1 июня на острове Кижи откроется выставка «Песни кижских колоколов» @kizhi
Новая выставка музея-заповедника «Кижи» знакомит с русскими церковным колоколам XIX — первой четверти XX века, собранными на территории Карелии, и возрождением колокольного звона в музее-заповеднике «Кижи».
В том числе, на выставке представлен самый большой колокол музейной коллекции. Он был отлит в Санкт-Петербурге на заводе В. М. Орлова в 1912 году для церкви в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость», построенной в 1900 году в дер. Орусъярви Питкярантского района Республики Карелия. На нём надписи о месте и дате производства, о весе колокола, а также о людях, на чьи средства он был «сооружён».
Историю возрождения колокольных звонов в музее-заповеднике «Кижи» иллюстрируют снимки фотографа-художника Игоря Георгиевского из музейного фотоархива.
Выставка будет открыта на первом этаже колокольни Кижского погоста с 1 июня по 31 октября 2023 года.
На Русском Севере, издревле сложилась самобытная школа звонарского искусства, которая опиралась на местный музыкальный фольклор и в полную меру использовала акустические возможности деревянных колоколен. Как не было двух одинаковых часовен в Заонежье, так не было и одинаковых звонов. Звонарских школ, утверждённых методик преподавания, нотных записей раньше не было — традиции передавались от учителя к ученику.
С одной стороны, стать звонарем может и человек без музыкального образования. По словам самих звонарей, особенно часто колокольные звоны притягивают к себе историков и верующих. Таким образом, в мастерстве звонаря есть нечто притягательное и для людей науки, и для людей искусства, и для людей веры. При этом количество нюансов, которые нужно знать и чувствовать — неисчислимо.
«Как нет двух одинаковых людей, так нет двух одинаковых звонниц,— объясняет звонарь Федоровского собора в Санкт-Петербурге Татьяна Безрученко.— На звучание влияет количество, вес и взаимное расположение колоколов, различные способы, техники и приемы звукоизвлечения, высота колокольни и особенности окружающего ландшафта, температура и влажность воздуха, скорость и направление ветра, расстояние до слушателя».
«Ландшафт служит как бы резонатором. Например, над водой звук распространяется лучше, а стены, напротив, преграждают путь звуковым волнам, и возникает эхо. От материала, из которого сделана колокольня, зависит, в том числе, и вес колоколов, которые на ней можно установить. Вибрация одного колокола влияет на звучание всех остальных и наоборот,— рассказывает звонарь Софийской звонницы Новгородского Кремля и музея деревянного зодчества „Витославлицы“ Андрей Васильев.— К этому надо прибавить своеобразие исполнительских приемов в разных регионах и индивидуальный стиль самого звонаря, поскольку в нашем деле не последнюю роль играют импровизации».