Летняя музейно-этнографическая школа - 2007 @kizhi
Близится к завершению учебный год. Взрослые и дети задумываются о том, как организовать своё время летом с пользой, при этом отдохнуть и получить положительный эмоциональный заряд, обрести новых знакомых. Уникальную возможность неформального объединения единой исследовательской темой проекта в атмосфере сотворчества детей и взрослых на территории всемирно известного о. Кижи имеют победители конкурса проектов в Летнюю школу.
14 лет в Республиканском детском музейном центре при музее-заповеднике «Кижи» проводится конкурс проектов Летней музейно-этнографической школы на о. Кижи. С 2000 года группы принимают участие на коммерческой основе. Второй год на острове работает Всероссийская Летняя музейно-этнографической школа. Конкурс направлен на творческое развитие личности ребёнка на основе уникальной историко-культурной и природной Среды музея-заповедника.
В 2007 году на конкурс поступило 20 проектов: 3 проекта из регионов России, 5 проектов из районов Республики Карелия, остальные из разных учреждений г. Петрозаводска. Конкурсанты представили на суд жюри разнообразные по тематикам конкурса работы, каждая из которых по-своему интересна. Согласно Положению конкурса в работе школы на о. Кижи могут принять участие 10 групп, поэтому перед членами жюри стояла сложная задача отбора достойных проектов. Возможность реализации проекта на о. Кижи получили 10 участников конкурса. Члены жюри особенно отметили 4 проекта-победителя конкурса 2007 года.
I место, набрав 390 баллов, поделили между собой проекты из регионов России - проект «Пленэр в Кижах» авторского коллектива детского музея «Дом сказок «Жили-были» и Арт-студии «Реалист» - Т.В. Пискарёвой, Е.Б. Медведевой, М.Н. Анфиногенова, г. Москва и проект «Школа созидания» директора НП Бюро путешествий «Сталкер» - О.В. Ждановой г. Воронеж.
Участники проектной деятельности из Москвы и Воронежа частые гости Летней школы. Их проекты отличает актуальность и оригинальность идей, наполненность содержания и установка на результативность деятельности, перспективность.
Авторский коллектив из Москвы уверен, что учебная работа для начинающих художников-воспитанников Арт-студии «Реалист» на пленэре в контексте Среды музея очень важна. Она позволит ребятам не только получить более глубокое знакомство с материальной и духовной культурой русских, карел и вепсов, соединить в восприятии детей образы народных сказок с образами природы и предметным миром народной культуры, а также позволит интерпретировать полученные знания и впечатления в художественных работах.
Одаренные школьники из Воронежской области приедут в Летнюю школу с проектом «Школа созидания» для того, чтобы создать собственную «Сувенирную галерею». Сувенир, по мнению автора проекта, является своеобразным символом острова и должен «впитать» в себя атмосферу, основные особенности этого уникальность места. В рамках проекта участники посетят экскурсии, занятия, мастер-классы - приобщатся к культурным ценностям края, созидательному опыту предков, а также приобретут личный опыт создания творческих работ.
II место, набрав 386 баллов, занял проект педагогов республиканского эколого-биологического центра - М.Г.Булыгиной и А.В.Еглачёвой «Зеленое ожерелье Кижей-2» г. Петрозаводск.
Данный проект является продолжением работы, начатой группой в 2003 году, когда особое внимание в исследованиях уделялось изучению вяза гладкого на о. Кижи. Помимо вяза гладкого на острове произрастает также ольха чёрная – вид, занесённый в Красную книгу. Подробной карты мест произрастания этих видов и связи между историческим расположением деревень на острове Кижи сделано не было. Это основная задача участников практики из республиканских объединений «Игровая экология» и «Зелёные паруса» в этом году. Группа планирует не только провести исследовательскую работу по сбору полевого материала, но и осуществить волонтёрские работы по очистке острова от захламлённости.
III место, набрав 372 балла, занял проект педагога-организатора СОШ № 43 С.А. Тепловой «Живая старина», г. Петрозаводск.
В преддверии юбилея И.А.Федосовой знаменитой Обонежской причитальщицы наиболее актуальным является обращение к теме устного народного творчества, характеризующей особенности традиционной культуры северного края. Предлагаемый проект направлен на обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края. Участниками практики будут учащиеся 10 и 11 классов школы, занимающиеся в музейно-образовательных программах РДМЦ, члены клуба «Друзья музея».
Кроме победителей конкурса участниками практики на о. Кижи в этом году стали учащиеся из Медвежьегорского района, из школы-интерната № 21 г. Петрозаводска и др.
Первая группа учащихся и педагогов из Ханты-Мансийска с проектом «Встреча культур. Игры и игрушки русских и обских угров» заедет в школу уже 2 июня.
В настоящее время разрабатываются программы «погружения» участников практики в соответствии с темами проектов. В рамках программ предусматриваются разнообразные музейные занятия, экскурсии, участие в праздниках, мастер-классы, встречи с сотрудниками различных отделов музея и местными жителями, творческие игры и много интересного.
Всех участников практики ожидает встреча с заповедным островом, его наследием, удивительной творческой атмосферой и музеем-заповедником «Кижи»!