Издано в музее. Некоторые итоги и перспективы Vkontakte@kizhi

Издано в музее

Издательская деятельность – одно из основных направлений работы отдела маркетинга и туризма. Издательский центр музея-заповедника «Кижи» создавался как структура, которая может обеспечивать – автономно, экономично и на должном уровне - возрастающую потребность музея в разнообразной текущей малотиражной массовой печатной продукции.

Важным в издательской деятельности является поиск и привлечение наиболее выгодных партнеров и исполнителей вне стен музея – для реализации трудоемких и дорогостоящих проектов, самостоятельное исполнение которых технически сложно.

За прошедший год новый отдел музея развивался и внес свой вклад в создание привлекательного для посетителей и партнеров имиджа музея. Несмотря на некоторые сложности объективного характера, вызванные реорганизацией структуры нашего учреждения, мы в оптимальные сроки и в полном объеме обеспечивали редакционную, художественную и полиграфическую подготовку рекламной и информационной продукции для всех музейных мероприятий и 11 выставок в соответствии с планами отделов и поданными заявками. Музейные брошюры этого года отличает от изданий предыдущих лет соответствие редакционно-издательским ГОСТам, присвоение комплекта библиографических индексов (ISBN, ББК, УДК, авторский знак).

Следующий этап в развитии издательского направления в музее – заказ и получение в Российской книжной палате универсальных кодов международной системы ISBN, которые необходимы для регистрации и отражения наших изданий в каталогах различных библиотек, книжных магазинов, государственных органов, а главное – в библиографических каталогах Российской книжной палаты, которая рассылает обязательные экземпляры во все крупные библиотеки страны. Этот индекс, идентифицирующий каждую выходящую в мире книгу и придающий ей официальный статус, необходимый для изданий, попадающих в библиографические списки научных работ для ВАК, позволяет издателям, книготорговцам, библиотекарям, научным работникам в распространении и в поиске книг. Очевидно, что некоторые работы музейных авторов научного, методического или презентационного характера, которые издаются силами нашего музея, достойны быть представленными в российских библиотеках.

Выпуску издательской продукции достойного качества в немалой степени способствовали творческая, ответственная и оперативная работа Ирины Панковой, Максима Шилова, Анны Караваевой, Марии Орловой, а также помощь, профессионализм и неравнодушное отношение к своему делу авторов текстов и материалов. Особенно эффективным было сотрудничество с выставочным комплексом, отделами организации музейных праздников и массовых мероприятий, информации и компьютерных технологий, истории и этнографии, торгово-сервисного обслуживания, экскурсионным, с пресс-службой, блоками музейно-образовательной деятельности и сохранения недвижимых памятников, культурного и природного наследия.

Некоторые наши наиболее интересные общие результаты хочется особенно отметить.

Весной была издана брошюра В.А. Гущиной «Имя для потомков. Архитектор Ополовников», посвященная жизни, творчеству и труду выдающегося реставратора и известного исследователя деревянного зодчества, который осуществил реставрацию Кижского архитектурного ансамбля и открыл миру шедевр в его подлинном виде. В рамках подготовки к фестивалю «Интермузей - 2007» был выпущен презентационный альбом «Проект «Музей, открытый миру», который рассказал о выставочных программах по презентации фондовых коллекций и направлений деятельности нашего музея на выставочных площадках г. Москвы. По инициативе музейно-образовательного блока вышел первый вариант иллюстрированного путеводителя Натальи Ворониной для детей и родителей «Путешествие в усадьбу карельского крестьянина». Реставрационная деятельность занимает особо важное место в жизни музея. В этом году Плотницкий центр отметил 10-летие со дня основания. К этому событию был приурочен выпуск брошюры о его коллективе, написанной тепло и легко руководителем, Андреем Ковальчуком. К ежегодным музейным праздникам – Республиканскому детскому и Кижской регате - традиционно был подготовлен большой объем рекламно-информационной и раздаточной продукции. Регулярно обновляются и переиздаются буклеты по направлениям музейной деятельности, также появились новые, такие, как «Зимние Кижи», «Виртуальное путешествие», «Музейно-образовательная база РДМЦ «Крестьянская изба».

Совместно с отделом сохранения и мониторинга природного наследия подготовлены красочные издания (составитель – Роман Мартьянов): научно-популярный путеводитель «Экологическая тропа острова Кижи» и цветная брошюра «Рыбы Кижских шхер». Они создавались в первую очередь, как справочные материалы для экскурсоводов, но стали пользоваться заслуженным спросом у посетителей острова. Кроме того, эти издания вызвали интерес Карельского отделения Книжной палаты Национальной библиотеки. Радостным и светлым благодаря работе Ирины Панковой получился «Календарь праздников музея-заповедника «Кижи». 2008 год». Он переиздавался уже неоднократно к различным событиям музейной жизни. К некоторым выставкам и мероприятиям выпускаются для реализации в торговой сети музея серии открыток: с изображениями крестов и икон из фондовых коллекций к выставке «Кресту Твоему поклоняемся…», к празднику «Кижская регата», серии открыток на основе работ студийцев «Кижской палитры» на темы встречи Нового года и Рождества, народной архитектуры и праздников, культового деревянного зодчества острова Кижи. Заметным событием стало издание (в типографии издательства «Скандинавия») подарочного календаря на 2008 год «Кижские коллекции», представляющего 12 предметов из фондов музея-заповедника «Кижи». Эта работа стала первым крупным дизайн-проектом Максима Шилова.

Заслуживают внимания проекты, к осуществлению которых привлекались партнерские организации и учреждения. Так, с помощью финансирования Министерства образования Республики Карелия в сотрудничестве с Институтом повышения квалификации работников образования и Республиканским детским музейным центром подготовлено справочное издание «Музеи образовательных учреждений Республики Карелия». Актуальность этого каталога очевидна: новым переизданием его уже занимается Министерство образования. Министерство экономического развития выделило средства и поддержало выпуск большим тиражом в типографии Издательского дома «ПИН» брошюры оригинального дизайна о празднике традиционных лодок «Кижская регата». В этом году турфирма «Интурист» осуществила финансирование переиздания буклета «Музей-заповедник «Кижи» об услугах музея на русском и английском языках (типография Издательского дома «ПИН»). Уже давно назрела необходимость создания англоязычных вариантов музейных брошюр, календарей и буклетов. В этом неизменно помогают заместитель директора по организации экскурсионного обслуживания Н. А. Медведева и сотрудники экскурсионного отдела, ведущий методист инфоцентра Юлия Князева, экскурсовод отдела развития и выставочной деятельности Елена Вострякова. Уже переведены на английский и финский языки буклеты о реставрации Преображенской церкви и «Зимние Кижи», «Календарь праздников музея-заповедника «Кижи». 2008», брошюры «Музей-заповедник «Кижи» и «Кижская регата». Планируется подготовка и выпуск на английском языке путеводителя «Экологическая тропа острова Кижи» и других изданий.

На базе музея планируется издать уникальный библиографический указатель литературы «Музей-заповедник «Кижи» в зеркале прессы», охватывающий период с 2004 по 2007 гг. Он готовится по инициативе пресс-службы музея. В ближайшее время увидит свет каталог выставки из коллекции профессора философии Юрия Линника «Русский Север в творчестве Ю. Ушакова» совместный проект с Музеем Русского Севера, а также альбомов, посвященных выставочной деятельности музея и памятникам Кижского ожерелья. Особенно хочется отметить серию иллюстрированных этнографических брошюр, которые будут выпущены в начале этого года: «Амбарный замок», автор – Людмила Попова; «Традиционное земледелие в музее-заповеднике «Кижи», «Липовое лыко: и гуж, и веревка, и мочалка», «Заонежский лен: как это было», автор – Олег Скобелев. Все они написаны доступно, интересно и в своеобразной манере.

***

Всего в 2007 году в музее подготовили и выпустили 41 вид рекламно-информационной издательской продукции общим количеством 32510 экз.

Теперь все наши издания будут находиться не только в научной библиотеке музея, но – согласно Закону Российской Федерации об обязательном экземпляре документов - и в Национальной библиотеке Республики Карелия.

Татьяна РАДЧЕНКО, ст. н. сотрудник отдела маркетинга и туризма

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф