Летний университет на о. Кижи - 2004 @kizhi
Летний университет
Первого сентября 2004 г. семнадцать студентов, специализирующихся на изучении музеологии и музейной педагогики в Петрозаводском университете, прибыли на остров Кижи для практического изучения азов своей будущей профессии, используя огромный потенциал музея-заповедника «Кижи» в качестве своеобразного учебного пособия.
Эту уникальную возможность увидеть своими глазами «закулисную» работу музея, напрямую задать все интересующие вопросы сотрудникам, обсудить свои идеи будущим музейщикам предоставил музей-заповедник «Кижи», а точнее его долгосрочный проект «Летний университет на острове Кижи».
Данный образовательный проект музея-заповедника «Кижи» проходит в рамках договора о сотрудничестве музея с Петрозаводским государственным университетом, заключенным в 2000 году. Договор предполагает достаточно широкое взаимодействие — на историческом факультете создана новая специализация по музееведению, сотрудники музея читают в университете лекции, для студентов истфака организована ежегодная фондовая практика и вот уже второй год введение в музейную специализацию для студентов начинается с Летнего университета на острове Кижи. Этому проекту предшествовала большая организационная работа. Он состоялся благодаря усилиям многих замечательных людей — декана исторического факультета Сергея Веригина, преподавателя факультета и куратора музейной специализации Татьяны Никулиной, дирекции музея-заповедника «Кижи».
«Вы отправляетесь с материка на остров. Каждый из нас тоже является маленьким островком общества. Все мы острова и материк одновременно. У вас есть возможность не просто узнать жизнь островного музея, но и взглянуть на свою жизнь, жизнь материка отстраненно, с острова. Островной музей как хранитель вечных ценностей настраивает на размышление о судьбах культуры и истории, о своей будущей судьбе в музее и обществе»,— такими словами молодых исследователей напутствовала автор проекта «Летний университет на острове Кижи» и руководитель этой сессии Людмила Шилова, которая после сессии уже в качестве преподавателя продолжит изучение музейных основ со студентами ПетрГУ непосредственно в вузе.
«Ноу-хау образовательных проектов нашего музея — создание системы непрерывного образования культурой ребенка. Мы стремимся охватить все фазы образовательного процесса: детский сад, школу, вуз, включая поствузовское образование — повышение квалификации уже готовых специалистов. Обучение проходит в естественной историко-культурной среде путем погружения в культуру в условиях совместной творческой работы детей, студентов и педагогов»,— рассказала куратор второй сессии Ирина Сергеева, старший научный сотрудник музея «Кижи».
Цель программы — познакомить будущих специалистов с деятельностью музея, преподать основы музееведения. Предварительное анкетирование показало, что студенты имели весьма неясные представления о музейных профессиях и деятельности музея в целом. Программа сессии Летнего университета — лекции, семинары, встречи, интеллектуальные игры — позволила им изнутри увидеть механизм работы музея, вникнуть в его проблемы и успехи. Итоговый семинар, где будущие историки представили свое видение миссии и символа музея-заповедника, показал, что теперь они довольно уверенно ориентируются в изучаемой области.
В программу сессии впервые было включено психологическое сопровождение, которое позволило узнать реакцию, достигнутый эффект работы со студентами в реалиях. Ребята заполняли анкеты в начале и по окончании сессии. Вопросы были самые разнообразные, например о востребованности и престижности музейных профессий. До начала сессии ребята относились к этому роду деятельности довольно прохладно, однако к концу практики их отношение к музейной профессии изменилось: в глазах ребят ее рейтинг значительно вырос, и специалисты музейного дела стали в один ряд с госслужащими.
Тема сессии — «Музей в культуре и обществе XXI века», выстроенная руководителями сессии по методикам средового образования и новой методике «КС» (метода изучения конкретной ситуации),— включила в себя не просто изучение будничной работы музея, но и позволила ребятам в полной мере окунуться в рабочую действительность, получить представление о музее как о едином организме. Ведь XXI век — это они, будущие специалисты, те, кто будет трудиться в новом веке, воплощать в жизнь все задуманное нынешними сотрудниками музея. И, может быть, поэтому, все семинары, лекции носили столь обстоятельный, серьезный характер. Скорее, это был разговор коллег, нежели лекции в обычном их понимании. «Поражает увлеченная работа сотрудников музея. Их горящие глаза, когда они рассказывают нам о том, чем они занимаются. Их профессиональный язык уже понятен и близок нам. Даже не верится, что такие мэтры музейного дела, к которым мы относимся с огромным уважением, разговаривали с нами абсолютно на равных, как коллеги»,— сказала Анна-Мария Варго, одна из участниц сессии. Кстати, сама Анна-Мария мечтает о создании музея в поселке Тикша Муезерского района, откуда девушка родом. Ее идея заключается в полной реконструкции старинного карельского дома, включая воссоздание интерьера и даже крестьянского уклада. Молодой историк уже сейчас видит практическое применение тех знаний и бесценного опыта, которые она приобрела всего за неделю жизни на острове.
Что же ребята ждали от своей поездки? Многое. В традициях образовательных проектов музея-заповедника «Кижи» — создание каждой группой своих символичных Древа ожиданий и Древа воплощений. Вот только несколько цитат-листьев студенческого Древа ожиданий.
«Хочется осмотреть все, увидеть Кижи утром, днем, вечером, понять, почему люди, здесь работающие и хоть раз побывавшие на острове, говорят о нем с таким восхищением, теплотой…»
«Я на острове Кижи впервые, я знал о существовании этого исторического памятника. Я бы хотел узнать все очень подробно, в мельчайших подробностях. И поведать это друзьям, родственникам, знакомым, а также гордиться, что я русский человек и побывал здесь…»
Да, как это ни удивительно, около половины ребят (и заметьте историков! — авт.) никогда прежде не были на острове. И в первый же день Кижи потрясли их. Чудо Кижей доходит до сердца каждого, кто хотя бы раз их увидел. На одном из занятий студенты сочиняли синквейны — в стихотворной форме пытались выразить те чувства, которые вызвал у них знаменитый остров: его архитектура, природа, философско-лирический настрой, витающий в воздухе.
Лемех. Простой, деревянный, Светится, пылает, блестит. Как часто меняется твой цвет на солнце. Великолепие.
Часовня. Одинокая, седая. Стоит, молится, скорбит. Так было и есть. Вечность.
Дом Сергина. Деревянный, красивый. Удивляет, притягивает, вдохновляет. Мой дом — моя крепость. Русь.
Покровка. Моя, родная. Молчит, стоит, служит. Смотрю, чуть не плачу. Счастье.
Колокольный звон. Мелодичный, завораживающий, Звучит, разливается, впечатляет. Хочется слушать бесконечно. Гармония.
Вода. Спокойная, привораживающая, Шумит, зовет, играет. Мне тепло. Спокойствие.
Кажется, лучше сказать невозможно. В этих потрясающих строках душа, мудрость, кажется, несвойственная молодости. Может быть, прикоснувшись к корням, пропитавшись удивительной кижской атмосферой, заговорила генетическая память, открыв потомкам мудрые истины и душу Кижей.
Сессия была богата открытиями не только для студентов. Сотрудников музея тоже ждали приятные сюрпризы. В числе их будущих преемников оказались потомки известных заонежских династий. Это Рита Пичина, потомок кижских сказителей Рябининых-Андреевых. Валерий Ошевнев, который впервые увидел Кижи, с удивлением узнал, что в музейную экспозицию входит старинный дом Ошевнева. Валера твердо решил по окончании сессии вплотную заняться изучением своей родословной. Может быть это простое совпадение, но, может статься, в этом доме жили его предки. Известная всей России кижанка Мария Петровна, в гостях у которой побывал Владимир Путин, неожиданно приобрела внучку Валюшу Филатову. Счастью пожилой кижанки не было предела. Впрочем, счастливы были все участники сессии. «На острове я была впервые — это счастье!!!» — написала на Древе воплощений студентка Марина. «Об острове остались только положительные эмоции. Все понравилось. Я счастлива!» — подтвердила ее слова Татьяна Авдеева. В этих словах не просто ощущение счастья, здесь и пьянящее чувство кижской свободы, и новые впечатления, и духовное насыщение.
По мнению психолога музея Елены Казанцевой, многое из того, что ребята узнали во время этой кижской практики, пока еще не осознанно с профессиональной точки зрения, но эти знания, впечатления останутся — как основа для того теоретического материала, который они получат в течение учебного года. «Таким образом, кроме того результата, который мы смогли увидеть уже в конце сессии, важно то, что такая необычная практика дает возможность сделать цели учебы более близкими и осязаемыми для будущих специалистов»,— отметила Е. Казанцева.
«Воссоздать, сохранить, передать и всю душу свою отдать!» Таким слоганом на заключительном семинаре ребята определили современную миссию музея в обществе, основанную на изучении работы музея-заповедника «Кижи»
Объять необъятное невозможно. Кижи бесконечны, музей многолик. Тем не менее, за эту яркую неделю ребятам многое удалось открыть, постичь, узнать. Но они вернутся сюда снова. Единожды познав Кижи, ты принадлежишь им уже навсегда.