Всероссийский конкурс проектов Летнего университета — 2010 @kizhi
- Итоги студенческого лета на острове Кижи (пресс-релиз от 13.10.10)
- Положение о конкурсе проектов ЛУ на о. Кижи 2010 года
Положение о Всероссийском конкурсе проектов Летнего университета на острове Кижи 2010 года
Летний университет на острове Кижи (ЛУ) действует с 2003 года в структуре музейно-образовательного блока ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник „Кижи“. Принимает группы с 1 июня по 20 сентября.
Летний университет располагается в традиционном крестьянском доме-комплексе, памятнике архитектуры начала XX века, в исторической деревне Ямка на о. Кижи.
Автор и научный руководитель проекта — Л. В. Шилова, заместитель директора музея-заповедника «Кижи», заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный работник культуры Республики Карелия.
В 2003–2009 гг. участниками 46 сессий стали 693 человека (385 студентов, 209 специалистов сферы образования и культуры, 99 сотрудников музея-заповедника «Кижи»), представляющих 80 учреждений (в т. ч. 15 учреждений высшего и среднего профессионального образования, 23 школы, 4 учреждения дополнительного образования, 28 музеев, 2 нац. парка, 6 частных организаций, органы управления) из 12 городов и районов РК, 19 городов РФ, стран Ближнего Зарубежья (Белоруссия, г. Минск).
Летний университет на о. Кижи — это:
- социокультурный, музейно-образовательный проект, направленный на «образование культурой» молодежи и взрослого населения Республики Карелии и регионов Российской Федерации, на формирование специалиста XXI века как человека гуманитарного и гуманистического, творческого субъекта культуры;
- новая форма обучения студентов ВУЗов и учащихся средних профессиональных учебных заведений, повышения квалификации работников образования, культуры и управления в процессе музейной коммуникации, в условиях активного воздействия природной среды и историко-культурного наследия о. Кижи;
- экспериментальная межведомственная и междисциплинарная площадка для разработки и внедрения:
- в учебно-воспитательный процесс ВУЗов и средних профессиональных учебных заведений новых методик музейного образования, основанных на использовании историко-культурного наследия и разнообразных видов музейных памятников и коллекций;
- инновационных интерактивных форм повышения квалификации аспирантов, преподавателей школ, средних профессиональных учебных заведений и ВУЗов, музейных работников и др. специалистов с высшим образованием как части системы «образования культурой»;
- место познания, творчества, расширения культурного кругозора, содержательного отдыха, духовного общения.
В 2010 году Летний университет на о. Кижи объявляет набор студенческих групп из России и зарубежных стран для прохождения летних практик «погружения в культуру» на конкурсной основе.
Задачи конкурса:
- Способствовать:
- изучению и познанию историко-культурного и природного наследия Карелии молодежью и взрослым населением, используя образовательный потенциал заповедного острова, памятников музея-заповедника «Кижи», включенного в Государственный свод особо ценного наследия народов Российской Федерации, уникального Кижского архитектурного ансамбля, входящего в Список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, в процессе музейной коммуникации;
- личностному развитию через эмоциональные переживания в ходе «погружения» в историко-культурную и природную среду о. Кижи и соприкосновения с предметным миром культуры.
- Стимулировать:
- научно-исследовательскую и проектную деятельность студентов.
- творческую, социальную активность молодежи; формировать чувство сопричастности к сохранению отечественного и мирового культурного наследия через осмысление и творческую интерпретацию историко-культурного и природного наследия музея-заповедника «Кижи»; создавать условия для личной культуротворческой деятельности.
В основе учебного музейно-образовательного процесса Летнего университета лежит методика «средового погружения» в историко-культурную и природную среду острова Кижи, а также методики и технологии музейного образования, основанные на обращении к музею как институту познания и к памятнику как источнику знаний, эмоций и ценностных ориентиров. Структура учебной практики строится с учётом выбранной темы «погружения» и конкретного проекта. Программы сессий Летнего университета состоят из тематических блоков с использованием различных форм обучения, включают психологический мониторинг участников.
Тематика практик «средового погружения» 2010 года:
- Кижский архитектурный ансамбль — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, визитная карточка Республики Карелия (к 90-летию Республики Карелия) и Российской Федерации.
- Деревянное зодчество Русского Севера. Проблемы сохранения и реставрации памятников гражданской и культовой деревянной архитектуры музея-заповедника.
- Материальная и духовная культура народов Европейского Севера (русские, карелы, вепсы).
- Деревни Заонежья и о. Кижи. История, культура, человек.
- Народный архив (воспоминания местных жителей и очевидцев исторических событий).
