Путеводитель по выставке «Символы. Тайное и явное» @kizhi
ФОНДОВЫЕ СОБРАНИЯ
На выставке представлено более 80 предметов из фондов музея-заповедника «Кижи». Во входной зоне 1 этажа разместилась экспозиция, посвященная древнему периоду. Фотопанно Олега Семененко «Мыс Пере. Вид на Бесов Нос» и «Петроглифы» погружают посетителей в мир древних символов Карелии. В витрине представлены осколки керамики конца V тыс. до н. э., украшенной оттисками рыбьего позвонка. Один сохранившийся древний позвонок можно разглядеть на фрагменте сосуда. Считается, что такой способ декора мог иметь ритуальное значение: он обеспечивал удачу в рыбном промысле. Рыба уже тогда была магическим символом, позже она стала символизировать христианство. Например, первые христиане на шее носили маленьких рыбок из металла, перламутра, стекла вместо нательного крестика. Слово рыба в древнегреческом языке (Ίχθύς) прочитывалось как монограмма «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».
Рядом с керамикой находятся валун с желобком и грузила из кварцита, сланца и песчаника конца V – нач. III тыс. до н. э., а также рыболовные крючки XV – XIX вв. Следующая локация переносит нас в XIX – XX вв., в мир рыболовов из карельских и заонежских деревень. В развешенной, словно для просушки, сети с аутентичными поплавками запутались гребешки из Белого моря.
Сеть была привезена из деревни Куйккинаволок что на озере Ведлозеро. Она принадлежала Григорию Топпареву. Последние годы сеть хранилась на чердаке родового дома в Юргилице Пряжинского района. Внук Григория Топпарева, Сергей Минин, передал сеть корреспондентам карельского телевидения, и она неоднократно была задействована в съемках передач на карельском языке, а по прошествии времени сеть оказалась в нашем музее.
В фотозоне разместился старинный сундук и невод длинной в 71 метр. Этот невод также происходит из карельской деревни Вохтозеро Кондопожского района.
В витрине можно увидеть взметнувшуюся стайку рыб – сетевязные иглы первой половины XX века. На 2 этаже главный акцент сделан на теме рыбной ловли и приготовления рыбы. В одной из витрин представлены необходимые для рыбалки предметы: льняной мешочек рубежа XIX – XX вв. для рыболовных принадлежностей из Южной Карелии, сетевязные иглы и стеклянный поплавок, острога и «дорожка» – предшественник спиннинга – XX века, рыбацкий нож в ножнах, изготовленный И.И. Набоковым в 2004 году.
Важным ритуалом для рыболова было чтение заговоров на рыбную ловлю, например, таких, какие представлены в рукописи начала XX века из коллекции крестьян Корниловых. В двух других витринах расположились предметы быта: глиняные и деревянные солонки, шумовка для доставания рыбы из ухи и керамические сковороды рубежа XIX – XX вв. Кроме этнографических экспонатов, здесь представлены и авторские изделия: солонки XX века Н.П. Галушина и И.И. Набокова, рыбацкий набор Н.П. Галушина, статуэтка «Свежий ветер» Ю. В. Пелепенко, модель парусно-гребной лодки В. Д. Тихонова.
В открытых хранилищах коллекций «Керамика», «Фарфор», «Металл», «Археология» и «Дерево» можно увидеть разнообразные предметы, связанные с символикой воды и рыбы. Замыкает экспозицию «Большой Водлозерский корабль», построенный в 2008 году А. В. Титовым. Корабль выставлен для просмотра у входа в хранилище «Дерево» в контексте фотопанно «Мыс Пери Нос» Олега Семененко.
Линейность (путешествие от древности до наших дней) и цикличность композиции (возвращение к древности) создают многомерное прочтение символики воды.
БЕЗ ДНА
На 2 этаже развернулась экспозиция авторских работ в технике эгломизе, выполненных художниками мастерской «Фотоглаз» / Photoglass» Юлии Утышевой, Анны Кондюковой, Оксаны Лазаревой и Татьяны Литовой.
Процесс создания фотопанно похож на волшебство: фотография превращается в уникальный стеклянный или зеркальный арт-объект.
Эгломизе – это декорирование обратной стороны стекла или зеркала гравировкой, золочением, серебрением, окрашиванием. Термин появился в лексиконе антикваров в конце XVIII в. как производное слово от имени парижского рисовальщика и изготовителя рам Жана Батиста Гломи (Jean-Baptiste Glomy). В современном мире техника эгломизе обрела второе рождение и получила широкое распространение, в том числе и в сфере художественной фотографии. В России одним из первых стал использовать зеркала для оформления своих работ всемирно известный фотохудожник Владимир Клавихо-Телепнев. В такой же технике создает иконы и фотокартины признанный художник и реставратор Андрей Бринцев. Подготовка зеркала и создание стеклянной фотокартины – трудоемкий процесс, у каждого художника свои секреты. Юлия Утышева училась фотоэгломизе у Сергея Романова, фотохудожника с мировым именем. Она является автором идеи создания мастерской и делится с коллегами тонкостями ремесла и тайнами творчества. Это новое направление творчества в Карелии.
Первая в Петрозаводске выставка художественной фотографии на старых зеркалах состоялась в начале 2020 г. в медиацентре «Vыход» в рамках проекта «Креативный город: развитие творческих индустрий Петрозаводска» (при поддержке Фонда президентских грантов).
На нашей выставке представлены следующие работы мастеров:
- Утышева Ю. В. Поморские деликатесы.
- Утышева Ю. В. «В третий раз закинул он невод...».
- Кондюкова А. В. Кер-Палык. Из серии «Север. Мифы»
- Кондюкова А. В. Рождение души. Из серии «Север. Мифы»
- Кондюкова А. В. Из серии «Север. Мифы».
- Лазарева О. В. Когда небо станет водой.
- Лазарева О. В. Плыть по облакам.
- Лазарева О. В. Кубышкино поле.
- Литова Т. А. Сны о море в рыбной лавке. 1.
- Литова Т. А. Сны о море в рыбной лавке. 2.
- Литова Т. А. «Великие рыбы и всякие бездны».
Девять из одиннадцати представленных работ созданы специально для нашего проекта.
ВАТЕРЛИНИЯ
На 1 этаже представлены фотомарины Татьяны Литовой «Ватерлиния». Эта серия водных пейзажей символически отражает мощь и таинственность водной стихии. Образ ватерлинии здесь и символ границы, в том числе и границы нашего восприятия мира. Сюрреалистические по стилистике фотографии выполнены при помощи творческих приёмов съёмки, без цифрового коллажирования и серьёзных манипуляций в графических редакторах. «Ватерлиния» стала одновременно началом и концом выставки «Символы. Тайное и явное», построенной по принципу кольцевой композиции.
Все возвращается на круги своя. И лишь выход за пределы круга переносит в иллюзорно-сюрреалистическое пространство, наполненное таинственной символикой смыслов близких и понятных каждому реалий.
Творческий коллектив:
- Куратор выставки: М. Г. Бабалык
- Научные консультанты: Н. Г. Павлова, И.В. Мельников
- Дизайн и компьютерная верстка: Д. А. Пигин
- Редактор: Т. А. Литова
- Авторы художественных работ: Ю. В. Утышева, О. В. Лазарева, А. В. Кондюкова, Т. А. Литова
- Информационное сопровождение: Д. В. Дюгай, Е. В. Белоусова
- Монтаж: А. Г. Петров
- Печать: С. С. Безручко, С. В. Лобанов
Подробнее об авторах выставки и ее создателях:
группа ВК музея Кижи и музейного фондохранилища
группа ВК мастерской Фотоглаз.
Больше информации о выставке.