Спецвыпуск «Образование культурой» №7. Урок ведет... город @kizhi
Детский музейный центр музея-заповедника «Кижи», являясь научно-методическим центром по музейной педагогике, на протяжении многих лет реализует программы повышения квалификации музейно-педагогических кадров. К ним относятся республиканские и городские научно-практические конференции и семинары, которые, чередуясь, проводятся ежегодно и собирают сотрудников музеев и педагогов учреждений основного и дополнительного образования практически из всех районов Карелии. С 1994 года на острове работает Летняя музейно-этнографическая школа, ставшая площадкой совершенствования традиционных и разработки новых интерактивных, средовых форм и методов работы с детьми, методик сотворчества детей и взрослых в области интерпретации и актуализации историко-культурного и природного наследия, музейных коллекций, предметного мира культуры. Новой формой обучения студентов и повышения квалификации работников образования, культуры и управления стал Летний университет на острове Кижи, сессии которого проходят в условиях активного воздействия историко-культурной и природной среды о. Кижи.
Одной из долгосрочных программ повышения квалификации музейно-педагогических кадров является Постоянно действующий семинар по музейной педагогике, который проводится с 2002 года. За 10 лет работы сформировался музейно-педагогический актив семинара, в составе которого руководители музеев школ № 2, 3, 7, 9, 29, 43, лицея № 13, Державинского лицея, музея истории народного образования, музея истории Петрозаводского государственного университета, Детского музея Дворца творчества детей и юношества, Центра противопожарной пропаганды РК, музея истории Петрозаводского педагогического колледжа, организаторы музейной деятельности музейно-образовательных комплексов Детского музейного центра.
Среди задач, которые ставят перед собой организаторы семинара,— выявление, презентация и обмен инновационным опытом в музейно-образовательной сфере; совершенствование традиционных методик актуализации наследия, поиск и развитие современных идей, подходов в музейно-образовательной деятельности.
За годы существования семинара менялись формы его работы. Изначально он проходил на базе музейно-образовательного комплекса в средней общеобразовательной школе № 43, являвшегося ресурсным центром г. Петрозаводска по музейной педагогике, а с 2009 года семинар реализуется в форме музейно-педагогических чтений и становится путешествующим. Его работа проходит в разных музеях — государственных, школьных, ведомственных, что дает возможность его участникам знакомиться с опытом работы своих коллег.
Программы Постоянно действующего семинара прошлых лет включали такие вопросы, как история, теория и практика музейной педагогики, атрибуция музейного предмета, организация экспозиционно-выставочной деятельности, работа музея с семьей, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, издательская деятельность музеев, экологическое воспитание детей музейными средствами, то есть вопросы, с которыми сталкиваются практически все музеи в своей работе. Главной темой семинара 2010/2011 учебного года стали музейно-педагогические технологии. Каждый музей обладает интересными коллекциями, отличающими их от других музеев. Но важно не только наличие этих коллекций, но и умение донести их значимость до посетителей, правильно использовать их для воспитания у детей определенных качеств. И сотрудники музеев, на базе которых проходили занятия, представляли своим коллегам методики интерпретации памятников архитектуры, этнографических предметов, фотоколлекций, памятников истории, декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе.
Как проходят семинарские занятия, что их характеризует? Во-первых, в их работе принимают участие люди, являющиеся специалистами в областях науки, культуры, образования, чьи знания помогают правильно организовать образовательный процесс. Непременной составляющей занятий является и обмен опытом участников семинара по актуализации историко-культурного наследия в музейно-образовательной сфере, презентация методик, подходов, в т. ч. к целенаправленному использованию научно-методических ресурсов музеев г. Петрозаводска и республики. Не менее важна и практическая часть, которая включает деловые игры, разработку рекомендаций по проведению занятий, творческих заданий для детей — то, что так необходимо для полноценной организации музейно-образовательной деятельности.
В октябре 2011 года начал работу двухгодичный семинар, темой которого стала историко-культурная среда исторического города в музейно-образовательной деятельности. Тема историко-культурной среды исторических городов и поселений, сочетающих в себе материальное и духовное наследие и различные проявления повседневного бытия человека в социуме, актуальна для педагогов школ, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, руководителей школьных и ведомственных музеев — всех, кто занимается образованием детей на базе историко-культурного наследия г. Петрозаводска, Республики Карелия.
Музей-заповедник «Кижи» и его Детский музейный центр за годы работы накопили достаточный опыт по использованию и интерпретации историко-культурного наследия в воспитании и образовании подрастающего поколения на базе этого наследия. Непосредственно эта тема является ведущей таких программ и проектов, как Детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства» (конкурсы «Юный экскурсовод», «Город — музейное пространство», «Урок на улицах города»), городская игра-путешествие «Музейный марафон», республиканский конкурс музейно-образовательных занятий и программ «Наследие — детям». С 2009 года музей-заповедник «Кижи» реализует проект «Иллюзии Старого города», одной из акций которого является праздник, проводимый в квартале исторической застройки и позволяющий горожанам «погрузиться» в атмосферу Петрозаводска кон. XIX — нач. XX вв. Работает экскурсионный маршрут «Музей „Кижи“ в столице Карелии», в выставочных залах музея создаются тематические выставки, работают разнообразные программы и лектории. Тема историко-культурной среды города лежит в основе концепции развития музейно-образовательного комплекса Державинского лицея, в котором началась реализация музейно-образовательной программы «Городоведение».
Вместе с тем, выполнение задач, стоящих перед семинаром,— освоение историко-культурного наследия исторического города как целостной комплексной системы материальных и духовных элементов, социального и духовного окружения человека, исторически сложившихся традиций, исторической памяти — возможно лишь при условии объединения интеллектуальных, коллекционных, научно-методических ресурсов разных музеев и организаций.
Бесспорно, ведущим музеем Карелии в области краеведения, располагающим богатейшими коллекциями по природе, археологии, истории края и города Петрозаводска, является Национальный музей Республики Карелия. Именно между ним и музеем-заповедником «Кижи» был заключен договор о совместной деятельности по организации и проведению в рамках Постоянно действующего семинара по музейной педагогике двухгодичного семинара «Историко-культурная среда исторического города в музейно-образовательной деятельности». Сотрудниками Национального музея РК при непосредственном участии директора Михаила Гольденберга были организованы два семинара: «Экспозиционные подходы к освоению историко-культурной среды города при создании постоянной экспозиции Национального музея Республики Карелия. Практика работы с детской аудиторией» и «Образовательный потенциал объектов археологического наследия. Итоги реализации музейно-образовательных проектов».
Говоря об историко-культурной среде исторического города, ее интерпретации в музейно-образовательной деятельности, представляется важным иметь четкое понятие об историко-культурном наследии, объектах культурного наследия, их классификации. Именно эти вопросы были рассмотрены на семинаре, подготовленном сотрудниками Государственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры, включая презентацию «Петрозаводск — 300», ставшую хорошим методическим пособием для педагогов.
Один из семинаров был посвящен проекту «Иллюзии Старого города», направленному на актуализацию культурной значимости квартала исторической застройки г. Петрозаводска, который реализует музей-заповедник «Кижи». Состоялась также презентация проекта «ReАнимация. Музейная анимация», одержавшего победу во II открытом конкурсе проектов Программы поддержки деятельности музеев изобразительного искусства «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь». В рамках проекта разработана рисованная виртуальная игра по Старому городу конца XIX — начала XX века и организован конкурс короткометражных видео и анимационных роликов о городской культуре того же периода.
Самые положительные отзывы вызвал у музейных педагогов выездной семинар, который состоялся в декабре 2011 года на базе Олонецкого национального музея карелов-ливвиков им. Н. Г. Прилукина. Программа была интересной, насыщенной и включала презентацию совместных музейно-образовательных проектов музея и образовательных учреждений Олонца, знакомство с музейно-образовательной игрой «Знаешь ли ты олонецкую крепость», выступление директора музея Натальи Николаевой об использовании историко-парковой зоны города в музейно-просветительской деятельности, экскурсию по экспозиции музея. Праздничным аккордом семинара стало музыкально-кукольное представление «Град на стрелице». Актеры — сотрудники музея, они же и авторы постановки — в театрализованной образной форме представили историю Олонца с древних времен до нашего времени. Участники семинара познакомились также с традиционными карельскими ремеслами в ткацкой мастерской музея, наблюдали за работой мастера в гончарной мастерской, побывали в мастерской декоративно-прикладного творчества Детской художественной школы г. Олонца.
В апреле 2012 года площадкой проведения семинара «Город и война» в проектах учреждений культуры и образования, направленных на военно-патриотическое воспитание детей», стал Детский музей Дворца творчества детей и юношества г. Петрозаводска. Наряду с работой, связанной с традиционной народной культурой, в музее ведется большая работа по военно-патриотическому воспитанию детей, пример тому — музейно-образовательный проект «Живет в семье память». В рамках этого семинара состоялась и презентация выставки Национального музея Республики Карелия «Медики Карельского фронта».
Тема историко-культурной среды города будет продолжена и в наступившем учебном году, и нас ожидают не менее интересные музейные встречи.
16 октября свои двери перед участниками семинара гостеприимно распахнул Музей изобразительных искусств Республики Карелия, собрания которого включают уникальные коллекции произведений изобразительного искусства. Участникам семинара были представлены два проекта, связанные с историко-культурной средой города. Первый — готовящаяся к открытию выставка произведений Валентины и Сергея Чинёновых «Свидание с Петрозаводском», где будет представлено свыше 50 графических работ, созданных художниками на протяжении нескольких десятилетий начиная с конца 70-х гг. XX в. Второй проект — «Город и горожане. Городской пейзаж в произведениях карельских художников» (запись на диске), дающий возможность сравнить отдельные уголки города 1950-х годов и современного города через коллекции картин, хранящихся в фондах музея, и содержащий полезную информацию по истории Петрозаводска.
Впереди — очередное занятие в Национальном музее Республики Карелия «Город Петра. Объекты исторического наследия, связанные с именем Петра I, в музейном образовании», поездка в один из этнокультурных центров республики, презентация музейно-образовательного комплекса Державинского лицея и его программ, знакомство с деятельностью студии «Кижская палитра» и художественных школ по актуализации историко-культурной среды города.
Завершением двухгодичного цикла семинаров станет проектный семинар по моделированию музейно-образовательной программы для обучающихся «Историко-культурная среда исторического города».
Мы благодарим музеи и организации, ставшие нашими партнерами в подготовке и реализации этого проекта, а также участников семинара и приглашаем к сотрудничеству всех, кому интересна музейно-образовательная деятельность.
Поздравляем с присвоением почетного звания!
От всей души поздравляем педагога-организатора музейной деятельности МОУ «СОШ № 2 „Источник“ Валентину Васильевну Романову с присвоением почетного звания „Заслуженный учитель Российской Федерации“!
Валентина Васильевна — один из старейших и лучших музейных педагогов города Петрозаводска, основатель и бессменный руководитель известного далеко за пределами Республики Карелия Музея Дедов, недавно отметившего свое 30-летие. Благодаря работе В. В. Романовой музейно-образовательный комплекс СОШ № 2 является социокультурным центром микрорайона Кукковка и одной их лучших образовательных площадок музея-заповедника «Кижи».
Желаем здоровья, неиссякаемой творческой энергии, тепла и любви! Гордимся!