Незаменимый человек @kizhi
23 марта 2009 года ушел из жизни Игорь Иванович Набоков, заслуженный работник образования РК, кандидат философских наук, народный мастер.
Оставив в свое время работу в Педуниверситете на кафедре философии, он перешел в музей-заповедник «Кижи», став мастером-демонстратором предметов крестьянского быта. Вернее, он продолжил эту работу, ибо и раньше во время летнего отпуска был частью «Ожившей экспозиции».
Среди нынешних мастеров и мастеров, работавших когда-либо в музее, Игорь Иванович занимал особое место. Овладев самостоятельно ремеслом традиционной обработки дерева, он блестяще справлялся со своей работой, став не просто статистом, выполняющим по необходимости свои обязанности, а Мастером с большой буквы, неравнодушным к своему делу.
Обладая большой культурой, знаниями в разных областях жизни, навыками преподавательской деятельности, он мог рассказать пытливому туристу (от школьника до академика) об уникальности народного искусства, его истоках, психологии творчества, любви и привязанности к своему любимому месту - Заонежью, с которым у Набокова было связано более тридцати лет жизни. «Остров Кижи – самое прекрасное место на земле», - часто говорил он тем, кто интересовался, почему он «ушел из города в деревню». Кто-то восхищался, кто-то недоумевал, Игорь Иванович же считал такой переход естественным, единственно правильным для себя. Благодаря «уходу», он сам стал неотъемлемой частью как музея, так и этой земли, природы, которую любил и знал досконально. Добывая материал для своих изделий, в частности, наросты на дереве – капы, он исходил пешком и объездил на моторной лодке все ближайшие окрестности о. Кижи. С ним нередко советовались местные жители по поводу рыбных, грибных и ягодных мест.
Каждый год он с трудом дожидался начала навигации в мае, чтобы уехать в деревню Жарниково, место своего сезонного пребывания, и с тоской покидал Кижи в середине октября. В последние годы городская жизнь была для него лишь вынужденным времяпрепровождением между отъездами в деревню. Хотя и в городе он ходил в лес, мастерил мелкие вещи из дерева. Работа в музее давала ему возможность делиться с туристами своими идеями в доступной для них форме, в доверительной обстановке. Игорь Иванович, по сути, оставался преподавателем, учителем, что и ему самому приносило удовлетворение.
В изготовлении ковшей-скобкарей, солонок, берестяных туесов и других предметов крестьянского быта, Набоков достиг больших успехов, ибо вкладывал в них не только мастерство, но и душу. Каждая вещь была у него индивидуальна, про каждую он мог рассказать историю, с каждой вещью расставался с трудом, как с любимым детищем. Но всегда был доволен, когда вещь доставалась достойному человеку. Наиболее яркий пример в этом отношении связан с известным путешественником и знатоком народной культуры Юрием Сенкевичем, который уговорил отдать ему скобкарь из редкой красоты рябинового капа.
Острову Кижи, нам, кижанам, будет не хватать Игоря Ивановича, будет не хватать его и тем, кто раньше приезжал в музей, ибо таким людям нет замены.