Каталог икон Божией матери «КИЖСКИЙ АКАФИСТ» (Богородичные иконы XVII–XIX веков)
«У меня нет множества книг. Я не имею досуга для чтения. Вхожу в общую врачебницу душ — церковь, терзаемый заботами, как терниями. Цвет живописи влечет меня к созерцанию и, как луг услаждая зрение, незаметно вливает в душу славу Божию» — И.Дамаскин.
Сегодня трудно найти человека, который бы не знал что такое икона. Ни для кого не секрет, что икона — основа основ православной культуры. Однако в сознании многих современных людей икона, будучи предметом культа, является либо поклонным образом, либо исторической реликвией, имеющей определенную ценность. В 20 столетии утратилось понятие иконы как хранилища божественного Откровения, иконы как носителя Истины. Для наших предков икона являлась поклонным образом — ей поклонялись, но не дереву и краскам, а образу, запечатленному в ней, следовательно, самому прообразу. В ней наши предшественники сознавали два уровня: изобразительный и смысловой (скрытый лишь умом постигаемый смысл). Икона как носитель возвышенного, духовной благодати — объясняет многие специфические особенности ее художественного языка. Православные христиане испытывали духовную радость, восторг и умиление созерцая в молитвенном предстоянии живописные образы. Трудно описуемое чувство духовного наслаждения, возвышенно–трагического умиления вызывало у древнерусского человека созерцание Богородичных икон.
«Образ Девы Марии, земной женщины, матери Иисуса Христа, распятого за грехи человеческие, — самый любимый и почитаемый в христианстве. Именно к нему с молитвой о спасении и защите в самое тяжелое время прибегали и прибегают миллионы верующих, и во многих эта вера вселяет надежду на спасение, помогает найти себя в жизни» (2, с.5). Во всех православных храмах и практически в каждом доме были иконы с изображением Богородицы. В домах это были небольшие «домашние» иконы, в храмах их размер был различным — в зависимости от местоположения. Они отличались многообразием иконографии. То, что богородичные иконы имели широчайшее распространение, свидетельствуют фонды музеев, в которых они хранятся. Музей «Кижи» не исключение, иконы с изображением Богоматери составляют пятую часть всей коллекции иконописи. Их размеры разнообразны: от 20,5×17,2см до 206,5×79см. Они разнообразны по иконографии размеру: есть иконы пядничные, праздничные, деисусные, рамы к иконам, выносные образы и даже иконы «неба». Одно из достоинств кижской коллекции — принадлежность икон конкретным памятникам: храмам Спасо–Кижского прихода и памятников архитектуры, расположенных по берегам Онежского озера. В коллекции есть иконы местного письма и мастеров из других регионов России. Они различны по уровню исполнения. Среди них есть образцы высокопрофессионального мастерства и скромные работы местных иконописцев. В таком скромном собрании иконописи, как коллекция музея Кижи, Богоматерь с младенцем, представлена в двадцати иконографических изводах. Среди них такие широко известные, как Богоматерь Одигитрия, Богоматерь Знамение, Богоматерь Владимирская, Богоматерь Казанская и, появившиеся позднее с развитием иконографии варианты — Богоматерь всех скорбящих радость, Богоматерь утоли мои печали, Богоматерь умягчение злых сердец, Богоматерь споручница грешных и т.д… Иконы с праздничным и гимнографическим содержанием не менее разнообразно отражают популярность богородичных образов на территории православной Карелии в 16–20 вв.
Образ Богоматери был идеализирован еще учениками Христа. Евангелист Иоанн Богослов, любимый ученик Иисуса Христа, на попечение которого Спаситель оставил Мать, в Откровении представляет Богоматерь как «жену, облеченную в солнце, под ногами ее луна, а на главе ее венец из двенадцати звезд»[1]. По церковному преданию, первая икона Богоматери была написана евангелистом Лукой. Когда святой Лука принес икону Деве Марии, Богородица повторила пророчество: «Отныне ублажат Мя все роди, — и прибавила: — Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сею иконою да будет» (6,с.20).
Почитание образа Богоматери было утверждено в 431 году на Эфесском соборе. С течением времени, иконы Богоматери широко распространяются в Византии, Балканских странах, а с принятием Русью христианства и в нашем отечестве.
