В церковь Преображения Господня на острове Кижи вернулась Плащаница начала XIX века @kizhi
Плащаница помещена в специальную гробницу в северном приделе храма. В документах церкви о «прибылых вещах» за 1834 год «плащаница, писанная на холсте самой высокой работы» значится как пожертвование крестьянина Антона Ошевнева, чье имя также указано на обороте холста.
Реставрацию Плащаницы больше года выполняли специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Предоставим слово реставраторам: «Экспонат состоит из трех частей: изображение Иисуса, написанное маслом на холсте, деревянный подрамник и кайма, выполненная из бархата. После демонтажа памятника холст на подрамнике был передан в мастерскую реставрации масляной живописи, а кайма — в мастерскую реставрации тканей.
С живописным произведением работали художники-реставраторы Денис Вячеславович Самойленко и Антон Анатольевич Трофимов. В процессе реставрационных работ был укреплён порошкующийся красочный слой. Особую сложность в работе вызвало устранение сседаний красочного слоя, образовавшихся в результате усадки основы (холста) картины. Выполнены многочисленные состыковки прорывов основы. Устранены поверхностные загрязнения, представляющие собой смесь грязи, копоти и ворса бархата от каймы. По возвращении в музей художественное произведение будет экспонироваться в горизонтальном положении, что может вызвать провисание холста и образование изломов холста и красочного слоя о внутренние грани подрамника. Поэтому при монтаже плащаницы была применена индивидуальная методика, разработанная в Центре Грабаря: подрамник с системой горизонтального экспонирования. Это позволит избежать вышеописанные разрушения. После технической реставрации было выполнено тонирование в пределах утрат авторского красочного слоя.
Кайма была передана в мастерскую реставрации тканей, где с ней работали художники-реставраторы Валентина Сергеевна Букреева, Анна Владимировна Чжуан, Екатерина Игоревна Горохова, Екатерина Николаевна Заварина.
По всему периметру каймы идет вышитый золотными нитями по картону текст тропаря Великой субботы «Положение во гроб». По трем углам каймы сохранились шитые по картону золотной нитью Херувимы, четвертый утрачен. Сохранились две кисти пришитые в углах нижней каймы и две петли от утратившихся кистей верхней каймы.
При поступлении на реставрацию кайма имела общее сильное загрязнение, была деформирована ткань бархата, подкладки, бахромы, галуна и золотного шитья. Имелись многочисленные пятна воска по всей поверхности, затеки от окислов металла, особенно сильные на бахроме. Буквы шитья были сильно загрязнены, картон-основа деформирован, частично утрачено золотное покрытие нитей. Местами имелись разрывы нитей и их ослабление. Значительные утраты ткани бархата вместе с буквами текста тропаря.
Первым этапом реставрационных работ была механическая очистка пятен воска, а затем общее обеспыливание. После демонтажа декоративных элементов выполнено ослабление пятен, очистка бархата и золотного шитья с лицевой и оборотной сторон. Для дублирования подобран плотный газ, для восполнения утрат шелковый бархат, ткань х/б, для перекрытия тонкий газ. Для укрепления разрывов и монтажа использовались шелковые, газовые и х/б нити. Проведено окрашивание реставрационного бархата и укрепление его в местах утрат на верхней и нижней каймах.
Отдельного внимания заслуживает работа Екатерины Николаевны Завариной и Анны Владимировны Чжуан с декоративными элементами Плащаницы. По всему периметру каймы идет вышитый золотными нитями по картону текст тропаря погребения Христова «Благообразный Иосиф». По трем углам каймы сохранились шитые по картону золотной нитью херувимы, четвертый утрачен.
Для реконструкции надписи была выбрана техника шитья золотными шнурами по контуру букв: задачей реконструкции была цельность надписи и читаемость текста. Для создания вышивки восполненная реставрационная ткань запялена на специально изготовленном подрамнике с натянутой х/б тканью, на восполненную ткань перенесены контуры утраченных букв и выполнена вышивка золотными шнурами.
Для копии-реконструкции утраченного херувима была выбрана техника шитья «по карте» — по аналогии с оригинальной техникой памятника. Крылья вышиты скаными золотными нитями, нити подобраны и скручены вручную из материалов вспомогательного фонда. Рисунок, повторяя оригинал, расшит золотной канителью и пайетками, нимб — пряденой золотной нитью.
Херувимы пришиты по внешнему и внутреннему контуру шелковыми нитями, окрашенными натуральным красителем. С изнаночной стороны бархатной ткани в места расположения херувимов подведена бумажная основа, точечно зафиксированная по контуру фигуры шелковыми нитями.
Для реставрации Плащаницы и реконструкции утраченных элементов были разработаны и применены новые методики, материалы».
Источник: https://vk.com/grabar_centre