Елена Евсеева: «Как цветочки круто изменили мою жизнь» Vkontakte@kizhi

Продолжаем знакомство с мастерами-демонстраторами на острове Кижи

В день, когда мы встретились с Еленой, ее мастерская расположилась в тени дома Елизарова у самого взвоза — бревенчатого пандуса в хозяйственную часть. Туристы не могли пройти мимо ярких расписных изделий мастера. Смотрели, как из под кисточки Елены вспархивает птица, садится на бутон.

«Роспись кистевая пишется сразу — без права на ошибку. Ничего не подотрешь,— рассказывает Елена.— В старину расписывать прялки, филенки, двери, шкафчики — это была прерогатива мужчин: женщины занимались ткачеством, прядением, воспитывали детей, ухаживали за домашним скотом».

Елена делится с гостями историей про Ивана Абрамова — младшего живописца из династии иконописцев Абрамовых деревни Космозеро, который мог и небеса в храме расписать, а мог и санки с прялками.

Посетители интересуются, где в старину краски брали.

«Бытовой живописи мужчины учились, уходя в подмастерья. Сначала краски перетирали, ведь негде было их купить, надо было самим делать. Если мы знаем, что для иконописи — темпера на яичной основе, то для бытовой росписи краски нужны покрепче — различные масла добавлялись. Получалась краска типа масляной. И добавляли для цвета глину белую, голубую, красную. Находили охристый минерал — терли до порошка. Так получали палитру. Во второй половине XIX века уже появилась возможность покупать привозные красители, более яркие. Добавляли киноварь и голубец, получалось великолепие, которым можно наслаждаться в наших музейных фондах: абсолютно разные оттенки прялок.

А как вы стали мастером росписи?

«Я еще успела поучиться ремеслу в петрозаводском училище № 19 при Комбинате карельских сувениров на отделении художника росписи по дереву. Производство сохраняло традиционную роспись. Но перестройку не пережило, закрылось. Я выучилась на учителя рисования и черчения. Мечтала продолжить учебу на историческом факультете, но не хватило баллов. Решила год „пересидеть“ на карельской росписи. Да так увлекалась, что вот уже два десятилетия занимаюсь этим — расписываю дерево бутонами. Стала не историком, а художником. Так цветочки круто изменили мою жизнь».

Елена Евсеева 12 лет вместе с музеем. Начала в кижском фольклорном театре, третий год участвует в программе «Ожившая экспозиция» мастером-демонстратором.

«Работаю в музее уже с другим пониманием, занимаясь изучением нашего наследия в фондах. В хранилище вы не найдете ни одной одинаково расписанной прялки, хотя основная композиция одна — это древо жизни, древо изобилия. Кажется, картинка из одних и тех же традиционных элементов складывается, а каждый раз разная. Даже цвета отличаются у заонежских, пудожских, поморских прялок. Крестьяне максимально старались расцветить свою жизнь. Цвет помогал им перезимовать, верить, что лето придет, что урожай соберут и все будет хорошо».

Так и расписные изделия Елены Евсеевой не только сохраняют традицию, но и передают яркими цветами настроение, веру и надежду.

23 июля 2024

Пресс-служба
e-mail:press@kizhi.karelia.ru
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф