О Борисе Семёнове
Сегодня всё, что мы видим вокруг себя – города, деревни, парки, музеи и достопримечательности, – всё это ежеминутно фотографируется множеством самых обычных прохожих на самые обычные телефоны. Летопись соцсетей хранит в себе невообразимое количество фотографий больших и малых населённых пунктов, а уж о местах, притягивающих к себе туристов, и говорить не приходится. Но можем ли мы заглянуть в прошлое, увидеть, как наши края выглядели десятки лет назад, в то время, когда фотосъёмка ещё не была так распространена, как сегодня? Безусловно, но чем дальше мы погружаемся в прошлое, тем труднее становится добывать материал. Для этого, впрочем, необязательно посещать архивы, в соцсетях можно найти старые фотографии разных авторов. Некоторые из этих авторских коллекций являются настоящей находкой для краеведов, исследователей и всех, кто желает испытать чувство ностальгии. В Карелии одним из ярчайших примеров богатого фотонаследия является архив Бориса Ивановича Семёнова. В его фотоархивах каждый житель Карелии найдёт для себя то, что ему близко. Сотрудник музея, завода, школы, столовой или лаборатории увидит родное предприятие и коллег, которые там работали задолго до него или тогда, когда он делал первые шаги в профессии. Житель Петрозаводска заметит, как менялся его город. Пожилой человек непременно испытает ностальгию, а молодой с интересом погрузится в прошлое.
Родился Борис Иванович Семёнов 12 февраля 1939 года в г.Петрозаводске. После окончания 2-й школы в 1954 году поступил на работу на центральный телеграф города Петрозаводска, параллельно учился в школе рабочей молодёжи, где и окончил 10 классов.
С 1958 по 1961 год находился на службе в рядах Советской Армии. Там окончил школу младших артиллерийских командиров. Был комсоргом подразделения, неоднократно поощрялся командованием, награждался Почётными грамотами за успехи по службе и активное участие в художественной самодеятельности.
Первые шаги в журналистике сделал в 1963 году на Карельском телевидении, где работал механиком по обслуживанию звуковой техники, а затем ассистентом кинооператора.
Участвовал в съёмках фильмов «Соловки», «Считайте меня живым», «Банка консервов» и других. Самостоятельно снимал материалы о событиях из жизни города и республики для телепрограммы «Экран дня» и прочих редакций. В 1970 году Б.И.Семёнов принят в члены Союза журналистов. В 1977 году активно участвовал в создании фотолетописи Карелии – альбомов «Твой путь, Карелия», «Нас водила молодость», «Песня о Карелии».
В качестве фотокорреспондента ему доводилось освещать наиболее важные события в республике и сопровождать в поездках по ней Ю.В. Андропова, А.Н. Косыгина, У.К. Кекконена, Б.Н. Ельцина и многих других высоких гостей, космонавтов, чемпионов. Трижды сопровождал в визитах Патриарха всея Руси Алексия II. Кроме того, Борис Иванович часто бывал за границей. После каждого возвращения домой проводил выступления-отчёты. Борис Семёнов был частым гостем острова Кижи. Как правило, он посещал остров как фотокорреспондент, чтобы отснять проводящиеся на Кижах мероприятия или сопровождая известных людей. Большая часть его фоторабот с острова относится к 80-м годам.
Бориса Семёнова не стало 19 декабря 2000 года. Но фотографии, которые он оставил после себя, бессмертны. Дочь фотографа, Яна Семёнова, оцифровала уже более 100.000 его негативов, которые можно найти в группе ВКонтакте. Все фотографии виртуальной выставки «Кижские фотохроники Бориса Семёнова» кликабельны и ведут в эту группу к оцифрованным копиям. Поэтому, если Вы захотите поправить какой-нибудь комментарий автора выставки, смело нажимайте на соответствующую фотографию.
Памятники острова Кижи
В этом разделе встречаются фото 1970 – 1980-х годов. Определить точную датировку для некоторых фотографий довольно сложно. Все фотографии взяты из группы «Архив фотографий Бориса Семенова», где у части альбомов, в которых они находятся, указаны года. Но альбомные датировки не всегда соответствуют действительности. Более точные комментарии, помогшие при описании фотографий, дали сотрудники музея-заповедника «Кижи», заставшие эти времена.
Давайте вернёмся более чем на 40 лет назад и прогуляемся по острову Кижи с виртуальным экскурсоводом.
Эта фотография сделана до 1977 года. Предположительно, это 1973 год, так как фото взято из альбома «Кижи – Роман и Вера Весселер». Роман Весселер – оператор, участвовавший в съёмках фильма «Два дня тревоги» в Петрозаводске в 1973-м году. Однако более надёжным ориентиром для определения датировки является часовня вдалеке справа, к которой мы ещё вернёмся. Дело в том, что эта часовня находилась здесь до 1977-го года.
За это время многое на острове изменилось. Некоторые памятники были перенесены на другое место, некоторые хозяйственные постройки и рестораны перестали существовать, а вместо них были построены новые. Изменилась и дорога, ведущая от пристани к Погосту, теперь она насыпная.
Поскольку в 1980 году Преображенская церковь была закрыта на реставрацию, на фотографиях Бориса Семёнова мы, как правило, видим её в лесах. Интересно, думал ли тогда кто-нибудь, что главная достопримечательность острова вновь откроется для посетителей лишь через сорок лет?
Согласно названию альбома, эта фотография сделана в 1983-м году. Видно, что местность возле Погоста заметно изменилась за почти четыре десятилетия. Перед Погостом с 1950-х по 1990-е годы располагался дом для сотрудников музея (бывшее административное здание).
Перед нами колокольня Кижского погоста. Давайте поднимемся на неё и посмотрим по сторонам.
Вот и вид с колокольни, если верить названию альбома, в котором находится фотография, она сделана 1986-го года. Кажется, здесь мало что изменилось.
А вот эта фотография явно более старая (до 1977-го года). Растительность на ней заметно ниже, чем на предыдущем снимке. Обратите внимание на расположение памятников, оно отличается от современного. Главным нашим ориентиром снова является часовня из д. Кавгора в южном конце острова. А самый внимательный зритель мог заметить, что часовня архангела Михаила стоит в лесах.
Зато главки Преображенской цервки, кажется, совсем не изменились. По фотографии видно, что лемех на них недавно меняли.
И главки Покровской церкви всё те же.
Пора спускаться. Подходя к выходу за ограду Погоста, бросим последний взгляд на крыльцо Покровской церкви.
Двинемся от Погоста вглубь экспозиции в южной части острова. На этой фотографии дом Ошевнева. Дом готовят к процессу фумигации.
Сам дом-комплекс постройки 1876 года стараниями кижских реставраторов сохранился в первозданном виде.
Теперь вместе с фольклорной группой мы покинем дом Ошевнева и двинемся дальше.
Это часовня архангела Михаила.
Она же, но несколькими годами ранее. Помните вид с колокольни, где эта часовня была в лесах, а ещё дальше, на южном конце острова стояла часовня из д. Кавгора? Это одни из самых старых снимков в этой экспозиции. Возможно, первая половина 70-х годов.
А вот и часовня-путешественница вблизи. По задумке А.В. Ополовникова она была архитектурным акцентом, встречающим корабли, подходящие к острову с юга. Но, как уже упоминалось, в 1977-м году она была перенесена на северный конец острова. Говорят, на старом месте до сих пор можно найти фрагменты её основания.
А это церковь Воскрешения Лазаря, самый старый памятник острова Кижи. Согласно названию альбома фото сделано летом 1983 года.
Отправимся теперь к северу острова. Это – Поклонный крест из д.Чуйнаволок, вид на Покровскую церковь.
А это вид на Кижский погост со стороны дома Яковлева.
И это строение тоже не сохранилось. Плавучий дебаркадер использовался как зал ожидания, магазин, почта и ресторан. Существовал он с 1960-х по 2000-е годы. На заднем плане ведутся работы по строительству нового бетонного причала.
Это мельница из д. Вороний Остров. Справа от мельницы – конюшня. На заднем плане мы видим часовню Преображения Господня из д. Кавгора, она уже перенесена на северную часть острова (1977 год или позднее). Леса было меньше, поэтому часовня хорошо просматривается с этой точки.
Деревня Ямка на восточной стороне острова.
Мельница из д. Вороний Остров, вид с д. Ямка.
Часовня Успения Божией Матери в д.Васильево без обшивки. Обшивку сняли в 1977 году, однако в наше время её вернули. Полотенца на часовне тоже не видно. Вдали на Нарьиной горе – Часовня во имя Нерукотворного образа из д. Вигово.
Лица острова
Чаще всего в объектив Бориса Семёнова попадали именно люди. Очень интересно рассматривать фотографии, сделанные сорок лет назад, встречая на них знакомые лица. Кто-то, возможно, узнает на этих снимках своих знакомых, родственников, коллег, а кто-то узнает и себя. Здесь есть и сотрудники музея «Кижи», и гости острова, среди которых встречаются известные деятели искусства.
Это первый фольклорный праздник 1980-го года. Открывает его директор Людмила Васильевна Шилова, которая руководила музеем с 1979 по 1984 год. Фольклорные праздники проводились по первым воскресеньям июля.
Виола Валентиновна Мальми, хореограф и фольклорист. Виола Мальми была первым организатором фольклорных праздников на острове Кижи.
Фотосъёмку ведёт Павел Бойцов – фотограф музея «Кижи».
А здесь начинающий фотограф Игорь Георгиевский. Он стал настоящим профессионалом своего дела и в настоящее время работает в нашем музее. Игорь Юрьевич лично знал Бориса Семёнова и как фотограф часто встречался с ним на различных мероприятиях.
Праздник ремёсел. Эти праздники проводились по первым воскресеньям августа. Справа – Борис Фёдорович Ёлупов, бригадир первой бригады реставраторов. Слева изготавливает лемех Юрий Михайлович Наумов, до сих пор работающий в музее. Юрий Михайлович является отцом-основателем Кижской регаты.
Виола Анатольевна Гущина на празднике ремёсел, 1986 год. Виола Анатольевна более полувека проработала в музее с самого его открытия в 1965-м году. Она же была одним из тех кижских старожилов, которые помогали в создании этой выставки.
Сотрудник музея Геннадий Юрьевич Бурканов с сыном, 1983 год. В своё время Г.Ю. Бурканов был заместителем директора музея, сейчас работает внештатным экскурсоводом.
Арто Ринне – музыкант, участник мероприятий на о.Кижи. Впоследствии – участник известной петрозаводской фолк-группы Myllärit.
Лео Севец – одноклассник Арто Ринне. Тоже музыкант, и тоже участник мероприятий на о.Кижи. Впоследствии – участник Myllärit.
Знаменитые гости острова
В этом разделе посмотрим на известных людей, посещавших остров Кижи.
Визит председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина (в центре) на остров Кижи, сентябрь 1977-го года. Слева – директор музея В.М. Ионова.
Вместе с А.Н. Косыгиным остров посетил президент Финляндии Урхо Калева Кекконен (в центре). Мужчина на заднем плане, с фотоаппаратом, – известный фотограф Семён Майстерман.
А это тогдашний глава Петрозаводска – Павел Васильевич Сепсяков (в центре). Начало 80-х. Этого градоначальника петрозаводчане вспоминают с теплом.
Визит Евгения Евтушенко, 1986-й год.
Рядом с Евтушенко – Семён Майстерман, с которым мы уже познакомились.
Евгений Евтушенко делает запись в Книге почетных гостей музея «Кижи». Рядом – Елена Бьёрнинен, сотрудница музея.
Поэты Евгений Евтушенко и Марат Тарасов, крайний справа – сотрудник музея «Кижи» Борис Гущин.
Директор музея Михаил Лопаткин проводит экскурсию для VIP-посетителей. Судя по всему, справа, в очках – Марат Тарасов, а Евгений Евтушенко остался за кадром.
Поэт и художник Алексей Авдышев. В Петрозаводске на доме по ул.Куйбышева, 14 в его честь установлена мемориальная доска.
Разное
В этом разделе мы предлагаем вам с необычного ракурса взглянуть на остров Кижи и его окрестности 80-х годов. Здесь есть и различные артефакты, свойственные той эпохе, и деревянные модели кижских достопримечательностей, и просто необычные или забавные моменты, попавшие в объектив Бориса Семёнова.
Вертолёт на территории основной экспозиции. Возможно, прилетел какой-то важный гость.
Во все времена Кижи притягивали к себе художников...
Экскурсия у иконостаса Покровской церкви.
И ходули на острове Кижи ещё не перевелись. Автор выставки видел, как пару ходуль (не факт, что тех же самых) выносили из дома Сергеева перед регатой. А в женщине, стоящей к нам спиной, сотрудники музея узнали Берту Константиновну Эртте, руководившую отделом научной пропаганды музея «Кижи» в 1972-1990 гг. Фото 1986-го года.
Возможно, на острове и сейчас бывают столь огромные лужи, но автору выставки их видеть не доводилось.
В наше время на Кижах не держат коров.
Вот что точно осталось неизменным – так это обилие гадюк на острове. Правда, говорят, что в те годы их было больше.
Грамота гостям из Умео, шведского города-побратима Петрозаводска. Такую грамоту можно было приобрести и в качестве сувенира.
Следующие снимки сделаны уже не на острове Кижи. Это – церковь Николая Чудотворца в д. Сенная Губа близ острова Кижи. На сегодняшний день она находится в полуразрушенном состоянии.
А это остров Гарницкий на входе в Кижские шхеры.
Храм Ильи Пророка, д.Суйсарь-на-Острове. Сгорел в 1993-м году. Фотография находится в одном альбоме с кижскими снимками. Вероятно, Борис Семёнов побывал на о.Суйсарь и о.Кижи за одну командировку.
Раз уж зашла речь о несохранившихся памятниках деревянного зодчества, нельзя не показать и Успенскую церковь из г. Кондопога. Она сгорела в 2018-м году. Сейчас планируется её восстановление. Подбирая фотографии Бориса Семёнова, автор выставки увидел немало церквей, не сохранившихся до наших дней. Это заставляет задуматься о том, как беззащитны такие памятники и что сами себя они не сохранят...
А напоследок рассмотрим несколько макетов памятников острова Кижи, которыми всегда славились карельские мастера. Это, что очевидно, макет Кижского погоста.
А это макет дома Ошевнева, что уже не столь очевидно, ведь у его прототипа окна расположены немного иначе.
А это мастер, вероятно, автор макета Преображенской церкви, что стоит на столе. Если Вы узнали его, то, пройдя по фотографии в группу с фотоархивом Бориса Семёнова, можно оставить комментарий.
Цветные фотографии
А теперь рассмотрим редкие цветные снимки. Редкие, потому что большая часть фотографий Бориса Семёнова – чёрно-белые. Судя по всему, цветная плёнка у него появилась ближе к концу 80-х.
Это супруги Максим и Галина Михайловские. Галина Александровна работает в музее и сейчас.
Татьяна Исламаева, переводчик, в данный момент работает в музее. Фото 1989-го года.
Справа – Игорь Кожевников, художник-реставратор. По настоящее время работает в музее «Кижи». Слева – Татьяна Ковязина, внештатный экскурсовод музея.
Игорь Кожевников и участник фольклорной группы «Скандиниеки» из рижского музея «Бривдабас».
Гость из Риги у дома Ошевнева.
Экскурсовод Елена Ивановна Бьёрнинен, работала в музее в 1972-1991 гг.
Участники фольклорного праздника, 1980-е годы. В центре – Виола Мальми.
Участники фольклорного праздника, 1980-е годы. В группе «Архив фотографий Бориса Семенова» молодого человека опознали как Арви Кайпиайнена.
Участники фольклорного праздника, 1980-е годы. В центре – Наталия Поздняк, участник фольклорного коллектива из Консерватории (под руководством Светланы Николаевой).
А здесь Н. Поздняк что-то мастерит из глины. Вероятно, дело было на празднике ремесленников.
Что может быть приятнее, чем поваляться в свежем сене возле Кижского погоста? Мужчина на велосипеде – Владимир Шорохов, сотрудник музея «Кижи».
А вот и цветная фотография с Евгением Евтушенко!
Бухта в южной части острова, 1980-е годы. В наши дни она называется «Кижская Гавань», и отсюда стартуют участники Кижской регаты.
А это просто лошадь, которая флегматично щиплет осеннюю травку у амбара возле дома Ошевнева. Она запряжена в телегу, предназначенную, вероятно, для туристических прогулок.
Далее следуют ещё несколько цветных снимков, которые в особенных комментариях не нуждаются, но кое-что мы всё-таки к ним припишем. Ветряная мельница Биканина с о. Волкостров.