Работы Игоря Гашкова представлены на выставке в Музее изобразительных искусств @kizhi
Новая выставка «Дерево и текстиль. Традиции и интерпретации» открылась 12 февраля 2016 года в Музее изобразительных искусств РК. На ней представлены произведения карельского художника, начальника отдела реставрации фондовых коллекций музея «Кижи» Игоря Гашкова, выполненные в технике резьбы по дереву на темы эпоса «Калевала», и работы московского художника по костюмам Ксении Дмитриевой.
Проект «Дерево и текстиль. Традиции и интерпретации» — это попытка объединить разные материалы, различные способы творческого самовыражения и осмысления традиций народного искусства.
Игорь Гашков работает в музее «Кижи» с 1996 года. Вся его жизнь связана с творчеством, а биография Игоря Генриховича — путь большого художника.
В 1986 году Игорь Гашков окончил Абрамцевское ордена «Знак Почёта» художественно-промышленное училище им. В. М. Васнецова и был направлен для работы в Петрозаводск на комбинат «Карельские сувениры». Создавал новые образцы для производства, искал национальное своеобразие в традиционном искусстве народов Карелии. Одновременно работал над авторскими произведениями и, начиная с 1988 года, регулярно принимает участие в Республиканских художественных выставках.
В 1990-е годы Игорь Гашков — активный участник фольклорного коллектива «Карельская горница». Крупномасштабные «Калевальские» спектакли, поставленные Виолой Мальми, подтолкнули художника к самостоятельной работе над эпосом. До начала работы автор досконально изучил всю доступную литературу об эпосе, подробно проанализировал материальную культуру карел от древних времён до современности (в т. ч. в сравнении с соседними и родственными народами), а также исследовал сохранившиеся исторические источники в фондах музеев Карелии. В 2000 году появилось первое крупное произведение на тему «Калевалы» (панно «Создание мира и рождение Вяйнемейнена», 116×165 см).
Эпос «Калевала» становится основной темой произведений художника. В 2005 году за создание первых восьми резных панно на темы «Калевалы» Игорь Гашков был принят в «Союз Художников России». Сегодня серия насчитывает уже 24 работы разных размеров, порой достаточно крупных (до 176×117 см). Масштаб панно художника эпичен. Автор делает большие вещи не только технически грамотно, но достигает в них подлинной монументальности, Многочисленные «клейма» пересказывают эпизоды «Калевалы». В них очень живо действуют герои, излагаются обстоятельства их подвигов. Их фигуры узнаваемы, детали точны и выразительны. Композиции решены плоскостно, в духе средневекового искусства, таким же образом стилизован их язык. В нём соединяются как черты наивного, народного творчества, так и подлинно современные лаконизм и динамичность.
В 2000-е годы, постоянно совершенствуя своё профессиональное мастерство, художник принимал участие практически во всех выставках народного и декоративно-прикладного искусства, проводившихся в столице Карелии. За участие в организации и проведении выставок много раз поощрялся Благодарственными письмами. В том числе Карельского Центра народного творчества «за большой творческий вклад в дело возрождения, сохранения и развития народных промыслов и ремёсел» (2003 г.) и Республиканского Центра национальных культур «за большой личный вклад в развитие прикладного искусства Республики Карелия» (2006 г.).
Музей изобразительных искусств РК по итогам Республиканских художественных выставок дважды награждал Игоря Гашкова Дипломами: «За лучшее произведение декоративно-прикладного искусства» (2007 г.) и «За современную интерпретацию мотивов эпоса „Калевала“ (2008 г.). Одна из работ — „Сотворение Сампо“ была приобретена в фонды музея.
«Калевальские» работы художника постоянно выставляются на крупных Российских выставках: на зональных «Российский север» в Вологде в 2003 году, в Новгороде в 2008 г., в Сыктывкаре в 2013 г. и на XII Всероссийской выставке в Москве в 2014 г.
С 2007 по 2012 год Игорь Генрихович был избран членом Правления Карельского регионального отделения «Союза художников России», где курировал работу с молодыми художниками Карелии. При его непосредственном участии к 2010 году было создано Молодёжное объединение при «Союзе». Это подтолкнуло молодых художников к более активной работе, и сегодня многие из них уже приняты во «взрослый» «Союз».
Работая в музее-заповеднике «Кижи» с 1996 года, Игорь Генрихович овладел редкой для Республики Карелия профессией. Министерство культуры России присвоило ему вторую категорию художника-реставратора произведений из дерева. Многие музейные предметы приведены в порядок его руками. В настоящее время Игорь Гашков руководит отделом реставрации фондовых коллекций музея-заповедника «Кижи», участвует в организации реставрации резного золочёного иконостаса Преображенской церкви Кижского архитектурного ансамбля. В тесном взаимодействии со специалистами различных реставрационных организаций России он занимается разработкой практических приёмов укрепления и восстановления столярных конструкций и повреждённой художественной резьбы.
Игорь Генрихович является активным участником и других направлений музейной деятельности: организует работу реставрационного совета, входит в состав Экспертной фондово-закупочной комиссии. Благодаря его собирательской работе, коллекции музея пополняются лучшими произведениями современных художников и мастеров Карелии.
В этом году Игорю Гашкову исполняется 50 лет, и выставка является своеобразным отчётом художника.
Увидеть «калевальские» работы Игоря Гашкова можно на выставке «Дерево и текстиль. Традиции и интерпретации» в Музее изобразительных искусств РК с 12 февраля по 13 марта. Добро пожаловать на встречу с прекрасным!
Пресс-служба | |
---|---|
e-mail: | press@kizhi.karelia.ru |