Поймай в сети свою «Золотую рыбку» @kizhi
Имеющиеся в российском сегменте Интернета информационные ресурсы музеев ориентированы в основном на взрослого посетителя, редким исключением являются детские образовательные программы или виртуальные путеводители по музею. Создание же детского форума на сайте музея – дело абсолютно новое.
1 сентября 2007 года на сайте музея-заповедника «Кижи» открылся Детский форум. Форум на музейном сайте – явление пока еще достаточно редкое, а уж Детский музейный форум – дело вовсе невиданное. О них не упоминается в новейших обзорах информационных ресурсов российских музеев, да и на Российском музейном форуме (ноябрь 2007), где мы представляли этот проект музея, выяснилось, что ни один из присутствующих там ведущих музеев страны не имеет такой формы работы с детской и молодежной аудиторией.
Вы можете спросить, а зачем музею-заповеднику «Кижи» Детский форум? Во-первых, в силу разных причин - географических и экономических - остров недоступен для огромного числа жителей России, тем более – детей. Среди около 200 тысяч посетителей заповедного острова школьники составляют лишь 4%. В то же время дети – это поколение века новых информационных технологий, которое часто называют «живущие в сети» или «дети с экранным видением мира», хотим мы того или нет. И музею важно найти в этом новом виртуальном пространстве свою нишу, использовать возможности Интернет для расширения круга друзей и партнеров музея, в том числе – среди поколения NEXT.
Как музею привлечь столь непростого посетителя, как от монолога перейти к диалогу с этой аудиторией, как использовать их пристрастие к Интернет, чтобы «заражать» детей и подростков ценностями культуры и познания – об этом думали мы, создавая Детский форум. Нам хотелось, чтобы Форум стал инструментом работы музея с детско-юношеской аудиторией в новом виртуальном пространстве.
Дети и подростки - вне привычных рамок «семья», «класс», «школа», а тем более при возможности остаться просто анонимным пользователем - самый откровенная, мобильная и неформальная аудитория музея. Общаясь с ней в сети, можно не только оценить успешность музея в обществе, нащупать нужный и верный тон в диалоге с юным посетителем, но и отладить механизм обратной связи и постоянного мониторинга деятельности музея. А главное – важно, чтобы в этом возрасте, когда еще формируется парадигма сознания личности, в ней появились (и «поселились») такие понятия и ценностные ориентиры, как «Музей» и «Культура».
О чем мы беспокоились, так это - как привлечь эту сложную аудиторию зайти на сайт музея-заповедника «Кижи». Вероятно, к обсуждению серьезных проблем музея эта публика не расположена (что и показала в будущем статистика посещений подобных тем на форуме). А вот несложные, забавные Интернет-конкурсы наши посетители оценили и с удовольствием в них участвуют. Казалось бы, внешне незамысловатый конкурс «Что это?» (угадывание предназначения старинного предмета по фотографии) ненавязчиво дает информацию о музейных экспонатах, истории вещей, и о том, как предметы попадают в музей. Не случайно, помимо кижских экспонатов, в конкурсе намеренно помещены предметы из музеев, собранных самими детьми.
Вместе с конкурсом «Что это?» (который будет долгосрочным проектом форума), на сайте стартовал конкурс «Кижская футболка». Его участникам предлагалось придумать слоган (надпись) для молодежной сувенирной футболки. В ходе конкурса было получено 66 слоганов, из них 54 – от зарегистрированных участников форума, остальные – от анонимных его гостей.
Жюри конкурса выбрало несколько лучших слоганов для народного голосования на сайте «Кижи». Победителями по итогам народного голосования стали следующие слоганы:
- «Эта футболка сделана без единого гвоздя» (автор слогана Глеб Алто, студент ПетрГУ). Этот слоган был отмечен всеми членами жюри и в народном голосовании набрал 44% голосов.
- «Все на Кижи – узнаем историю ближе!» (автор - Цывакин Валера, учащийся 17 гимназии) - второй в списке победителей.
- «В Кижах лучше, чем в Париже!» (коллективное творчество учеников 10-а класса 43 школы г.Петрозаводска) завершает список лучших. Нужно сказать, что «Парижская» тема нашла продолжение уже после завершения конкурса в римейке: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли, как Кижи» (пользователь «Маяковский-2).
Финалистами конкурса «Кижская футболка» также стали:
- Юля Фёдорова, ученица 11 класса из п.Эссойла. Юля прислала сразу три слогана – на все сезоны: «Зима? Вставай на лыжи и по Онего - в Кижи!» «Весна и даже осень - в Кижи в гости просим!», но так как жанр требует надписи на летней футболке (чтобы ее видели окружающие), в финал вышел слоган «Лето, отпуск, подскажи!... Отправляйтесь все в Кижи!» (увы, конкурс показал, что дети не знают, как правильно ставить ударение в слове Кижи).
- Дмитрий Блышко (студент ПетрГУ). Дима был соавтором победителя конкурса, но под своим именем он вывесил на сайте два слогана: «Навощили лыжи - и бегом на Кижи!» и слоган, вошедший в число финалистов: «Верните топор отцу Нестору!»
Хотя конкурс «Кижская футболка» закончился, мы решили не снимать с него ярлык «Важно» и дать возможность посетителям писать в этой теме новые слоганы, которые, возможно, будут использованы в сувенирной продукции музея.
26 ноября в лекционно-выставочном зале музея-заповедника «Кижи» состоялось награждение победителей первых Интернет-конкурсов Детского форума. Познакомиться с ними можно, посетив «Галерею победителей», где размещены их фотографии. Возможно, такая минута славы поможет ребятам найти новых друзей.
Самой важной темой Детского форума нам представляется рубрика «Вопрос музейщику». За небольшой период нами было получено 26 вопросов - по топонимике, истории, геологии, археологии, архитектуре и даже по фондам музея «Кижи». На большинство вопросов отвечали сотрудники нашего музея, за что мы приносим им свою благодарность. Однако нам также приходилось обращаться и к сотрудникам Карельского научного центра за необходимой консультацией. Не исключено, что ряд вопросов, судя по их содержанию, поступил от взрослых посетителей сайта. Вероятно, им оказалось морально проще вывесить свой вопрос под вывеской «детский», нежели разместить его на общем форуме.
Подводя первые итоги, можно сказать, что Детский форум – успешный проект, который привлекает к сайту новых посетителей. И если для наших детей «пойти в музей», пусть и виртуальный, станет хорошей привычкой, то, может быть, мир станет немного лучше.