Всероссийский конкурс проектов Летнего университета — 2007 @kizhi
- Студенческое лето – 2007 в Кижах (пресс-релиз от 16.11.07)
- Итоги конкурса проектов
- Положение о конкурсе проектов ЛУ на о. Кижи 2007 года
Положение о Всероссийском конкурсе проектов Летнего университета на острове Кижи 2007 года
Летний университет на острове Кижи действует с 2003 года в структуре музейно-образовательного блока ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник „Кижи“. Принимает группы с 1 июля по 20 сентября.
Летний университет располагается в традиционном крестьянском доме-комплексе, памятнике архитектуры начала XX века, в исторической деревне Ямка на о. Кижи.
Автор и научный руководитель проекта — Л. В. Шилова, заместитель директора музея-заповедника «Кижи», заслуженный работник культуры РФ, заслуженный работник культуры РК.
За 2003–2006 гг. участниками 16 сессий Летнего университета (ЛУ) на о. Кижи стали 133 студента вузов, 129 преподавателей вузов и школ, педагогов дополнительного образования, музейных работников и музейных педагогов, сотрудников орг анов управления образованием и учреждений-партнеров музея.
Летний университет на о. Кижи — это:
- социокультурный, музейно-образовательный проект, направленный на «образование культурой» молодежи и взрослого населения Республики Карелии и регионов Российской Федерации, на формирование специалиста XXI века как человека гуманитарного и гуманистического, творческого субъекта культуры;
- новая форма обучения студентов ВУЗов и учащихся средних профессиональных учебных заведений, повышения квалификации работников образования, культуры и управления в процессе музейной коммуникации, в условиях активного воздействия природной среды и историко-культурного наследия о. Кижи;
- место познания, творчества, расширения культурного кругозора, содержательного отдыха, духовного общения;
- экспериментальная межведомственная и междисциплинарная площадка для разработки и внедрения:
- в учебно-воспитательный процесс ВУЗов и средних профессиональных учебных заведений новых методик музейного образования, основанных на использовании историко-культурного наследия и разнообразных видов музейных памятников и коллекций;
- инновационных интерактивных форм повышения квалификации аспирантов, преподавателей школ, средних профессиональных учебных заведений и ВУЗов, музейных работников и др. специалистов с высшим образованием как части системы «образования культурой».
В 2007 году Летний университет на о. Кижи объявляет набор студенческих групп из России и зарубежных стран для прохождения летних практик «погружения в культуру» на конкурсной основе.
Задачи конкурса:
- Способствовать изучению и познанию историко-культурного и природного наследия Карелии молодежью и взрослым населением, используя образовательный потенциал заповедного острова, памятников музея-заповедника «Кижи», уникального Кижского архитектурного ансамбля, включенного в Список особо ценного наследия народов Российской Федерации и Всемирное наследие ЮНЕСКО в процессе музейной коммуникации.
- Способствовать личностному развитию через эмоциональные переживания в ходе «погружения» в историко-культурную и природную среду о. Кижи и соприкосновения с предметным миром культуры.
- Стимулировать научно-исследовательскую и проектную деятельность студентов
- Стимулировать творческую, социальную активность молодежи; формировать чувство сопричастности к сохранению отечественного и мирового культурного наследия через осмысление и творческую интерпретацию историко-культурного и природного наследия музея-заповедника «Кижи»; создавать условия для личной культуротворческой деятельности.
В основе учебного музейно-образовательного процесса Летнего университета лежит методика «средового погружения» в историко-культурную и природную среду острова Кижи, а также методики и технологии музейного образования, основанные на обращении к музею как институту познания и к памятнику как источнику знаний, эмоций и ценностных ориентиров. Структура учебной практики строится с учётом выбранной темы «погружения» и конкретного проекта. Программы сессий Летнего университета состоят из тематических блоков с использованием различных форм обучения, включают психологический мониторинг участников.
Тематика практик «средового погружения» 2007 года:
- Кижский архитектурный ансамбль — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Деревянное зодчество Русского Севера.
- Проблемы сохранения и реставрации памятников гражданской и культовой деревянной архитектуры музея-заповедника.
- Материальная и духовная культура народов Европейского Севера (русские, карелы, вепсы).
- Деревни Заонежья и о. Кижи. История, культура, человек.
- Народный архив (воспоминания местных жителей и очевидцев исторических событий).
- Изучение и сохранение нематериальных форм культурного наследия Русского Севера (фольклор, ремесленные технологии, традиции и т. д.). История и современность.
- Археологические памятники о. Кижи и Заонежья. Археология средних веков и нового времени.
- Природа и экология о. Кижи. Экологические проблемы сохранения и презентации природного, историко-культурного ландшафта. Развитие экологических троп музея-заповедника «Кижи».
- Православная культура Русского Севера. История и современность Кижского прихода.
- Кижи в зеркале прессы (журналистская практика).
- Пленэр в Кижах. Интерпретация историко-культурного наследия музея-заповедника в современном изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и дизайне.
- Кижский сувенир.
- Музыка Кижей.
- Основы музейного дела.
- История музея-заповедника «Кижи» и музей сегодня (местное сообщество, экология, архитектура, культура, имидж; экспозиционная, экскурсионная, фондовая и другие виды фондовой деятельности)
- Музей. Культура. Общество.
- Музей. Культура. Личность.
- Музей и туризм. Инфраструктура, маркетинговые технологии, интерактивные методики в экскурсионно-туристской деятельности.
- Музейная педагогика. Проектирование музейно-образовательных программ.
- Музейная среда и посетитель (социологическое и психологическое сопровождение образовательной, экскурсионной и социокультурной деятельности музея).
Сроки и условия проведения конкурса:
- Конкурс проводится с 1 февраля 2007 года по 20 апреля 2007 года.
- В конкурсе могут принять участие группы студентов, учащихся средних профессиональных учебных заведений, группы работников систем образования, культуры, управления и др. из регионов России и зарубежных стран.
Количество участников — 15 человек. Продолжительность практики — 6–7 дней. - Для участия в конкурсе необходимо:
- Подать заявку на участие в конкурсе до 1 марта 2007 года и представить до 20 апреля 2007 года авторский проект (программу учебной практики) культуротворческой деятельности по избранной теме на основе вышеперечисленной тематики.
- В проекте отразить цели, задачи, дать описание проекта и ожидаемых результатов (см. Приложение № 1).
- Победителям конкурса (5 групп) предоставляется возможность реализации проекта на о. Кижи в согласованные сроки в период с 1 июля по 20 сентября 2007 года (по договоренности сроки могут варьироваться). Ход конкурса и участие в Летнем университете будут освещаться в региональных СМИ, на сайте музея и музейной газете «Кижи».
- Для 5 групп — победителей Всероссийского конкурса проектов летнего университета на о. Кижи — организаторы конкурса предоставляют до 50% скидки на расходы по пребыванию группы в Летнем университете по сравнению с коммерческими группами (скидки на оплату проживания, научно-методические расходы, на стоимость материалов для реализации проекта, стоимость экскурсий и занятий; предоставляются музейный сотрудник-куратор для работы с группой и повар). Стоимость пребывания группы в Летнем университете и конкретный набор и размер скидок определяются организаторами конкурса до 20 марта 2007 года и доводятся до всех участников конкурса, подавших заявку на участие в конкурсе. Информация публикуется на сайте музея «Кижи».
Проезд до о. Кижи и обратно, стоимость питания группа оплачивает за собственный счёт. - С группами, приглашенными для прохождения практики заключается договор.
- В конкурсную комиссию входят квалифицированные специалисты музейного дела, образования и культуры Республики Карелия, филиала кафедры дореволюционной истории России «Историческое краеведение и музейное дело» ПетрГУ в музее-заповеднике «Кижи».
- Основные критерии оценки проекта:
- Соответствие тематике и задачам конкурса
- Оригинальность идеи
- Инновационный характер проекта
- Ценностные ориентации
- Профессионализм исполнения проекта
- Исследовательский характер
- Уровень и качество включения в проект музейного памятникового, предметного, средового потенциала музея-заповедника «Кижи»
- Использование современных музейных, педагогических, культуротворческих, информационных и прочих технологий
- Эффективность, результативность проекта, в т. ч. для развития музея-заповедника «Кижи»
Сдать заявки и проекты на конкурс, получить консультацию можно по адресу:
Россия, Республика Карелия. 185035, г. Петрозаводск, пл. Кирова, 10 а, Презентационно-выставочный центр, тел.: (8124) 78-32-52 (ежедневно, кроме субботы и воскресенья). Куратор конкурса — Митрукова Светлана Алексеевна, старший научный сотрудник музея-заповедника «Кижи», e-mail: mitrukova@kizhi. karelia.ru
Россия, Республика Карелия. 185035, г. Петрозаводск, пл. Кирова, 10 а, Презентационно-выставочный центр, тел.: (8142) 78-32-52; тел. /факс: 78-00-87, 78-48-51. (ежедневно, кроме субботы и воскресенья). Руководитель проекта «Летний университет на о. Кижи» — Шилова Людмила Васильевна, заместитель директора по музейно-образовательной деятельности, научный руководитель РДМЦ, Заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Карелия.
Приложение № 1
Структура оформления проекта практики «средового погружения»
- Выбранная тематика практики
- Название проекта
- Организация — заявитель проекта
- Авторы проекта: ФИО, должность, ученая степень
- Контактная информация: почтовый адрес, адрес электронной почты, тел. /факс
- Участники проекта
- Предпочтительные сроки практики
- Описание проекта:
- Цели
- Задачи
- Проблемы, решаемые в ходе реализации проекта
- Формы реализации проекта и использование памятникового, научного и других образовательных ресурсов музея-заповедника «Кижи»
- Используемые общие и частные технологии и методики, в т. ч. предусмотренные данным положением (см. «Основные критерии оценки проекта», п. 6)
- Содержание и характер деятельности студентов и возможные варианты заданий
- Форма отчетности и презентации итогов практики
- Ожидаемые результаты