Лавры из города пальм Vkontakte@kizhi

Перед конкурсным выступлениемДемонстрация традиционных ремесел участниками ФЭТУчастники фестиваляФольклорный ансамбль Старина, обладатель гран-при фестиваля

ФЭТ музея «Кижи» — лауреат фестиваля в Сочи

В сентябре Фольклорно-этнографический театр музея «Кижи» принял участие в I Международном фольклорно-этнографическом фестивале «Национальное наследие» и научно-практической конференции «Диалог цивилизаций, народов и культур: проблемы и перспективы». Фестиваль и конференция были организованы в городе Сочи при поддержке администраций города и Краснодарского края. Мероприятие проходило в Адлерском курортном городке на базе санаторно-курортного объединения «Адлеркурорт».

Курортный городок расположен на берегу Черного моря. С противоположной морю стороны, позади корпусов пансионата, поднимаются вверх покрытые лесом гребни горы Ахун. Городок представляет собой сплошную парковую зону. Здесь в субтропическом климате растут под открытым небом пальмы, банановые деревья, магнолии, кипарисы, платаны, агавы… Свои первые впечатления об этом месте наши коллеги по фестивалю, бабушки из фольклорного коллектива села Нижняя Покровка Белгородской области, позже резюмировали так: «…чи будем в раю там, чи не будем — а тут уже мы в раю».

На фоне этой обстановки впервые проходило мероприятие необычного формата, объединившее в себе фольклорно-этнографический фестиваль и научно-практическую конференцию (организатор и руководитель — доцент Сочинского университета Т.А. Левкевич). Целью такого объединения, как сказано в Положении о фестивале, была «консолидация ученых-теоретиков и практиков-исполнителей в области этнографии, этномузыкологии, этнопедагогики, культурологии, краеведения и фольклористики» — специалистов, которые применяют разные подходы в изучении и освоении народной культуры. В рамках фестиваля проводились мастер-классы по исполнительству, изготовлению народной куклы, сценическому этническому костюму как результату интерпретации традиций народной одежды дизайнером; демонстрировались антропологические и краеведческие фильмы. Музей-заповедник «Кижи» выступил в трех номинациях мероприятия: в конференции, конкурсе фильмов и конкурсе среди коллективов.

Участниками конференции были сотрудники научных институтов и ведомств, преподаватели вузов и работники музеев. Прочитанные доклады обобщали опыт исследовательской и научно-практической работы. С докладом «Этноинструментоведение в Карелии: история и перспективы развития» от музея-заповедника «Кижи» выступила сотрудник отдела фольклора Н. Михайлова. В качестве иллюстрации работы автора в этом направлении была представлена монография Евгения и Натальи Михайловых «Музыка северной деревни». За участие в научно-практической конференции, «научные изыскания в сфере этнографии и фольклора» и «верное служение народным традициям» Наталье Михайловой был вручен диплом «Хранителя народных традиций».

На презентации фильмов музей «Кижи» представил научно-популярный фильм «Ирина Андреевна Федосова — вопленица и поэтесса» (авторы — начальник отдела фольклора В.Кузнецова и ст. н. сотрудник отдела И. Набокова), созданный к 180-летнему юбилею знаменитой народной исполнительницы, вместе с одноименной выставкой. Наиболее яркой и зрелищной частью события был, конечно, фестиваль. Если охарактеризовать его кратко, можно воспользоваться прозвучавшим на его открытии словом «разноцветье». Действительно, это было разноцветье — по географии и охвату национальных культур, по целям и форме существования коллективов. Назовем среди них тех, чей высокий уровень владения традицией был признан и членами жюри, и участниками фестиваля. Особую группу здесь составили аутентичные исполнители, «носители» традиции. Это фольклорный коллектив села Нижняя Покровка (Красногвардейский район Белгородской области, руководитель — Н. Маняхина). Это этнографический ансамбль эстонских сел Сулево и Сальме в Абхазии в составе дуэта сестер восьмидесяти и восьмидесяти двух лет, выделявшегося на фестивале репертуаром — эстонскими песнями и пением в высоком регистре. Это музыкант-самоучка сольный исполнитель старинных адыгейских песен на струнно-смычковом инструменте шичепшин М. Тешев (Сочи), являющийся одновременно мастером по изготовлению этого инструмента. Образцом освоения певческой традиции можно назвать коллектив студентов и выпускников отделения этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств — фольклорный ансамбль «Воля» (руководитель — Г. Сысоева), представивший песни воронежско-белгородского пограничья. Многие песни они исполняли вместе с коллективом села Нижняя Покровка — их «учителями».

Обладателем гран-при фестиваля стал фольклорный ансамбль «Старина» (станица Кумылженская Волгоградской области, руководитель – Е. Фирсова), показавший культуру хопёрских казаков. Среди выдающихся участников были и танцевальные коллективы – это солисты государственного ансамбля народного танца «Ингушетия» и детский ансамбль танца «Веселая карусель» (Калмыкия). Кроме этого в фестивале принимали участие коллективы из Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, представители армянской, цыганской и марийской традиций.

Задачей ФЭТ музея «Кижи» во время трех выступлений: на открытии фестиваля, в конкурсной программе и финальном гала-концерте — было показать богатство культуры Карелии в разных ее традициях — русской, карельской и вепсской с самобытными чертами каждой из них — и в разнообразии форм народного творчества. В конкурсной программе участники коллектива демонстрировали традиционные ремесла северо-западных районов: вязание одной иглой (Р. Мартьянов), изготовление деревянных игрушек (Б. Москин) и бус-жгутов из бисера (Ж. Гвоздева), вышивка двусторонним швом (Н. Михайлова), прядение (В. Кантор) и шитье на швейке (Д. Абросимова). Затем ФЭТ представил на сцене два фрагмента заонежского свадебного обряда («выкуп стола» и «вывод невесты за столы») с исполнением сольных причитаний (П. Лёгкая). Следующая часть конкурсного выступления была построена на сопоставлении двух традиций — русской и карельской, русской и вепсской в песне и танце. Здесь прозвучали заонежские духовный стих «Старец и Пятница» и песня «Экой Ваня», зачин карельской руны (И. Михайлов), традиционный карельский наигрыш на кантеле «Ripatska» (П. Лёгкая), были показаны карельские танцы «Hyvaa ilta» и ристу-кондра под аккомпанемент на йоухикко (П. Лёгкая). Тематическая программа «Заонежская молодежная беседа середины XIX века» тоже включала элемент сравнения: был исполнен заонежский танец ланцы под песню и вепсский полуланчик под гармонь (гармонист — Е. Михайлов).

Конкурсное выступление ФЭТ предварял рассказ о работе музея-заповедника «Кижи», о целях и специфике работы театра как коллектива музея, о костюмах участников (Ж. Гвоздева); комментарием сопровождались и сценические номера (Н. Михайлова). Члены жюри конкурса оценили это как органичное обрамление выступлений ФЭТ. Председатель конференции академик РАМН вице-президент РАЕН директор НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды Ю. Рахманин отметил, что коллективу удается создать сценический образ, наличие которого, по его мнению, является главным условием работы. Доктор культурологии ведущий научный сотрудник РЭМ, специалист по традиционному костюму, Н. Калашникова дала высокую оценку качеству реконструкции этнографических костюмов участников.

По итогам работы Фольклорно-этнографическому театру музея «Кижи» был присужден диплом лауреата фестиваля «За высокий уровень исполнительского мастерства, за большой практический вклад в дело сохранения этнографических знаний и духовного наследия своего народа». Получение коллективом звания лауреата фестиваля произошло впервые.

Подводя итоги фестиваля, можно сказать, что, как и прошедшая недавно в музее «Кижи» конференция «Рябининские чтения–2011», мероприятие в Сочи стало площадкой для профессионального общения и обучения. Это радость встречи с носителями чистой традиции и возможность работать рядом с известными специалистами. Это и своего рода профессиональная необходимость — оценить свое место среди других коллективов и вновь определить собственные позиции — представление традиционной культуры Карелии на основе ее научного изучения в комплексе. В этом смысле участие в фестивале можно назвать профессиональным праздником для коллектива.

В заключение хочется выразить благодарность администрации музея-заповедника «Кижи» за предоставленную коллективу ФЭТ возможность участия в фестивале и конференции — это событие останется важной вехой в истории его деятельности. Попечительский совет и жюри фестиваля направили в адрес директора музея Э. Аверьяновой Благодарственное письмо с выражением признательности «за поддержку традиционной народной культуры».

P.S. На пути возвращения из Сочи в Петрозаводск ФЭТ по приглашению преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств выступил с программой для его студентов и преподавателей. Выступление прошло в здании СПбГУКИ, в Белом зале дома фельдмаршала Н.И. Салтыкова на Дворцовой набережной. Здесь с конца 1820-х годов жена австрийского посла Долли Фикельмон устраивала приемы и танцы, на которых часто бывал Александр Сергеевич Пушкин.

Дарья АБРОСИМОВА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф