Спецвыпуск «Образование культурой» №7. Учат в школе, учат в школе… Летней! @kizhi
«Благодарим за профессионализм, понимание и душевную щедрость. Вы многому нас научили!», «Вы увлекли нас и погрузили в мир народной культуры» Дворец творчества детей и юношества, г. Петрозаводск, 2012 г.
«…Благодарим за разнообразие способов подачи информации. В наше время трудно чем-либо удивить детей, но мы уехали с огромными впечатлениями и новым жизненным багажом» Школа-интернат № 4, г. Тольятти, 2012 г.
Чему учатся учителя в Летней школе? Странный вопрос: считается, что приезжают сюда учиться не учителя, а дети. Но кто самые внимательные и благодарные слушатели на экскурсиях и занятиях? — Учителя. Кто первым садится записывать впечатления дня во время «Кижской дороги»? — Тоже учителя. Наряжаются в народные костюмы, танцуют и поют на занятиях с участниками Фольклорно-этнографического театра. Играют в народные игры с детьми у дома-памятника Ананьева, участвуют в «сквозных» конкурсах Летней школы. Ищут материал по теме проекта, распределяют на группы, вдохновляют детей на создание творческих работ, и сами, иногда неожиданно для себя, начинают рисовать, сочинять стихи, песни … «Шлюзы творчества» открываются не только у детей, но и у педагогов.
Когда задаешь вопрос при подведении итогов, кто из участников группы больше всех заслуживает благодарности за работу, почти все группы называют имена своих педагогов-руководителей.
Педагоги относятся к той счастливой категории людей, которые не только учат, но и учатся всю жизнь. Наше время — это время стремительных изменений, легко можно отстать, выпасть из реальности. Легче всего вписываются в наше время молодые. А учителя благодаря постоянному общению с детьми и сами остаются молодыми. Во всяком случае, те учителя, которые попадают на остров, именно такие — креативные, легкие на подъем, умеющие творчески интерпретировать новую информацию и использовать ее в работе с детьми. Руководители групп с благодарностью воспринимают интерактивные экскурсии и занятия для детей, которые проводят музейные педагоги и сотрудники музея, вместе с детьми выполняют творческие задания и играют в ролевые игры.
Не случайно некоторые педагоги приезжают в Летнюю школу на о. Кижи не один раз. Так, педагоги Державинского лицея Елена Прилепская и Наталья Иванова в пятый раз были участниками проектов Летней школы на о. Кижи. «Школа меняется, но дух творчества остается неизменным»,— утверждали руководители проекта «Живое слово из прошлого» из лицея.
Очень часто и от детей, и от руководителей слышишь фразу: «Кто хоть раз побывает в Летней школе на о. Кижи, захочет вернуться сюда еще не раз». И подтверждают верность этих слов и педагог гимназии № 30 г. Петрозаводска Елена Терентьева (проект «Интерактивная экскурсия по пудожской деревне»), и зам. директора по воспитательной работе Шуньгской школы Ольга Дронова (проект «Колокола Заонежья»). В прошлом году педагог дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга Наталия Александрова приезжала на остров в составе группы Эколого-биологического центра «Крестовский остров» (г. Санкт-Петербург). В этом году Наталия Николаевна написала свой проект «Природа Кижского архипелага (компьютерная игра-викторина) «и вместе с другим педагогом Ольгой Коротеевой и детьми из Клуба юных натуралистов Дворца реализовала его в Летней школе. И таких примеров — много.
Некоторые педагоги — руководители групп — проводят мастер-классы, в которых участвуют не только дети, но и сотрудники музея-заповедника «Кижи». Так, руководитель изостудии «Семицветик» при ГМЗ ФГУК «Ростовский Кремль» из Ростова Великого Елена Мельникова в прошлом году организовала мастер-класс по технике акварели, а в этом — приехала на остров со своей муфельной печкой и провела мастер-класс по технике горячей эмали (финифти). В этом мастер-классе приняло участие 17 сотрудников музея-заповедника «Кижи».
Музейные педагоги многому учатся от руководителей групп: умению организовать детей, общению с детьми, а также тем особым педагогическим приемам, которые учителя используют при работе над проектом. Сотрудничество и сотворчество в Летней школе строится не только между музейным педагогом и детьми, но и между музейным педагогом и руководителем группы — учителем. Все это позволяет создать ту особую атмосферу, которая существует в Летней музейно-этнографической школе на острове Кижи.