Всероссийский конкурс проектов Летнего университета — 2010 VkontakteFacebook

Дата: 15 декабря 2009 — 5 апреля 2010Google-календарь
Место: Музей-заповедник «Кижи» (о. Кижи)

Положение о Всероссийском конкурсе проектов Летнего университета на острове Кижи 2010 года

Летний университет на острове Кижи

Летний университет на острове Кижи (ЛУ) действует с 2003 года в структуре музейно-образовательного блока ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник „Кижи“. Принимает группы с 1 июня по 20 сентября.

Летний университет располагается в традиционном крестьянском доме-комплексе, памятнике архитектуры начала XX века, в исторической деревне Ямка на о. Кижи.

Автор и научный руководитель проекта — Л. В. Шилова, заместитель директора музея-заповедника «Кижи», заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный работник культуры Республики Карелия.

В 2003–2009 гг. участниками 46 сессий стали 693 человека (385 студентов, 209 специалистов сферы образования и культуры, 99 сотрудников музея-заповедника «Кижи»), представляющих 80 учреждений (в т. ч. 15 учреждений высшего и среднего профессионального образования, 23 школы, 4 учреждения дополнительного образования, 28 музеев, 2 нац. парка, 6 частных организаций, органы управления) из 12 городов и районов РК, 19 городов РФ, стран Ближнего Зарубежья (Белоруссия, г. Минск).

Летний университет на о. Кижи — это:

В 2010 году Летний университет на о. Кижи объявляет набор студенческих групп из России и зарубежных стран для прохождения летних практик «погружения в культуру» на конкурсной основе.

Задачи конкурса:

Способствовать:
  • изучению и познанию историко-культурного и природного наследия Карелии молодежью и взрослым населением, используя образовательный потенциал заповедного острова, памятников музея-заповедника «Кижи», включенного в Государственный свод особо ценного наследия народов Российской Федерации, уникального Кижского архитектурного ансамбля, входящего в Список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, в процессе музейной коммуникации;
  • личностному развитию через эмоциональные переживания в ходе «погружения» в историко-культурную и природную среду о. Кижи и соприкосновения с предметным миром культуры.
Стимулировать:
  • научно-исследовательскую и проектную деятельность студентов.
  • творческую, социальную активность молодежи; формировать чувство сопричастности к сохранению отечественного и мирового культурного наследия через осмысление и творческую интерпретацию историко-культурного и природного наследия музея-заповедника «Кижи»; создавать условия для личной культуротворческой деятельности.

В основе учебного музейно-образовательного процесса Летнего университета лежит методика «средового погружения» в историко-культурную и природную среду острова Кижи, а также методики и технологии музейного образования, основанные на обращении к музею как институту познания и к памятнику как источнику знаний, эмоций и ценностных ориентиров. Структура учебной практики строится с учётом выбранной темы «погружения» и конкретного проекта. Программы сессий Летнего университета состоят из тематических блоков с использованием различных форм обучения, включают психологический мониторинг участников.

Тематика практик «средового погружения» 2010 года:

  1. Кижский архитектурный ансамбль — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, визитная карточка Республики Карелия (к 90-летию Республики Карелия) и Российской Федерации.
  2. Деревянное зодчество Русского Севера. Проблемы сохранения и реставрации памятников гражданской и культовой деревянной архитектуры музея-заповедника.
  3. Материальная и духовная культура народов Европейского Севера (русские, карелы, вепсы).
  4. Деревни Заонежья и о. Кижи. История, культура, человек.
  5. Народный архив (воспоминания местных жителей и очевидцев исторических событий).
  6. Изучение и сохранение нематериальных форм культурного наследия Русского Севера (фольклор, ремесленные технологии, традиции и т. д.). История и современность.
  7. Археологические памятники о. Кижи и Заонежья. Археология средних веков и нового времени.
  8. Природа и экология о. Кижи. Экологические проблемы сохранения и презентации природного, историко-культурного ландшафта, разработка экологических троп, ландшафтный дизайн, промышленная экология на службе музея.
  9. Православная культура Русского Севера. История и современность Кижского прихода.
  10. Кижи в зеркале прессы (журналистская практика).
  11. Пленэр в Кижах. Интерпретация историко-культурного наследия музея-заповедника в современном изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и дизайне.
  12. Кижский сувенир.
  13. Музыка Кижей.
  14. Основы музейного дела, в т. ч. музейные экспозиции и фондовые коллекции.
  15. Музей-заповедник «Кижи». История и современность.
  16. Музей. Культура. Общество. Личность.
  17. Музей и туризм: инфраструктура, маркетинговые технологии, интерактивные методики в экскурсионно-туристской деятельности.
  18. Музейная педагогика. Проектирование музейно-образовательных программ.
  19. Музейная среда и посетитель (социологическое и психологическое сопровождение образовательной, экскурсионной и социокультурной деятельности музея).
  20. Межкультурный диалог (исторический и современный аспекты взаимодействия культур).
  21. Наследие в руках молодых. Знать, ценить и действовать.
  22. Кижи военные (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Сроки и условия проведения конкурса:

I. Конкурс проводится с 15 декабря 2009 года по 5 апреля 2010 года.

В конкурсе могут принять участие группы студентов, учащихся средних профессиональных учебных заведений, группы работников систем образования, культуры, управления и др. из регионов России и зарубежных стран. Количество участников — 12 человек. Продолжительность практики — 6 дней.

II. Для участия в конкурсе необходимо:

  1. Подать заявку на участие в конкурсе до 1 марта 2010 года и представить до 5 апреля 2010 года авторский проект (программу учебной практики) культуротворческой деятельности по избранной теме на основе вышеперечисленной тематики.
  2. В проекте отразить цели, задачи, дать описание проекта и ожидаемых результатов (см. Приложение № 1).

III. Итоги конкурса подводятся до 10 апреля 2010 г. В конкурсную комиссию входят квалифицированные специалисты музейного дела, образования и культуры Республики Карелия. Ход конкурса и участие в Летнем университете освещаются в региональных СМИ, на сайте музея и музейной газете «Кижи».

IV. Победителям конкурса предоставляется возможность реализации проекта на о. Кижи в согласованные сроки в период с 1 июня по 20 сентября.

V. Музей-заповедник «Кижи» заключает договоры с победителями Всероссийского конкурса авторских проектов и предоставляет скидки до 50% (по сравнению с коммерческими группами) на расходы по пребыванию группы в Летнем университете, в том числе скидки на оплату проживания, стоимость экскурсий и занятий. Для работы с группой музей предоставляет музейного педагога — куратора, повара и обеспечивает 3-х разовое питание. Общая стоимость пребывания группы в Летнем университете, набор и размер скидок определяются организаторами конкурса до 1 апреля 2010 года и доводятся до всех участников конкурса, подавших заявку.

Проезд до о. Кижи и обратно, стоимость абонемента группа оплачивает за свой счёт.

VI. Основные критерии оценки проекта:

  1. Соответствие тематике и задачам конкурса.
  2. Оригинальность идеи.
  3. Инновационный характер проекта.
  4. Ценностные ориентации.
  5. Профессионализм исполнения проекта, соответствие структуре.
  6. Исследовательский характер.
  7. Уровень и качество включения в проект музейного памятникового, предметного, средового потенциала музея-заповедника «Кижи».
  8. Использование современных музейных, педагогических, культуротворческих, информационных и прочих технологий, раскрытие (описание) их в проекте.
  9. Эффективность, результативность проекта, в т. ч. для развития музея-заповедника «Кижи».

Сдать заявки и проекты на конкурс, получить консультацию можно по адресу:

Россия, Республика Карелия. 185035, г. Петрозаводск, пл. Кирова,10-а, тел. /факс: 76-70-91, 78-48-51 (ежедневно, кроме субботы и воскресенья).

Руководитель проекта «Летний университет на о. Кижи» — Шилова Людмила Васильевна, заместитель директора по музейно-образовательной деятельности, научный руководитель ДМЦ, Заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Карелия.

Куратор конкурса — Митрукова Светлана Алексеевна, ведущий методист музейно — образовательного блока музея-заповедника «Кижи», e-mail: mitrukova@kizhi.karelia.ru

Оргкомитет

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф