Фольклорно-этнографический театр: опыт методической и просветительской работы @kizhi
В 1989 году научные сотрудники музея «Кижи», инженеры, хранители, реставраторы организовали фольклорную группу, переросшую в течение первого десятилетия в уникальный фольклорный коллектив. Изучение и освоение традиционной певческой и танцевальной культуры русского населения Карелии стали его основной целью. В процессе работы были созданы «живые» выставки: молодёжные гуляния - «бесёды» и «игрища» и фрагменты свадебного обряда. Осознание перспективности и важности развития в музее направления деятельности, связанного с изучением, сохранением и презентацией фольклорного наследия края, стимулировало создание в 2001 году отдела фольклора и сектора «Фольклорно-этнографический театр». Главным принципом, который лёг в основу деятельности фольклорного ансамбля, стал принцип научной достоверности и этнографической точности показа фольклорных традиций Олонецкой губернии к.XIX-н. ХХ века. В связи с этим, изучение научной литературы, архивных материалов, полевые исследования (экспедиционные выезды) стали той базой, которая предшествует созданию каждой новой программы ФЭТ.
Регина Борисовна Калашникова – основатель фольклорной группы музея – не случайно назвала программы, представляемые коллективом, фольклорными выставками. Их разработка соизмерима с подготовкой музейной предметной выставки. Научная справка – это концепция выставки, сценарный план — это ТЭП. Как каждый предмет готовят к экспонированию (чистят, реставрируют, располагают в экспозиционном пространстве), так и сценарный план воплощают в жизнь, в процессе долгих репетиций разучивая с участниками коллектива те или иные фольклорные жанры. Разница заключается, пожалуй, в том, что создание стационарной предметной выставки заканчивается в момент ее открытия, а фольклорные выставки – это живой, постоянно изменяющийся организм, где большую роль в подаче и восприятии материала играют импровизация и вариативность, зависящие от опыта и мастерства людей, воплощающих программу в жизнь. Поэтому каждый следующий показ будет отличаться от всех остальных. За прошедшие годы сотрудниками музея было разработано около десяти различных программ-фольклорных выставок: «Поморская вечерина» (автор Е.В. Герасимова), «Заонежская молодёжная бесёда в записи В.Д. Лысанова» (автор Ж.В. Гвоздева), «Музыкальные инструменты Карелии», «Игры крестьянских детей» (автор Н.С. Михайлова), «Заонежская прядимая бесёда», «Подвижные игры крестьянских детей Петрозаводского и Повенецкого уездов Олонецкой губернии» (автор В.Е. Кантор), «Свадебный обряд Заонежья» (автор В.П. Кузнецова), «Святочная вечерина Кемского поморья» (автор И.И. Набокова). Сейчас идет работа над новой программой «Рекрутский обряд Заонежья» (автор Н.А. Ригоева). Каждая из представленных разработок ложится в основу лекций, читаемых авторами как в рамках ежегодного лектория Фольклорно-этнографического театра, так и по специальным заявкам. А некоторые сценарии легли в основу коммерческих программ фольклорного ансамбля, рассчитанных на туристические группы и приносящих музею доход – это программы «Молодежная бесёда Заонежья», «Фольклорное наследие Карелии» и «Музыкальные инструменты Карелии».
Результаты научно-исследовательской деятельности сотрудников воплощены в целом ряде публикаций: монографиях Натальи и Евгения Михайловых «Музыка северной деревни», Надежды Ригоевой «Рекрутский обряд Заонежья», альбоме и фильме «Ирина Андреевна Федосова — вопленица и поэтесса» (авторы В.П. Кузнецова, И.И. Набокова, Д.Д. Абросимова), видеофильме «Вострублю в трубу велегласную» (авторы Наталья и Евгений Михайловы). Компакт-диски, выпущенные Фольклорно-этнографическим театром — «Песни Русского Севера» и «Жестокий романс» в двух частях, — также являются уникальными сборниками традиционного песенного фольклора Карелии, а новый диск «Нам кандрель та прилюбиласе…» станет первым в Карелии изданием традиционной танцевальной музыки. В рамках музейного проекта «Иллюзии Старого города» готовится публикация сборника романсов «Когда были юные годы…» (составители Е.В. Герасимова, Н.А. Ригоева).
Важным направлением просветительской деятельности сотрудников сектора ФЭТ является лекционная работа. Ежегодно, начиная с 2005 года, с участием Фольклорно-этнографического театра в музее проводится фольклорный лекторий по различным темам: «Игры крестьянских детей», «Праздничный календарь русских Олонецкой губернии» (2005—2006 гг.), «Бесёдное веселье Олонецкой губернии» (2007 —2008 гг.), «Живая старина народов Карелии: эпос, музыка, танец» (2009—2010 гг.), «Живая старина народов Карелии: традиции семьи и деревенской общины» (2011—2012 гг.). В рамках лектория сотрудники проводят 4-5 лекций, соответствующих общей тематике года. Сотрудники отдела фольклора и сектора ФЭТ проводят лекции и в рамках выездного «Фольклорного лектория» по районам Карелии. Тематика лекционно-практических занятий разнообразна: «Традиционные музыкальные инструменты Карелии», «Прядимая бесёда», «Игры крестьянских детей Олонецкой губернии», «Заонежская сказительница П.Н.Коренная», «Методика работы по освоению фольклорного песенного материала». Наблюдая за слушателями на таких занятиях, можно отметить, что история и культура нашего края вызывают большой интерес как у взрослых, так и у детей.
В течение года сотрудники сектора проводят лекции на курсах экскурсоводов музея-заповедника «Кижи» для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений г. Петрозаводска, а также в рамках проектов Детского музейного центра «Летний университет» и «Летняя этнографическая школа». Особенно интересны занятия с проведением мастер-классов по изготовлению традиционной куклы, прядению шерсти, изучению детских игр и исполнению традиционных наигрышей на музыкальных инструментах.
Особое место занимают лекции-беседы по темам: «Творческие люди среди нас», «От добрых рук ничего не уходит», «Песенная традиция Заонежья» (с участием фольклорной группы «Куделюшка», рук. Н.А. Ригоева), которые проводятся в Городском обществе слепых, в Комплексном центре социального обслуживания населения «Истоки» и в Петрозаводском доме-интернате для ветеранов.
Нужно отметить, что знания сотрудников сектора о традиционной культуре Карелии, опыт работы с таким материалом послужили поводом к обращению в музей учреждений, специализирующихся на изучении фольклора и его показе на сцене. В 2011-2012 годах для студентов и педагогов Государственного университета культуры Санкт-Петербурга были прочитаны и проиллюстрированы участниками ФЭТ лекции по теме «Фольклорное наследие Карелии» и «Традиционный костюм Заонежья». В марте текущего года руководство Государственного ансамбля «Кантеле» обратилось к сотрудникам отдела с предложением о проведении курса лекций по традиционной духовной культуре русского населения Олонецкой губернии, который был успешно прочитан.
Активно привлекаются специалисты сектора и к проведению различных семинаров. В 2010 году сотрудники сектора Н.С. Михайлова и П.Б. Легкая приняли участие как лекторы, руководители мастер-классов в крупном проекте «Мастерская будущего финно-угорской молодежи» (учредители ОО «Молодая Карелия», ОО «МАФУН», ОО «Россия-Финляндия»), реализующем тему «Музыкальные инструменты прибалтийско-финских народов Северо-Запада Российской Федерации: традиции и современность». В 2011 году Н.С. Михайлова была приглашена в качестве лектора на Всероссийский семинар-практикум руководителей финно-угорских фольклорных коллективов Северо-Западного региона РФ, а затем на семинары, организованные ОО «Невонд» в районах Карелии. Основными темами выступлений были: «Фольклорный ансамбль в музее. Опыт работы», «Музыкальные инструменты Карелии», «Молодежные гуляния в Карелии кон. XIX—нач. ХХ в.». К специалистам Фольклорно-этнографического театра последнее время обращаются за консультациями по изучению фольклорного наследия Карелии различные организации Петрозаводска и районов Карелии. Очень часто по вопросам пошива традиционной одежды к нам обращаются руководители фольклорных коллективов и просто любители, желающие сшить себе традиционный наряд. Их интересуют особенности деталей повседневных и праздничных костюмов, подбор ткани и т.п. Необходимую информацию им предоставляет ведущий методист сектора В.Е. Кантор.
Важную роль в повышении профессионального уровня сотрудников сектора играет не только собственное исполнительство и проверка на практике всего того, что удалось установить в результате научно-исследовательской деятельности, но и работа с коллективами-спутниками Фольклорно-этнографического театра. Это фольклорная группа потомственных заонежан «Куделюшка» (руководитель Надежда Ригоева) и детская группа ФЭТ (руководители Полина Легкая и Дарья Пахомова). Именно эти ансамбли стали естественным продолжением деятельности Фольклорно-этнографического театра, значительно обогащающие опыт сотрудников по работе с группами разных возрастов.
Сотрудники сектора постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещая различные курсы и семинары. На базе Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э. Раутио в 2010 г. Е.В.Герасимова и Н.А. Ригоева прошли курсы повышения квалификации по специальности «Руководитель народного хора». Почти весь сектор ФЭТ посетил курсы по специализации «Музееведение» и «Музейная педагогика», организованные в нашем музее. Сотрудники проходили стажировки в г. Санкт–Петербурге в Фольклорном центре при Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и в Российском этнографическом музее по темам «Русский традиционный костюм», «Игры Русского Севера», «Нотная расшифровка», «Жатвенная обрядность».
Багаж знаний о традиционной культуре и опыт презентации фольклорного наследия в его подлинных, нестилизованных формах, сегодня позволяет говорить о высоком потенциале сотрудников сектора и перспективах формирования методического центра по фольклору Карелии на базе музея «Кижи». Востребованность специалистов данного профиля как в Петрозаводске, так и в районах Карелии, а также активная работа в этом направлении сотрудников подразделения служат тому убедительным подтверждением. Следующим серьезным шагом на этом пути станет проведение на базе музея в 2013 году семинара для руководителей фольклорных коллективов, осуществляющих совместную с музеями деятельность. Это мероприятие позволит не только поделиться с коллегами тем богатым опытом, который наработан за прошедшие двадцать с лишним лет существования коллектива, но и чётче обрисовать дальнейшие перспективы развития форм сохранения и презентации фольклорного наследия в музейном коллективе.