Первый в России @kizhi
16-17 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге состоялась Международная научно-практическая конференция «Музей и образование в новом социокультурном измерении», посвященная 20-летию Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.
Созданный в 1990 году Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея — один из первых образовательных центров России, с которым у Детского музейного центра музея-заповедника «Кижи» давнее и плодотворное сотрудничество. Научный руководитель ДМЦ Л.В. Шилова сказала: «Слово «первый» заслуженно характеризует 20-летний творческий путь Российского центра: первая гимназия при Русском музее, формирование первой в России музейно-педагогической службы, создание первой научно-обоснованной системы взаимодействия культуры и образования. А также разработка и внедрение уникальной программы «Здравствуй, музей!» — первой музейно-образовательной программы, получившей звание лауреата премии Министерства культуры РФ «За научные исследования в области культуры и искусства». Эти и многие другие достижения в области музейной педагогики и развития детского творчества в музейном пространстве обогащают и развивают российскую теорию и практику музейной педагогики, художественного образования, определяют перспективные направления, являются вкладом в международную музеологию».
Все эти годы Центр возглавляет Б.А.Столяров, профессор РГПУ им. А.И.Герцена, доктор педагогических наук, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, Заслуженный работник культуры РФ, ведущий отечественный теоретик и практик музейной педагогики. Детский музейный центр музея «Кижи», созданный тремя годами позднее, благодарен ему за оказанную научно-методическую помощь.
Международная научно-практическая конференция «Музей и образование в новом социокультурном измерении», проходившая во вновь отреставрированных залах Михайловского дворца, собрала представителей 38 крупнейших отечественных и зарубежных музеев, преподавателей вузов и школ города, руководителей системы образования и культуры, администрации Санкт-Петербурга.
В работе конференции приняли участие представители крупнейших российских музеев — Государственной Третьяковской галереи, Дарвиновского музея, Российского этнографического музея, Государственного музея политической истории России, а также музеев Калинин-града, Петрозаводска, Твери, Тулы, Омска, Саратова, Кирово-Чепецка и др. В выступлениях участников конференции поднимались вопросы взаимодействия музеев с системой образования, психологические и социологические аспекты музейно-педагогической деятельности, подготовки музейных педагогов. Интересный опыт представили зарубежные коллеги. Так, Линден Лонжино руководит международной программой «International Paint Pals» (Атланта, США). Эта программа объединяет 15 тысяч детей и подростков, большинство из которых живут в малообеспеченных семьях. Дети являются членами клубов «Boys and Girls Clubs», где их поддерживают в стремлении творить, созидать с помощью кисти и красок.
Большой интерес у участников конференции вызвала программа «Французский язык в зеркале искусства», разработанная студентами Сорбонны совместно с Центром. Педагогический эксперимент по ее реализации был проведен в одной из школ Новосибирска в прошлом учебном году и заключался в том, что на базе произведений искусства изучалась соответствующая теме лексика, подкрепленная эмоциональными переживаниями детей во время обсуждения картины.
Выступление зарубежных коллег продолжила Мона Таипале, куратор Художественного музея Южной Карелии (г.Лаппееранта, Финляндия). В этом музее разработаны и реализуются три новые программы: для младенцев в возрасте от 6 месяцев до полутора лет, для людей с ограниченными возможностями и для пожилых людей, страдающих психическими. Данные программы помогают музею стать доступнее для более широкого круга посетителей.
Одна из важных проблем, к которой обращаются многие российские музеи, — это проблема толерантности. Ведь именно искусство является одним из главных средств воспитания у людей терпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам. В этом плане привлек внимание проект «Восточная палитра тверских художников», разработанный Тверским городским музейно-выставочным центром. Он объединил в большую выставку произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства художников разных национальностей. На базе выставки состоялись музейные уроки, мастер-классы, встречи с художниками и студентами из Индии, Пакистана и других стран Востока, обучающимися в Тверской медицинской академии, Дни культуры народов Армении, Татарстана, Узбекистана, Грузии. Выставка стала примером толерантности, органично включающим национальные традиции в пространство человеческих ценностей.
Большая часть выступлений была посвящена различным проблемам художественного образования, так как созданный при Русском музее Российский центр музейной педагогики и детского творчества давно стал признанным в стране центром эстетического и художественного образования детей и взрослых. Как было видно из многочисленных выступлений, именно методологические и методические вопросы развития музейной педагогики объединяют музеи разных профилей. Кто такой музейный педагог, какими знаниями, умениями и навыками он должен обладать – интересуют и отечественных и зарубежных ученых и практиков. Как отметила кандидат педагогических наук, доцент кафедры музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Л.М.Шляхтина, «приоритетными направлениями современной музейной педагогики во взаимодействии с детской аудиторией можно считать разработку подходов и принципов деятельности музея по пробуждению воображения и фантазии, способности к творчеству и самостоятельному мышлению, расширения знаний и социального опыта ребенка». Конференция еще раз подтвердила, что Российский центр музейной педагогики и детского творчества является пространством научных экспериментов и местом обмена опытом и широко известен своими издательскими проектами, только Б.А. Столяровым за эти годы выпущено более 120 монографий. Участникам конференции был представлен ряд научно-методических изданий, посвященных музейно-образовательным проблемам. Часть этих материалов пополнила информационно-методический кабинет Детского музейного центра.
Конференция «Музей и образование в новом социокультурном измерении» явилась важным этапом в развитии музейной педагогики в России. Собрав музеи, которые серьезно и успешно занимаются комплексным решением вопросов развития, воспитания и образования музейными средствами, она отразила основные проблемы и достижения отечественной музейной педагогики, дала возможность музеям, работающим в данном направлении, почувствовать социальную значимость своей работы и получить поддержку со стороны коллег.