Согласно преданиям, первые Богородичные иконы пришли на Русь в 11–12 вв. Период активной разработки Богородичной тематики и, следовательно, распространения Богородичных икон исследователи относят к 14 столетию. Сообщения о явлении на Руси наиболее известных чудотворных икон приходятся именно на 14 в. В 1383 г. «в пределах новгородских» явилась икона «Богоматерь Одигитрия», известная впоследствии как «Богоматерь Тихвинская». В том же году с Афона была принесена «Богоматерь Голубицкая – «Коневская». С 1380 г. начинается прославление «Богоматери Донской». К 1388-му году предание относит икону «Федоровской Богоматери», написанную святым Феодором Ростовским. С 1395 г. – года перенесения в Москву иконы «Богоматерь Владимирская» и установления праздника в честь освобождения от войск Тамерлана – начинается ее почитание в многочисленных списках и копиях (7, с.149). Формирование новых иконографий было созвучно эпохе сложения русского государства и русской национальной культуры, духовным средоточием которой стал образ Богородицы – покровительницы и защитницы земли Русской.
С эпохи Киевской Руси в нашем сознании прочно закрепился образ Богоматери Оранты, запечатленный в храме Софии киевской. Это один из самых древних образов — «Богоматерь Великая Панагия» — Всесвятая, пришел к нам из Византии. Изображение Богоматери с воздетыми в молитве руками известно со времен первых христиан. Такой образ наглядно являет миру, что тело Богоматери – освященный храм – «Бог посреди Нее».
На Руси Великую Панагию называли Богоматерь Воплощение («Воплощенное Слово») и наиболее часто изображали в поясном изводе. Русское название «Воплощение» напоминает о том, что Богоматерь являет миру воплощающегося в ней Мессию. Композиционные особенности иконы: фронтальное изображение Богоматери Оранты с воздетыми руками, на груди которой, в складках мафория или в медальоне, помещен образ благословляющего Спаса Эммануила. Этот образ — наглядное изображение слов пророка Исайи: «Господь Сам даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя Эммануил (с нами Бог)»[2].
На территории Заонежья, некогда входившей в состав новгородских земель, широкое распространение получил один из изводов Великой Панагии — икона «Богоматерь Знамение», которая была защитницей и покровительницей Великого Новгорода. В Толвуйской Георгиевской церкви был Знаменский придел. В Спасо–Кижском приходе в д.Корба в честь иконы «Богоматерь Знамение» в 18 веке была поставлена часовня. В Заонежских храмах эту икону можно было часто видеть в алтаре — в качестве выносного образа[3], а также в местных рядах иконостасов[4]. Кроме того, в большинстве заонежских храмов икону «Богоматерь Знамение» устанавливали в центре пророческого ряда, и она символизировала связь Ветхого и Нового Заветов. Не являются исключением и иконостасы Кижских храмов. О популярности этого извода в данной местности свидетельствует и коллекция иконописи музея «Кижи». Среди богородичных образов, икона «Богоматерь Знамение» представлена в наибольшем количестве. Несколько иконографических вариаций можно увидеть на выставке.
Икона из Кижской Преображенской церкви (илл. и кат.№4) отличается выверенностью композиционного построения. Образный строй иконы тщательно продуман не только в композиционном плане, но и в цветовом решении. Фигура Богоматери строго фронтальная, с воздетыми до уровня плеч руками, идеально вкомпонована в пространство иконного щита. Глубокий бордовый цвет мафория Богоматери, оттеняемый золотом–двойником фона, изысканно декорирован по кайме полосой из каменьев и жемчужным кружевом. Его решение придает иконе торжественную, праздничную нарядность. Иконография дополнена изображением в верхней части фона красного херувима и зеленого серафима, как бы иллюстрирующих воспроизведение слов молитвы «Достойно есть…»[5]. Иной стилистический вариант, с суровым, несколько напряженно–тревожным образным строем наблюдаем на иконе небольшого формата из кижской коллекции. (ил. и Кат. №8) Фигура Богородицы в темно–коричневом мафории тяжеловесна. Ее грузность усиливается за счет контраста темного мафория и светло–зеленого (салатного) фона. Напряженность образа создается темной палитрой личного письма. Моделировка лика построена на контрасте темно–оливкового санкиря и белильных слоев, нанесенных крупными пятнами. Имеющийся между ними слой коричневатой охры еще более оттеняет белильный свет. Корпусные белильные мазки нанесены по форме век, щек, шеи, и вертикальными штрихами по центру лика от переносицы до подбородка. Их четкое обилие на темной основе, создает контраст света и тени, внося тревожную ноту в восприятие образа. Небольшая металлическая нагрудная иконка «Богоматерь Знамение» (ил. и Кат. №5) также привлекает своим цветовым решением. Она расцвечена черной, синей, голубой, салатной, желтой эмалями. Икона интересна и включением в композицию дополнительных элементов. Образ Богородицы вписан в ромб, как в иконографии «Богоматерь Неопалимая Купина», за пределами которого, по сторонам, изображены символы евангелистов: Матфея в виде ангела, Марка в виде орла, Луки в виде тельца и Иоанна в виде льва.
Несмотря на такие разные варианты воспроизведения мастерами одной и той же иконы «Богоматерь Знамение», ее иконография узнаваема на всех представленных образцах. Иконы, иконописные подлинники, прориси Богородичных образов давали возможность иконописцам создавать новые варианты изображения Марии, оставаясь при этом в рамках исторической и портретной достоверности.
Среди древнейших типов чудотворных икон, в многочисленных списках бытовавших на территории всей Руси, следует назвать икону «Богоматерь Умиление».
Умиление («Елеуса») – по гречески «милующая». Древнерусский перевод этого названия хорошо передает характер образа ласкающей Младенца Марии. Это образ, полный трогательной нежности и грусти. Икона «Богоматерь Умиление», пришедшая к нам из Константинополя в первой трети 12 в., стала одной из самых любимых на Руси икон[6]. За ней, по месту принадлежности иконы г. Владимиру, закрепилось наименование «Богоматерь Владимирская». Распространение копий и списков «Богоматери Владимирской» было связано сначала с Москвой и со среднерусскими землями. Иконография «Богоматери Владимирской» стала своеобразным художественным символом этих иконописных школ. Среди них прославленные иконы круга Андрея Рублева и Дионисия. Однако уже в 16в. иконы этой иконографии можно было встретить в самых отдаленных уголках России. Варьирование иконографии прославленной святыни привело к созданию новых ее типов: видимо, так появились изводы «Богоматерь Федоровская», «Богоматерь Ярославская», «Богоматерь Донская» (8, с.146). На этих иконах лик Богородицы с огромными глазами полными скорби и любви, склоненный к Младенцу, отражает Ее беспредельную любовь и жертвенность. Младенец, в зависимости от осмысления образа иконописцем, предстает в разных типических характеристиках (образах). На прославленной иконе «Богоматерь Владимирская» ощущается трогательное общение Младенца с Матерью, крепко прижимающегося к Ее щеке и вопросительно смотрящего в глаза Богородицы. Скорбность образа Марии византийского оригинала присутствует и на небольшой иконе из собрания музея, (ил. и Кат. №11) но в образном строе этой иконы преобладает нежная и тихая грусть, характерная для русских икон. Икона интересна колористическим решением. В ней доминируют 2 цвета: темно–зеленый и золотой. Коричнево–бордовые одежды Богоматери и Христа в изобилии украшены золотом. Мельчайшие складки драпировок одежд Младенца полностью выполнены золотым ассистом. Мафорий Богородицы декорирован тонкой золотой отделкой. Их фигуры на темно–зеленом фоне вследствие графики золота воспринимаются трепетно–трогательными, отличаются грацией и изяществом. Образы Богородицы с младенцем, независимо от профессионального уровня мастеров, покоряют всепроникающей гармонией духовного и материального начал. Оптимистическая философия мира одухотворенного, просветленного и преображенного, заложенная в Богородичных образах, присутствует в каждой иконе.
По полноте художественного осмысления общечеловеческих ценностей иконы Богоматери можно без преувеличения отнести к высшим достижениям мысли и искусства православного мира. Икона «Богоматерь Одигитрия» наиболее полно отражает истину Боговоплощения – основного догмата христианской веры.
Богоматерь Одигитрия[7] — Путеводительница. Та, что ведет по пути истины и жизни.
Образ пути — один из центральных в Библии. Одигитрия – хранительница и наставница человеческого рода на его пути к Богу. Она освящает путь духовного совершенствования и земные труды[8]. Такими иконами по традиции благословляли в дальний путь.
Среди икон «Богоматери Одигитрии» встречаются варианты поясных и ростовых композиций, но каждый из них имеет множество иконографических схем. Наиболее распространенной является композиция со строго фронтальной позой Младенца, подчеркивающая высокое царское достоинство Матери и Сына. На Руси за ней закрепилось наименование «Богоматерь Смоленская», согласно принадлежности иконы смоленской земле. К таким произведениям относится икона из часовни Архангела Михаила д. Леликозеро. (ил. слайд!) Мария изображена слегка развернувшейся к Младенцу, а Христос в строго фронтальной позе восседает на Ее левой руке. Иконописец создал удивительно монументальный образ Богоматери. Ее чрезвычайно крупная фигура воспринимается как большой трон, на котором восседает Спаситель[9].
Несомненный интерес представляет и небольшая икона «Богоматерь Одигитрия», на полях которой изображены святые Параскева и Антипа. (ил. и Кат.№14) Их включение было определено желанием заказчика, и означает, что данные святые были патронами тех, кому предназначалась икона. Яркую цветовую палитру иконы можно назвать празднично–нарядной, несмотря на то, что составлена она из 3 цветов: желтого (золотистая охра и золото), зеленого и красного.
Иконографический тип «Богоматерь Одигитрия» имел широчайшее распространение на Руси. Наиболее известные изводы: «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь Грузинская», «Богоматерь Иерусалимская», «Богоматерь Иверская», «Богоматерь Седмиезерная». Позднее к ним добавляется поясной вариант изображения Богородицы и Младенца – Богоматерь Казанская. Все они известны под именами, связанными с местами их чудесного явления. На территории Заонежья, кроме самого иконографического типа «Богоматерь Одигитрия»[10], наиболее популярными были два ее варианта: Тихвинской Богородицы[11] и Казанской Божией Матери[12]. С одним из таких вариантов – иконой Богоматерь Тихвинская можно познакомиться в нашей экспозиции. Несмотря на наличие общего источника для изображения Богородицы, часто тип Ее лика зависит от того, где и кем создавались иконы. Великое разнообразие местных черт можно наблюдать на русских иконах! Лик Богородицы на иконе «Богоматерь Тихвинская» из часовни Петра и Павла д.Волкостров (ил.и Кат.№ 19) написан плоскостно, несколько неумело, робко, но именно эта трепетная робость при создании лика Пречистой трогает и покоряет. Образ Богородицы, расположенный в центре иконы, обрамлен клеймами. В клеймах представлены 12 праздничных сюжетов, среди которых 10 двунадесятых праздников, Распятие и Ветхозаветная Троица. В живописи клейм преобладают красный, зеленый, желтый цвета, они красиво оттеняются серебром, в большом количестве употребленном иконописцем при написании фона средника, одежд, нимбов, утвари и архитектурных деталей. Икона увлекает миниатюрностью письма клейм, тонким рисунком деталей. Широкой популярностью пользовался в Заонежье извод «Богоматерь Грузинская». В Преображенской церкви Спасо–Кижского погоста в местном ряду иконостаса слева от царских врат была расположена икона этой иконографии. На выставке извод представлен иконой из Водлозерско–Ильинской церкви (Слайд! И Кат.№3). Икона написана в середине 17 века мастером Игнатием Пантелеевым, который служил дьячком при тубозерском храме. Этим же иконописцем был написан и образ Богородицы для деисусного чина в иконостас церкви Ильи Пророка (Слайд! И Кат.№ ). По передаче тонкости чувств это одни из лучших произведений северной иконописи.
В иконостасе православного храма обычно несколько Богородичных икон. В центре пророческого ряда, как правило, помещали образ «Богоматерь Знамение», как связующее звено между Ветхим и Новым Заветом, как символ, предвозвещавший появление Христа – Спасителя мира. В деисусном ряду Богородица открывала молитвенное предстояние. Значительная часть икон в праздничном ряду, отражает евангельскую историю Христа, освещая и жизнь Богоматери. Местный ряд иконостаса православной церкви включает несколько изображений Марии.
Воспроизведения Богоматери в местном ряду непосредственно связаны с литургией — главной церковной службой. На царских вратах Богородица изображена дважды: на правом столбике и в верхней части створ — в композиции «Благовещение». Слева от царских врат по канону ставилась икона Богоматери. Помимо обязательных образов Богородицы, во многих храмах в местном ряду иконостаса были и другие богородичные иконы. Например, в Кижской Преображенской церкви, местный ряд включал, кроме иконы «Богоматерь Грузинская», иконы: «Успение» (слайд), «Собор Богоматери», «Покров», с клеймами явлений Богоматери и чудотворных икон Богородицы. В 18 в. в Заонежских храмах получает распространение икона «Богоматерь всех скорбящих радость». В середине 18 в. в Кижской Покровской церкви в местном ряду в правой части иконостаса устанавливают огромный образ данной иконографии (ил.). С момента прославления в 1688 г. иконы «Богоматерь всех скорбящих радость» в храме Преображения Господня на Ордынке — это одна из самых любимых икон в России. Икона не связана с великими историческими событиями, сражениями, войнами, благословениями на царство, как Владимирская, Смоленская, Тихвинская иконы Божией Матери. Этот образ был близок простому человеку, который видел в Богоматери «радость подающую: убогих заступницу, печальных утешение, алчущих кормительницу, нагих одеяние, больных исцеление» (6, с.136). В виде небольших «домашних» икон, этот образ, обращенный непосредственно к человеку, его болям, печалям и скорбям, был любим и в Заонежье.
Изображение Богоматери включалось в композиции и других местных икон. В том же нижнем ряду иконостаса Преображенской церкви Богородица изображена на 4 иконах. Образ «Богоматерь Знамение» присутствует в верхней части иконы «Зосима и Савватий Соловецкие с житием». Богоматерь с омофором в руках изображена в так называемом «Никейском чуде» на иконе «Никола Чудотворец, с житием». В деисусном предстоянии — на створке резных створцев «Троица Ветхозаветная». Еще одно изображение Богоматерь Знамение имеется на алтарной двери в композиции «Лоно Авраамово». Эти примеры показатель того, что в нижнем ярусе иконостаса были не только богородичные образы, но и иконы включавшие изображение Девы Марии.
