Музей-заповедник «Кижи»

Выставка
“100 шагов по Соборной площади”Включите аудиоподкаст и смотрите фото!

Историческое название площади Кирова в Петрозаводске – Соборная площадь. «Соборная» в родстве со словами «сбор, собирать»; во все времена площадь была местом сбора горожан – на церковные службы, праздники, народные гуляния. Украшением и средоточием площади был Святодуховский собор, обрамляли её здания гимназий и ремесленного училища, а завершали торговые ряды Гостиного двора.
Предлагаем совершить ретроспективную прогулку по исторической Соборной площади, вспоминая историю её зданий и памятников – как дошедших до нашего времени, так и навсегда утраченных. Всего лишь сто шагов, но в них – более двух столетий и множество увлекательных историй о главной площади Петрозаводска.

img07Аудиоподкаст
img01Две площади - 4 лидера
img05Кафедральный собор
img08Судьба собора
img02Переломная веха
img04Старейшее здание
img03Дом с венецианскими окнами
img09Дом без угла
img06Спасение памятников - миссия музея «Кижи»

Аудиоподкаст "Истории Соборной площади"

Петрозаводску повезло: в центре города располагаются сразу две исторические площади – площадь имени В.И. Ленина (прежнее название –Петровская) и площадь имени С.М. Кирова, некогда Соборная.
К 100-летию Республики Карелия музей-заповедник «Кижи» готовил выставку об истории Соборной площади. Однако жизнь вносит свои коррективы: совершенно особенной весной 2020 года, когда время словно остановилось и многие вещи стали восприниматься по-новому, выставка «Соборная площадь» перенеслась из реального в виртуальный мир.
Виртуальная выставка получилась современной и несколько личной. Автор выставки, экспозиционер и краевед Татьяна Бердашева – представляет личный взгляд на прошлое и современность зданий-памятников площади.
Авторский рассказ дополняют иллюстрации-реконструкции карельского художника-графика Дмитрия Дмитриева, выполненные специально для выставки.

На двух старейших площадях Петрозаводска в разные годы были установлены памятники четырём государственным деятелям, каждый из которых сыграл важную роль в истории страны. Три из них можно увидеть в городе и сегодня, четвертый же, к сожалению, был разрушен и до нашего времени не сохранился.

«Петрозаводск. Соборная площадь».
Иллюстратор: Д.Дмитриев. 2020 г.

Две площади - 4 лидера

Пройдемся по современному Петрозаводску, окинем взглядом самый крупный город Карелии. Место, где ковалась история, а ныне — город новостроек… Современная архитектура все больше наступает на архитектуру историческую. И, честно признаться, эта новая архитектура вовсе не так хороша, как ее предшественница. Может быть, более функциональна и финансово менее затратна? Мне милее фасады конца XVIII — начала XX века. Каждое здание, постройки этого периода служит сейчас науке, искусству или культуре… Квартал исторической застройки у городской набережной и две исторические городские площади: площадь Ленина с ансамблем зданий XVIII века, когда-то именовавшаяся Круглая, Циркульная, Петровская, соединяется проспектом Карла Маркса (бывшей Мариинской улицей) с площадью Кирова, некогда носившей красивое название — Соборная.

&npsp;

Открытка почтовая (“Почтовая карточка”) “Привѣтъ изъ Петрозаводска” (“Улица Жуковскаго”, “Марiинская улица”, “Пароходъ Ап. Петръ”, “Александровскiй чугуннолитейный заводъ”). 1910-е гг. (не позднее 1912 г.). Россия. Из собрания ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник “Кижи”»

Дореволюционные Петровская и Соборная площади объединяли власть всех уровней и народ; образование, светскую, культурную, духовную жизнь... Два полюса города, соединенные между собой одним вектором, весы города или песочные часы? Обе площади являются непреложной культурной ценностью, обе образуют архитектурный ансамбль, обе хранят историю, при этом имея росчерки разного времени, оттиски минувших эпох.

&npsp;

Открытка почтовая (“Открытое письмо”) “Петрозаводскъ, Олонецкой губ. Памятникъ Петру Великому, основателю города”. 1905-1916 гг. Изд-е Мазилова А.М., г. Санкт-Петербург. Из собрания ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник “Кижи”»

Центральными памятниками в дореволюционное время на площадях были памятники царским особам. Круглую площадь с 1873 года украшал (действительно украшал!) памятник Петру I, по мнению искусствоведов, являющийся одним из лучших памятников великому реформатору. Кстати, тогда и площадь стала именоваться Петровской. Со сменой политических течений и приходом новых кумиров площадь сменила «лидера»: в 1933 году в центре площади был установлен памятник В.И.Ленину, и в 1960 году площадь стала носить его имя. Памятник Петру I, к счастью, уцелел и сейчас украшает набережную города.

&npsp;

Открытка “Петрозаводск. Площадь им. В. И. Ленина”. 1985 г. Калининский полиграфический комбинат “Планета”. Из собрания ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник “Кижи”»

Центральная часть Соборной площади была занята памятником Александру II, воздвигнутым в 1885 году в честь Царя-Освободителя, погибшего от рук террориста-народовольца. Уже через 33 года, со сменой режима в стране, памятник был отправлен на переплавку, а в большевистской губернской газете «Известия» была напечатана заметка с заголовком «Довольно! Постоял... уступи другому!». Другой — это соратник Ленина — Сергей Миронович Киров. Новый памятник, отлитый в бронзе, увенчал площадь в 1936 году. В 1940 - площадь сменила свое название, став площадью имени С. М. Кирова.

&npsp;

Открытка почтовая (“Открытое письмо”) “Петрозаводскъ. Памятникъ Императору Александру II”. 1910-е гг. (не ранее 1904 г.). Изд-е Мазилова А.М., г. Санкт-Петербург. Из собрания ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник “Кижи”»

Центральные фигуры обеих площадей сохраняют память политической жизни города в советский период. Однако не только памятники изменили облик этих исторических мест. В следующих публикациях обратимся к другим архитектурным сооружениям, возникшим или утраченным со временем на одной из главных площадей города - Соборной.

&npsp;

Фотография “Памятник С.М. Кирову”, 30 июня 1945 г. Из собрания ФГБУК «Государственный центральный музей современной истории России» www.sovrhistory.ru/

В середине позапрошлого века в Петрозаводске на Соборной площади началось строительство величественного Святодуховского собора. Завершение строительства планировалось уже через несколько лет, но вышло иначе. Было у собора и таинственное «подземелье», которое называли пещерной церковью…

«Кафедральный Собор»
Иллюстратор: Д. Дмитриев. 2020 г.

Кафедральный собор

160 лет назад официальная газета губернии «Олонецкие губернские ведомости» в неофициальной своей части обрадовала петрозаводчан «утѣшительною новостью» о том, что на Соборной площади, где уже располагались здания двух деревянных церквей — Петропавловской и Святодуховской (позже Воскресенской), — по решению Святейшего Синода начнется строительство «новаго каменнаго каѳедральнаго собора».

&npsp;

Открытка почтовая (“Открытое письмо”). “Петрозаводскъ. Каѳедральный соборъ”. 1910-е гг. (не ранее 1904 г.). Изд-е Мазилова А.М., г. Санкт-Петербург. Из собрания ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник “Кижи”»

В заметке приводилась сумма и время, отведенное на строительство «окончить въ продолженie 7 лѣтъ, на сооруженie начислено по смѣтѣ 55, 585 рублей серебромъ» (Олонецкие губернские ведомости. № 16. 29 апреля 1859 г.). Свыше 20 лет шла переписка о строительстве собора и, наконец, было получено одобрение и выделены средства. Планировалось построить «храм в византийском стиле, с круглым куполом в середине и четырьмя башнями по углам», в основании 20 на 20 сажен, то есть примерно 40 на 40 метров. Кафедральный собор сразу задумывался как самое помпезное духовное строение губернии. Проект разработал архитектор Василий Тухтаров, и новый кафедральный собор являлся копией московского храма Христа Спасителя в уменьшенном виде.

&npsp;

Газета “Олонецкие губернские ведомости” с публикацией о разрешении строительства каменного собора на Соборной площади. № 16. 29 апреля 1859 г. https://ogv.karelia.ru/catalog.shtml

Через год, 27 апреля 1860 года, место для строительства нового собора освятили, с церковными торжествами были начаты земляные работы, в которых приняли участие жители города всех званий и возрастов. Помогать строить собор считалось делом богоугодным, и за свой труд петрозаводчане платы не ждали. Собор строился трудами верующих, на казенные деньги и пожертвования.

&npsp;

Иллюстрация “Святодуховский собор”. Петрозаводск Валерия Верхоглядова: записки краеведа. Петрозаводск. 2019 г.

На шестой год строительства внутри нового кафедрального собора появилась «пещерная», то есть подземная церковь. Ее освятили 2 октября 1866 года, а 3 октября 1881 года закрыли. Причиной стали отопительные системы, установленные в 1878 году, которые нагревали помещение так, что в пещерной церкви стояла неимоверная духота. До 1878 года собор считался летним и не отапливался.

&npsp;

Фотография “Святодуховский собор. Начало XX в.” Петрозаводск Валерия Верхоглядова: записки краеведа. Петрозаводск. 2019 г.

Отведенный семилетний срок на строительство не был выдержан, и освящение нового кафедрального собора состоялось 21 мая 1872 года — спустя 12 лет от начала строительства.

&npsp;

Петрозаводск Валерия Верхоглядова: записки краеведа / Петрозаводск. 2019 г.

«Свое имя Святодуховский, — писал краевед Валерий Верхоглядов, — храм обрел в 1875 году». Но в местной прессе о переименовании отдельных статей не нашлось. Словно всё это как-то само собой произошло. Однако именно под таким именем собор вошел в историю города Петрозаводска.

В 1930 году Святодуховский собор был закрыт.

После закрытия Святодуховского собора его здание продолжало использоваться. Здесь разместилась столовая, а колокольня собора стала парашютной вышкой. А потом наступил 1936 год – самый трагический для главного храма Петрозаводска.

«Кафедральный Собор. Зима 1925 г.»
Иллюстратор: Д. Дмитриев. 2020 г.

Судьба собора

1917 год — черта, разделившая отечественную историю на «до» и «после», исторический рубеж, завершение старого и возникновение нового. Всё претерпело изменения, которые произошли не в один момент.

Фотография “Подготовка к празднованию. Петрозаводск, 1930-е гг.”. Три века Петрозаводска. Иллюстрированная история города, 1703-2003. Петрозаводск. 2003 г.

2 (15) марта 1917 года царь Николай II отрекся от престола. По телеграфу от митрополита Владимира петрозаводское духовенство получило телеграмму: «Моление следует возносить за богохранимую державу Российскую и благоверное временное правительство». Этот документ, как осколок зеркала, отображает политическую картину полно: духовенство не очень-то горевало из-за отречения самодержца и поддерживало перемены в стране. Не предвидели священники, что эти перемены будут значить для них самих.

&npsp;

Фотография “Парад в городе Петрозаводске в честь 17-й годовщины Великого Октября”. Автор: Г. А. Анкудинов. Карелия: энциклопедия: в 3 т. Т. 1. Петрозаводск. 2007 г.

Под диктатурой молодого советского государства в первые десятилетия церкви, соборы и храмы стали уничтожаться или переобустраиваться под клубы, музеи, склады… Кафедральный Святодуховский собор в центре Петрозаводска тоже был преобразован для нужд нового времени.

&npsp;

Фотография “Колонны демонстрантов на площади Свободы (ныне площадь Кирова)”. Петрозаводск, между 1925 и 1930 гг. www.kantele.ru

В начале 1930 года со страниц газет и на собраниях рабочих стали звучать требования передачи здания собора под культурно-просветительное учреждение, позже к ним присоединились школьники, комсомольцы, военнослужащие, рабочая молодежь, служащие… Закрытия собора требовал весь народ. Очень робкие попытки сохранения кафедрального собора предпринимались, но агитаторы и активисты были громче. Появилась свежая идея — переоборудовать собор под нужды молодежи и открыть здесь юношеский кинотеатр. Молодежь Петрозаводска отозвалась, готовая работать за идею бесплатно.

&npsp;

Фотография “Открытие столовой №13”. Петрозаводск. 300 лет истории: Документы и материалы. В 3-х книгах. Кн.3. 1803-1903 гг. Петрозаводск. 2003 г.

Однако выдвинутое женщинами-активистками предложение о сооружении в здании закрытого кафедрального собора столовой получило более основательную поддержку. Про кино забыли и бросились переделывать кафедральный собор в столовую, которая была открыта уже 27 мая 1930 года. Столовая № 13, позже № 1, стала самой крупной в городе, её зал вмещал до 500 человек. Штат из 150 человек выдавал 3000 обедов в самой столовой и 3000 обедов на другие предприятия, также снабжая холодными закусками буфеты учреждений города. Столовая была оформлена в духе времени: портреты политических деятелей, лозунги, плакаты…

Фотография “Парашютная вышка на кафедральном соборе. 1935 г.” Три века Петрозаводска. Иллюстрированная история города, 1703-2003. Петрозаводск. 2003 г.

Через 5 лет, весной 1935 года, Карельский аэроклуб, Осоавиахим и молодежь города оборудовали на колокольне бывшего кафедрального собора парашютную вышку, которая красоты зданию не добавила. Газеты писали, что собор уродует город и площадь, и конечно, такая риторика готовила петрозаводчан к тому, что строение должно быть снесено.

&npsp;

Фотография “Снятие крестов с Кафедрального собора. Июнь 1930 г.”. Три века Петрозаводска. Иллюстрированная история города, 1703-2003. Петрозаводск. 2003 г.

Комиссии, заседания, президиумы, пресса… — все как один трубили о том, что здание мешает, и в марте 1936 года на заседании бюро Карельского областного комитета ВКПб специальной комиссии передали на рассмотрение вопрос о сносе собора. Проблему решили быстро. Собор взорвали, а потом долго вывозили осколки старого Петрозаводска…

&npsp;

Фотография “Ликвидация убранства Кафедрального собора. 1930 г.” Три века Петрозаводска. Иллюстрированная история города, 1703-2003. Петрозаводск. 2003 г.

В 1936 году площадь получила новое лицо - на площади установили памятник товарищу Кирову, а в 1940 году площадь переименовали в его честь. Это название площадь сохранила на сегодняшний день - площадь имени Сергея Мироновича Кирова. Такая история.

В начале двадцатого столетия главная площадь Петрозаводска и прилегающая к ней Соборная улица выглядели иначе, чем сейчас. Центр города украшал ансамбль из трех храмов и часовни. Один из этих храмов, по преданию, спроектировал основатель города – Петр I.

«Соборы»
Иллюстратор: Д. Дмитриев. 2020 г.

Переломная веха

Глядя на фотографии площади, исторически именовавшейся Соборная, можно точно сказать, сделан ли этот снимок до 1924 года или после. Что случилось 95 лет назад? Что изменило облик исторической площади навсегда?

Напомню, что Святодуховский собор — доминанта площади, находился здесь ещё до 1936 года.

&npsp;

Фотография. Фотограф С.М. Прокудин-Горский, 1916 г. Слева направо: Святодуховский собор, церковь св. Александра Невского, Воскресенский собор и шпиль Петропавловского собора. http://prokudin-gorskiy.ru/

Соборной площадь называлась не только потому, что на ней стоял Святодуховский собор. Освященный в 1872 году, он занимал центральную часть современной площади, находясь, условно говоря, там, где стоит сейчас памятник С. М. Кирову. За собором располагались другие духовные здания, построенные раньше.

&npsp;

Фотография. Фотограф С.М. Прокудин-Горский, 1916 г. Кафедральный Святодуховский собор в Петрозаводске. http://prokudin-gorskiy.ru/

Одним из старейших на площади был Петропавловский собор, который возводился в период с 1703 по 1711 годы, по легенде — по чертежам самого Петра Великого. В общих чертах напоминал одноименный собор в Петербурге. Был выстроен на новый европейский лад, потому звался «новоманерным». Неоднократно перестраивался. Высокое деревянное здание использовали как маяк, зажигая фонарь под шпилем с крестом. Собор не отапливался, поэтому рядом позже появился «зимний», отапливаемый храм.

&npsp;

Фотография. Фотограф С.М. Прокудин-Горский, 1916 г. Петропавловский кафедральный собор. http://prokudin-gorskiy.ru/

Собор в честь Воскресения Господня был выстроен в 1800 году на средства горожан на месте Святодуховской церкви, разобранной в 1799 году по причине ветхости. Это был тёплый каменно-деревянный храм с красивой каменной колокольней, на которой располагались городские часы, связанные с колоколами. До 1875 года собор назывался Святодуховским, а потом был переименован в честь Воскресения Господня.

&npsp;

Фотография. Фотограф С.М. Прокудин-Горский, 1916 г. Воскресенский кафедральный собор в Петрозаводске. http://prokudin-gorskiy.ru/

Рядом с ним находилась небольшая намогильная часовня во имя петрозаводского местночтимого святого — Фаддея Блаженного, который предрёк Петру I его кончину. Сам Фаддей немногим пережил царя, скончался в 1726 году. На его могиле сначала была установлена деревянная, а затем, в 1878 году, каменная часовня, которая просуществовала вместе с Воскресенским и Петропавловским соборами до 1924 года.

&npsp;

Открытка почтовая (“Открытое письмо”). “Петрозаводскъ. Церковь св. Петра и Павла, строена Петромъ Великимъ”. Начало 1910-х гг. (не ранее 1912 г.). Изд-е Мазилова А.М., г. Санкт-Петербург. Из собрания ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник “Кижи”»

Сильнейший пожар стер с площади эти здания в один миг. Что стало причиной пожара — осталось загадкой: одни утверждали, что это поджог, другие, что неосторожное обращение с огнем. Первым загорелся деревянный Петропавловский собор, сильное пламя ветром перекинулось на деревянную верхушку Воскресенского собора, поглотив и небольшую часовенку во имя Фаддея. Верующие горожане позже просили власти о восстановлении Воскресенского собора, но в этом было отказано по причине сильного разрушения и, конечно, сменившейся идеологической обстановки.

&npsp;

Открытка почтовая (“Открытое письмо”). “Петрозаводскъ. Соборная улица”. 1910-е гг. (не ранее 1904 г.). Изд-е Мазилова А.М., г. Санкт-Петербург. Из собрания ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник “Кижи”»

Несомненно, этот большой пожар разделил жизнь площадь на «до» и «после». Центральному духовному сооружению без идейной поддержки единого замысла церковных строений на площади существовать оставалось недолго. Цепочка событий, повлекшая исторические изменения на Соборной площади, была запущена.

В Петрозаводске не так уж много зданий девятнадцатого века. Одно из них – старейшее здание на площади Кирова. Этот «старожил» Петрозаводска был построен в то время, когда самой площади ещё не существовало. Мемориальные доски напоминают о выдающихся людях, юность которых прошла в его стенах.

«Мужская гимназия»
Иллюстратор: Д. Дмитриев. 2020 г.

Старейшее здание

Архитектурная эклектика площади Кирова отображает историю нашего города и нашего края. О старом Петрозаводске хранят память здания в стиле классицизма. Крупнейшее из них сейчас занято Музеем изобразительных искусств Карелии. Классический стиль здания наилучшим образом поддерживает атмосферу, благоприятную для изучения полотен великих художников. Здание музея выглядит великолепно, даже сложно себе представить, что оно является самым старшим (не хочется говорить старым) среди своего окружения. Удивительно, но факт — площадь стала оформляться не со строительством помпезного кафедрального собора, отстроенного много позже — в 1872 году, а с возведения здания для обучения детей всех сословий — Главного народного училища, которое начали строить в 1788 году.

&npsp;

Открытка почтовая (“Открытое письмо”). “Петрозаводскъ. Мужская и Женская Гимназiи”. 1904-1907 гг. Изд-е Мазилова А.М., г. Санкт-Петербург. Из собрания ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник “Кижи”»

Еще один интересный факт — каменные работы были исполнены не местными, а ярославскими крестьянами по договору. Строительство происходило достаточно быстро, и уже 21 апреля 1790 года здание торжественно было открыто с пушечной стрельбой, иллюминацией и балом.

Классическая постройка имела четкую планировку и сдержанный декор. Двухэтажное строение было и самым крупным каменным зданием общественного назначения в Олонецкой губернии. Интересно, что изначально в планировке отсутствовали коридоры, классы получались проходными, и это было, конечно, неудобно и вредило учебному процессу. А вот для музея такая планировка — наилучшая, когда посетитель свободно перемещается из одного зала в другой. В здании и сейчас сохранилась центральная ось — парадная лестница с широкими красивыми перилами. Наверняка мальчишки, которые учились здесь, не раз скатывались по этим перилам вниз. Хотя правила в дореволюционных учебных заведениях Российской империи были очень строгими!

&npsp;

Фотография “№30. Россия. Олонецкая губерния. Петрозаводск. Вид на площадь со Свято-Духовским кафедральным собором”. После 1873 г., Россия. Петрозаводск. СПбГБУК “Государственный Музей истории Санкт-Петербурга"

Спустя 80 лет после открытия, в 1870-е годы, к левому торцу здания были пристроены помещения для преподавателей. На втором этаже пристройки с 1886 года действовала домовая церковь, освященная во имя Александра Невского. Теперь в этом помещении располагается экспозиционный зал русского искусства XVIII – XIX веков.

&npsp;

Фотография “Первомайская демонстрация в Петрозаводске. Середина 1930-х годов”. Три века Петрозаводска. Иллюстрированная история города, 1703-2003. Петрозаводск. 2003 г.

Красивое каменное здание в центре города в разное время служило для разных нужд. Сначала здесь находилось Главное народное училище с квартирами для преподавателей, в конце XVIII века некоторое время здесь действовали городские присутственные места, а затем, с 1808 и до 1917 года — Олонецкая губернская мужская гимназия. После революции в здании чего только не было: и казармы, и Дворец труда, и Дворец пионеров, Публичная библиотека, культурно-просветительное училище… Но, пожалуй, самое правильное применение для него нашли в 1960 году — с этого времени здесь работает Музей изобразительного искусства, продолжающий выполнять миссию просвещения и в наши дни.

&npsp;

Фотография “Дворец труда” в здании бывшей мужской гимназии”. Егоров Н. Петрозаводск на открытке: прошлое и настоящее. Петрозаводск. 2004 г.

Среди зданий площади обращает на себя внимание изящный дом с венецианскими окнами. Когда-то он считался самым красивым в городе. Прежде в этом здании располагалась женская гимназия, а сейчас здесь исполняют музыку, изготавливают музыкальные инструменты, шьют сценические костюмы и хранят музыкальные традиции народов Карелии.

«Женская гимназия»
Иллюстратор: Д. Дмитриев. 2020 г.

Дом с венецианскими окнами

Неспешная прогулка по исторической Соборной площади обязательно приведет нас к изящному дому «с венецианскими окнами». Сейчас здесь звучит музыка, работает студия звукозаписи, рождаются новые музыкальные инструменты, шьются яркие сценические костюмы с народными мотивами, а все вместе это Дом национального ансамбля песни и танца «Кантеле». Давайте заглянем внутрь?

&npsp;

Фотография “Вид на бывшую гимназию из дверей Святодуховского собора. 1930 г.” Автор: Г. Анкудинов. ГБУРК “Национальный архив Республики Карелия”

Высокое крыльцо с изящными перилами, массивные двойные двери, холл с высокими потолками и ведущая наверх каменная лестница с чугунными перилами… Все это рассказывает старинную историю здания. Оно строилось с 1856 по 1858 год по проекту губернского архитектора Василия Тухтарова, позже перестраивалось, последний раз уже в наше время — в 2010 году. Здание не только обновили и привели в порядок, но и изменили планировку. С улицы мы видим двухэтажное строение с двумя рядами красивых высоких окон, но в действительности этажа три. Под самой крышей разместились мастера, которые шьют сценические костюмы и ухаживают за ними. Костюмы по народным мотивам созданы по эскизам художников, сценографов, дизайнеров специально для каждой концертной программы. Только представьте, что в распоряжении ансамбля около 2000 самобытных костюмов!

&npsp;

Фотография “Дом Кантеле”. 2019 г. Автор: Бердашева Т.В.

Бок о бок с мастерской народного костюма работает мастерская народных инструментов, где изготавливают и реставрируют традиционные карельские и вепсские кантеле, йоухикко и другие инструменты. Гости Дома Кантеле могут увидеть их как на сцене, так и во время экскурсии прямо в мастерской. Сотрудники расскажут и об истории создания ансамбля, и об истории этого дома, который еще в дореволюционной прессе называли лучшим зданием в Петрозаводске и украшением Соборной площади.

&npsp;

Фотография “Здание Мариинской женской гимназии в Петрозаводске”. Конец XIX - начало XX в. www.kantele.ru

Здание изначально возводилось как пансион, рассчитанный на 30 учащихся — будущих чиновников. В 1861 году пансион перестроили под Мариинское женское училище, а через десять лет оно было преобразовано в женскую гимназию. Многочисленные открытки конца XIX — начала XX века сохранили в памяти горожан именно это название — Мариинская женская гимназия. В ней уже действовало не 4, а 7 классов, поэтому потребовалось расширение помещений, что было незамедлительно сделано. Губернский архитектор Владислав Михаловский выполнил первую существенную перепланировку, перенеся парадную лестницу и входное крыльцо в левую часть строения. В 1877 году к зданию была добавлена пристройка со стороны двора, поскольку количество гимназисток год от года только росло, несмотря на платное обучение.

&npsp;

Фотография “Вид зданий по пр. К. Маркса. 1941-1944 гг.” www.kantele.ru

После революции здесь размещалась школа, а с 1986 года — ансамбль «Кантеле», который на очень высоком уровне сохраняет и развивает музыкальные традиции карелов, вепсов, финнов, русских и других народов.

Фотография “Первомайская демонстрация в Петрозаводске". На заднем плане - здание современного Дома Кантеле. 1930 г.” www.kantele.ru

У этого человека была сложная натура: некоторые называли его «истинным сыном своего Отечества», другие - «грязным клеветником». А ещё он был владельцем некогда самого фешенебельного частного дома Петрозаводска на бывшей Соборной площади. Кто этот человек и какова судьба его дома?

«Дом Г.М. Сывороткина»
Иллюстратор: Д. Дмитриев. 2020 г.

Дом без угла

Одно из интересных и сложных по архитектуре зданий в ярких желто-оранжевых тонах с зеленой крышей — угловое двухэтажное строение на пересечении проспекта Карла Маркса и улицы Куйбышева. Одной стороной здание находится на площади Кирова, а потом плавно поворачивает на Куйбышева. Дом на углу, но без четкого угла: две основных части здания соединены полукругом.

&npsp;

Открытка “Площадь Кирова (Свободы) в начале 1930-х гг.”. В центре - небольшая праздничная трибуна, за которой начинается пр. К. Маркса. Из домашней коллекции М.К.Яковлева

Бессчетное количество раз проходила я мимо, но только этой весной сделала открытие (ах, какое же это открытие, если это у всех на виду!), что у дома совершенно оригинальный плавный, округлый фасад. С обратной стороны вид также интересный — этот дом образует двор. Выглядит стройно и изящно, однако охватывает приличную территорию. Для кого он был выстроен?

&npsp;

Открытка почтовая (“Открытое письмо”) “Петрозаводскъ. Соборная площадь”. 1900-1910-е гг. (не ранее 1904 г.). Изд-е Мазилова А.М., г. Санкт-Петербург. Из собрания ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник “Кижи”»

Изучая Соборную площадь, мы уже видели духовные и светские здания — собор, церкви, училища… И вот впервые нам попадается совсем другое. Дом, о котором мы говорим, сооружен как частный в 1860-х годах. Совершенно понятно, что его владельцем был очень непростой человек — поселиться в самом центре города в таком большом доме мог только знатный богач. Да так оно и было.

&npsp;

Открытка почтовая (“Открытое письмо”) “Петрозаводск. Улица Жуковскаго”. Егоров Н. Петрозаводск на открытке: прошлое и настоящее. Петрозаводск. 2004 г.

Богатый и влиятельный Гавриил Маркович Сывороткин родился в купеческой семье и сам стал оборотистым и удачливым купцом. Он вел крупную торговлю продовольствием, владел судами, занимался общественной и благотворительной деятельностью. А расположение дома было самым удобным для ведения всех этих дел: Сывороткин имел лавки в Гостином дворе, который располагался, как говорят теперь, в шаговой доступности. Буквально через дорогу.

&npsp;

Открытка “Олонецкая губернская мужская гимназия. Начало ХХ в.”. Из собрания ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник “Кижи”»

В 1864 году в одном из своих домов Сывороткин открыл кондитерскую и модную булочную «на петербургский лад». Был меценатом и благотворителем — он внес наибольший вклад в строительство Святодуховского кафедрального собора — 7 тысяч рублей. Входил в попечительский совет Мариинской женской гимназии. И это только его деяния, производимые в районе одной площади.

&npsp;

Фотография “Соборная площадь”. 1914 г. Улицы и площади старого Петрозаводска. Авторский Коллектив. Петрозаводск. 2003 г.

В истории города Сывороткин остался как городской голова — на эту должность он избирался трижды: в 1835, 1847 и 1865 годах, а также был в разное время ратманом, бургомистром Петрозаводского городского магистрата, директором Олонецкого губернского тюремного комитета и почетным мировой судьей по Петрозаводскому округу.

&npsp;

Открытка “Площадь Свободы”. Егоров Н. Петрозаводск на открытке: прошлое и настоящее. Петрозаводск. 2004 г.

В 1867 году Сывороткин получил скандальную всероссийскую известность: «Во время голода в начале лета осуществил спекулятивную операцию по вывозу из Петрозаводска по реке Свирь полторы тысячи кулей муки, что привело к искусственному взвинчиванию цен на хлеб в городе».

&npsp;

Открытка почтовая (“Открытое письмо”) “Петрозаводск. Кафедральный собор”. Егоров Н. Петрозаводск на открытке: прошлое и настоящее. Петрозаводск. 2004 г.

Однако в должности городского головы Сывороткин не раз проявлял себя с прямо противоположной стороны: выплачивал долг по налогам за городских обывателей, пожертвовал городскому обществу 1000 рублей на покупку каменного дома для городских присутственных мест и собраний городского общества, неоднократно вносил значительные суммы на содержание детского приюта и во время неурожая 1867—1868 годов вносил суммы в пользу бедных Олонецкой и Архангельской губерний.

&npsp;

Открытка почтовая (“Открытое письмо”) “Промышленно-экономический техникум”. Егоров Н. Петрозаводск на открытке: прошлое и настоящее. Петрозаводск. 2004 г.

Так, одни называли купца Сывороткина «истинным гражданином своего Отечества» (Верхоглядов В. Н Северный трилистник. Петрозаводск, 2016), а другие характеризовали его как «упрямого самодура, грязного клеветника и самого мелочного скряги».

&npsp;

Фотография “Парад на площади Свободы, посвященный 10-летию автономии Карелии”. 1930 г. Ю. М. Килин. Пограничная окраина великой державы: Советская Карелия в 1923—1938 гг. Петрозаводск. 2012 г.

Уже после смерти Гавриила Марковича его наследники дом продали. На верхнем этаже дома разместилась квартира директора мужской гимназии, а на нижнем — квартиры двух классных наставников. Одно из старинных зданий, сохранившихся в Петрозаводске, в настоящее время используется под офисные помещения, но продолжает украшать площадь своей сложной архитектурой…

В завершение рассказа о главной площади Петрозаводска - история дома, обитатели которого когда-то привезли в родной город золотую медаль Всемирной выставки в Париже. А в наши дни этот дом стал родным для музея «Кижи» - здесь располагаются выставочные залы.

«Ремесленное училище»
Иллюстратор: Д. Дмитриев. 2020 г.

Спасение памятников - миссия музея «Кижи»

“Политика музея-заповедника, особенностью которого является реставрация и изучение памятников архитектуры, а также использование их в туристской деятельности, распространяется на материк и является живым примером для Петрозаводска в области работы с объектами культурного наследия”.
Архитектор Елена Евгеньевна Ициксон

Осталось сделать несколько шагов по Соборной площади и мы окажемся у стройного двухэтажного дома нежно желтого цвета с зеленой крышей - сейчас здесь находится администрация музея-заповедника «Кижи» и презентационно выставочный центр. За этим домом виднеется колоритное строение из красного кирпича - фондохранилище музея. Эти здания были построены на рубеже 19 и 20 века и служили для первого в Олонецкой губернии профессионально - технического учебного заведения - Ремесленного училища. Давайте узнаем их историю. Итак…

&npsp;

Открытка “Петрозаводск. Вид на Святодуховский собор, мужскую гимназию и Абрамовский мост”. Егоров Н. Петрозаводск на открытке: прошлое и настоящее. Петрозаводск. 2004 г.

7 октября 1891 года Петрозаводская городская Дума постановила отвести под будущее училище участок земли на Соборной площади. В конце 1893 года на средства казны началось строительство здания, а к августу 1895 года строительство было наконец завершено.

Выходит, что в 2020 году это здание отметит 125 лет с момента запуска.

&npsp;

Открытка “Здание детского приюта, Городское, Техническое и 2-е приходское училища”. https://petrozavodsk.bezformata.com

В только что отстроенном помещении расположилось Петрозаводское ремесленное училище, в котором первоначально обучалось всего 15 человек, но уже к следующему учебному году количество учеников возросло до 39. В училище принимали детей, окончивших начальную школу, без различия сословий и вероисповедания. Однако, при поступлении в училище сдавались приемные экзамены, хотя обучение и было платным.

&npsp;

Аттестат выпускника Петрозаводского училища А. Ганина. https://gov.karelia.ru

Учащиеся получали профессиональные навыки по столярному и слесарному делу.

Ежегодно училище организовывало выставки работ учащихся. Первая такая выставка состоялась уже через 2 года после открытия в 1897 году. За счет продажи изделий учеников училище пополняло свой бюджет.

&npsp;

Открытка “Петрозаводск. Гостиный двор и кафедральный собор”. Егоров Н. Петрозаводск на открытке: прошлое и настоящее. Петрозаводск. 2004 г.

В 1900 году работы учащихся были уже представлены не на местной выставке-продаже, а на всемирной выставке в Париже и имели большой успех! Слесарно-токарные работы учеников и альбом по черчению были высоко оценены и отмечены дипломом и золотой медалью!

В 1909 году училище в связи с переходом к подготовке судовых машинистов было преобразовано в Низшее техническое училище, которое давало своим ученикам разносторонние практические знания в области судовой механики.

&npsp;

Открытка “Петрозаводск. Высшие начальные и технические училища”. Петрозаводск Валерия Верхоглядова: записки краеведа. Петрозаводск. 2019 г.

Как мы видим, училище развивалось и росло. Через некоторое время встал вопрос о расширении и переносе мастерских в отдельное здание, фундамент которого был заложен в 1910 году, а окончательное освидетельствование прошло только в феврале 1914 г. Так в центре города появилось строение из красного кирпича, внешним видом напоминающее новые заводские корпуса Александровского завода.

&npsp;

Фотография “Профессионально-техническая школа им. М.И. Калинина, 1930 г.” Три века Петрозаводска. Иллюстрированная история города, 1703-2003. Петрозаводск. 2003 г.

После отделения мастерских в новое помещение, главное здание училища тоже ждала большая перепланировка, которая длилась несколько лет.

После 1917-го училище сохранило свое функциональное назначение: Школа фабрично-заводского ученичества при Онежском заводе, ремесленные училища, затем – профессионально-технические.

&npsp;

Проект. Главный фасад здания мастерских низшего технического училища в Петрозаводске. https://gazeta-licey.ru

В 1990-х годах оба здания перестали использоваться и быстро пришли в упадок: было снято отопление, выбиты стекла, в двухэтажном корпусе были утрачены даже деревянные перекрытия, однако здания не были забыты - все таки они находились прямо в центре города, на одной из главных ее площадей!

В конце 1990 - начале 2000 годов Правительством Республики Карелия оба здания были приняты на государственную охрану в качестве объектов культурного наследия с их последующей передачей в ведение музея-заповедника «Кижи».

&npsp;

Ремонт здания мастерских. 2010 г. Фотоархив ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник “Кижи”»

Силами музея эти памятники были тщательно изучены, отреставрированы и перепланированы. Например, одноэтажное строение бывших мастерских снаружи не утратило свой исторический облик, однако внутри имеет 3 этажа и полностью оборудовано под самое современное хранилище музейных предметов, которое очень скоро можно будет снова посетить с экскурсией. Или познакомиться с интересной выставкой в презентационно-выставочном центре музея на площади Кирова 10 а.

&npsp;

Здание Фондохранилища музея-заповедника «Кижи». Пл. Кирова, 10. Фотоархив ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник “Кижи”»

Дорогие друзья, прослушав все части подкаста “Истории соборной площади”, вы наверняка узнали много нового о жизни старого Петрозаводска и теперь прогуливаясь по площади Кирова вы посмотрите на нее совсем другими глазами, взглядом человека, который знает что-то большее, чем просто новостная лента сегодняшнего дня.

&npsp;

Здание администрации и презентационно-выставочный центр музея-заповедника «Кижи». Пл. Кирова, 10а. Фотоархив ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник “Кижи”»
Холл презентационно-выставочного центра музея-заповедника «Кижи». Пл. Кирова, 10а. Фотоархив ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник “Кижи”»