Саквояж епископа Кронштадтского Венедикта. История одного предмета @kizhi
В 2004 г. стараниями Регины Борисовны Калашниковой (1952—2005) от родственников потомственных священников Олонецкой губернии Плотниковых в фонды музея поступила коллекция, в состав которой входит потёртый саквояж, сделанный из коричневой кожи, на тканевом подкладе, с металлическими деталями.
«Саквояж — это древний гибрид сумки, чемодана и портфеля, такие носят доктора в исторических фильмах» (Кир Булычёв, «Чёрный саквояж»). Что касается древности, это не совсем точно. Саквояж (от франц. sac de voyage: sac — мешок, voyage — путешествие) в значении «дорожный мешок, дорожная сумка» появился в Европе в XIX веке. Вначале его делали из ковровой ткани, затем — из кожи. Практичный по своей вместимости, удобству и прочности, саквояж воспринимался одновременно как красивый и изысканный аксессуар путешествующих людей, в том числе аристократов. Во многих произведениях европейской и американской литературы он — неизменный участник сцен, связанных с поездками. Саквояж, подаренный датским королём, сопровождал Ганса Христиана Андерсена во всех его путешествиях. Трудно представить великого сказочника с каким-либо другим дорожным снаряжением, равно как А. П. Чехова и его героев-докторов без пенсне и саквояжа, или как полёт Мэри Поппинс без саквояжа и зонтика. До сих пор саквояж называют классикой в истории кожаных изделий, показателем утончённого вкуса и элитарности.
Саквояж из фондов музея «Кижи» принадлежал священнику Виктору Васильевичу Плотникову (1872—1937), известному как епископ Кронштадтский Венедикт. Виктор Васильевич родился 25 октября 1872 г. в с. Лижма Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в семье священника. После окончания Санкт-Петербургской духовной семинарии (1893) служил псаломщиком петрозаводского Кафедрального собора и одновременно являлся учителем пения в Петрозаводском духовном училище. После рукоположения в сан иерея служил в Воскресенском соборе г. Вытегры (1894—1898). В 1898—1902 гг.
В.В. Плотников учился в Санкт-Петербургской духовной академии, закончив её со степенью кандидата богословия. С 1902 по 1918 г. был священником, настоятелем церквей в Петербурге-Петрограде. В 1918—1919 гг. в сане протоиерея являлся настоятелем Никольского морского собора в Кронштадте, в 1919—1920 гг. — ключарём Исаакиевского собора в Петрограде. Овдовев в 1920 г., был рукоположен в епископы и занял должность епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии. В 1924—1925 гг. был временно управляющим Олонецкой и Петрозаводской, Петроградской (Ленинградской), Новгородской епархиями, в 1931—1933 гг. — временно управляющим Вологодской епархией (под именем епископа Кронштадтского), затем (1933—1936) архиепископом Вологодским и Новгородским. В последние годы жизни (1936—1937) В.В. Плотников занимал должность архиепископа Казанского и Свияжского. Епископ неоднократно был арестован и осужден. В 1922 г. за «организацию преступной контрреволюционной группы, поставившей себе целью борьбу с советской властью» Петроградским губернским Ревтрибуналом был приговорён к расстрелу, который был заменен 10 годами заключения с высылкой в Иркутскую губернию. В ноябре 1923 г. был освобождён по амнистии. Однако в феврале 1925 г. вновь был арестован по делу «нелегального Совета епископов» и в 1926 г. осуждён на 3 года ссылки в Томскую губернию. В 1929—1937 гг. жил в Иркутске, Нижнем Новгороде, Вологде, Новгороде, Казани. 28 февраля 1937 г. снова был арестован по обвинению в создании контрреволюционной организации, ставившей своей задачей, как писал небезызвестный начальник Ленинградского управления НКВД Л. М. Заковский, «создать антисоветские группы в деревне, оказывать влияние на колхозников и единоличников, возбуждать среди них недовольство против советской власти, чтобы содействовать ожидавшейся ими интервенции со стороны фашистских стран против Советского Союза». 11 августа 1937 г. решением «тройки» при УНКВД СССР по Ленинградской области В. В. Плотников был приговорён к «высшей меры уголовного наказания», 16 августа того же года расстрелян и захоронен в Левашовской пустоши.
31 октября 1990 г. постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР он был реабилитирован по делу 1922 года.
По словам сдатчицы Юлии Николаевны Матвеевой, внучатой племянницы В. В. Плотникова, саквояж достался ему «по наследству» от священника Исаакиевского кафедрального собора. Вероятно, это было в 1919—1920 гг., когда протоиерей В. В. Плотников занимал должность ключаря этого собора.
В этом саквояже находилось все необходимые принадлежности для совершения треб. Саквояж был постоянно с В. В. Плотниковым как в Петрограде-Ленинграде, так и в ссылках 1920—30-х годов.