Изготовление традиционных украшений из бисера. Бусы из бисера
- Вид занятия:
- ремёсла
- Назначение:
- шейное украшение
- Традиционно занимались:
- женщины
- Материалы и инструменты:
- бисер, жемчуг, леска, конский волос.
На Русском Севере всегда большой популярностью пользовались жемчужные и бисерные серьги и бусы. Для изготовления украшений и ожерелий использовался местный жемчуг, добывавшийся в реках Олонецкой губернии, впадающих в Белое море и Онежское озеро. В конце ХIХ века, когда жемчужный промысел пошёл на спад, вместо жемчужин, как правило, неправильной формы, стали использовать бисер разного качества от мелкого так называемого «монастырского» до более крупного венецианского, чешского и русского бисера. Производство русского бисера началось на фабрике М. В. Ломоносова в Усть-Рудице под Петербургом, которая существовала в 1755–1766 годах. За 10 лет работы фабрики было выпущено не более 100 пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера, тогда как из-за границы ввозилось более тысячи пудов бисера. В конце XIX — начале XX века российский бисер изготавливался в небольших кустарных мастерских Киевской, Московской, Казанской и других губерний, купить который можно было на многочисленных олонецких ярмарках.
Во многих описаниях исследователей Севера о костюме Олонецкой губернии часто встречалось упоминание, что женщины в праздники любили одевать самые лучшие наряды, украшая голову головными уборами, расшитыми жемчугом, на шею одевали прабабушкины жемчужные нити, в уши вдевали жемчужные серьги, одевали кольца и браслеты. На многих фотографиях молодых девушек в нарядных костюмах мы видим большое количество жемчужных нитей и бус.
Оригинальным шейным украшением были бусы, созданные в технике низания бисера на конский волос в виде яйцевидных звеньев. Звенья цепи выполнялись из шести или восьми бисерных нитей, переплетенных между собой и составляющих крупные ажурные бусины. Для изготовления таких бус использовался мелкий бисер, по цвету напоминающий речной жемчуг.
Технология изготовления ажурных бус, как и многие другие технологии по изготовлению украшений из бисера, восстановлена в музее-заповеднике «Кижи» в 90-е годы ХХ века искусствоведом Светланой Васильевной Воробьёвой и её учениками — мастерами «Ожившей экспозиции».