Елена-воительница @kizhi
Для нее не существовало авторитетов, кроме, пожалуй, одного — ее отца, академика архитектуры Александра Викторовича Ополовникова. Девиз ее жизни — совет отца: «Держи линию!» И она твердо отстаивала семейную «генеральную линию» в жизни, в творчестве и в совете плотникам-реставраторам. Не желая лишиться возможности быть, как всегда, мобильной и в любую минуту по первому зову устремиться к интересному объекту, она ушла из жизни внезапно… Эта весть громом отозвалась в сознании многих знавших ее людей.
Еще столько замечательных дел было ею задумано: создать Музей архитектора-реставратора А.В. Ополовникова в Москве, прославить на все времена уникальное рукотворное искусство деревянного зодчества России, достойно почтить 100-летие со дня рождения А.В. Ополовникова — основателя музея «Кижи», возродившего былую славу российских плотников и реставраторов.
Восторг и восхищение отечественных и зарубежных туристов великолепием старинных деревянных строений и мудростью их создателей возрастает из года в год.
Елена Ополовникова приложила руку и к возрождению шедевров деревянного зодчества по их образцам, таких как Покровская церковь из села Анхимово Вологодской области, сгоревшая в 1963 году и воссозданная по чертежам и обмерам А.В. Ополовникова в 2006 году под Санкт-Петербургом, дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенское, воссозданный в 2007 году.
Возрождаются мастеровые традиции древности, в том числе и на современном техническом уровне, по правилу: «Традиция — не мертвое копирование прошлого, а жизнь в развитии». Жизнь продолжается, значит дело отца и дочери Ополовниковых живет и развивается.
Похороны Елены Александровны были светлыми, упокоилась она в своем «родовом селении» Игумнове Серпуховского района Московской области рядом с двумя любимыми тетушками — родными сестрами отца и матери. Роскошные цветы и полевые букеты украсили последнее пристанище под вековыми ветвистыми деревьями.
Множество людей, пришедших проводить ее в последний путь, в полной мере воздали должное ее подвижнической жизни. Светлые воспоминания людей, знавших Елену с детских, школьных, студенческих лет и в течение всей ее творческой жизни, осветили энергичный ее образ, оценив поистине титанический труд, вылившийся в последние годы в пятитомное издание трудов А.В. Ополовникова и их совместного творчества.
Достойная дочь своего знаменитого отца с честью выполнила свою миссию продолжателя его дела.
Виола ГУЩИНА, ст. научный сотрудник отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи»
Достойная дочь, соратница, продолжательница великого дела
Для Елены Александровны Ополовниковой — историка архитектуры, заслуженного работника культуры РФ, профессора Международной академии архитектуры, члена бюро и председателя Комитета по деревянному зодчеству Российского отделения ICOMOS — основным кругом научных интересов являлось древнерусское деревянное зодчество.
Ее жизненный путь был предопределен по рождению…
В Москве, в семье архитектора Александра Ополовникова 7 января 1943 года родилась дочь Елена. После окончания с отличием средней школы она училась в Московском архитектурном институте, который также с отличием окончила в 1966 году. Желание идти по стопам отца двигало ею все дальнейшую жизнь.
В 1974 г. защитила кандидатскую диссертацию по проектированию горнолыжных комплексов. Впоследствии ею были также спроектированы горноспортивные комплексы в Терсколе, Красной Поляне, Архызе, Лагонаки и другие.
«Горнолыжная тема» появилась не случайно. С пятнадцати лет Елена занималась горнолыжным спортом, а за свою дипломную работу по теме «Планировка Баксанской долины» получила премию Союза архитекторов СССР.
Одновременно с «горнолыжной темой» молодой архитектор Елена Ополовникова занималась выявлением памятников архитектуры Ярославской и Ивановской областей.
В 1977 г. перешла на постоянную работу в области сохранения и реставрации памятников архитектуры в Научно-методический Совет по охране памятников при Министерстве культуры СССР.
Когда ее отец, А.В. Ополовников, в 1980 году из-за болезни был вынужден уйти на пенсию, стала работать на его месте и даже за его письменным столом в Научно-исследовательском институте теории и истории архитектуры.
С 1980 года стала соавтором всех работ своего отца, академика архитектуры А.В. Ополовникова, в том числе: проектов воссоздания историко-музейных комплексов «Крепость Плесо» (г. Плёс на Волге, Ивановская обл.), «Илимская крепость» (г. Усть-Илимск, Иркутская обл.), «Нижнеколымский острог» (низовья р. Колымы, заполярная Якутия), «Алазейский острог» и церковь в местности Шатоба на реке Алазее (заполярная Якутия); «Анюйская крепость» (р. Анюй, Чукотский АО), «Обдорская крепость» (г. Салехард, Ямало-Ненецкий АО) с натурным воссозданием главной башни острога и часовни со Святыми воротами на Старом кладбище города, где похоронены жертвы сталинских репрессий, а также многих других.
За годы работы Елена Александровна стала автором множества публикаций в профессиональной, центральной и региональной прессе, ее статьи печатались в журналах: «Архитектура СССР», «Архитектура и строительство России», «Лес и человек», «Огонёк», «Полярная звезда», «Наше наследие», «Юный художник», «Семья и школа», «Проект России» и др.
Понимая роль СМИ в деле сохранения памятников деревянного зодчества, Е.А. Ополовникова, много общаясь с прессой, записала ряд выступлений по радио и ТВ.
Была ведущим участником международных конференций по вопросам сохранения памятников архитектуры в различных странах, таких как Германия, Румыния, Словения, Австрия, Финляндия, в том числе XII Всемирной ассамблеи ICOMOS в Мехико, где Елена Ополовникова была единственной приглашена из России за счет организаторов благодаря уникальности заявленной ею темы выступления: «Города-легенды Российского Заполярья: от Колы до Колымы».
Е.А. Ополовникова сотрудничала с архитектурными факультетами институтов в Любляне, Хельсинки, Якутске, Костроме.
С 1991 года, являясь главным архитектором и соучредителем фирмы «ОПОЛО», много сил вложила в возрождение традиций деревянного зодчества в современных технических и экономических реалиях, за что была награждена дипломом Союза московских архитекторов «за большой творческий вклад в сохранение и популяризацию наследия А. В. Ополовникова».
* * *
Елена Ополовникова была удостоена множества званий и наград, среди которых и золотая медаль Российской Академии художеств за две книги серии «Древнерусское деревянное зодчество» — «Древний Обдорск и заполярные города-легенды» и «Избяная литургия. Книга о русской избе», а за третью — «Земля Иркутская, деревянная» награждена премией губернатора Иркутской области.
Четвёртый и пятый тома этой серии посвящены древнерусским деревянным церквам и часовням и объединены общим заголовком — «Бревенчатый Иерусалим».
Написанные Еленой Ополовниковой книги, особенно те, которые изданы фирмой «ОПОЛО», уже свободные от всепроникающей и ловко мимикрирующей антирусской цензуры, доносят до читателей не только красоту древних памятников и традиции их построения, но и раскрывают философско-религиозный смысл отечественной культуры, связывая воедино весь ход нашей истории, ее взлеты и падения, обусловленные укреплением или ослаблением духовных сил России. Судьба памятников деревянного зодчества предстает в них как зримое отражение судьбы русского народа. Древнерусское деревянное зодчество — отражение красоты и правды русской жизни. Величественные ансамбли городов-крепостей с их благодатными церквами и часовнями, крестьянские усадьбы со множеством хозяйственных построек, таежные избушки и лабазы, — этот утраченный мир былой России, представленный на фоне «неизглаголенных» красот природы Иркутской земли, вновь оживает в книге.
Архитектура рассматривается не как видимая совокупность форм и конструкций, а как историко-социальное явление. В книге множество отрывков из литературных и поэтических произведений, исторических и религиозно-философских трудов, авторы которых являются незримыми собеседниками читателя.
* * *
Особое место в жизни и творческой деятельности Елены Александровны Ополовниковой занимал музей-заповедник «Кижи», у истоков создания которого стоял ее отец.
Неоднократно бывая на острове Кижи как вместе с отцом, так и самостоятельно, и в составе различных представительств архитекторов, специализирующихся на изучении и сохранении уникальных памятников деревянной архитектуры, Елена Александровна с неизменным интересом следила за всеми изменениями в жизни музея.
Не всегда ее взгляды на сохранение и реставрацию памятников, входящих в собрание музея-заповедника «Кижи», совпадали с точкой зрения кижских архитекторов и реставраторов, но тем не менее она высоко ценила заслуги музея в деле сохранения культурного наследия и отдавала должное труду сотрудников музея-заповедника «Кижи», вложенному в течение 45 лет его существования как самостоятельного учреждения культуры.
Также высоко ценила Елена Ополовникова внимание к памяти ее отца, которое музей «Кижи» неизменно проявлял. В 2006 году — в год 40-летия музея-заповедника «Кижи» — в музее прошла выставка, посвященная его памяти. Примечательно, что 2011 год — год 45-летия музея-заповедника «Кижи» — совпал со 100-летием со дня рождения А.В. Ополовникова.
Этим двум знаменательным датам была посвящена новая выставка — «Кижи. Век Ополовникова», проходившая в выставочном зале музея «Кижи» с 4 марта по 9 мая 2011 года.
Выступая на открытии этой выставки, Елена Ополовникова высказала пожелание включить ее как часть экспозиции в запланированную ею выставку в музее им. А.В. Щусева, также посвященную 100-летию А.В. Ополовникова.
Но этим планам уже не суждено было сбыться... Уйдя из жизни так внезапно, Елена Александровна Ополовникова унесла с собой свои неосуществленные мечты по увековечению памяти своего отца, имя которого навсегда останется в памяти тех, кому дорога деревянная архитектура России, так же как и имя его достойной дочери.