Роспись по дереву

Вид занятия:
ремёсла
Материалы и инструменты:
дерево, краска, кисть.

Неотъемлемой частью декорирования предметов крестьянского быта являлся орнамент, выполненный в технике росписи. Им украшали тябла между рядами икон в церквях, киоты, иконы, прялки, сундуки, ларцы, сани, дуги, вальки, рубели, филенки дверей и шкафов. Неповторимую прелесть росписям придаёт простодушие, и даже наивность манеры письма мастеров.

В Южной Карелии, в районах компактного проживания различных групп карелов преобладала архаичная геометрическая роспись. В районах бывшей Олонецкой губернии, где основным населением были русские и вепсы, роспись выполнялась в свободной кистевой манере.

Для росписи используется достаточно широкая плоская кисть, на которую набирается краска двух цветов — с одного края основная, с другого — на оттенок светлее или белая. В процессе наложения мазка краски смешиваются в середине кисти и таким приемом удается добиться тени и полутени — изображение получается объёмным.

Среди мотивов такой росписи преобладает растительный, центром композиции которой является древо, украшенное розами, тюльпанами, листьями, с умело введёнными разбелами (оживками) и узорными «приписками» в виде тонких ветвей и завитков тёмного или чёрного цвета. Письмо делалось всегда по цветному фону — зелёному, синему, голубому, зеленовато-серому, коричневому, на котором расцветали яркие красные, розовые, голубые и оранжевые цветы. Иногда росписи выполнялись и по тёмному, насыщенному фону — коричневому, зелёному, синему. На нём орнамент ложился светлым перламутровым сочетанием розовых, голубых, золотистых, нежно-зелёных оттенков.

Технику росписи по дереву в музее демонстрирует Наталья Анатольевна Ратникова.

Vkontakte@kizhi
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф