Материалы по обследованию архитектуры Карелии: конец 1940-х – 60-е годы (Часть 1)
В каталоге публикуются фотодокументы — результаты масштабных обследований памятников народной архитектуры Карелии, проведенных в середине XX века.
Впервые широкому кругу читателей будут представлены фотографии церквей, часовен, жилых и хозяйственных построек, зафиксированных архитекторами на территории нашей Республики в 1945–начале 1960–х гг.
В середине XX в., когда страна лежала в руинах после окончания Великой Отечественной войны, встал вопрос о фиксации сохранившегося материального и духовного наследия нашего народа. Официальная установка партии была направлена на критическое освоение культурного наследия «всех народов, всех эпох»[1] и озвучена товарищем Ждановым на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б).
Выявление памятников народного деревянного зодчества на территории Карело—Финской АССР проводилось с целью отбора всего, «что может вдохновлять трудящихся советского общества на великие дела в труде, науке и культуре»[2]. В фондах музея–заповедника «Кижи» хранятся фотоотчёты трёх наиболее важных этапов обследования архитектуры Карелии отечественными специалистами в период с 1945 по 1980 гг.
В данном каталоге мы публикуем материалы только первого этапа работ по обследованию и реставрации памятников архитектуры на территории Карелии с 1945 по начало 1960–х гг.
Результаты обследования памятников народной деревянной архитектуры и декоративно–прикладного искусства, бытовавших в районах Карелии, были оформлены собирателями в альбомы и тематические папки с целью их дальнейшего изучения. Многие годы документы хранились в Управлении по делам архитектуры Совета Министров Карело-Финской ССР в г. Петрозаводске, затем — в Управлении градостроительства Госстроя Республики Карелия. В начале 1990–х годов часть документов была списана и находилась в подвале Совета Министров Республики Карелия в ведении Управления градостроительства Госстроя Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Энгельса, 4). По инициативе Р. И. Каталкиной, бывшего архитектора из Управления градостроительства, при непосредственном участии сотрудников музея–заповедника «Кижи» В. А. Гущиной и Н. И. Шилова, материалы в виде альбомов, отдельных фотографий, чертежей и акварелей были переданы музею "Кижи" на постоянное хранение.
Среди указанных документов имеются фотографии обмерных чертежей и рисунков, авторами которых являются известные московские архитекторы, изучавшие деревянное зодчество Карелии: А. В. Ополовников, Л. М. Лисенко, Б. В. Гнедовский, А. Н. Буйнов. Под началом этих исследователей трудились и карельские архитекторы: Э. В. Ильин, В. А. Крохин, Д. Г. Сафонова, Э. Мартьянов, Н. А. Савин. Мы не знаем имён фотографов, работавших при обследовании архитектуры нашей республики с 1945 по 1956 гг., но можно предположить, что авторами большинства фотографий являются сами архитекторы, выполнявшие обмеры памятников.
Достоверность фотографий, представленных в каталоге, не подвергается сомнению. Некоторые из них были опубликованы в специальных печатных изданиях 1960–80–х гг., посвященных деревянному зодчеству, и ставших в настоящее время библиографической редкостью, а также в статьях и интернет–каталогах Т. Г. Тарасовой (прежнего хранителя коллекции «Фотоматериалы» музея–заповедника «Кижи»)[3]. Несмотря на это, в полном объёме материалы по изучению архитектуры Карелии 1945 — нач. 1960–х гг., хранящиеся в фондах нашего музея, публикуются впервые.
Благодаря этим фотодокументам мы можем проследить, как происходило изменение внешнего облика храмов острова Кижи в 1940–е — 1950–е гг., какими были интерьеры Преображенской и Покровской церквей, как возводилась во время реставрации 50–х годов деревянная ограда вокруг погоста.
Не меньший интерес для исследователей представляют фотографии памятников архитектуры, входящих сегодня в основную экспозицию музея. Многие из них зафиксированы на своих первоначальных местах ещё до перевозки в музей. Фото 40–50–х годов XX века позволяют представить первоначальное природное и архитектурное окружение памятников, которое в настоящий момент или утрачено, или искажено временем.
Фотографии памятников до реставрации или на их первоначальном месте дают возможность увидеть те особенности их архитектурного решения и детали построек, которые были утрачены с течением времени. Фотографии подтверждают, что большинство культовых сооружений были обшиты тёсом.
Первые изображения домов Ошевнева из д. Ошевнево, Елизарова из д. Серёдка, Сергиных из д. Мунозеро, Сергеевой из д. Липовицы, Яковлева из д. Клещейла дают возможность уточнить некоторые данные о них. Например, жилые части домов Яковлева и Елизаровых, а также углы дом Сергеевой были обшиты, наличники дома Яковлева — раскрашены, а печной угол избы дома Елизаровых — побелен. Эти особенности убранства домов сохранились только на фотографиях.
«Публикуемые материалы по памятникам народного зодчества дают примеры мудрых принципов декоративного оформления и логики конструктивных решений. Контрасты между гладью рубленой стены и ажурными декоративными деталями, хорошие пропорции, правильная масштабность, скромность и логичность украшений — всё это придаёт особую художественную выразительность произведениям народного зодчества»[4].
Фотографии как носители неискажённой информации дают возможность более детального изучения архитектурного и культурного наследия, доставшегося нам от мастеров прошлого.
Всего опубликовано более 2500 фотографий. Ведётся подготовка третьей части каталога, где будут представлены оцифрованные негативы на стекле с репродукциями чертежей многих памятников архитектуры Карелии, выполненных известными архитекторами в конце 1940-х – начале 1960-х гг.
Памятники культовой архитектуры Карелии, опубликованные в каталоге:
Беломорский р.
Церкви: Петропавловская в с. Вирма (1696 г.), Ильинская в с. Машезеро (1871 г.), Никольская в с. Шуерецкое (1753 г.).
Кемский р.
Успенский собор в г. Кемь (1711-1717 гг.).
Кондопожский р.
Церкви: Успенская в г. Кондопога (1774 г.), Петропавловская в с. Лычный остров (1620 г.), Апостола Петра в д. Дворцы (совр. Марциальные Воды) (1721 г.).
Часовня Трёх Святителей в д. Кавгора (2-я половина XVIII в.).
Медвежьегорский р.
Кижский архитектурный ансамбль (Преображенская (1714 г.) и Покровская (1764 гг.) церкви, колокольня (1862 г.), ограда Кижского погоста (1800 г. – каменная кладка, 1959 г. - сруб)).
Церкви: св. Варвары в д. Яндомозеро (1650 г.), Петропавловская в с. Чёлмужи (конец XVI – начало XVII вв.), Александра Свирского в с. Космозеро (1769 г.), Ильи Пророка в с. Поля (1863 г.), Вознесения Господня в с. Типиницы (1761 г.), Параскевы Пятницы в с. Онежаны (1831 г.).
Часовни: Архангела Михаила в д. Леликозеро (2-ая половина XVII в.), Петра и Павла в д. Волкостров (1750-е гг.), Успенская в д. Васильево (конец XVII – начало XVIII вв.), Кирика и Иулиты в д. Воробьи (XVIII – XIX вв.), Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в д. Подъельники (1860-1865 гг.), Георгия Победоносца в д. Усть-Яндома (1750-1780 гг.), Знамения Богородицы в д. Корба (1780-1820 гг.), Положения Честного Пояса и Риз Богородицы в дер. Кургеницы (середина XVIII в.), Троицы и Дмитрия Солунского в д. Селецкое (1753 г.), Архангела Михаила в д. Паяницы (XVII – начало XVIII в.), Тихвинской Богоматери в д. Терехово (XIX в.), Самсона в д. Кондобережская (XIX в.), часовня в д. Моталово (XVIII в.).
Олонецкий р.
Церковь Флора и Лавра в с. Мегрега (1613 г.).
Пряжинский р.
Церковь в д. Маньга (2-ая пол. XVIII в.).
Часовни: св. Варвары в д. Коккойла (конец XIX в.), в д. Курмойла .
Пудожский р.
Церкви: Воскрешения Лазаря в Муромском монастыре (конец XIV в.), Казанской Божьей Матери в д. Рослякова (XVIII в.), Водлозерский Ильинский погост (1798 гг.).
Часовня Иоанна Предтечи в д. Нижний Падун (XIX в.).
Памятники гражданской архитектуры Карелии, опубликованные в каталоге:
Беломорский р.
Амбар из д. Сумпосад (1757 г.).
Кондопожский р.
Дом Лупова в д. Юркостров .
Баня в д. Колгостров.
Медвежьегорский р.
Памятники, перевезённые в музей-заповедник «Кижи»: дом Ошевнева, д. Ошевнево (1876 г.); дом Сергеевой, д. Липовицы (конец XIX – начало XX вв.); дом Ананьевой, д. Красная Сельга (конец XIX – начало XX вв.); дом Сергиных, д. Мунозеро (2-я половина XIX в.); дом Елизарова, д. Серёдка (1860-1880 гг.); мельница ветряная, д. Волкостров (Насоновщина) (1928 г.)
Другие дома: Дорохова в д. Большая Шильтя (1870 гг.), Бровина в д. Онежаны (1880 гг.), Клопова в д. Потаневщина (XIX в.), Горнева в д. Верховье (1850 гг.), Лепсина в д. Кузнецы (1880 г.), Грешникова в д. Обельщина (XIX в.), Пахомова в с. Великая Губа (XIX в.), Карманова в д. Онежаны (1827 г.), Вахрушева в д. Блиновщина (XIX в.), Русакова в д. Ботвинщина (XIX в.), Кондратьева в д. Падмозеро (XIX в.?), Абакумовой в д. Черкассы (XIX в.), Лопаткина в д. Тарасы (Великая Губа), Беззубикова в д. Падмозеро, Семёнова в д. Сенная Губа, Рябининых-Андреевых в д. Гарницы, Артамоновых в с. Поля, Иванова в д. Козловцы, Фепонова в д. Погост, дома в д. Чёбино.
Хозяйственные постройки: амбары в д. Истомино (XVIII – XIX вв.), Селецкое (XIX в.), Толвуйский погост; мельницы в с. Толвуя, д. Деригузово, рига в д. Селецкое (XIX в.).
Олонецкий р.
Дома: Чадоева в д. Ойнасово (Айносово), Рыбуева в д. Кожали, Нигкоева в д. Гейтола, дом в д. Малые Сельги.
Хозяйственные постройки: баня, рига, амбар в д. Кожали, водяная мельница в д. Улваны.
Прионежский р.
Дома: Мелькина в д. Шелтозеро (XIX в.), Михайловой в д. Анани, Анейкова и Карпина в д. Сулажгора.
Пряжинский р.
Памятники, перевезённые в музей-заповедник «Кижи»: дом Яковлева, д. Клещейла (1880-1900 гг.); амбары, д. Коккойла (1892 г.) и Нинисельга (середина XIX в.).
Другие дома: Жидкова в д. Эссойла, Кузьмина в д. Проккойла, Агеева в д. Улялега, Позуева в д. Ламбила, Захаровой в д. Угмойла, Иконникова в д. Сямозеро, Осипова в д. Угмойла, дома в д. Каскес-Наволок, Корза, Ахпойла, Никкойла, с. Пряжа.
Амбары в д. Угмойла.
Пудожский р.
Дом Птицына в д. Корбозеро.
Суоярвский р.
Дом Мемоева в д. Вешкелицы (XIX в.).