на острове Кижи проходил III Фестиваль колокольных звонов. Звонари из Новгорода, Санкт-Петербурга и Республики Карелия демонстрировали свое мастерство посетителям музея и обучали всех желающих азам колокольных звонов.

Участники фестиваля посетили звонницы на часовнях Кижского ожерелья, дали несколько концертов для туристов и местных жителей на звоннице Кижского погоста, часовнях Спаса Нерукотворного, Михаила Архангела, Трех святителей на острове Кижи.

В чем особенность колокольных звонов как искусства? Как и почему становятся звонарями? В чем отличия между звонами разных городов и регионов? Об этом нам рассказали звонарь Софийской звонницы Новгородского Кремля и музея деревянного зодчества «Витославлицы» Андрей Васильев и звонарь Федоровского собора в Санкт-Петербурге Татьяна Безрученко.

С одной стороны, стать звонарем может и человек без музыкального образования. По словам самих звонарей, особенно часто колокольные звоны притягивают к себе историков и верующих. Таким образом, в мастерстве звонаря есть нечто притягательное и для людей науки, и для людей искусства, и для людей веры. При этом количество нюансов, которые нужно знать и чувствовать — неисчислимо.

«Как нет двух одинаковых людей, так нет двух одинаковых звонниц,— объясняет Т. Безрученко.— На звучание влияет количество, вес и взаимное расположение колоколов, различные способы, техники и приемы звукоизвлечения, высота колокольни и особенности окружающего ландшафта, температура и влажность воздуха, скорость и направление ветра, расстояние до слушателя.

Ландшафт служит как бы резонатором. Например, над водой звук распространяется лучше, а стены, напротив, преграждают путь звуковым волнам, и возникает эхо. От материала, из которого сделана колокольня, зависит, в том числе, и вес колоколов, которые на ней можно установить. Вибрация одного колокола влияет на звучание всех остальных и наоборот,— рассказывает А. Васильев.— К этому надо прибавить своеобразие исполнительских приемов в разных регионах и индивидуальный стиль самого звонаря, поскольку в нашем деле не последнюю роль играют импровизации. Например, Кижи, с моей точки зрения, хорошо подходят для концертных звонов, менее связанных с каноном и сигнальными функциями, чем звоны, сопровождающие церковные церемонии и праздники, и больше подходящих для эстетического, художественного восприятия».

Кижские звонари известны своим мастерством далеко за пределами заповедного острова. Их выступления на звоннице часовни Архангела Михаила для туристических групп и на колокольне Кижского погоста во время церковных служб стали неотъемлемой частью неповторимой атмосферы острова Кижи. Одному из них, Игорю Хуттеру, который входит в число вдохновителей возрождения традиции колокольных звонов в Карелии, и принадлежит идея фестиваля.

В 2014 году в музее-заповеднике «Кижи» по инициативе звонаря музея Игоря Хуттера, был реализован проект «Возрождение утраченных традиций Русского Севера. Колокольная партитура Кижской волости». Он стал продолжением целого ряда мероприятий, направленных на восстановление духовной традиции заонежских деревень.

20 июня 2016

Пресс-служба
e-mail:press@kizhi.karelia.ru
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф