Всероссийский конкурс проектов Летней музейно-этнографической школы — 2009 @kizhi
- Детские впечатления от кижского лета – 2009 (пресс-релиз от 12.10.09)
- Летняя школа жизни в Кижах (пресс-релиз от 16.10.09)
- Кижское лето — 2009
- Положение о конкурсе проектов ЛМЭШ на о. Кижи 2009 года
Положение о Всероссийском конкурсе проектов Летней музейно-этнографической школы на острове Кижи 2009 года
Летняя музейно-этнографическая школа на острове Кижи действует с 1993 года в структуре Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» и является научно-методической площадкой Детского музейного центра (ДМЦ). Принимает группы с 1 июня по 30 августа.
Летняя школа располагается в традиционном крестьянском доме-комплексе, памятнике архитектуры начала XX века, в исторической деревне Ямка на о. Кижи.
Автор и руководитель проекта — Л. В. Шилова, заместитель директора музея-заповедника «Кижи» по музейно-образовательной деятельности, научный руководитель ДМЦ, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Карелия.
За 1993–2008 годы в Летней школе учебные практики «погружения в культуру» по 19 темам прошли 210 групп школьников 1–11 классов (2518 детей) и 363 педагога из г. Петрозаводска и 14 районов Республики Карелия, Москвы, Архангельской области РФ, Воронежа, Ханты-Мансийска, Владимира, Литвы, Финляндии. Проведено 4270 занятий по программам «погружения» и освоения материальной и духовной культуры народов Карелии (русских, карел, вепсов). Летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи — это:
- Целевой межведомственный, социокультурный, музейно-образовательный проект, направленный на творческое развитие личности ребёнка на основе уникального историко-культурного и природного наследия музея-заповедника «Кижи»;
- Школа «образования культурой» в условиях мощного воздействия на ребенка Среды заповедного острова;
- Экспериментальная площадка народной педагогики, музейной педагогики, памятниковедения, площадка совершенствования традиционных и разработки новых интерактивных, средовых, культуротворческих, деятельностных форм и методов работы с детьми, методик сотворчества детей и взрослых в области интерпретации и актуализации историко-культурного и природного наследия, музейных коллекций, предметного мира культуры;
- Прекрасная возможность оздоровления и культурно-образовательного отдыха детей на живописном острове Кижи.
В 2009 году Летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи объявляет набор детских групп из Карелии, России и стран СНГ для прохождения летних практик «погружения в культуру» на конкурсной основе.
Задачи конкурса:
- Способствовать творческому и духовному развитию ребёнка музейными средствами на основе активного использования историко-культурного наследия Карелии, образовательного потенциала всемирно известных памятников музея-заповедника «Кижи», включенного в Государственный свод особо ценного наследия народов Российской Федерации, уникального Кижского архитектурного ансамбля, входящего в Список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
- Актуализировать историко-культурное и природное наследие Республики Карелия, заповедного острова Кижи, используя музейные технологии и культуротворческую деятельность детей; содействовать превращению общего наследия в личное достояние каждого ребенка, способствовать обогащению жизненного опыта ребенка.
- Выявлять и поддерживать передовые технологии в области народной и музейной педагогик, интерпретации культурного и природного наследия, традиционной народной культуры; современные информационные, средовые, культуротворческие, интерактивные, деятельностные и другие методики и формы работы. Содействовать повышению квалификации музейно-педагогических кадров и обмену опытом «музейного образования».
- Вовлекать учащихся и педагогов в изучение, популяризацию и творческую интерпретацию истории, проблем изучения, сохранения и реставрации недвижимых памятников, памятников нематериального наследия, музейных коллекций музея-заповедника «Кижи», одного из самых крупных музеев под открытым небом России, содействовать исследовательской, проектной деятельности школьников.
- В основе учебного музейно-образовательного процесса лежит методика «погружения» в историко-культурную и природную среду острова Кижи. Структура учебной практики строится с учётом выбранной темы «погружения» и конкретного проекта.
Результатом совместной работы над конкретной темой является создание и реализация проекта культуротворческой партнерской деятельности детей, учителя, педагога дополнительного образования и музейного педагога Детского музейного центра.
Тематика практик «средового погружения» 2009 года:
- Археологические памятники о. Кижи и Заонежья.
- Памятники деревянного зодчества на о. Кижи (Кижский архитектурный ансамбль: 2009 год — 295 лет Преображенской церкви, 245 лет Покровской церкви. Гражданская и культовая архитектура Севера).
- Материальная и духовная культура русских, карел, вепсов.
- Фольклор Заонежья.
