Наследие – детям VkontakteFacebook

Дата: 1 октября 2013 — 10 февраля 2014Google-календарь
Место: Детский музейный центр (старое) (Петрозаводск)

Фестиваль музейно-образовательных занятий и программ «Наследие — детям». Подводим итоги

Л.В. Шилова, автор проекта «Детский музейный центр»Директор музея-заповедника «Кижи» А.В. НелидовВ центре — зам. директора музея «Кижи» И.В. ПавловаПедагоги — участники фестиваля «Наследие — детям»Занятие по программе «Дом»

С 28 по 30 апреля в Петрозаводске прошел Фестиваль музейно-образовательных занятий и программ «Наследие — детям», посвящённый двум знаменательным событиям — 300-летию Преображенской церкви и 20-летию Детского музейного центра музея-заповедника «Кижи». Местом проведения Фестиваля стали площадки партнеров музея-заповедника «Кижи» в г. Петрозаводске: Театр кукол Республики Карелия, средняя школа №2, средняя школа №43, детский сад №108.

На торжественном открытии Фестиваля в Театре кукол Детский музейный центр поздравили представители Министерства культуры РК, Министерства образования РК, Министерства по национальной политики РК, Управления культуры Администрации ПГО, а также многочисленные друзья и партнёры музея «Кижи». Много хороших слов было сказано в адрес создателя и первого руководителя Детского музейного центра Людмилы Васильевны Шиловой.

Участников Фестиваля приветствовали Фольклорно-этнографический ансамбль музея-заповедника «Кижи», группа фотографов, побывавших в Летнем университете на о.Кижи в 2013 году, а также дети — участники музейно-образовательных проектов и программ Детского музейного центра: молодежная студия ансамбля «Кантеле» (рук. Картынен А.О.), детский фольклорный ансамбль «Перегудки» (рук. Жукова В.А., Ананьева Т.В.), Дворец творчества детей и юношества (рук. Старшова О.Н.), детская музейная студия музея-заповедника «Кижи» «Кижская палитра» (рук. Петрякова С.А.). Специальную программу подготовили организаторы музейной деятельности Державинского лицея, средней школы № 2, средней школы № 43 и детского сада № 108, на базе которых созданы музейно-образовательные комплексы ДМЦ.

В первый день Фестиваля были подведены итоги конкурса «Наследие — детям», названы имена победителей — ими стали авторы 32 занятий, и именно им предстояло представить свои занятия на Фестивале. В течение трех дней было дано 7 открытых музейно-образовательных занятий, 25 занятий педагоги представили в форме блиц-презентаций.

Первыми были презентованы занятия, посвященные 300-летию Преображенской церкви на о. Кижи, в номинации «Кижский архитектурный ансамбль — выдающийся памятник деревянного народного зодчества, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО». Авторы поделились своими разработками, находками и интерактивными заданиями по памятникам архитектуры о. Кижи. Этими материалами смогут воспользоваться педагоги республики при проведении тематических классных часов и уроков, посвященных 300-летию Преображенской церкви, в День знаний 1 сентября: тексты занятий будут представлены на сайтах музея «Кижи», Министерства образования РК, Центра развития образования.

Занятия для детей дошкольного возраста, презентация которых прошла в детском саду №108, вызвали большой интерес среди педагогов и воспитателей детских садов города. В 2014 году значительно увеличилось количество участников конкурса в этой номинации — тридцать восемь работ от 48 участников. На открытых занятиях были продемонстрированы методические приемы по взаимодействию и экспериментированию с предметом, созданию проблемных ситуаций. Так, дети «становились археологами», а глиняный горшок сам нашептывал им свою удивительную историю (авторы Цветкова Н.В., Филиппова А.В., педагоги детского сада № 102). На занятии «Знакомство со скалкой» (авторы Шутова Л.П., Яковенко Е.Н., педагоги детского сада №1) ребята не только узнали много интересного о скалке, но и получили навыки по просеиванию муки сквозь сито и раскатыванию теста. Через практическое манипулирование с предметом, наблюдение и сравнение на занятии «Бабушкин сундук» (авторы Никонова М.В., Генералова Л.К., педагоги детского сада №107) дети познакомились с видами сундуков, сравнили их форму и размеры, узнали, что в них хранилось.

Музейно-образовательные занятия для школьников были представлены на базе музейно-образовательных комплексов в школах №43 и №2. Авторы отметили связь занятий с базовыми программами школы, интеграцию с другими предметами, включение национально-регионального компонента. Занятия разработаны на использовании в работе предмета, исторического документа, письменного источника, памятника, объекта нематериального наследия. На многих занятиях дети работают с местным этнографическим материалом, изучают историко-культурную среду своего города/поселка. Большая часть занятий построена на применении интерактивных, игровых методик, дети становятся участниками игры-путешествия, краеведческой игры, игры-соревнования, настольной, эвристической, ролевой игры. В поисковую игру были вовлечены дети на занятии «Музыкальный театр Республики Карелия — памятник истории и культуры Петрозаводска» (авторы Щелупанова И.Б., Добрынина Е.А., учителя-дефектологи Карельской республиканской библиотеки для слепых).

При проведении занятий на местах педагоги широко используют ресурс музейно-образовательного пространства учреждения или музея: школьный музей «Карельская горница» Рыпушкальской школы, школьный музей Золотецкой школы, музей-изба детского сада №107 г. Петрозаводска, «Карельская изба» детского сада №22 и детского сада №1 г. Петрозаводска, Детский музей Дворца творчества детей и юношества, музейно-образовательный комплекс «Крестьянская изба» детского сада №108. Авторы занятий подчеркивают тесное сотрудничество с музеями своего города: занятие «Дом купца Куттуева» построено на изучении здания Олонецкого национального музея (автор – Андреева А.А., воспитатель детского сада №13, г. Олонец); краеведческая игра «Листая прошлого страницы» (автор Гаврилова М.А., педагог Беломорской станции туризма и краеведения) проводится на территории музея «Беломорские петроглифы». На занятии «Артель славных плотников» (авторы Крыж С.А., Нестеренко А.А.) широко используются ресурсы Детского музея ДТДиЮ и музея-заповедника «Кижи».

В рамках Фестиваля был представлен опыт Детского музейного центра по реализации музейно-образовательных проектов, занятий и программ, прошла презентация сборника детских творческих работ участников Летней музейно-этнографической школы на о. Кижи «Кижи — остров вдохновения», а в детском саду №108 были даны открытые занятия по программам «Дом» и «Предметный мир сказки».

Программа Фестиваля также включала знакомство с работой музейно-образовательных комплексов Детского музейного центра и Музеем Дедов, презентацию выставок, посвященных 300-летию Преображенской церкви на острове Кижи — «Жизнь под покровом небес» в выставочном зале музея; «Кижи — венец народного творчества» и «С днем рождения, чудо-памятник!» в школах №43 и №2.

Завершился Фестиваль Круглым столом, на котором были подведены итоги, высказаны пожелания. Участники положительно оценили проведение Фестиваля на нескольких площадках и отметили, что он дал возможность обменяться опытом, новыми идеями, знаниями и наработками, дал стимул для дальнейшей работы в области музейной педагогики.

31 мая 2014 // Галина ЗАХАРОВА, ведущий методист отдела «Детский музейный центр»

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф