Рябининские чтения — 2003 Vkontakte@kizhi

Локальные традиции в народной культуре русского севера

Конференция «Рябининские чтения — 2003»

Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» провёл 15–19 сентября 2003 года в городе Петрозаводске Международную научную конференцию «Рябининские чтения». К открытию конференции был издан сборник докладов, в который вошло 110 статей его участников. На сегодняшний день это самая представительная конференция по гуманитарным наукам на Северо-Западе России. Количество её участников составило 124 человека, из них 64 иногородних. Тема конференции: «Локальные традиции в народной культуре Русского Севера». Председатель оргкомитета Иванова Татьяна Григорьевна, доктор филологических наук, зав. рукописным отделом Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, г. Санкт-Петербург.

Это четвёртая по счету конференция по проблемам сохранения, изучения и интерпретации традиционной народной культуры Русского Севера. Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Рябининские чтения» была проведена в июне 1991 года на острове Кижи (40 участников), две Международные прошли в сентябре 1995 г. (более 80 участников) и в сентябре 1999 г. (свыше 70 участников) в Петрозаводске. Четвертая конференция стала самой большой из них как по числу участников, так и по расширившейся географии представленных научных учреждений.

Международный статус конференции придали приехавшие на «Рябининские чтения» специалисты из Литвы, Украины, Финляндии, США.

Среди российских научных учреждений, участвующих в конференции, были музеи: Российский Этнографический музей, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (С.— Петербург), музей имени Андрея Рублева, Государственный исторический музей (Москва), Национальный музей Республики Коми, Вологодский филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря, Архитектурно-этнографический музей Вологодской области, Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

Научные учреждения страны представляли Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Российский институт истории искусств, Российский педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт лингвистических исследований РАН (все — г. С.— Петербург), С.— Петербургская государственная консерватория, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва), Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск), Институт рукописной и старопечатной книги (г. Нижний Новгород), Институт искусствоведения, фольклористики и этнологии Академии наук Украины (г. Киев), Коми Научный Центр Уральского отделения РАН, Новосибирский институт экономики, психологии и права, Государственный республиканский центр русского фольклора (Москва), Уральский (г. Екатеринбург), Сыктывкарский, Нижегородский, С.— Петербургский и Московский госуниверситеты, Поморский государственный университет (г. Архангельск), университет г. Хельсинки, Вильнюсский педагогический университет и др. Впервые очень широко были представлены специалисты таких городов, как Сыктывкар (8 человек), Нижний Новгород (5 человек), Екатеринбург (4 человека), Вологда (4 человека), Новосибирск (3 человека) и, как всегда, Москва (14 человек) и С.— Петербург (15 человек). В конференции принимали активное участие сотрудники Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН, ПетрГУ, КГПУ, Музея изобразительных искусств (г. Петрозаводск, всего 60 человек).

Приятно отметить, что с докладами выступили 9 научных сотрудников музея-заповедника «Кижи» (на прошлой конференции 8 сотрудников).

Конференция носила междисциплинарный характер: в ней участвовали фольклористы, этнографы, этномузыкологи, историки, лингвисты, археологи, специалисты по старопечатной и рукописной книге, искусствоведы и др. Не случайно, что наиболее интересные доклады привлекали внимание представителей смежных дисциплин не менее, чем коллег по секции. Так доклад кандидата искусствоведения, профессора Санкт-Петербургской консерватории А. М. Мехнецова «Традиционные формы похоронно-поминальной обрядности Северо-Запада России (поминальные, „урочные“ дни)» с показом видеоматериалов был прочитан на совместном заседании секций фольклористики и этнографии и истории. С интересом был встречен лингвистами доклад канд. геогр. наук В. Н. Калуцкова (Москва) «„Географические песни“: пространственная морфология и организация (взгляд географа)» , секцией книжников — ст. н. сотрудника музея имени Андрея Рублева искусствоведа Зотовой Е. Я. (Москва) «Поморская меднолитая пластика: К истории становления и развития в московском регионе» и др.

На пленарном заседании в первый день работы конференции прозвучало 6 докладов: доктора ист. наук А. К. Байбурина (Петербург) «Соотношение локального и общего в современных этнологических представлениях», доктора фил. наук Ю. А. Новикова (Вильнюс) «Былины из сборника Кирши Данилова в контексте севернорусской традиции», доктора фил наук И. И. Муллонен в соавторстве с математиком Е. В. Лялля (Петрозаводск) «История формирования топонимных ареалов Заонежья», академика архитектуры В. П. Орфинского (Петрозаводск) «Храмостроительные школы в народном зодчестве Русского Севера», доктора ист. наук Е. М. Юхименко (Москва) «Новые, городские элементы в выговской культуре и искусстве первой половины 19 века» и член.— корр. РАН В. М. Гацака (Москва) «Первая монография о Т. Г. Рябинине».

Во второй и третий дни конференции в связи с большим количеством выступающих работало 6 секций. На секции «Фольклористика» было заслушано 27 докладов, на секции «Этнография и история» — 22 доклада, на секциях «Книжность и литература» — 11 докладов, «Диалектная лексика и ономастика» — 14 докладов, «Архитектура и древнерусская живопись» — 10 докладов, «Археология» — 6 докладов. Кроме того, вниманию исследователей были предложены 12 стендовых докладов.

Живой интерес вызвала проходившая в последний день конференции 7 секция — «Компьютерные технологии и гуманитарные исследования». Несмотря на малое количество докладов (4) секцию посетило более 60 участников конференции.

Специально для участников конференции в рамках культурной программы были предусмотрены поездка на остров Кижи (экскурсия и показ фрагментов программ фольклорной группы сотрудников музея «Кижи» «Пудожская свадьба», «Жестокий романс», «Поморская вечерина»), посещение в городе Петрозаводске Музея ИЗО и новой выставки богородичных икон музея-заповедника «Кижи» «Кижский Акафист».

Самой многочисленной на конференции стала секция «Фольклористика». Отметим наиболее интересные доклады, вызвавшие оживленную дискуссию: докт. фил. наук А. Л. Топоркова «Севернорусская заговорная традиция 17–18 вв.», докт. фил. наук Е. А. Костюхина (Петербург) «К методике характеристики локальной сказочной традиции (на материале заонежских сказок)», докт. искусствоведения В. А. Лапина (Петербург) «Севернорусская групповая причеть: феномен и загадки», канд. фил. наук Т. С. Каневой (Сыктывкар) «Итоги и перспективы исследования фольклорной традиции Усть-Цильмы», докт. фил. наук В. А. Бахтиной (Москва) «М. К. Рябинин — свадебный дружка (из архивных материалов)», канд. фил. наук В. П. Кузнецовой (Петрозаводск) «Локальные традиции свадебного обрядового фольклора Пудожья в северно-русском контексте», канд. фил. наук Р. Б. Калашниковой (Петрозаводск) «Плясовая традиция Пудожского уезда Олонецкой губернии (конец 19 века)», научного сотрудника Ю. А. Крашенинниковой (Сыктывкар) «Свадебный диалог (у закрытых дверей): логика построения текста (на примере нижне вычегодских записей)» и др.

Из докладов секции этнографии и истории, особо заинтересовавших участников конференции, следует отметить доклады канд. фил. наук С. В. Воробьевой (Петрозаводск) «Значение семейно-бытовых связей для формирования локальных культурных традиций (на примере Заонежья и Пудожья)», канд. фил. наук А. Б. Мороза (Москва) «Лесной отпуск. Тайное знание севернорусского пастуха и его репрезентация в крестьянской общине», доктора культурологии А. Н. Розова (Петербург) «Роль священника в народной культуре олонецкой деревни», докт. фил. наук К. Е. Кореповой (Нижний Новгород) «Островок северной традиционной культуры за пределами Севера (бывш. Карельская волость Костромского края)» и т. д.

Очень продуктивной и методологически значимой оказалась работа секций книжности и литературы, а также диалектной лексики и ономастики. В первом случае её значительно усилили доклады сотрудников Института рукописной и старопечатной книги (Нижний Новгород), во втором — доклады представителей уральской ономастической школы профессора А. К. Матвеева (Екатеринбург). Выделим доклады канд. фил. наук Т. Ф. Волковой (Сыктывкар) «Печорский книжник Иван Степанович Мяндин (Рукописное наследие. Круг литературных интересов. Круг переработки друвнерусских повествовательных источников)», докт. фил. наук А. В. Пигина (Петрозаводск) «К изучению литературы и книжности Каргополья (повести о чудотворной иконе святых Николая, Варвары и Параскевы и о создании Лебяжьей пустыни)», канд. фил. наук И. М. Грицевской (Нижний Новгород) «Индексы истинный книг из библиотеки Соловецкого монастыря», канд. фил. наук О. А. Савельевой (Новосибирск) «Плач Адама в Молении Даниила Заточника», канд. фил. наук М. Э. Рут (Екатеринбург) «Северный астрономический тип в севернорусской интерпретации», докт. фил. наук Е. Л. Березович (Екатеринбург) «К топонимической концепции живой природы (лексема живой в топонимике Русского Севера)» и др.

Суммируя работу секции «Архитектура и древнерусская живопись», надо подчеркнуть, что в докладах присутствовала и проблематика крупных блоков архитектурного и живописного наследия, и детальное изучение конкретных школ и мастеров. Живой интерес вызвали доклады канд. искусствоведения В. Г. Пуцко (Калуга) «Элитарный иконописный образец в восприятии народных мастеров Русского Севера», докт. искусствоведения А. А. Рыбаков (Вологда) «Живопись вытегорского ареала художественной культуры Обонежья 16–18 веков», канд. искусствоведения В. Г. Платонова (Петрозаводск) «Икона 1889 г. с изображением святых покровителей крестьян деревни Косельга. К вопросу о сохранении и эволюции иконографической традиции в иконописи Заонежья конца 19 века». Любопытен был доклад Джона Ромейса (США) «Локальные особенности архитектуры индейцев Оклахомы». Огромный резонанс вызвал доклад канд. техн. наук И. И. Пищика (Москва) «Новая концепция реставрации деревянных сооружений». Полученные исследователем данные могут коренным образом изменить методику работы с материалом.

Подытоживая работу конференции, участники отметили большое число конструктивных дискуссий, возникавших на конференции, то, что конференция носила по преимуществу диалогический характер. Среди участников конференции было много молодежи, их доклады отличались свежестью подходов к обсуждаемым проблемам, с другой стороны, присутствие виднейших ученых нашей страны, основателей научных школ, привносило в дискуссии фундаментальность и классическую ясность. Наметилось активное «движение секций» к проблематике друг друга.

На завершившем конференцию «круглом столе» выступающие говорили о высоком уровне многих докладов конференции, подчеркивалась координирующая роль музея «Кижи» в объединении научных сил, изучающих традиционную культуру Русского Севера. Отмечалась безупречная организация конференции, обеспеченная усилиями сотрудников музея.

Среди Рекомендаций Международной научной конференции «Рябининские чтения — 2003» хотелось отметить следующие: провести научную экспертизу данных по реставрации архитектурных памятников, обнародованных в докладе И. И. Пищика; создать научное Рябининское общество, расширить секцию «Компьютерных технологий», провести следующие Рябининские чтения в 2007 г., посвятив теме «Народная культура Русского Севера: страницы истории, методы и перспективы изучения».

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф