Всероссийский конкурс проектов Летней музейно-этнографической школы — 2008 @kizhi
- Вдогонку за ушедшим летом (пресс-релиз от 31.10.08)
- Открыт музейный образовательный сезон (пресс-релиз от 26.05.08)
- Кижское лето-2008
- Мы открываем Кижи!
- Положение о конкурсе проектов ЛМЭШ на о. Кижи 2008 года
Положение о Всероссийском конкурсе проектов Летней музейно-этнографической школы на острове Кижи 2008 года
Летняя музейно-этнографическая школа на острове Кижи действует с 1993 года в структуре Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» и является научно-методической площадкой Республиканского детского музейного центра (РДМЦ). Принимает группы с 1 июня по 30 августа.
Летняя школа располагается в традиционном крестьянском доме-комплексе, памятнике архитектуры начала XX века, в исторической деревне Ямка на о. Кижи.
Автор и руководитель проекта — Л. В. Шилова, заместитель директора музея-заповедника «Кижи», научный руководитель РДМЦ.
За 1993–2007 годы в Летней школе учебные практики «погружения в культуру» по 19 темам прошли 199 групп школьников 1–11 классов (2398 детей) и 341 педагог из г. Петрозаводска и 14 районов Республики Карелия, Москвы, Архангельской области РФ, Воронежа, Ханты-Мансийска, Литвы, Финляндии. Проведено 4070 занятий по программам «погружения» и освоения материальной и духовной культуры народов Карелии (русских, карел, вепсов).
Летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи — это:
- Целевой межведомственный, социокультурный, музейно-образовательный проект, направленный на творческое развитие личности ребёнка на основе уникального историко-культурного и природного наследия музея-заповедника «Кижи»;
- Школа «образования культурой» в условиях мощного воздействия на ребенка Среды заповедного острова;
- Экспериментальная площадка народной педагогики, музейной педагогики, памятниковедения для совершенствования традиционных и разработки новых интерактивных, средовых, культуротворческих, деятельностных форм и методов работы с детьми, сотворчества детей и взрослых в области интерпретации и актуализации историко-культурного и природного наследия, музейных коллекций, предметного мира культуры;
- Прекрасная возможность оздоровления и культурно-образовательного отдыха детей на живописнейшем острове Кижи.
В 2008 году Всероссийская летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи объявляет набор детских групп из Карелии, России и стран СНГ для прохождения летних практик «погружения в культуру» на конкурсной основе.
Задачи конкурса:
- Способствовать творческому и духовному развитию ребёнка на основе активного использования историко-культурного наследия Карелии, образовательного потенциала всемирно известных памятников музея-заповедника «Кижи», уникального Кижского архитектурного ансамбля, включенного в Список особо ценного наследия народов Российской Федерации и Всемирное наследие ЮНЕСКО, в системе музейного образования.
- Актуализировать историко-культурное и природное наследие Республики Карелия, заповедного острова Кижи, используя музейные технологии и культуротворческую деятельность детей; содействовать превращению общего наследия в личное достояние каждого ребенка, способствовать обогащению жизненного опыта ребенка.
- Выявлять и поддерживать передовые технологии в области народной и музейной педагогик, интерпретации культурного и природного наследия, традиционной народной культуры; современные информационные, средовые, культуротворческие, интерактивные, деятельностные и другие методики и формы работы. Содействовать повышению квалификации музейно-педагогических кадров и обмену опытом «музейного образования».
- Вовлекать учащихся и педагогов в изучение, популяризацию и творческую интерпретацию истории, проблем изучения, сохранения и реставрации недвижимых памятников, памятников нематериального наследия, музейных коллекций музея-заповедника «Кижи», одного из старейших и крупнейших музеев под открытым небом России, содействовать исследовательской, проектной деятельности школьников.
В основе учебного музейно-образовательного процесса лежит методика «погружения» в историко-культурную и природную среду всемирно известного острова Кижи. Структура учебной практики строится с учётом выбранной темы «погружения» и конкретного проекта.
Результатом совместной работы над конкретной темой будет создание и реализация проекта культуротворческой совместной деятельности детей, учителя, педагога дополнительного образования и музейного педагога Республиканского детского музейного центра.
Тематика практик «средового погружения» 2008 года:
- Археологические памятники о. Кижи и Заонежья.
- Памятники деревянного зодчества на о. Кижи (Кижский архитектурный ансамбль. Гражданская и культовая архитектура Севера).
- Материальная и духовная культура русских, карел, вепсов.
- Фольклор Заонежья.
- Заонежье, Кижи и древнерусские былины.
- Промыслы и ремёсла Карелии.
- Природа и экология о. Кижи.
- Местное сообщество о. Кижи (История и современность).
- Народный архив.
- Музей. Культура. Общество.
- Музей. Культура. Личность.
- Православная культура Русского Севера. История и современность Кижского прихода.
- Основы музейного дела.
- Охрана и реставрация памятников музея-заповедника.
- Музей-заповедник «Кижи». История и современность.
- Кижи в зеркале прессы (журналистская практика).
- Музыка Кижей.
- Пленэр в Кижах.
- Кижский сувенир.
- Другая культура глазами детей. Межкультурный диалог (история и современность).
Условия конкурса:
Конкурс проводится с 1 ноября 2007 года по 1 марта 2008 года.
В конкурсе могут принять участие группы школьников из районов Карелии, регионов России и стран СНГ в возрасте от 10 до 17 лет под руководством педагога — руководителя школьного музея, кружка, студии, класса, фольклорного коллектива, детского театра и других организованных детских групп.
Количество детей в группе: 12 человек, 2 педагога.
Продолжительность практики: 5–6 дней.
Для участия в конкурсе необходимо:
- Подать заявку на участие в конкурсе до 10 февраля 2008 года и представить до 1 марта 2008 года авторский проект (музейно-образовательную программу) культуротворческой деятельности по избранной теме с учетом вышеперечисленных тематик учебных практик.
- В проекте отразить цели, задачи, дать описание проекта и ожидаемых результатов, назвать и раскрыть музейно-педагогические технологии, которые будут использованы, указать возраст и специализацию детской группы.
Победителям конкурса предоставляется возможность реализации проекта на о. Кижи в согласованные сроки в период с 1 июня по 31 августа. Право выбора срока проведения практики предоставляется группам, занявшим первые 3 места в конкурсе. Материалы лучших реализованных проектов по результатам практики будут опубликованы в научно-методическом сборнике РДМЦ музея «Кижи», ход конкурса и участие в Летней школе освещаются в региональных СМИ, на сайте музея и музейной газете «Кижи».
С победителями Всероссийского конкурса авторских проектов музей-заповедник «Кижи» заключает договоры и предоставляет скидки до 50% на расходы по пребыванию группы в Летней школе по сравнению с коммерческими группами (в том числе скидки на оплату проживания, научно-методические расходы, на стоимость материалов для реализации проекта, стоимость экскурсий и занятий; предоставляются музейный педагог для работы с группой и повар). Общая стоимость пребывания группы в Летней школе и конкретный набор и размер скидок определяются организаторами конкурса до 1 апреля 2008 года и доводятся до всех участников конкурса, подавших заявку на участие в конкурсе. Информация публикуется на сайте музея-заповедника «Кижи».
Проезд до о. Кижи и обратно, стоимость питания, экскурсионное обслуживание оплачивает группа за собственный счёт.
По итогам реализации авторского творческого проекта руководители проекта должны подготовить письменный и творческий отчёты и предоставить их в РДМЦ музея-заповедника «Кижи» до 15 сентября 2008 года.
В конкурсную комиссию входят квалифицированные специалисты музейного дела, образования и культуры Республики Карелия, Министерства образования РК.
Основные критерии оценки проекта:
- Соответствие тематике и задачам конкурса.
- Оригинальность идеи.
- Инновационный характер проекта.
- Ценностные ориентации.
- Профессионализм исполнения проекта.
- Исследовательский характер.
- Уровень и качество включения в проект музейного памятникового, предметного, средового потенциала музея-заповедника «Кижи».
- Использование современных музейных, педагогических, культуротворческих, информационных и прочих технологий.
- Эффективность, результативность проекта, в том числе для развития музея-заповедника «Кижи».
Сдать заявки и проекты на конкурс, получить консультацию можно по адресу:
Россия, Республика Карелия 185035 г. Петрозаводск, пл. Ленина, 2 Республиканский Детский Музейный Центр, отдел музейной педагогики музея-заповедника «Кижи», тел: (8142) 78-26-96 e-mail: rdmc@kizhi. karelia.ru (ежедневно, кроме субботы и воскресенья). Куратор конкурса — Галина Леонидовна Захарова, начальник отдела музейной педагогики. Россия, Республика Карелия 185035 г. Петрозаводск, пл. Кирова, 10-а Презентационно-выставочный центр, тел: (факс) (8142) 78-00-87, 78-35-83 (ежедневно, кроме субботы и воскресенья). Руководитель проекта «Всероссийская летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи» — Людмила Васильевна Шилова, заместитель директора по музейно-образовательной деятельности, научный руководитель РДМЦ, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Карелия, тел: (8142) 78-40-83