Иконы с изображением Богородицы разнообразны по содержанию, они отражают различные грани Ее почитания в русской православной традиции. Со временем был выработан цикл икон восхваляющих деву Марию, «вместившую невместимое»: «Что Ти принесем», «Похвала Богородицы», «Собор Богоматери». Одна из таких икон — «Собор Богоматери» происходит из местного ряда иконостаса Кижской Преображенской церкви[13]. (слайд. и Кат. №1) Содержание иконы дословно иллюстрирует текст Рождественской стихиры, которая исполняется на вечерней службе праздника Рождества Христова.[14] Начальные строки этой стихиры воспроизведены на свитке преподобного, изображенного во втором ряду в группе святых предстоящих Богоматери с Младенцем. В центре иконы изображена сидящая Богородица со спеленутым младенцем, понимаемая как особый, совершеннейший дар Богу, принесенный человеческим родом, а вокруг нее — все перечисляемые в песнопении «творения» Бога. В верхней части иконы на небесах, за мощной грядой облаков, славословят ангелы; справа пастухи, свидетели чудесного появления Христа; слева — волхвы, спешащие с дарами. Вверху по центру – звезда, указавшая путь волхвам.
В нижней части иконы, слева — женская фигура, олицетворяющая землю, приютившую в вертепе Богородицу с Младенцем, справа пустыня с яслями, вместившими Младенца. Внизу — род людской, который представлен разными ликами святых. В композиции все образы — и изображенные реалистично, и аллегории — объединены одной идеей: воздаяния благодарности. К специфическим чертам преображенской иконы относится разнообразие ликов святых от «рода человеческого». Он представлен ликами праведников, преподобных, апостолов, пророков, мучеников, среди которых есть воины. Такой расширенный состав святых более характерен для иконографии «О тебе радуется». Необычно также наличие на переднем плане справа большой группы жен, с коленопреклоненными монахиней и пустыножительницей. Все изображенные на иконе имеют пояснительные надписи, а ангелы держат свитки с текстами, поясняющими видение рождественского чуда и славящими Богородицу.
Икона написана около 1759 г. иконописцем из мастерской «кондопожского мастера». Эта мастерская пользовалась большой популярностью, ее работы в большом количестве сохранились в Заонежских храмах. Персонажи местных икон этой мастерской полны динамики. Например, на иконе «Собор Богоматери» волхвы изображены в столь стремительном и синхронном движении, что возникает ощущение их перемещения (полета) в пространстве. Помимо жизненной активности персонажей и бытовых реалий, для икон этой группы характерны большие пейзажные пространства, исполненные в охристом (земном) колорите. Традиционные иконописные горки здесь отсутствуют. Пейзаж на иконе выполнен в виде дугообразных холмов, написанных послойно. В основе — золотистая охра, которая перекрыта более темной охрой или светлокрасным колером, а вершины холмов оформлены дробными коричневыми штрихами – мазками. Пейзаж расцвечен травами (в виде черных и красных листьев, собранных в кустики). На данной иконе пейзаж занимает 2/3 ковчежного пространства. Верхняя его часть, в центре которого в двухцветном (синем и красном) ореоле изображена Богородица, написана светлой охрой. Нижняя, приближенная к зрителю, с множеством фигур святых, возносящих хвалу Богородице, выполнена в зеленых тонах. Живописное решение иконы, ее композиция и сюжетная сторона яркий показатель творческого подхода иконописца, много потрудившегося для заонежских храмов в середине – второй половине 18 в.
Многочисленные эпитеты, прославляющие Богородицу, в гимнах, акафистах определили метафорический язык многих Ее изображений. К таким, непростым по содержанию памятникам, относится икона «Неопалимая Купина» из д.Типиницы. (илл. и Кат. №24)
В основу сюжета иконы положено толкование св. Григорием Нисским и св. Феодоритом видение пророка Моисея[15]. Святые богословы трактовали несгораемую купину как символ–прообраз Богоматери Приснодевы, неопалимо вместившей в себя огненное естество Сына Божия. В основу композиции легли также церковные песнопения[16], в которых Богоматерь сравнивается с неопалимой купиной – кустом, объятым пламенем и несгораемым.
В иконографическом плане икона из Типиниц имеет некоторые особенности. Прежде всего, отсутствует традиционная «восьмиконечная звезда»[17] (распространенный вариант иконографии представлен на выставке меднолитой иконкой). На данной иконе Богоматерь не имеет ореола из херувимов и серафимов, Богородица вписана в одну четырехконечную с вогнутыми сторонами коричневую сферу, в которой расположены Духи стихий. Эта сфера изображена на фоне четырехчастной, которая напоминает по форме четыре темно–зеленые лепестка, занимающих все пространство ковчега. Здесь также изображены Духи стихий.Они не имеют четкого деления по служению, например «Дух разума» в первой «грозной» части, а «Дух палящего огня» во второй. Имея сложное строение, данная иконография иллюстрирует и космическую власть Богородицы: «Она всех стихий земных и небесных освящение», Она «всех времен года благословение». На типиницкой иконе Богоматерь изображена в центре с Младенцем, сидящем на Ее левой руке (тип Одигитрии). В правой руке Богоматери – лествица, эмблема духовного восхождения, возвращения падших к Сыну Божию. Об этом же говорит и надпись на Ее груди: «град Царя велика» и медальон с изображением Христа в архиерейском облачении – образе Великого Первосвященника («Ты еси иерей по чину Мельхиседека») – прошедшего небеса.
В углах иконы изображены 4 ветхозаветных пророка и их видения, открывает которые в правом верхнем углу видение Моисеем Неопалимой купины. В верхней части куста изображена Богоматерь Знамение. В левом верхнем углу — видение Иессея – «корень рода Иессеева». В нижнем правом — видение Иаковом колодца клятвенного, лествицы с восходящим ангелом, и борьбу Иакова с ангелом. В нижнем левом углу изображены ступени лестницы, дверь и Христос — видение пророком Иезекиилем «двери затворенной».
Вокруг средника на типиницкой иконе широкие поля, по периметру которых расположен текст, написанный крупными буквами. На верхнем поле название иконы: «Неопалимая Купина Пресвятыя Бцы». Затем: « Мы же верны сущую Бцу Тя…(утрата части слова) …им Родившую Всея Твари Творца. Наоучиша и мученицы проповедаше».
Богородичные иконы отражают как общие православные, так и национальные черты. Богородица на православных иконах легко узнаваема. Она везде предстает в традиционных византийских одеждах замужней женщины, с покрытой головой. Ее волосы по русской традиции убраны под чепец и покрыты большим платом — мафорием. На данной иконе иконописец уделил большое внимание мафорию. Здесь отсутствует традиционное поясное изображение Богородицы – тело Марии ограничено мафорием как покровом, который дугообразными складками образует по центру чашеобразную форму, и волнами свисает с рук, уходя складками за пределы ромба.
Живописное решение иконы весьма своеобразно. Она исполнена в коричнево–зеленой цветовой гамме. Темная палитра слегка разнообразится за счет небольших рыже–красных пятен и белого орнаментального декора. Суровый колорит иконы смягчается белильной орнаментацией. Мелкие белильные завитки сфер, мелкие надписи, подсветка белильными движками трав, листьев, горок в клеймах воспринимаются легким кружевом, весенним инеем. Икона стилистически близка ряду заонежских икон, исполненных во второй половине 17 века, с характерным темным колоритом.
Помимо чудотворных образов и списков с них, есть иконы, которые представляют земную жизнь Богородицы — «Встреча Иоакима и Анны», «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Успение». Эти иконы называются праздничными, так как представляют те события из жизни Богородицы, которые отмечаются христианами как праздники. «Сначала чествование Богоматери выражается в форме «дополнительных» праздников: самым первым из них следует признать Собор Пресвятой Богородицы, непосредственно примыкающий к Рождеству Христову. Но по мере того, как сама идея праздника, развиваясь, обособляется, и становится независимой от общей структуры литургического года, связь эта ослабевает. В нашем теперешнем цикле богородичных праздников лишь дата Благовещения. 25 марта (девять месяцев до Рождества Христова), связывает ее с рождественским циклом». Остальные даты приурочены к освящению Богородичных храмов в Палестине. В итоге эволюции праздников сложился христианский год – некий календарь, постепенно наполнившийся обычаями и преданиями (5, с.750). Они отражают связанные с Богородицей события, описанные в Евангелиях и апокрифической литературе. Со временем они составили значительную часть икон праздничного ряда в православных иконостасах.
«Рождество Богородицы» – икона, которая открывает череду праздников большинства праздничных рядов в иконостасах. (ил. и Кат. №34) На иконе Мария не занимает центрального места, обычно Она изображается в нижней части иконы спеленутой на руках повивальной бабки или в купели. «Быть может, в этой скромности изображения Божией Матери выразилось то, что было в ней неизменно – полнота смирения» (3, с.58).
На иконе из Кижской Преображенской церкви иконографическое решение имеет ряд отклонений от распространенных изводов. Композиция иконы построена таким образом, что зритель воспринимает событие как бы через большой портал с двумя колоннами по краям. Действие происходит на фоне стены здания, которое завершается балюстрадой и тремя круглыми башнями. За ложем Анны изображен столик, который сервирован на двоих. На нем в центре – большое блюдо, вокруг разнообразная посуда, в том числе стопки, бокалы, кувшин, ножи, ложки и крендели. Иоаким изображен с другой стороны стола, сидящим на стуле[18]. При этом, ножи и ложки расположены перед родителями Марии, а стопки с правой руки, то есть здесь явное представление домашнего торжества. Три женские фигуры – молодые служанки, еще более усиливают домашнюю обстановку. В руках у первой — блюдо с едой. Сцена обмывания новорожденной Марии, которая изображена не только запеленатой в белое, но и в перевязи, происходит не у ложа Анны, а в отдельном помещении. Бытовые реалии, в изобилии имеющиеся на иконе, показатель времени создания иконы. На рубеже 17–18 вв. в иконописи Заонежья заметны новые живописные веяния. В условный язык иконописи проникают реалистические элементы, которые заметны на праздничных иконах из иконостасов кижских храмов.
Благая весть, которую Мария получила от архангела Гавриила о рождении Ею Спасителя мира, как событие чрезвычайной важности отмечалось уже во времена древних христиан, начиная с 3 века. С течением времени были выработаны разные иконографические варианты изображения Благовещения. В собрании музея имеется несколько икон и царских врат, воспроизводящих этот сюжет. Они различаются размерами, форматом, строгостью, или наоборот детализацией сюжета. На выставке иконография «Благовещения» представлена 2 иконами: одна из Водлозерской Ильинской церкви, середины 17 в. (ил. и Кат. №37), другая, из с. Великая Губа, датируется 17 в. (ил. и Кат. №31) Вторая икона характеризуется добротным композиционным строением, гармоничным соотношением пропорций, насыщенной цветовой гаммой. В коллекции музея имеются необычные иконы этого сюжета, они трапециевидной формы, каждое «Благовещение» написано на 2 иконных щитах. Такие иконы устанавливались на потолке заонежских храмов, который имел куполообразную форму. От центральной иконы, обычно круглой формы, веерообразно расходились трапециевидные иконы, они образовывали так называемое «небо». В заонежских храмах на них изображались ангелы, архангелы и праотцы. В часовне Успения Богоматери из д. Васильево острова Кижи на «небе» в композицию с ангелами «Небесного воинства» включено «Благовещение» (2 слайда). Изображения ростовые, на левом щите изображена Мария, на правом – архангел Гавриил. Скромная цветовая гамма, различной зеленой тональности, разнообразится оранжевым оттенком плаща архангела. Благородная простота цвета, скромность поз создают удивительно тонкое настроение. Иконы васильевского «неба» по своим живописным достоинствам принадлежат к лучшим творениям заонежской иконописи рубежа 17–18 вв.
Музыкально–мягко исполнена икона «Рождество Христово» из праздничного ряда Водлозерско–Ильинской церкви. (ил. и Кат.№37) Композиция построена на ритмике горок, которые заполняют почти все пространство иконы и являются фоном для разворачивающегося действа. Горки написаны удивительно тонко – прозрачными лессировочными мазками. Их ритмичному колебанию вторят волнующие движения трав. Все персонажи изображены в движении. Расположены они по кругу, как в музыкальном кружении вокруг главного – ложа Богородицы и яслей со Спасителем мира. Все фигуры обозначены надписями. Пастухи — молодой в правой части и пожилой внизу, рядом с Иосифом, подписаны как пастыри. Автор иконы Игнатий Пантелеев – иконописец, который представлен на выставке 3 иконами. Иконопись мастера характеризуется удивительно тонкими психологическими нюансами типажей и передачей настроения.
Из этой же церкви происходят еще 3 иконы — «Введение во храм» (ил. и Кат.35), «Благовещение» (Кат. №33), и «Сретение», но это работы другого мастера, который в отличии от Игнатия не обладал тонким композиционным чутьем художника. На иконе «Сретение» (ил. и Кат. №36) ряд элементов позволяют предположить, что ее писал начинающий художник. Это мелкие, по отношению к общей площади невыразительные фигурки святых, весьма своеобразная компоновка и изображение архитектуры, здания в правой части иконы имеют явно выраженный наклон вправо. Иосиф изображен с покрытыми руками, но без голубиц — традиционной ветхозаветной жертвы. Младенец, восседающий на руках старца Симеона, держит в левой руке свиток, а правой благословляет. Наибольший интерес на иконе представляет изображение на престоле 3 белых свитков — это является особенностью данного извода. Такое обилие свитков на иконе: три на престоле один у Младенца сложно объяснить символическим толкованием. Изображение 2 свитков[19], встречаемое на ряде икон, можно трактовать как Ветхий и Новый Завет. Возможно, на иконе из собрания музея «Кижи» иконописец отразил участие Симеона в переводе Священного Писания на греческий язык, которое было сделано для Александрийской библиотеки. Работа получила название «Перевод 72-х толковников». С нее был сделан перевод на славянский язык для трех православных церквей: Болгарской, Сербской и Русской (4, с.574). Это объясняет и необычность изображения Младенца на руках Симеона.
Рассмотренные выше иконы «Рождество Богородицы», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», иллюстрируют двунадесятые праздники – главные праздники христианского года. Праздник Покрова пресвятой Богородицы относится к средним праздникам. В Византии он не отмечался, но на Руси празднование введено около 1164 г. старанием князя Андрея Боголюбского. Идейная основа праздника – покровительство Богородицы, нашла широкий отклик в русских сердцах, и в этот день к Богородице, под Ее покров, собирались все православные. Для жителей Спасо–Кижского погоста это был особо торжественный день. В этот день они отмечали храмовый праздник своей зимней церкви. Из кижских церквей сохранились четыре иконы «Покров». Все они, несмотря на общность сюжета, наглядно отражают время, в которое они были написаны. Самая ранняя икона, второй половины 16в. из Покровской церкви, (ил.) характеризуется ярким, нарядным, «ликующим» по настроению колористическим решением. В иконе последней четверти 17 в. из Преображенской церкви в противоположность первой, в цветовой палитре доминирует темно — синий (близкий к черному) цвет. Эта икона — типичный пример иконописи одной из заонежских мастерских второй половины 17 в. В иконе первой четверти 18 в. из праздничного ряда иконостаса Преображенского храма, (ил. и Кат. №40) опять же преобладает праздничное настроение, но в ней явно заметны живописные тенденции мастеров оружейной палаты. Икона 1864 г., из алтаря Покровской церкви, замыкающая хронологический ряд кижских икон «Покров Богоматери» — яркий образец отхода иконописцев от иконописных традиций, и попытки писания икон мастером Василием Потаповым из д.Огорелыши в новой живописной манере маслом.
Икона 17в. в настоящее время используется в действующей церкви Покрова Богородицы возрожденного Спасо–Кижского погоста (слайд). В середине 18 столетия для нее была сделана рама, в клеймах которой представлены явления Богородицы и Ее чудотворные образы (2 слайда). Богоматерь изображена в центре, прямолично, в позе Оранты. Простертый над Ней покров поддерживают ангелы. Над Богородицей изображение благословляющего Спасителя. Богоматерь и Спас парят в воздухе в темно–синем ореоле, что подчеркивает Ее чудесное явление. По сторонам от Пресвятой Девы три регистра славящих Богородицу. Вверху — лик ангелов, в средней части, справа – лик апостолов, слева — лик святителей[20]. Внизу, в центре — царские врата, на фоне которых возносит хвалу роман Сладкопевец. Включение Романа Сладкопевца придает композиции не иллюстративное, а обобщенно символическое значение, подчеркивает тему прославления Богородицы. Слева от амвона – патриарх Тарасий, царь Лев VI, царица и три фигурки в боярских одеждах; справа — Андрей Юродивый, Епифаний, Иоанн Предтеча, и другие святые. Большое число молящихся, изображенных в храме, свидетельствует о том, что художественная сторона уступает место повествовательности. «Многословное» раскрытие события, — явление характерное, для решения целого ряда заонежских икон второй половины 17 в. Событие разворачивается на фоне сплошной ступенчатой стены пятиглавого храма. Характерной иконографической деталью икон северного письма является изображение колокольни. На кижской иконе звонница с двумя крупными колоколами – заметная деталь в композиции. В иконах «Покров Пресвятой Богородицы» живописное выражение конкретного события удачно сочетается с темой восхваления Богоматери, как защитницы и покровительницы земли Русской.
На небольшой выставке невозможно отразить все многообразие типов, вариантов изображения Богоматери, схем, сюжетов из жизни и чудесных явлений Богородицы, поэтому нашей целью при создании экспозиции было заинтересовать посетителя, увлечь его на дальнейшее знакомство как с богородичными иконами, так и с древнерусской живописью нашего края в целом.
Список использованной литературы:
- Бычков В.В. Духовно–эстетические основы русской иконы. М., 1995.
- Великие Чудотворные / Авт. и сост. В.Суздалев. Нижний Новгород, 1994.
- Круг Г. Мысли об иконе. М., 1997.
- Настольная книга священнослужителя. Т.2. М., 1978.
- Настольная книга священнослужителя. Т.4. М., 1983.
- Орехов Д. Святые иконы России. СПб., 1999.
- «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995.
- Христианские песнопения Пресвятой Царице небесной Приснодеве Марии Богородице. М., 1990.