Изделия из бересты, щепы, луба
Плетение из бересты — одно из самых древних занятий карел, которым занимались преимущественно мужчины. Заготавливали бересту обычно в начале лета, срезая ее лентой со ствола березы по спирали. Берестяную ленту «саргу» хранили в клубках на полках — надлавочницах в избе. Плели чаще всего из свежей бересты в 3-4 слоя, используя специальный костяной клинообразный инструмент — кочедык. Если плетение велось из сухой бересты, то в момент работы ее смачивали льняным маслом или теплой водой.
Берестяные изделия имели разное назначение: кошель, заменявший современный рюкзак, брали с собой, отправляясь в дорогу или на работы в лес, в кужонках — берестяных емкостях без ручек — хранили в избе крупу и муку, в больших берестяных бутылях сохраняли зимой семена льна для посева. В рыболовстве применяли различного вида поплавки и грузила. Форма карельских поплавков и грузил восходит к форме новгородских поплавков и грузил X-XIII вв[1]. Поплавки имеют форму треугольника или квадрата, береста свернута в несколько слоев и прошита по краям или в центре узким берестяным ремешком. Основу грузила представляет камень, оплетенный берестой, иногда соединенный четырьмя связками с окружностью, выполненной из согнутой в круг ивовой ветки.
У олонецких карел, по свидетельству этнографа Р.Ф.Тароевой, бытовали берестяные дудки (tuohitorvi), являвшиеся неотъемлемым атрибутом пастуха. Дудку делали гибкой, чтобы ей можно было придать любую форму. Очень распространенным изделием из бересты у карел были лапти. «Берестяные лапти — писал краевед К.Петров в 1881 г, — носят на работах как мужчины так и женщины»[2]. Лапти южные карелы плели «косым плетением с ушками, в которые продевались веревочные длинные, доходящие до 3-4 метров оборы»[3]. При ношении лаптей ноги обертывали холщовыми портянками (hattara), а поверх них натягивались холщовые или суконные наголенки[4]. На подсеку крестьяне брали по две пары лаптей, на сенокос — пару на две недели.
У южных карел бытовали разнообразные изделия из бересты: дорожные солонки в форме утки или бутылки, детские мячи, коробки с крышками, подкотельники, корзины, туеса. Особый интерес представляет туес — цилиндрический сосуд со съемной крышкой, легкий и прочный незаменимый для хранения во время pабот в лесу или на покосе молока, просток ваши или кваса. Стенки туеса изготавливались из нескольких цельных слоев бересты донце и крышка — из дерева. Береста обладает терморегулируюгцими свойствами, что позволяло стенкам туеса долго не пропускать тепло и служить праобразом маленького крестьянского холодильника XIX в.
Следует отметить, что южные карелы не украшали бересту росписью или прорезью. Постоянная близость к природе позволяла им ценить ее за естественную красоту материала и богатство цветовой фактуры.
В Олонецком уезде в конце XIX — начале XX в. существовал целый ряд мастерских, производивших берестяные изделия на продажу. В Важинской, Неккульской, Вид лицкой и Коткозерской волостях изготав ливали туеса, берестяные корзины и дорож ные кошели. В Сямозерской волости Петрозаводского уезда делали туеса и лапти[5].
Помимо берестяных изделий в быту карел использовались изделия из сосновой щепы. Из щепы изготавливались двуручные корзины для белья, корзины, в которых задавали корм лошадям, емкости для транспортировки бутылей с дегтем, детские мячи. Интересным предметом карельского крестьянского быта являлась корзина для сушки ложек. Вымытые деревянные ложки бросали на дно корзины, и они быстро просыхали благодаря воздуху, свободно проходившему сквозь щели между лентами щепы.
Характерными для карел были изделия из луба. Луб — тонкий слой живой древесины под корой дерева. Его снимали со ствола, распаривали, делали на внутренней поверхности насечки, чтобы было легче сгибать. Для изготовления лубяных коробеек, маленок — мер для зерна, лукошек, люлек использовался осиновый луб. Карельские люльки в отличие от русских почти всегда делались из луба и имели овальную форму. Этнограф Лесков в 1892 г. писал об олонецкой люльке: «Люлька (katkut) делается из осинового дерева и сшивается ивовыми прутьями. В ней вы не найдете ни одного гвоздика, ни винтика,— ничего, что бы напоминало о металле»[6]. Это абсолютно верное замечание, основанное на знании технологии изготовления лубяных изделий, где наложенные друг на друга края луба прошивались тонкой лубяной лентой или ивовой лозой.
Изделия из луба, бересты и щепы в большом количестве представлены в собрании музея. Они демонстрируют многообразие форм, технических приемов и функционального назначения предметов крестьянского быта, изготовленных из этих материалов.