Исследование древних поселений на острове Радколье @kizhi
Остров Радколье Онежского озера входит в состав архипелага Кижские шхеры и находится вблизи южной оконечности Заонежского полуострова, у западного берега Большого Клименецкого острова, примерно в 1,3 км к северо-западу от деревни Лонгасы (рис. 1). Он занимает выгодное географическое положение: от ветра с Онежского озера с востока и юга его закрывает Большой Клименецкий остров, с запада — остров Ерницкий и Большой Леликовский остров, с севера — Заонежский полуостров.
Остров Радколье имеет небольшие размеры: вытянyт c северо-запада на юго-восток нa пpoтяжeнии oколо 500 м, мaкcимaльнaя шиpинa oколо 160 м, cpeдняя — oколо 90 м. Остров представляет собой выступ cкaлы с выветренной поверхностью, вoзвышaющийся нaд oзepом на высоту до 10 м. Скaльные поверхности занимают окoлo пoлoвины территории ocтpoвa, они пoкpыты или мxoм и лишaйникoм, или дepнoм, в цeнтpaльнoй чacти нeбoльшoй yчacтoк зaнят cocнoвым лecoм. Юго-восточная oкoнeчнocть заросла кycтapникoм. Cеверо-восточный бepeг ocтpoвa oбpывиcтый, остальные бepeгa oтнocитeльнo пoлoго cпycкaются к вoдe. Западный берег сложен намывными песчано-гравийными отложениями, мощность которых иногда достигает 60 см. Отдельные участки ранее здесь использовались под сельскохозяйственные угодья и распахивались.
С островом Радколье связана любопытная фольклорно-этнографическая традиция, неоднократно описывавшаяся этнографической и краеведческой литературе (см.: Шайжин, 1909; Ржановский, 1924; Байбурин, 1988; Логинов, 2010). Данная традиция подробно рассматривалась нами в отдельных работах (Агапитов, Мельников, 1992; Мельников, 1998). Суть информации водится к следующему.
Еще в начале XX века среди жителей окрестных деревень существовал обычай отмечать так называемое «радкольское воскресенье» (Логинов, 2010). Один раз в году — в последнее воскресенье перед Ивановым днем (24 июня) — на о. Радколье собирались местные жители и устраивали там гулянье. По сообщению информатора, народу собиралось столько, что подчас трудно было найти место на берегу, чтобы причалить лодку. Гулянье проходило на ровной площадке в центральной части острова, где располагался крупный камень, привлекший особое внимание людей, называвших его «идол» или «радкольский бог» и каждый раз, в ходе гуляний, тщетно пытавшихся столкнуть его с обрыва в воду. На обращенной к воде стороне камня имелись естественные углубления, по форме очень напоминающие глаза, нос и рот человека. На острове также имелись оригинальные подковообразные каменные кладки и некое изображение «головы бородатого человека», к которому местные жители относились весьма уважительно, считая его изображением «хозяина острова», обладающего способностью наказывать человека несчастиями, если тот будет вести себя непочтительно. Кроме того, в народе сохранялась память о священной радкольской сосне, оставшейся на острове после того, как в начале ХVI века был вырублен священный радкольский лес на нужды строительства Клименецкого монастыря.
Археологам остров Радколье также был известен, в частности, в каталоге памятников археологии Карелии А. Я. Брюсова сообщается, что на вершине острова имеется «часть скалы, производящее впечатление высеченной человеческой головы огромных размеров. Определенных следов искусственной обработки этой скалы в настоящее время заметить нельзя. …Обследование острова производил в 1933 г. А. Брюсов» (Брюсов, 1940).
В ходе проведенного нами обследования острова Радколье оказалось, что около площадки, где ранее устраивались гуляния, на самом краю обрывающейся в воду скалы имеется камень-останец неправильной овальной формы с гладкой поверхностью высотой 2 м, шиpиной 1,4 м, тoлщиной — дo 1,45 м, который и является тем самым «идолом» или «радкольским богом», которого местная молодежь в холе гуляний безуспешно пыталась сбросить в воду (рис. 2). Примерно в 25 м к северо-западу от него, также на краю обрыва, имеется другой останец, но меньшего размера: выcoтa — 1,9 м, шиpинa oт 1,5 (в вepxнeй чacти) дo 0,5 м (в нижнeй). На его восточной, обращенной к воде стороне, имеются, вероятно, естественные сколы, по форме напоминающие глаза, нос и рот человека (рис. 3). Очевидно, именно этот камень упоминается в работе В. Ржановского (1924). Еще один аналогичный останец имеется на краю обрыва в 6 м к юго-западу от «радкольского бога». В статье К. К. Логинова он назван камень-»череп» (Логинов, 2010). Между данными камнями (примерно в 10 м к северо-западу oт «paдкoльcкoгo бoгa») почти на всю высоту обрыва имеется оригинальный разлом, образовавшийся в результате естественного разрушения скалы, по форме напоминавший обращенную в профиль голову человека с длинной бородой (рис. 4). Общая высота этой «фигуры» примерно 6,1 м. Очевидно, именно данный разлом местные жители считали изображением «хозяина» острова.
Все упомянутые выше камни и скальные формации являются естественными образованиями, возникшими в ходе эрозии скальной поверхности под воздействием природных факторов. Они не имеют каких-либо визуально заметных следов обработки, Cлeдyeт также oтмeтить, чтo указанные oбъeкты pacпoлaгaютcя вecьмa кoпмпaктнo и мoгyт xopoшo нaблюдaтьcя c вoды.
Kpoмe yпoмянyтыx вышe oбъeктoв нa тeppитopии o. Paдкoльe были зaфикcиpoвaны 14 клaдoк, cлoжeнныx из нeбoльшиx кaмнeй. Их описание приводится в Приложении 1 к статье И. В. Мельникова и К. Э. Германа (2013). Кладки вcтpeчaлиcь пo вceмy ocтpoвy: чeтыpe из них зaфикcиpoвaны в eгo северной чacти, тpи — в цeнтpaльнoй, eщё ceмь — в южной чacти. Bce они вылoжeны нa cкaльнoй пoвepxнocти из кaмнeй бeз иcпoльзoвaния кaкoгo-либo cвязyющeгo pacтвopa. Большинство чacтичнo или пoлнocтью зaдepнoвaны. Расчистка кладок нами не производилась. Bce каменные сложения в тoй или инoй cтeпeни нecyт cлeды paзpyшeния, чтo, cyдя пo вceмy, cвязaнo c aнтpoпoгeнным фaктopoм — кaмни из клaдoк извлeкaлиcь пoceщaвшими ocтpoв тypиcтaми, кoтopыe cклaдывaли из ниx oчaги для кocтpoв.
По внешним особенностям кладки paздeляютcя нa 3 гpyппы. Пepвaя гpyппa — шесть пoдкoвooбpaзных клaдок. Oни имeют нaилyчшyю coxpaннocть и, видимo, являютcя бoлee пoздними (рис. 5,6). Такие сооружения до недавнего прошлого использовались местными жителями в качестве заслонов для костров. По-видимому, их сооружение связано с обычаем празднования Радкольского воскресенья. Bтopaя гpyппa — этo четыре плoxo coxpaнившихcя кaмeнных клaдки, в плaнe имeющих фopмy близкyю к oвaлy, гдe кaмни yлoжeны пo eгo пepимeтpy. Остальные кладки можно объединить в третью гpyппу. Это клaдки в видe aмopфныx cкoплeний кaмнeй или сильно задернованные, о внешних особенностях которых судить затруднительно. Интерпретация каменных кладок второй и третьей групп затруднена.
В ходе проведенного в 2009–2011 гг. археологического обследования было установлено, что на территории острова Радколье в его северной, центральной и южной частях имеются следы культурного слоя с находками эпохи неолита — энеолита.
Всего было зафиксировано 7 древних поселений (рис. 7). Они приурочены к относительно ровным площадкам, имеющим более или менее мощные песчано-гравийные отложения. В период бытования поселений все они, видимо, находились вблизи уреза воды. Площадь распространения культурного слоя небольшая, колеблется в пределах от 280 м² до 1600 м². Стоянки были опубликованы (Мельников, 2013).
Результаты разведочных археологических исследований на острове Радколье позволяют сформулировать ряд выводов.
Очевидно, что остров Радколье многократно посещался древним населением на протяжении обширного периода времени, включающего археологические эпохи неолита и энеолита. Здесь представлены памятники, которые относятся ко всем известным в Обонежье археологическим культурам неолита и энеолита: сперрингс, ямочно-гребенчатой керамики, гребенчато-ямочной керамики, ромбо-ямочной керамики, а также асбестовой керамики. Таким образом, общие хронологические рамки посещения древним населением острова Радколье могут быть определены с середины 5 тыс. до н. э. (появление керамики сперрингс) по вторую половину 2 тыс. до н. э.
Вопрос о наличии на острове памятников мезолитического времени в настоящее время остается открытым. Все стоянки содержат смешанный комплекс инвентаря, в котором могут присутствовать культурные остатки мезолитического времени, но вычленить их не представляется возможным. Высотное расположение поселений Радколье 2 и 3 — соответственно 7,5 и 8–9 м, позволяет высказывать такое предположение. Большинство располагающихся в 5,5 км к северу от острова Радколье памятников археологии Вожмарихинского комплекса эпохи мезолита, находятся на террасах высотой 7–9 м над современным уровнем воды в Онежском озере. Но окончательно ответить на данный вопрос можно только после получения соответствующих радиоуглеродных определений, что возможно лишь при проведении раскопок значительной площадью.
Состав смешанных керамических комплексов выглядит следующим образом. В одном случае (Радколье 3) представлены 5 типов керамики: сперрингс, ямочно-гребенчатая, гребенчато-ямочная, ромбо-ямочная, асбестовая. В одном случае (Радколье 2) представлены четыре типа керамики: сперрингс, ямочно-гребенчатая, гребенчато-ямочная, ромбо-ямочная. В двух случаях (Радколье 1,6) представлены три типа посуды: гребенчато-ямочная, ромбо-ямочная, асбестовая. Ещё в двух случаях в комплексах были представлены по два типа посуды: на поселении Радколье 5 — гребенчато-ямочная и асбестовая, на поселении Радколье 7 — ромбо-ямочная и асбестовая.
Можно отметить некоторые закономерности в высотном распределении различных керамических комплексов относительно уровня воды в Онежском озере. Так, в частности, наиболее ранняя керамика сперрингс была встречена на поселении Радколье 2 и в южной части поселения Радколье 3 (шурф 1), на высоте 7,5–9 м. Несколько более поздняя в хронологическом отношении неолитическая ямочно-гребенчатая керамика, также отмечена на поселениях Радколье 2 и 3. Причем на поселении Радколье 3 она встречена как в южной (шурф 1), так и в северной частях (шурф 2) стоянки. В комплексах других памятников, находящихся на более низких гипсометрических отметках (4,5 м и ниже), ни керамика сперрингс, ни ямочно-гребенчатая керамике не представлены.
Поздненеолитическая гребенчато-ямочная керамика представлена в комплексах всех памятников за исключением Радколье 7, что является весьма показательным, так как поселение Радколье 7 залегает на самых низких высотных отметках — 2,5–3 м от современного уровня воды в Онежском озере. Видимо данный участок был непригоден для проживания в период позднего неолита. Диапазон высот, на которых обнаружена гребенчато-ямочная керамика, довольно широк: от 3,4 м (Радколье 6), до 8–9 м (Радколье 3). Видимо, начиная с эпохи раннего неолита и далее вся территория острова Радколье была пригодна для остановок и кратковременного проживания коллективов людей. Наибольшее количество сосудов (18) отмечено в шурфе на поселении Радколье 2, залегающего на высоте 7,5 м от современного уровня воды в Онежском озере. На более высоких (8–9 м, Радколье 3) и более низких (около 4 м, Радколье 1) гипсометрических отметках гребенчато-ямочная керамика встречается, но в меньшем количестве: соответственно 6 и 5 сосудов. Очевидно площадка, занимаемая поселением Радколье 2 (высотой 7,5 м), была наиболее удобна для проживания населения, использовавшего данную посуду.
Ромбо-ямочная керамика в ряде случаев залегает в смешанных комплексах, где также представлена гребенчато-ямочная керамика (Радколье 1–3,6). В одном случае (Радколье 7), фрагмент ромбо-ямочного сосуда встречен в смешанном комплексе с асбестовой керамикой на высоте около 3 м над современным уровнем Онежского озера.
Наиболее низкое расположение характерно для находок фрагментов позднеэнеолитической посуды с примесью асбеста или органики в глиняном тесте. Всего на стоянках острова Радколье найдено 12 таких сосудов. Из них 11 залегали на высотных отметках 2,5–4,5 м над современным уровнем воды в Онежском озере (Радколье1,6,7). Только один горшок был найден на высоте около 8 м (Радколье 3). Наибольшее количество асбестовой керамики (7 сосудов) найдено на поселении Радколье 1, залегающем на высоте 3,3–4,5 м.
В топографическом расположении древних поселений на острове Радколье прослеживаются совершенно ясные закономерности. Все они занимают относительно ровные скальные участки, которые перекрыты наносными песчано-гравийными отложениями разной мощности: от 15–20 см в северной части поселения Радколье 3, до 70–80 см (Радколье 1). Площадки, занимаемые поселениями, имели относительно пологий спуск к воде. За исключением находящихся на большой высоте и удаленных от современного берега поселений Радколье 2,3, площадки всех остальных памятников в настоящее время используется для остановок туристов.
Отдельно следует рассмотреть вопрос о функциональном назначении поселений на острове Радколье. Учитывая, что этот остров, в силу своих естественно-географических условий не пригоден для постоянного проживания населения, можно полагать, что культурный слой поселений сформировался в результате кратковременных, но достаточно регулярных остановок, которые здесь делало древнее население. Очевидно, остров Радколье был достаточно удобен для таких остановок. Во-первых, он находится вблизи южной оконечности Заонежского полуострова, от которой он отделен проливом протяженностью около 400 м. Таким образом, чтобы обогнуть с юга Заонежский полуостров, древнее население не могло миновать остров Радколье. Во-вторых, в силу своих естественно-географических условий, относительно большой над уровнем озера высоты, наличия здесь ровных приуроченных к береговой линии площадок, остров Радколье более удобен для кратковременных остановок, чем соседние менее высокие острова Кижских шхер.
Следует также заметить, что в окрестностях острова Радколье известно большое число памятников археологии. В 5,5 км к северу и северо-западу, в районе побережья залива Вожмариха, а также озера Копанец в настоящее время открыт крупный комплекс из 37 поселений мезолита, неолита и энеолита. Отдельные памятники археологии неолита и энеолита открыты на соседних островах Кижских шхер: Калгове, Букольникове, Керкострове. На острове Букольников выявлен могильник энеолитического времени. Следы разрушенных поселений мезолита и неолита зафиксированы в 1,5 км к востоку от острова Радколье на Большом Клименецком острове, в пределах современного населенного пункта Сенная Губа. Еще четыре поселения неолитического времени известны также на Большом Клименецком острове в районе деревни Воробьи, в 7 км к северо-востоку от острова Радколье. Таким образом, можно констатировать, что район южного Заонежья, включая непосредственные окрестности острова Радколье, были достаточно освоены древним населением.
Информацию о функциональной интерпретации поселений на острове Радколье дает анализ состава обнаруженного в ходе раскопок хозяйственного инвентаря. Ниже приводится таблица, отражающая количественное соотношение разных категорий инвентаря, обнаруженных в ходе раскопок поселений на острове Радколье.
Соотношение видов орудий из раскопок поселений на о.Радколье
Категории предметов | Количество | Процентное соотношение (%) |
Скребущие | 51 | 51,5 |
Режущие (включая ножевидные пластины) | 14 | 14,1 |
Абразивы | 13 | 13,1 |
Орудия охоты | 9 | 9,1 |
Деревообрабатывающий инструмент | 6 | 6,1 |
Орудия рыболовства | 3 | 3,05 |
Прочие предметы (украшения, орнаментир) | 3 | 3,05 |
Всего | 99 | 100 |
Как видно из таблицы, всего в ходе раскопок было обнаружено в обломках 99 индивидуальных предметов (за исключением заготовок орудий, нуклеусов, осколков и отщепов со следами обработки или использования). Более половины из них – 51 ед. (около 51,5 %) составляют скребущие орудия. Режущих орудий (включая ножевидные пластины) найдено 14 ед. (14,1%), абразивный инструмент представлен 13 предметами (около 13,1 %), 9 орудий охоты (9,1%), 6 деревообрабатывающих орудий (6,1%), 3 орудия рыболовства (около 3%), прочие предметы (украшения, орнаментир) – 3 ед. (около 3%).
Анализ данной статистики позволяет сделать определенные наблюдения. В частности, обращает на себя внимание превышения количества промысловых орудий (рыболовства и охоты) над деревообрабатывающим инструментарием. Обычно, по итогам раскопок древних поселений, мы имеем прямо противоположную картину. Например, в ходе исследований памятников находящегося поблизости от острова Радколье Вожмарихинского археологического комплекса, во многих случаях были обнаружены деревообрабатывающие инструменты, которые всегда превышали по количеству промысловые орудия. Последние если и были представлены в находках, то, как правило, единичными экземплярами. На острове Радколье ситуация противоположная. На наш взгляд, данное обстоятельство вполне определенно свидетельствует о промысловом характере поселений на острове Радколье, культурный слой которых, видимо, сформировался в ходе сезонных миграций охотников и рыболовов. Хотя, следует подчеркнуть, что на памятниках пока проведена только разведка, данный вывод должен быть проверен дальнейшими более масштабными исследованиями.
Присутствие в комплексах радкольских стоянок прочих категорий предметов, на наш взгляд, не противоречит такому выводу. Скребущие и режущие орудия, а также абразивные инструменты относятся к числу предметов, которые могут быть представлены в комплексах разных в функциональном отношении поселений.
Некоторое удивление вызывает весьма редкая находка – обломок дисковидного орнаментира, предназначенного для нанесения гребенчатого орнамента при изготовлении керамического сосуда, который был найден в шурфе на поселении Радколье 2. На острове Радколье нет глины и изготавливать там керамику можно только из привезенного сырья.
Завершая настоящую работу отметим, что сформулированные в ней выводы основываются на материалах разведочных изысканий и поэтому носят предварительный характер. Дальнейшие исследования, связанные с проведением раскопок открытых памятников, прежде всего поселений Радколье 1-3, дадут новые материалы для их уточнения и конкретизации.
Литература
- Агапитов В.А., Мельников И.В. О древнем культовом комплексе в Заонежье // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1992. С.151-159.
- Байбурин А. К., Логинов К. К. Обрядность русских Заонежья при строительстве нового дома // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1988. С. 31-32.
- Брюсов А.Я. История древней Карелии. М.,1940. С.234.
- Логинов К.К. Заонежский праздник Радкольское воскресенье // Праздничные традиции и новации народов Карелии и сопредельных территорий: исследования, источники, историография. Петрозаводск, 2010. C. 37-46.
- Мельников И.В. Святилища древней Карелии (палеоэтнографические очерки о культовых памятниках). Петрозаводск, 1998.
- Мельников И.В., Герман К.Э. Исследование древних поселений на острове Радколье // Кижский вестник. Петрозаводск, 2013. Вып.14. С.295-344.
- Ржановский В. Раткольский бог // Известия общества изучения Карелии. 1924. VI. С.102-103.
- Шайжин Н. Олонецкий край // Памятная книга Олонецкой губернии. 1909. Петрозаводск, 1909. С. 292-230.