17 июля в зале дома Ошевнева на острове Кижи откроется новая выставка, посвященная заонежской традиции чаепития «Чай на чай ладится» @kizhi
Эта заонежская поговорка, бытовавшая в южном Заонежье, отражает большую любовь крестьян к чайному напитку.
По свидетельствам историков чай в России впервые появился в XVII веке, он был привезен из Азии в виде даров русскому послу Василию Старкову для царя Михаила Фёдоровича. Поначалу свою популярность чай обрел в виде лечебного напитка. В 1769 году был подписан первый договор на поставку чая из Китая, но даже после открытия официальной торговли чай продолжали пить в основном в Москве, в Санкт Петербурге и близлежащих крупных городах.
Олонецкий край узнал о чае в начале XIX века. С открытием в 1810 г. Мариинской водной системы — главной артерии между Волгой и Балтикой — и развитием морского и сухопутного сообщения произошло массовое распространение чая по всей территории губернии. В 1842 г. описывая жизнь населения Олонецкой губернии, русский этнограф Василий Андреевич Дашков замечал, что «чай и кофе составляют здесь необходимую потребность» для народа.
В будни и праздники чай всегда был напитком гостеприимства. Отмечались праздничные дни с непременными молениями в храме, крестными ходами, «гостебищами» у родни. Готовились к празднику заранее. Вечером, в канун праздника, в деревнях начиналась стряпня. Пекли калитки с пшеном, картошкой, с ячневой крупой, пироги с рисом, с изюмом, делали налитушки, пряженые — жареные пироги. Пекли рыбники и косовики с творогом. Пекли овсяные блины с ячневой кашей, пекли «колюбаки» с мясом. Готовили угощений очень много. В каждом доме угощали человек 15, а в большой праздник до 30–40. Праздничная трапеза начиналась и заканчивалась чаепитием.
Хороший китайский чай считался одним из главных праздничных напитков. В конце XIX века наиболее любимыми олончанами были несколько сортов чая — «ординарный», «кирпичный», «ма-ю-кон», «лян-син», «жемчужный или златовидный ханский».
Огромное значение имело правильное приготовление чая. Прессованный чай толкли в ступке, затем засыпали в сухой прогретый заварочный чайник. Сухой чай всегда заливали крутым кипятком и немного настаивали. В чай могли добавляться сливки или молоко, но ни в коем случае не сахар. Считалось, что сахар портит вкус и аромат чая.
Блюдце с колотым сахаром обычно стояло на столе рядом с хозяином дома или хозяйкой, которая колола сахар, выдавала его и зорко следила за количеством потребляемого деликатеса, этот способ назывался «вприглядку». Детям выдавали обычно по сладкому кусочку на каждую выпитую чашку, а взрослые имели право взять сахар «своими перстами». Чай с сахаром пили — «фурындали» разными способами. Самый распространенный — вприкуску или «через сахар». Небольшой кусочек зажимали передними зубами и через него протягивали горячий чай — «форскали».
В зимнюю пору чтобы быстро согреться предпочитали пить чай с кайенским (чили) перцем, который выращивали на окнах как комнатное растение. Обычно чая выпивали по 3–6 чашек. Выпив чаю, гости переворачивали чашку донцем вверх, чтобы больше не наливали.
По будням в крестьянских семьях пользовались глиняной и деревянной посудой кустарного производства, в праздничные дни для гостей подавали «торговые» фабричные изделия. Особо ценили и любили фарфоровую чайную посуду. К концу XIX века фарфор получил широкое распространение в среде купечества, мещанства и зажиточного крестьянства. Предпочитали крестьяне качественные изделия фарфоровых заводов Франца Гарднера, братьев Корниловых, а также продукцию знаменитых фабрик Кузнецовых.
Чай предпочитали пить из самовара, в семьях их было много. Состоятельные крестьяне могли иметь целые коллекции «медальных» самоваров различных форм и производителей. К самовару относились бережно, хранили как семейную ценность. Иногда в доме заводили два самовара: один предназначался для повседневного использования, другой более вместительный и красивый использовали только в праздничные дни.
Посиделки за самоваром в праздники располагали к общению: это и обмен новостями, и истории из прошлого, песни и душеспасительные беседы. «Скоро закипел поставленный батюшка-самоварчик, заговорили по душе, согревшись чайком, и много курьезного поразузнал я, благодаря охотке русского человека к китайскому благодатному напитку»,— писал в 1877 г. путешественник, исследователь Олонецкого края, В. Майнов.
Пресс-служба | |
---|---|
e-mail: | press@kizhi.karelia.ru |