- Заонежье, Кижи и древнерусские былины.
- Промыслы и ремёсла Карелии.
- Природа и экология о. Кижи.
- Местное сообщество о. Кижи (История и современность).
- Народный архив.
- Музей. Культура. Общество.
- Музей. Культура. Личность.
- Православная культура Русского Севера. История и современность Кижского прихода.
- Основы музейного дела.
- Охрана и реставрация памятников музея-заповедника.
- Музей-заповедник «Кижи». История и современность.
- Кижи в зеркале прессы (журналистская практика).
- Музыка Кижей.
- Пленэр в Кижах.
- Кижский сувенир.
- Другая культура глазами детей. Межкультурный диалог (история и современность).
- Наследие и дети. Знать, ценить и действовать.
Условия конкурса:
Конкурс проводится с 10 декабря 2008 года по 10 марта 2009 года.
В конкурсе могут принять участие группы школьников из районов Карелии, регионов России и стран СНГ в возрасте от 10 до 17 лет под руководством педагога — руководителя школьного музея, кружка, студии, класса, фольклорного коллектива, детского театра и других организованных детских групп.
Количество детей в группе: 12 человек, 2 педагога.
Продолжительность практики: 5–6 дней.
Для участия в конкурсе необходимо:
- Подать заявку на участие в конкурсе до 30 января 2009 года и представить до 10 марта 2009 года авторский проект (музейно-образовательную программу) культуротворческой деятельности по избранной теме с учетом вышеперечисленных тематик учебных практик.
- В проекте отразить цели, задачи, дать описание проекта и ожидаемых результатов, назвать и раскрыть музейно-педагогические технологии, которые будут использованы, указать возраст и специализацию детской группы (см. Приложение № 1).
- Победителям конкурса предоставляется возможность реализации проекта на о. Кижи в согласованные сроки в период с 1 июня по 31 августа. Право выбора срока проведения практики предоставляется группам, занявшим первые 3 места в конкурсе. Материалы лучших реализованных проектов по результатам практики будут опубликованы в научно-методическом сборнике ДМЦ музея «Кижи», ход конкурса и участие в Летней школе освещаются в региональных СМИ, на сайте музея и музейной газете «Кижи».
- Музей-заповедник «Кижи» заключает договоры с победителями Всероссийского конкурса авторских проектов и предоставляет скидки до 50% (по сравнению с коммерческими группами) на расходы по пребыванию группы в Летней школе, в том числе скидки на оплату проживания, стоимость экскурсий и занятий. Для работы с группой музей предоставляет музейного педагога — куратора, повара и обеспечивает 4-х разовое питание. Общая стоимость пребывания группы в Летней школе, набор и размер скидок определяются организаторами конкурса до 1 апреля 2009 года и доводятся до всех участников конкурса, подавших заявку.
- Проезд до о. Кижи и обратно, стоимость питания оплачивает группа за свой счёт.
- По итогам реализации авторского творческого проекта руководители проекта готовят творческий отчёт и предоставляют его в ДМЦ музея-заповедника «Кижи» до 15 октября 2009 года.
- В конкурсную комиссию входят квалифицированные специалисты музейного дела, образования и культуры Республики Карелия, Министерства образования РК.
Основные критерии оценки проекта:
- Соответствие тематике и задачам конкурса.
- Оригинальность идеи.
- Инновационный характер проекта.
- Ценностные ориентации.
- Профессионализм исполнения проекта, соответствие структуре.
- Исследовательский характер.
- Уровень и качество включения в проект музейного памятникового, предметного, средового потенциала музея-заповедника «Кижи».
- Использование современных музейных, педагогических, культуротворческих, информационных и прочих музейно-педагогических технологий, раскрытие (описание) их применения в проекте.
- Эффективность, результативность проекта, в том числе для развития музея-заповедника «Кижи».
Проекты, не соответствующие критериям оценки, не рассматриваются.
Сдать заявки и проекты на конкурс, получить консультацию можно по адресу:
Россия, Республика Карелия 185035 г. Петрозаводск, пл. Ленина, 2; Детский Музейный Центр, отдел музейной педагогики музея-заповедника «Кижи».
Руководитель проекта «Всероссийская летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи»: Людмила Васильевна Шилова, заместитель директора по музейно-образовательной деятельности, научный руководитель ДМЦ, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Карелия, тел: (8142) 78-40-83
Куратор конкурса: Архипова Наталья Анатольевна, ведущий методист отдела музейной педагогики. (8142) 78-26-96 e-mail: arhipova@kizhi.karelia.ru