- Изучение и сохранение нематериальных форм культурного наследия Русского Севера (фольклор, ремесленные технологии, традиции и т. д.). История и современность.
- Археологические памятники о. Кижи и Заонежья. Археология средних веков и нового времени.
- Природа и экология о. Кижи. Экологические проблемы сохранения и презентации природного, историко-культурного ландшафта, разработка экологических троп, ландшафтный дизайн, промышленная экология на службе музея.
- Православная культура Русского Севера. История и современность Кижского прихода.
- Кижи в зеркале прессы (журналистская практика).
- Пленэр в Кижах. Интерпретация историко-культурного наследия музея-заповедника в современном изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и дизайне.
- Кижский сувенир.
- Музыка Кижей.
- Основы музейного дела, в т. ч. музейные экспозиции и фондовые коллекции.
- Музей-заповедник «Кижи». История и современность.
- Музей. Культура. Общество. Личность.
- Музей и туризм: инфраструктура, маркетинговые технологии, интерактивные методики в экскурсионно-туристской деятельности.
- Музейная педагогика. Проектирование музейно-образовательных программ.
- Музейная среда и посетитель (социологическое и психологическое сопровождение образовательной, экскурсионной и социокультурной деятельности музея).
- Межкультурный диалог (исторический и современный аспекты взаимодействия культур).
- Наследие в руках молодых. Знать, ценить и действовать.
- Кижи военные (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Сроки и условия проведения конкурса:
I. Конкурс проводится с 15 декабря 2009 года по 5 апреля 2010 года.
В конкурсе могут принять участие группы студентов, учащихся средних профессиональных учебных заведений, группы работников систем образования, культуры, управления и др. из регионов России и зарубежных стран. Количество участников — 12 человек. Продолжительность практики — 6 дней.
II. Для участия в конкурсе необходимо:
- Подать заявку на участие в конкурсе до 1 марта 2010 года и представить до 5 апреля 2010 года авторский проект (программу учебной практики) культуротворческой деятельности по избранной теме на основе вышеперечисленной тематики.
- В проекте отразить цели, задачи, дать описание проекта и ожидаемых результатов (см. Приложение № 1).
III. Итоги конкурса подводятся до 10 апреля 2010 г. В конкурсную комиссию входят квалифицированные специалисты музейного дела, образования и культуры Республики Карелия. Ход конкурса и участие в Летнем университете освещаются в региональных СМИ, на сайте музея и музейной газете «Кижи».
IV. Победителям конкурса предоставляется возможность реализации проекта на о. Кижи в согласованные сроки в период с 1 июня по 20 сентября.
V. Музей-заповедник «Кижи» заключает договоры с победителями Всероссийского конкурса авторских проектов и предоставляет скидки до 50% (по сравнению с коммерческими группами) на расходы по пребыванию группы в Летнем университете, в том числе скидки на оплату проживания, стоимость экскурсий и занятий. Для работы с группой музей предоставляет музейного педагога — куратора, повара и обеспечивает 3-х разовое питание. Общая стоимость пребывания группы в Летнем университете, набор и размер скидок определяются организаторами конкурса до 1 апреля 2010 года и доводятся до всех участников конкурса, подавших заявку.
Проезд до о. Кижи и обратно, стоимость абонемента группа оплачивает за свой счёт.
VI. Основные критерии оценки проекта:
- Соответствие тематике и задачам конкурса.
- Оригинальность идеи.
- Инновационный характер проекта.
- Ценностные ориентации.
- Профессионализм исполнения проекта, соответствие структуре.
- Исследовательский характер.
- Уровень и качество включения в проект музейного памятникового, предметного, средового потенциала музея-заповедника «Кижи».
- Использование современных музейных, педагогических, культуротворческих, информационных и прочих технологий, раскрытие (описание) их в проекте.
- Эффективность, результативность проекта, в т. ч. для развития музея-заповедника «Кижи».
Сдать заявки и проекты на конкурс, получить консультацию можно по адресу:
Россия, Республика Карелия. 185035, г. Петрозаводск, пл. Кирова,10-а, тел. /факс: 76-70-91, 78-48-51 (ежедневно, кроме субботы и воскресенья).
Руководитель проекта «Летний университет на о. Кижи» — Шилова Людмила Васильевна, заместитель директора по музейно-образовательной деятельности, научный руководитель ДМЦ, Заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Карелия.
Куратор конкурса — Митрукова Светлана Алексеевна, ведущий методист музейно — образовательного блока музея-заповедника «Кижи», e-mail: mitrukova@kizhi.karelia.ru