Кижи онлайн: Хранитель Евгений Евдокимов о коллекции саней @kizhi
Готовь сани летом! В музее «Кижи» они всегда готовы, круглый год, потому что за коллекцией саней внимательно следят, холят и лелеют бесценные экспонаты наши музейные хранители.
На Руси сани ценились больше колесного транспорта. До конца XVII века царственные и высшие церковные особы торжественно выезжали на них даже летом. Ими же пользовались во время свадебных и похоронных процессий. На масленичных гуляниях обязательным было катание с горки. Дети предпочитали маленькие санки-чунки. Молодежь и пожилые люди скатывались на больших многоместных моделях.
В Заонежье подавляющее большинство традиционных транспортных средств (а ими считаются сани — дровни, волоки или волокуши, лыжи) изготавливались в крестьянских хозяйствах повсеместно своими силами. В то же время выездные сани — «кресла», колесные транспортные средства производились лишь в отдельных местах. Так в Заонежье мастерами в изготовлении саней считались семьи Барышевых и Пичугиных из деревни Вороний Остров. Xорошие сани делали в деревнях Поля и Микково. Славились по Заонежью выездные сани, сделанные мастерами Русаковыми из деревни Ботвинщина (Толвуя). Русаковы не только мастерили сани, но и расписывали их. Роспись саней также производилась в деревнях Никитино (Пидасельга) и Кургеницы. Однако признанным центром росписи саней и бытовых предметов считалась деревня Космозеро, где проживала семья талантливых художников Абрамовых. Последним в их роду был Иван Михеевич Абрамов — к нему везли сани на роспись со всего Заонежья. По данным 1905 года всего изготовлением саней в Великогубской волости занимались 8 мастеров, в Толвуйской — 12.
О некоторых экспонатах кижской коллекции саней рассказывает хранитель Евгений Евдокимов.